Лазерный квест


Лазерная установка Boeing Laser Avenger

Трехлетний план

По данным немецкой оборонной компании Rheinmetall, через три года она предложит на рынке собственный высокомощный лазер High Energy Laser (HEL), установленный на транспортном средстве.

После серии тестов, проведенных в Швейцарии в 2013 году, компания работала над расширением возможностей программного обеспечения модулей формирования луча и технологией самого лазера, после чего сделала прогноз, что ее лазерная система для борьбы с наземными целями, а также для наземной ПВО может быть готова уже в 2018 году.

Для работы в качестве мобильных платформ HEL были отобраны три машины. Наряду с бронемашиной Boxer свои характеристики продемонстрировали доработанный БТР M113 с 1-кВт лазером (Mobile HEL Effector Track V) и грузовой автомобиль Tatra 8x8 с двумя 10-кВт лазерами (Mobile HEL Effector Wheel XX).


Все три три платформы с лазерными установками

Лазер мощностью 20 кВт, установленный на бронемашину GTK Boxer, отличается исполнительным модулем HEL, преимущество которого заключается в модульном принципе построения. В компании Rheinmetall говорят, что на Boxer еще не устанавливали лазер мощностью более 20 кВт, хотя комбинация нескольких лазеров за счет применения технологии совмещения лучей могло бы повысить его совокупную мощность. Кроме того, возможно объединение нескольких установок Boxer HEL, что позволит создать систему с эффективной мощностью свыше 100 кВт.

Во время демонстрационных тестов, проведенных в 2013 году, экипаж машины Boxer подтвердил возможности лазерной установки HEL, выведя из строя установленный на пикап крупнокалиберный пулемет без риска для самого пулеметчика (фото ниже). Кроме того, работая в тандеме с радиолокационной станцией Skyguard, установка на грузовом автомобиле Tatra Mobile Effector Wheel XX продемонстрировала все стадии нейтрализации БЛА вертолетного типа.



Нейтрализация вертодронов выполнялась при помощи радара SkyGuard, который обнаруживал и идентифицировал цель. Далее установка HEL Boxer получала от него данные, выполняла грубое и точное сопровождение, после чего захватывала цель на уничтожение.


Лазерная система HEL MD компании Boeing разрабатывается по контракту с Командованием ракетно-космической обороны США

Морские исследования

Научно-исследовательское управление ВМС США (ONR) испытывает собственный устанавливаемый на транспортное средство твердотельный боевой лазер, получивший обозначение Ground-Based Air Defense Directed Energy On-the-Move (GBAD OTM). По сути, система представляет собой высокомощный лазер, установленный на тактическую машину, и предназначенный для защиты экспедиционных сил от БЛА противника.

Учитывая всё более широкое распространение беспилотных авиационных систем, в командовании корпуса морской пехоты США предполагают, что боевые подразделения всё в большой степени будут вынуждены защищаться от оппонентов, осуществляющих наблюдение и разведку с воздуха.

Система GBAD OTM предназначена для установки на легкие тактические автомобили, например HMMWV и JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). По данным Управления ONR, программа GBAD OTM нацелена на создание альтернативы традиционным системам, которая сможет уберечь пехотинцев от вражеских разведывательных и ударных беспилотников. Компоненты системы GBAD OTM, включая лазер, направляющее устройство луча, аккумуляторы, радар, систему охлаждения и управления, разрабатываются совместно ONR, дальгреновским Центром разработки надводного вооружения ВМС и несколькими промышленными предприятиями.

Целью программы является объединение всех этих компонентов в единый комплекс, который будет достаточно небольшим, чтобы его можно устанавливать на легкие тактические бронеавтомобили, но достаточно мощным для борьбы с намеченными угрозами.

Широкое применение

В рамках конференции Sea-Air-Space 2015 в Вашингтоне руководитель программ по защите войск в Управлении ONR Ли Мастрояни в разговоре с журналистами пояснил, что лазеры могут эффективно уничтожать угрозы во всем спектре ПВО, включая ракеты, артиллерийские снаряды, минометные боеприпасы, БЛА, транспортные средства и СВУ. «Впрочем, в первую очередь система GBAD предназначена для борьбы с малоразмерными БЛА, которые представляют угрозу нашим боевым подразделениям».

«Система GBAD OTM состоит из трех основных компонентов: трехкоординатной радиолокационной станции слежения, которая определяет угрозу; блока командования и управления, который идентифицирует и решает, как нейтрализовать угрозу в случае задействования ракет или артиллерийского вооружения; и собственно платформы с лазером».

Мастрояни заметил, что в случае с программой GBAD акцент делается на разработке высокомощного лазера для уничтожения БЛА, устанавливаемого на легкую боевую машину.

«В пользу такого решения имеется существенный довод, который состоит в том, что подобные угрозы имеют небольшую стоимость, то есть использование дорогостоящих ракет в этом случае не вписывается в наше видение проблемы. Поэтому, применяя лазер, который стоит копейки за один импульс, вы спокойно можете бороться с дешевыми угрозами при помощи дешевой системы вооружения. В общем, суть программы – с целью поддержки боевых операций морской пехоты бороться с подобными целями даже в движении».

По словам Мастрояни, ONR использовало несколько компонентов от демонстрационной установки LaWS (Laser Weapon System), которую американский флот установил на борт корабля Ponce в Персидском заливе.

«Мы используем принцип прогнозируемого избежания, некоторые из ключевых технологий и программное обеспечение, но существует также много других проблем», – добавил Мастрояни. – Что касается корабля USS Ponce, то там места и всего остального предостаточно, тогда как у меня возникает множество проблем касательно массогабаритных и энергопотребительских характеристик, когда систему необходимо поставить на легкий тактический автомобиль. У меня направляющее устройство луча, энергоснабжение, системы охлаждения, наведения и целеуказания, и все это должно работать согласованно и без «затыков», поэтому море различных проблем необходимо решить в этом отдельно взятом проекте».

По данным Управления ONR, некоторые из компонентов системы использовались в испытаниях по обнаружению и сопровождению беспилотников различных размеров, а вся система в целом тестировалась с лазером мощностью 10 кВт, который представляет собой промежуточное решение при переходе к лазеру мощностью 30 кВт. Планируется, что полевые испытания системы мощностью 30 кВт пройдут в 2016 году, когда по программе начнутся комплексные тесты с целью перехода от простого обнаружения и сопровождения к ведению огня с легких войсковых транспортных средств.

Использованы материалы:
www.lockheedmartin.com
www.boeing.com
www.rheinmetall.com
www.onr.navy.mil
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev