Гусеничные роботы Вермахта в бою
Неправильно было бы считать, что боевые роботы и беспилотные аппараты — это достояние исключительно современных армий. Разработка подобных устройств велась еще во время Первой мировой войны, а к моменту начала Второй мировой войны в этой области были достигнуты первые ощутимые успехи. Именно во время этого вооруженного конфликта на поле боя появились первые роботы. Правда, несовершенство оборудования тех лет значительно снижало боевую эффективность дистанционно управляемых машин. Так или иначе, и советские предвоенные проекты создания телетанков, и немецкие гусеничные дистанционно-управляемые машины навсегда вошли в историю.
Первые попытки создания телеуправляемых машин предпринимались в Германии еще в годы Первой мировой войны. Тогда изобретатель по фамилии Флеттнер вполне успешно демонстрировал свою «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Данная «торпеда» управлялась по проводам и предназначалась для транспортировки огнемета и разрезания проволочных заграждений.
Работы в этом направлении были возобновлены в Германии лишь в 1930-е годы. Теперь здесь задумались над созданием малых минных тральщиков Minenraumwagen. В 1939 году компания «Боргвард» разработала радиоуправляемую машину, получившую обозначение SdKfz 300 B-I. Данная гусеничная машина обладала массой 1,5 тонны и оснащалась небольшим двигателем мощностью 29 л.с., который позволял ей развивать скорость 5 км/ч при движении по ровной местности, запас хода машины составлял всего 18 км. Металлический корпус устанавливался на шасси с тремя опорными катками. Данная тележка-тягач буксировала сцепку, которая состояла из нескольких тяжелых зубчатых колес. При наезде данных колес на противопехотную или противотанковую мину происходил взрыв.
Радиоуправляемая танкетка В-IV была построена на специально созданной базе и обладала сварным бронекорпусом. Он собирался из листового железа разной толщины. Лобовые листы корпуса машин версии Ausf.A изготавливались из катанной гомогенной брони толщиной 8-мм, помимо этого, на более поздних образцах, для усиления бронезащиты, на бортах и корме машины устанавливались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм бронещитки над отделением управления. Наиболее массивной из трех версий танкеток В-IV была машина в исполнении Sd.Kfz.301 Ausf.С, которая весила 4,85 тонны, ее длина составляла 4100 мм, ширина — 1830 мм, высота — 1250 мм. Клиренс танкетки составлял 270 мм.
На танкетке был установлен 2,25 литровый четырехтактный 6-цилиндровый двигатель, развивавший мощность 49 л.с. Силовая установка находилась в корме корпуса с левой стороны. Запускался двигатель при помощи стартера мощностью 1 л.с. или с помощью рукоятки. Для движения машины на марше на ней имелось ручное управление, вел ее механик-водитель. В бою или во время проведения разведки танкеткой по радио управлял оператор из специального танка или САУ управления.
Корпус «Голиафа» делился на 3 отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем механизмы управления устройством, в заднем — катушка с трехжильным кабелем. В версии с электродвигателем две 12 В аккумуляторные батареи «Varta» должны были обеспечивать эксплуатацию танкетки в течение 40-50 минут без проведения подзарядки батарей. Электродвигатели располагались в гусеничных обводах. Такая танкетка была малошумной, но это было одно из немногих ее преимуществ. Со временем от версии с электродвигателем отказались, так как она была сложнее и дороже. Одна такая танкетка стоила примерно 3 тысячи рейсхмарок. К тому же такие машины было достаточно трудно чинить, особенно в полевых условиях. Поэтому со временем немцы перешли на выпуск самоходных торпед SdKfz. 303 с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 0,7 литра и мощностью 12 л.с.
Специально для транспортировки телетанкеток «Goliath» была создана двухколесная тележка, которую должны были катить два человека. Однако данная тележка была предназначена для транспортировки устройства расчетом непосредственно на поле боя, на большие расстояния танкетку перевозили в кузове грузовиков.
Управление телетанкеткой «Голиаф» осуществлялось оператором с помощью пульта, который подключался к машине при помощи кабеля. На пульте имелись два рычажка: с правой стороны вверху был рычажок для поворотов машины вправо или влево, а с левой стороны — рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Подрыв самоходной мины осуществлялся поворотом ключа, который оператор вставлял в пульт. Скважина для ключа находилась ниже рычажка контроля движения танкеткой.
Первой боевой операцией, в которой приняли участие танкетки «Голиаф», стало сражение на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» телетанкетки входили в состав 654-го противотанкового дивизиона, который был вооружен самоходными установками «Фердинанд». Эффективность данных устройств в боевых условиях оказалась низкой. Сказывалось низкая проходимость, зависимость от местности, небольшая скорость движения. Также выяснилось, что запас хода устройств очень мал, не превышал одного километра. При движении по пересеченной местности аккумуляторные батареи быстро разряжались, иногда их хватало всего на 5-8 минут работы. Попасть такой самоходной миной в движущийся танк противника было практически нереально, а для уничтожения инженерных объектов часто не хватало имеющегося заряда взрывчатки. В то же время при использовании против неподвижных целей танкетки были более эффективны. В советских донесениях были отмечены случаи, когда немецкие танкетки взрывались рядом с советскими танками, нанося им повреждения и выводя из строя. Также известно, что телетанкетки «Голиаф» использовались во время подавления Варшавского восстания в 1944 году. Немцы использовали их для разрушения уличных баррикад.
К недостаткам подобных телетанкеток, кроме недостаточной проходимости, относили небольшую скорость — до 10 км/ч, слабое бронирование (максимум 10 мм) и зависимость от кабеля, который в бою легко повреждался осколками снарядов и мин, также его можно было легко перерубить саперной лопаткой. Несмотря на то, что таких танкеток было выпущено более 7,5 тысяч, успешным это оружие не считалось. Существенным недостатком была также высокая стоимость. Версии с электродвигателем стоили 3 тысячи рейсхмарок, для сравнения: противотанковое 75-мм орудие Pak 40 стоило 12 тысяч рейсхмарок. В этом плане версии с двигателем внутреннего сгорания обходились немцам дешевле, их стоимость удалось снизить примерно втрое — до 1000 рейсхмарок, но и эти машины не спасли Третий рейх от поражения.
Источники информации:
http://masterok.livejournal.com/2769150.html
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/sd.kfz.301.htm
http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/381523.html
http://www.tehnikapobedy.ru/sd300.htm
http://42.tut.by/454152
Первые попытки создания телеуправляемых машин предпринимались в Германии еще в годы Первой мировой войны. Тогда изобретатель по фамилии Флеттнер вполне успешно демонстрировал свою «сухопутную торпеду» на четырех колесах. Данная «торпеда» управлялась по проводам и предназначалась для транспортировки огнемета и разрезания проволочных заграждений.
Работы в этом направлении были возобновлены в Германии лишь в 1930-е годы. Теперь здесь задумались над созданием малых минных тральщиков Minenraumwagen. В 1939 году компания «Боргвард» разработала радиоуправляемую машину, получившую обозначение SdKfz 300 B-I. Данная гусеничная машина обладала массой 1,5 тонны и оснащалась небольшим двигателем мощностью 29 л.с., который позволял ей развивать скорость 5 км/ч при движении по ровной местности, запас хода машины составлял всего 18 км. Металлический корпус устанавливался на шасси с тремя опорными катками. Данная тележка-тягач буксировала сцепку, которая состояла из нескольких тяжелых зубчатых колес. При наезде данных колес на противопехотную или противотанковую мину происходил взрыв.
Радиоуправляемая танкетка В-IV была построена на специально созданной базе и обладала сварным бронекорпусом. Он собирался из листового железа разной толщины. Лобовые листы корпуса машин версии Ausf.A изготавливались из катанной гомогенной брони толщиной 8-мм, помимо этого, на более поздних образцах, для усиления бронезащиты, на бортах и корме машины устанавливались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм бронещитки над отделением управления. Наиболее массивной из трех версий танкеток В-IV была машина в исполнении Sd.Kfz.301 Ausf.С, которая весила 4,85 тонны, ее длина составляла 4100 мм, ширина — 1830 мм, высота — 1250 мм. Клиренс танкетки составлял 270 мм.
На танкетке был установлен 2,25 литровый четырехтактный 6-цилиндровый двигатель, развивавший мощность 49 л.с. Силовая установка находилась в корме корпуса с левой стороны. Запускался двигатель при помощи стартера мощностью 1 л.с. или с помощью рукоятки. Для движения машины на марше на ней имелось ручное управление, вел ее механик-водитель. В бою или во время проведения разведки танкеткой по радио управлял оператор из специального танка или САУ управления.
Корпус «Голиафа» делился на 3 отсека: в переднем размещалось взрывчатое вещество, в среднем механизмы управления устройством, в заднем — катушка с трехжильным кабелем. В версии с электродвигателем две 12 В аккумуляторные батареи «Varta» должны были обеспечивать эксплуатацию танкетки в течение 40-50 минут без проведения подзарядки батарей. Электродвигатели располагались в гусеничных обводах. Такая танкетка была малошумной, но это было одно из немногих ее преимуществ. Со временем от версии с электродвигателем отказались, так как она была сложнее и дороже. Одна такая танкетка стоила примерно 3 тысячи рейсхмарок. К тому же такие машины было достаточно трудно чинить, особенно в полевых условиях. Поэтому со временем немцы перешли на выпуск самоходных торпед SdKfz. 303 с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 0,7 литра и мощностью 12 л.с.
Специально для транспортировки телетанкеток «Goliath» была создана двухколесная тележка, которую должны были катить два человека. Однако данная тележка была предназначена для транспортировки устройства расчетом непосредственно на поле боя, на большие расстояния танкетку перевозили в кузове грузовиков.
Управление телетанкеткой «Голиаф» осуществлялось оператором с помощью пульта, который подключался к машине при помощи кабеля. На пульте имелись два рычажка: с правой стороны вверху был рычажок для поворотов машины вправо или влево, а с левой стороны — рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Подрыв самоходной мины осуществлялся поворотом ключа, который оператор вставлял в пульт. Скважина для ключа находилась ниже рычажка контроля движения танкеткой.
Первой боевой операцией, в которой приняли участие танкетки «Голиаф», стало сражение на Курской дуге. Во время операции «Цитадель» телетанкетки входили в состав 654-го противотанкового дивизиона, который был вооружен самоходными установками «Фердинанд». Эффективность данных устройств в боевых условиях оказалась низкой. Сказывалось низкая проходимость, зависимость от местности, небольшая скорость движения. Также выяснилось, что запас хода устройств очень мал, не превышал одного километра. При движении по пересеченной местности аккумуляторные батареи быстро разряжались, иногда их хватало всего на 5-8 минут работы. Попасть такой самоходной миной в движущийся танк противника было практически нереально, а для уничтожения инженерных объектов часто не хватало имеющегося заряда взрывчатки. В то же время при использовании против неподвижных целей танкетки были более эффективны. В советских донесениях были отмечены случаи, когда немецкие танкетки взрывались рядом с советскими танками, нанося им повреждения и выводя из строя. Также известно, что телетанкетки «Голиаф» использовались во время подавления Варшавского восстания в 1944 году. Немцы использовали их для разрушения уличных баррикад.
К недостаткам подобных телетанкеток, кроме недостаточной проходимости, относили небольшую скорость — до 10 км/ч, слабое бронирование (максимум 10 мм) и зависимость от кабеля, который в бою легко повреждался осколками снарядов и мин, также его можно было легко перерубить саперной лопаткой. Несмотря на то, что таких танкеток было выпущено более 7,5 тысяч, успешным это оружие не считалось. Существенным недостатком была также высокая стоимость. Версии с электродвигателем стоили 3 тысячи рейсхмарок, для сравнения: противотанковое 75-мм орудие Pak 40 стоило 12 тысяч рейсхмарок. В этом плане версии с двигателем внутреннего сгорания обходились немцам дешевле, их стоимость удалось снизить примерно втрое — до 1000 рейсхмарок, но и эти машины не спасли Третий рейх от поражения.
Источники информации:
http://masterok.livejournal.com/2769150.html
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/sd.kfz.301.htm
http://warspot.ru/1363-boevye-roboty-vermahta
http://alternathistory.livejournal.com/381523.html
http://www.tehnikapobedy.ru/sd300.htm
http://42.tut.by/454152
Автор: ZloyStrelok