Неоднозначный «Миротворец». Часть I



С сентября 1936 года проектировался еще один гигант — В-19 с размахом крыла 64 м. Этот самолет, разработанный фирмой «Дуглас», оказался самой дорогостоящей машиной довоенного периода. ХВ-19 выделялся не столько своими размерами, сколько техническими новшествами: полностью убирающимся шасси, герметичными кабинами и дистанционно управляемым оборонительным вооружением. Конструктивно самолет представлял собой увеличенный DC-3 с крылом еще большего относительного удлинения. Машина совершила свой первый полет 27 июня 1941 года, при этом была отмечена большая дистанция разбега и неустойчивость самолета в воздухе. Максимальная скорость оказалась равной 336 км/ч, причем достигнуть ее можно было только на одной высоте. Дальность полета достигла 12000 км.

Оба описанных самолета не дошли до стадии серийного производства, но именно эти машины стали прообразом всех последующих проектов американских дальних бомбардировщиков.



Шестимоторный самолет «37», разработанный фирмой «Конвэр», отличался большей консервативностью, но тоже производил сильное впечатление своими размерами. Так, диаметр колес основных стоек шасси был равен 2,8 м — это самые большие колеса в истории самолетостроения. Заказ на постройку двух опытных образцов под обозначением ХВ-36 оформили 15 ноября 1941 года. К летным испытаниям ХВ-36 планировалось приступить только летом 1944-го. Однако закончить строительство не успели даже к концу войны. Виной тому стало повлиявшее на планы ВВС изменение стратегической ситуации. Для продолжения войны уже не требовалось сверхдальних самолетов. Новые производственные мощности фирмы «Конвэр» в Форт Уорте, на которых предполагалось выпускать В-36, перепрофилировали под расширение выпуска четырехмоторных бомбардировщиков В-24 «Либерейтор».

Появление ядерного оружия заставило командование ВВС изменить свои взгляды на ХВ-36. Теперь этот самолет рассматривался как межконтинентальный стратегический бомбардировщик, способный держать под прицелом практически весь земной шар. После этого работы по В-36 возобновили.

Постройку опытного образца ХВ-36 закончили через шесть дней после капитуляции Японии, однако к первому полету бомбардировщик был готов только в середине августа 1946 года, спустя пять лет со дня выдачи заказа на его изготовление. Фирме потребовалось больше года на монтаж и проверку оборудования.

Главной особенностью конструкции стало расположение силовой установки из шести мощных поршневых моторах фирмы «Пратт энд Уитни» R4360 на задней кромке огромного крыла, с размахом 70 м и толщиной в корневой части 1,9 м.

Цилиндрический фюзеляж имел максимальный диаметр почти в 4 м и длину 49 м. Баки самолета вмещали более 80 т горючего. Такого гигантского бомбардировщика еще не знала история самолетостроения. Чтобы управлять этим чудовищем, нужен был экипаж из 14-16 человек. Взлетная масса составила 148,7 т. В данном случае фирма явно пошла по экстенсивному пути, достигая требуемой дальности (13000 км) увеличением размера машины. Стоит отметить, что все другие проекты межконтинентальных поршневых бомбардировщиков имели значительно меньшие размеры и массу а, следовательно, и стоимость. К примеру, германский Ме-264 имел взлетный вес 56 т и дальность полета 14 900 км, Ju.390a-1 — 75,6 т и 9000 км, советский Ту-85 — 107,2 т и 12300 км, американский В-35 102,3 т и 13000 км.

8 августа 1946 года ХВ-36 под управлением командира корабля капитана Эриксона, второго пилота Гаса Грина и экипажа из 9 человек поднялся в воздух с полосы заводского аэродрома. Полет продолжался 37 минут, шасси при этом не убиралось. Экипаж проверял огромную машину и внимательно следил за ее поведением в полете.





Источники:
Кузнецов К, Дьяконов Г. В-36 — последний аргумент Америки // Авиация и время. 2006. № 3. С. 4-20, 38-39.
Чечин А. Миротворец с атомной бомбой // «Моделист-конструктор»
1997. № 7. С.37-40.
Чечин А. Околелов Н. Большая дубинка // Крылья Родины. 1996. №6 С. 21-23.
Чечин А. Околелов Н. Большая дубинка // Крылья Родины. 1996. №7. С. 25-27.
Ригмант В. Б-36 «Миротворец» — большая дубинка в руках Пентагона // Авиация и космонавтика. 1997. №3. С. 22-40.