Стратегическая крылатая ракета Northrop SM-62 Snark (США)
До появления межконтинентальных баллистических ракет основным средством доставки ядерного оружия были бомбардировщики с большой дальностью полета. Кроме того, предлагались некоторые другие средства доставки. Так, до определенного времени ведущие страны мира работали над проектами стратегических крылатых ракет, способных нести ядерные боевые блоки и лететь на дальность в несколько тысяч километров. Появление новых МБР привело к сворачиванию подобных проектов, однако одна из таких крылатых ракет не только прошла испытания, но и была принята на вооружение. В течение недолгого времени вооруженные силы США эксплуатировали ракету Northrop SM-62 Snark.
Американская программа разработки стратегических крылатых ракет стартовала в середине сороковых годов. Изучив отечественные и зарубежные проекты ракетной техники, командование военно-воздушных сил Армии США в августе 1945 года выдало технические требования к перспективному оружию. Требовалось разработать крылатую ракету со скоростью полета порядка 600 миль в час (около 960 км/ч) и дальностью 5000 миль (8000 км) с возможностью несения боевой части весом 2 тыс. фунтов (около 900 кг). Следующие несколько месяцев промышленность занималась предварительной проработкой проекта подобного оружия.
В январе 1946 года компания Northrop Aircraft представила предварительный проект новой крылатой ракеты с иными характеристиками. Имеющиеся технологии позволяли построить ракету с дозвуковой скоростью и дальностью порядка 3000 миль (4800 км). Вскоре военные потребовали переделать проект в соответствии с новыми требованиями. Теперь следовало разработать два варианта крылатых ракет с разными характеристиками. Одна должна была иметь дозвуковую скорость и дальность 1500 миль (2400 км), другую следовало сделать сверхзвуковой с дальностью до 5000 миль. Полезная нагрузка обеих ракет задавалась на уровне 5000 фунтов (около 2300 кг).
Серийная ракета SM-62 Snark в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru
В соответствии с новым распоряжением военных компания «Нортроп» начала работы по двум новым проектам. Дозвуковую ракету назвали MX-775A Snark, сверхзвуковую – MX-775B Boojum. Также на ранних стадиях проекта Snark применялось альтернативное обозначение SSM-A-3. Названия проектов, «Снарк» и «Буджум» были взяты из произведения Льюиса Кэрролла «Охота на снарка». Согласно этому стихотворению, снарк был загадочным существом, обитающим на дальнем острове. Буджум, в свою очередь, являлся особо опасной разновидностью снарка. По какой причине Джон Нортроп выбрал именно такие названия для двух новых проектов – неизвестно. Тем не менее, названия себя оправдали: разработка «Снарка» оказалась не менее сложным делом, чем охота на его литературного тезку.
Предварительные работы по двум проектам продолжались до конца 1946 года, после чего начались проблемы. В самом конце 46-го военное ведомство приняло решение о сокращении расходов, в том числе и за счет закрытия некоторых новых проектов. Обновленный оборонный бюджет подразумевал закрытие проекта MX-775A Snark, но позволял продолжить разработку MX-775B Boojum. Дж. Нортроп не согласился с этим решением, из-за чего был вынужден начать переговоры с командованием военной авиации. В ходе длительных переговоров ему удалось отстоять проект «Снарк», хотя для этого потребовалось изменить техническое предложение. Теперь предлагалось довести дальность полета ракеты MX-775A до 5 тыс. миль, а стоимость отдельной ракеты (при серии в 5 тыс. единиц) сокращалась до 80 тыс. долларов. Завершить разработку проекта планировалось за два с половиной года. По расчетам Дж. Нортропа, больше половины требуемых усилий следовало приложить к разработке систем наведения.
Руководителю авиастроительного предприятия удалось отстоять проект MX-775A. В начале 1947 года военные решили возобновить его разработку. Одновременно с этим было пересмотрено предыдущее решение относительно проекта MX-775B. Проект ракеты «Буджум», ввиду большой сложности, был переведен в категорию долгосрочных исследований. Эти работы дали результат гораздо позже, причем уже в рамках следующего проекта.
Один из ранних прототипов MX-775A в полете. Фото Designation-systems.net
Работы по проекту «Снарк» продолжились, однако разработка этой ракеты была связана с массой трудностей. Для выполнения поставленных требований конструкторам пришлось провести массу новых исследований и решить большое количество специфических задач. Кроме того, проект столкнулся с непониманием или даже противодействием со стороны некоторых военачальников. В теории межконтинентальная крылатая ракета действительно могла взлететь с территории США и доставить ядерную боевую часть на территорию потенциального противника. Однако уже первые стадии проекта наглядно показали, насколько трудно создать такое оружие, и насколько дорогим оно будет. Кроме того, сказывался консерватизм командования, которое больше рассчитывало на привычные бомбардировщики. Стоит отметить, что критики проектов MX-775A и MX-775B в некоторых вопросах были правы, что в дальнейшем было подтверждено на практике.
Непонимание некоторых военачальников в дальнейшем несколько раз приводило к изменению планов. Так, в 1947 году был утвержден график, согласно которому следовало провести 10 испытательных пусков новой ракеты. Первый запуск был запланирован на весну 1949 года. Из-за сложности проекта компания-разработчик не успела начать испытания в установленные сроки, что привело к активизации противников проекта. Указывая срыв сроков, в 1950 году они смогли продавить сокращение проекта. На этот раз к аргументам о сомнительной концепции с неоднозначными перспективами добавились факты срыва сроков. Тем не менее, и на этот раз Дж. Нортроп и некоторые представители командования смогли спасти проект «Снарк» и продолжить его разработку.
Тем временем военные уже составили предполагаемую методику применения пока еще не существующего оружия. Планировалось, что крылатые ракеты MX-775A Snark будут использоваться в качестве средства первого удара, обеспечивающего дальнейшую работу стратегических ядерных сил. Целью «Снарков» должны были стать радиолокационные станции и другие объекты противовоздушной обороны Советского Союза. Таким образом, первым ударом крылатых ракет планировалось «выбивать» ПВО, после чего в дело должны были вступать стратегические бомбардировщики с ядерными бомбами на борту. Именно они должны были уничтожать основные объекты командования, промышленности и войск.
Первый полет перспективной крылатой ракеты не состоялся в 1949 году, как того требовал график. Тем не менее, к этому времени компания Northrop Grumman уже начала сборку первого прототипа, который в ближайшем будущем должен был выйти на испытания. Интересно, что прототип ракеты должен был заметно отличаться от готового серийного изделия. Так, первые проверки предполагалось провести с использованием ракет проекта N-25. В дальнейшем на их основе планировалось создать новую полноценную боевую ракету.
Обновленный проект с обозначением N-69C был разработан к осени 1955 года. 26 сентября состоялся первый запуск такой ракеты. В ноябре была создана еще одна новая модификация – N-69D. Она представляла собой доработанную версию ракеты с литерой «C», оснащенную двигателем Pratt & Whitney J57. Использование такого двигателя позволило снизить расход топлива, благодаря чему расчетная дальность полета достигла требуемых значений. Кроме того, ракета N-69D должна была нести сбрасываемые подвесные топливные баки.
При этом самым главным нововведением проекта «D» была астроинерциальная система наведения, которая позволяла ракете самостоятельно выходить на цель. Разработка подобных систем стартовала еще в конце сороковых годов, но первые опыты с применением астроинерциальной навигации на летающих лабораториях были проведены только в начале пятидесятых. К середине десятилетия была создана система, пригодная для установки на крылатую ракету.
В теории инерциальная навигация с астрокоррекцией позволяла повысить точность следования указанному курсу, но на практике все было гораздо сложнее. Проблемы с силовой установкой или планером были почти решены, однако имелись неполадки систем наведения, которые вновь приводили к авариям. Пожалуй, самый известный и интересный неудачный запуск ракеты N-69D состоялся в декабре 1956 года. Ракета взлетела с флоридской базы и направилась в указанный район Атлантического океана. В ходе полета испытатели потеряли связь с запущенной ракетой, из-за чего испытания признали неудачными. Потерянную ракету нашли только в 1982 году. Из-за проблем с навигационной системой она добралась до воздушного пространства Бразилии и упала в джунглях.
В 1958 году новую ракету приняли на вооружение под обозначением SM-62. В течение нескольких следующих лет предполагалось сформировать несколько соединений, вооруженных такими ракетами. Тем не менее, многочисленные сложности привели к тому, что в итоге на дежурство было поставлено только одно ракетное крыло. Первые серийные ракеты были переданы войскам в самом начале 1958 года. Ими вооружили 702-е стратегическое ракетное крыло (база Преск Айл, шт. Мэн). Вскоре соединение произвело несколько учебных запусков.
Учебные пуски ракет, как и в случае с испытаниями, производились в сторону Атлантического океана. Далеко не все пуски, выполненные расчетами войск, завершились удачным поражением учебных целей. В большинстве случаев происходил отказ тех или иных узлов, из-за чего ракеты падали в океан. Прибрежный район Атлантики около базы вскоре получил прозвище Snark infested waters – «воды, кишащие снарками». Тем не менее, были и успешные запуски. Впервые военным удалось поразить учебную цель в апреле 1959 года.
Вскоре начались попытки развернуть ракеты SM-62 Snark на других базах, но из-за сложности требуемых работ и необходимости строительства различных объектов эти работы не увенчались успехом. Их попросту не успели завершить до 1961 года, когда было принято окончательное решение о дальнейшей судьбе всего проекта.
Официально ракеты SM-62 состояли на вооружении с 1958 года. Однако это не было полноценной службой с боевым дежурством. Компания-разработчик продолжала доводку ракет, в том числе и путем доработки уже поставленных изделий. Одновременно с этим строились новые стартовые комплексы, командные пункты и другие объекты. Все эти работы удалось завершить только к концу 1960 года.
Серийная ракета в музее. Фото Fas.org
Полностью боеготовым 702-е крыло признали только в феврале 1961 года. К этому времени на базе соединения было построено 12 пусковых установок, на которых в состоянии постоянной готовности располагалось по одной ракете. В случае получения приказа личный состав базы должен был осуществить немедленный запуск всех ракет, нацеленных на объекты Советского Союза. Из-за дозвуковой скорости на полет к цели ракете требовалось несколько часов.
Необходимо напомнить, что с самого начала работ проект «Снарк» стал объектом критики со стороны военачальников и политиков. Прежде всего, поводом для негативных отзывов являлись сомнительная концепция дозвуковой крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью и низкая надежность готовых изделий. В дальнейшем список тем критики пополнился новыми пунктами. Кроме того, к началу шестидесятых крылатые ракеты SM-62 стали сравнивать с новейшими баллистическими ракетами Titan. При схожей стоимости они были проще в эксплуатации, надежнее и эффективнее. Также концепция межконтинентальной баллистической ракеты позволяла развивать такое оружие со значительным повышением основных характеристик.
В начале 1961 года новым президентом США стал Джон Ф. Кеннеди. Администрация Кеннеди решила провести несколько важных реформ, в том числе в области вооружений. Очередной анализ проекта Snark показал недопустимо низкое соотношение стоимости и эффективности этой разработки. Следствием этого стало распоряжение руководства страны о прекращении всех работ по проекту и снятии ракет с вооружения. В конце марта 1961 года Дж. Кеннеди в своем выступлении раскритиковал ракеты SM-62. В июне того же года министр обороны распорядился расформировать 702-е стратегическое ракетное крыло и снять с вооружения имеющиеся крылатые ракеты. Полноценная служба соединения продолжалась менее четырех месяцев. Часть имевшихся в войсках ракет была утилизирована, некоторые изделия передали нескольким музеям.
В основе проекта MX-775A / N-25 / N-69 / SM-62 лежала неоднозначная концепция крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью. Проектом предлагалось создание самолета-снаряда, способного взлететь с территории США и поразить цель на территории Советского Союза. Решение подобной задачи с технологиями уровня конца пятидесятых годов было крайне трудным делом, что привело к соответствующим последствиям. Конструкторы компании Northrop Aircraft столкнулись с массой разнообразных проблем, решение которых потребовало серьезных затрат времени, сил и денег. В результате поставленная конструкторская задача, в целом, была выполнена, однако надежность готовой техники оставляла желать лучшего.
Музейный образец. Фото Designation-systems.net
Усилия инженеров, Дж. Нортропа и военных, поддерживавших проект, позволили довести ракету SM-62 до службы в войсках, однако все недостатки не были исправлены, что сказалось на ее дальнейшей судьбе. Смена руководства страны, а также появление новых вооружений поставили точку в истории проекта Snark. Кроме того, на этом завершились все попытки приспособить крылатые ракеты класса «земля-земля» для использования в качестве стратегического вооружения. В дальнейшем предлагались иные оригинальные идеи, однако проекты «классических» крылатых ракет стратегического назначения позже не разрабатывались.
Необходимо отметить, что проект SM-62, несмотря на неудачное завершение, привел к появлению единственной стратегической межконтинентальной крылатой ракеты, которой удалось дойти до эксплуатации в войсках. В пятидесятых и шестидесятых годах в мире было создано сразу несколько проектов подобного вооружения, однако до серийного производства и использования в войсках дошло только изделие «Снарк». Прочие проекты были закрыты на более ранних стадиях, когда были выявлены чрезмерная сложность создания подобных систем и отсутствие реальных перспектив в свете текущего развития ракетной техники.
По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://designation-systems.net/
http://strategic-air-command.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
Американская программа разработки стратегических крылатых ракет стартовала в середине сороковых годов. Изучив отечественные и зарубежные проекты ракетной техники, командование военно-воздушных сил Армии США в августе 1945 года выдало технические требования к перспективному оружию. Требовалось разработать крылатую ракету со скоростью полета порядка 600 миль в час (около 960 км/ч) и дальностью 5000 миль (8000 км) с возможностью несения боевой части весом 2 тыс. фунтов (около 900 кг). Следующие несколько месяцев промышленность занималась предварительной проработкой проекта подобного оружия.
В январе 1946 года компания Northrop Aircraft представила предварительный проект новой крылатой ракеты с иными характеристиками. Имеющиеся технологии позволяли построить ракету с дозвуковой скоростью и дальностью порядка 3000 миль (4800 км). Вскоре военные потребовали переделать проект в соответствии с новыми требованиями. Теперь следовало разработать два варианта крылатых ракет с разными характеристиками. Одна должна была иметь дозвуковую скорость и дальность 1500 миль (2400 км), другую следовало сделать сверхзвуковой с дальностью до 5000 миль. Полезная нагрузка обеих ракет задавалась на уровне 5000 фунтов (около 2300 кг).
Серийная ракета SM-62 Snark в музее. Фото Rbase.new-factoria.ru
В соответствии с новым распоряжением военных компания «Нортроп» начала работы по двум новым проектам. Дозвуковую ракету назвали MX-775A Snark, сверхзвуковую – MX-775B Boojum. Также на ранних стадиях проекта Snark применялось альтернативное обозначение SSM-A-3. Названия проектов, «Снарк» и «Буджум» были взяты из произведения Льюиса Кэрролла «Охота на снарка». Согласно этому стихотворению, снарк был загадочным существом, обитающим на дальнем острове. Буджум, в свою очередь, являлся особо опасной разновидностью снарка. По какой причине Джон Нортроп выбрал именно такие названия для двух новых проектов – неизвестно. Тем не менее, названия себя оправдали: разработка «Снарка» оказалась не менее сложным делом, чем охота на его литературного тезку.
Предварительные работы по двум проектам продолжались до конца 1946 года, после чего начались проблемы. В самом конце 46-го военное ведомство приняло решение о сокращении расходов, в том числе и за счет закрытия некоторых новых проектов. Обновленный оборонный бюджет подразумевал закрытие проекта MX-775A Snark, но позволял продолжить разработку MX-775B Boojum. Дж. Нортроп не согласился с этим решением, из-за чего был вынужден начать переговоры с командованием военной авиации. В ходе длительных переговоров ему удалось отстоять проект «Снарк», хотя для этого потребовалось изменить техническое предложение. Теперь предлагалось довести дальность полета ракеты MX-775A до 5 тыс. миль, а стоимость отдельной ракеты (при серии в 5 тыс. единиц) сокращалась до 80 тыс. долларов. Завершить разработку проекта планировалось за два с половиной года. По расчетам Дж. Нортропа, больше половины требуемых усилий следовало приложить к разработке систем наведения.
Руководителю авиастроительного предприятия удалось отстоять проект MX-775A. В начале 1947 года военные решили возобновить его разработку. Одновременно с этим было пересмотрено предыдущее решение относительно проекта MX-775B. Проект ракеты «Буджум», ввиду большой сложности, был переведен в категорию долгосрочных исследований. Эти работы дали результат гораздо позже, причем уже в рамках следующего проекта.
Один из ранних прототипов MX-775A в полете. Фото Designation-systems.net
Работы по проекту «Снарк» продолжились, однако разработка этой ракеты была связана с массой трудностей. Для выполнения поставленных требований конструкторам пришлось провести массу новых исследований и решить большое количество специфических задач. Кроме того, проект столкнулся с непониманием или даже противодействием со стороны некоторых военачальников. В теории межконтинентальная крылатая ракета действительно могла взлететь с территории США и доставить ядерную боевую часть на территорию потенциального противника. Однако уже первые стадии проекта наглядно показали, насколько трудно создать такое оружие, и насколько дорогим оно будет. Кроме того, сказывался консерватизм командования, которое больше рассчитывало на привычные бомбардировщики. Стоит отметить, что критики проектов MX-775A и MX-775B в некоторых вопросах были правы, что в дальнейшем было подтверждено на практике.
Непонимание некоторых военачальников в дальнейшем несколько раз приводило к изменению планов. Так, в 1947 году был утвержден график, согласно которому следовало провести 10 испытательных пусков новой ракеты. Первый запуск был запланирован на весну 1949 года. Из-за сложности проекта компания-разработчик не успела начать испытания в установленные сроки, что привело к активизации противников проекта. Указывая срыв сроков, в 1950 году они смогли продавить сокращение проекта. На этот раз к аргументам о сомнительной концепции с неоднозначными перспективами добавились факты срыва сроков. Тем не менее, и на этот раз Дж. Нортроп и некоторые представители командования смогли спасти проект «Снарк» и продолжить его разработку.
Тем временем военные уже составили предполагаемую методику применения пока еще не существующего оружия. Планировалось, что крылатые ракеты MX-775A Snark будут использоваться в качестве средства первого удара, обеспечивающего дальнейшую работу стратегических ядерных сил. Целью «Снарков» должны были стать радиолокационные станции и другие объекты противовоздушной обороны Советского Союза. Таким образом, первым ударом крылатых ракет планировалось «выбивать» ПВО, после чего в дело должны были вступать стратегические бомбардировщики с ядерными бомбами на борту. Именно они должны были уничтожать основные объекты командования, промышленности и войск.
Первый полет перспективной крылатой ракеты не состоялся в 1949 году, как того требовал график. Тем не менее, к этому времени компания Northrop Grumman уже начала сборку первого прототипа, который в ближайшем будущем должен был выйти на испытания. Интересно, что прототип ракеты должен был заметно отличаться от готового серийного изделия. Так, первые проверки предполагалось провести с использованием ракет проекта N-25. В дальнейшем на их основе планировалось создать новую полноценную боевую ракету.
Обновленный проект с обозначением N-69C был разработан к осени 1955 года. 26 сентября состоялся первый запуск такой ракеты. В ноябре была создана еще одна новая модификация – N-69D. Она представляла собой доработанную версию ракеты с литерой «C», оснащенную двигателем Pratt & Whitney J57. Использование такого двигателя позволило снизить расход топлива, благодаря чему расчетная дальность полета достигла требуемых значений. Кроме того, ракета N-69D должна была нести сбрасываемые подвесные топливные баки.
При этом самым главным нововведением проекта «D» была астроинерциальная система наведения, которая позволяла ракете самостоятельно выходить на цель. Разработка подобных систем стартовала еще в конце сороковых годов, но первые опыты с применением астроинерциальной навигации на летающих лабораториях были проведены только в начале пятидесятых. К середине десятилетия была создана система, пригодная для установки на крылатую ракету.
В теории инерциальная навигация с астрокоррекцией позволяла повысить точность следования указанному курсу, но на практике все было гораздо сложнее. Проблемы с силовой установкой или планером были почти решены, однако имелись неполадки систем наведения, которые вновь приводили к авариям. Пожалуй, самый известный и интересный неудачный запуск ракеты N-69D состоялся в декабре 1956 года. Ракета взлетела с флоридской базы и направилась в указанный район Атлантического океана. В ходе полета испытатели потеряли связь с запущенной ракетой, из-за чего испытания признали неудачными. Потерянную ракету нашли только в 1982 году. Из-за проблем с навигационной системой она добралась до воздушного пространства Бразилии и упала в джунглях.
В 1958 году новую ракету приняли на вооружение под обозначением SM-62. В течение нескольких следующих лет предполагалось сформировать несколько соединений, вооруженных такими ракетами. Тем не менее, многочисленные сложности привели к тому, что в итоге на дежурство было поставлено только одно ракетное крыло. Первые серийные ракеты были переданы войскам в самом начале 1958 года. Ими вооружили 702-е стратегическое ракетное крыло (база Преск Айл, шт. Мэн). Вскоре соединение произвело несколько учебных запусков.
Учебные пуски ракет, как и в случае с испытаниями, производились в сторону Атлантического океана. Далеко не все пуски, выполненные расчетами войск, завершились удачным поражением учебных целей. В большинстве случаев происходил отказ тех или иных узлов, из-за чего ракеты падали в океан. Прибрежный район Атлантики около базы вскоре получил прозвище Snark infested waters – «воды, кишащие снарками». Тем не менее, были и успешные запуски. Впервые военным удалось поразить учебную цель в апреле 1959 года.
Вскоре начались попытки развернуть ракеты SM-62 Snark на других базах, но из-за сложности требуемых работ и необходимости строительства различных объектов эти работы не увенчались успехом. Их попросту не успели завершить до 1961 года, когда было принято окончательное решение о дальнейшей судьбе всего проекта.
Официально ракеты SM-62 состояли на вооружении с 1958 года. Однако это не было полноценной службой с боевым дежурством. Компания-разработчик продолжала доводку ракет, в том числе и путем доработки уже поставленных изделий. Одновременно с этим строились новые стартовые комплексы, командные пункты и другие объекты. Все эти работы удалось завершить только к концу 1960 года.
Серийная ракета в музее. Фото Fas.org
Полностью боеготовым 702-е крыло признали только в феврале 1961 года. К этому времени на базе соединения было построено 12 пусковых установок, на которых в состоянии постоянной готовности располагалось по одной ракете. В случае получения приказа личный состав базы должен был осуществить немедленный запуск всех ракет, нацеленных на объекты Советского Союза. Из-за дозвуковой скорости на полет к цели ракете требовалось несколько часов.
Необходимо напомнить, что с самого начала работ проект «Снарк» стал объектом критики со стороны военачальников и политиков. Прежде всего, поводом для негативных отзывов являлись сомнительная концепция дозвуковой крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью и низкая надежность готовых изделий. В дальнейшем список тем критики пополнился новыми пунктами. Кроме того, к началу шестидесятых крылатые ракеты SM-62 стали сравнивать с новейшими баллистическими ракетами Titan. При схожей стоимости они были проще в эксплуатации, надежнее и эффективнее. Также концепция межконтинентальной баллистической ракеты позволяла развивать такое оружие со значительным повышением основных характеристик.
В начале 1961 года новым президентом США стал Джон Ф. Кеннеди. Администрация Кеннеди решила провести несколько важных реформ, в том числе в области вооружений. Очередной анализ проекта Snark показал недопустимо низкое соотношение стоимости и эффективности этой разработки. Следствием этого стало распоряжение руководства страны о прекращении всех работ по проекту и снятии ракет с вооружения. В конце марта 1961 года Дж. Кеннеди в своем выступлении раскритиковал ракеты SM-62. В июне того же года министр обороны распорядился расформировать 702-е стратегическое ракетное крыло и снять с вооружения имеющиеся крылатые ракеты. Полноценная служба соединения продолжалась менее четырех месяцев. Часть имевшихся в войсках ракет была утилизирована, некоторые изделия передали нескольким музеям.
В основе проекта MX-775A / N-25 / N-69 / SM-62 лежала неоднозначная концепция крылатой ракеты с межконтинентальной дальностью. Проектом предлагалось создание самолета-снаряда, способного взлететь с территории США и поразить цель на территории Советского Союза. Решение подобной задачи с технологиями уровня конца пятидесятых годов было крайне трудным делом, что привело к соответствующим последствиям. Конструкторы компании Northrop Aircraft столкнулись с массой разнообразных проблем, решение которых потребовало серьезных затрат времени, сил и денег. В результате поставленная конструкторская задача, в целом, была выполнена, однако надежность готовой техники оставляла желать лучшего.
Музейный образец. Фото Designation-systems.net
Усилия инженеров, Дж. Нортропа и военных, поддерживавших проект, позволили довести ракету SM-62 до службы в войсках, однако все недостатки не были исправлены, что сказалось на ее дальнейшей судьбе. Смена руководства страны, а также появление новых вооружений поставили точку в истории проекта Snark. Кроме того, на этом завершились все попытки приспособить крылатые ракеты класса «земля-земля» для использования в качестве стратегического вооружения. В дальнейшем предлагались иные оригинальные идеи, однако проекты «классических» крылатых ракет стратегического назначения позже не разрабатывались.
Необходимо отметить, что проект SM-62, несмотря на неудачное завершение, привел к появлению единственной стратегической межконтинентальной крылатой ракеты, которой удалось дойти до эксплуатации в войсках. В пятидесятых и шестидесятых годах в мире было создано сразу несколько проектов подобного вооружения, однако до серийного производства и использования в войсках дошло только изделие «Снарк». Прочие проекты были закрыты на более ранних стадиях, когда были выявлены чрезмерная сложность создания подобных систем и отсутствие реальных перспектив в свете текущего развития ракетной техники.
По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://designation-systems.net/
http://strategic-air-command.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
Автор: Glenn Witcher