Стратегическая крылатая ракета North American SM-64 Navaho (США)
В середине сороковых годов американское военное ведомство инициировало начало программы разработки нескольких новых ракетных комплексов. Усилиями ряда организаций планировалось создать несколько крылатых ракет с большой дальностью полета. Это вооружение предполагалось использовать для доставки ядерных боезарядов к целям на территории противника. В течение нескольких следующих лет военные неоднократно корректировали требования к проектам, что приводило к соответствующим изменениям перспективной техники. Кроме того, уникально высокие требования привели к тому, что лишь одна новая ракета смогла дойти до эксплуатации в войсках. Прочие так и остались на бумаге, либо не вышли из стадии испытаний. Одним из таких «неудачников» оказался проект SM-64 Navaho.
Напомним, летом 1945 года, вскоре после окончания войны в Европе, американское командование распорядилось изучить захваченные образцы немецкой техники и документацию по ним с целью получения важных наработок. Вскоре после этого появилось предложение о разработке перспективной крылатой ракеты класса «земля-земля» с высокими характеристиками дальности. К созданию подобного оружия были привлечены несколько ведущих организаций оборонной промышленности. Среди прочих, свою заявку на участие в программе подала организация Rocketdyne – отделение компании North American Aviation (NAA). Изучив имеющиеся технологии и их перспективы, специалисты NAA предложили примерный график проекта, в соответствии с которым предполагалось создать новую ракету.
Ранние работы
Проект нового оружия предлагалось разрабатывать в три этапа. В ходе первого следовало взять за основу немецкую баллистическую ракету V-2 в версии A-4b и оснастить ее аэродинамическими плоскостями, сделав таким образом самолет-снаряд. Второй этап предложенного проекта подразумевал удаление жидкостного реактивного двигателя с установкой прямоточного воздушно-реактивного (ПВРД). Наконец, третий этап программы предназначался для создания новой ракеты-носителя, которая должна была значительно увеличивать дальность полета боевой ракеты, созданной в рамках первых двух этапов.
Новые требования от июля 47-го заставили инженеров North American Aviation отказаться от предыдущих планов. Расчеты показали, что выполнение технического задания с использованием готовых немецких наработок не представляется возможным. Ракету и ее агрегаты следовало разрабатывать с нуля, используя имеющийся опыт и технологии. Кроме того, специалисты окончательно решили строить крылатую ракету с полноценной силовой установкой и дополнительным разгонным блоком, а не двухступенчатую систему с разгонным агрегатом и планером, оснащенным боевой частью и не имеющим собственного двигателя.
Появление обновленных требований также позволило специалистам компании-разработчика сформировать основные положения проекта, в соответствии с которыми следовало вести дальнейшие работы. Так, было принято решение о создании новой инерциальной навигационной системы для применения в качестве аппаратуры наведения, а исследования в аэродинамической трубе позволили определить оптимальный облик планера ракеты. Было установлено, что наиболее эффективной аэродинамической компоновкой для MX-770 станет «утка» с треугольным крылом. Следующий этап работ по новому проекту подразумевал проработку основных вопросов и создание агрегатов в соответствии с обновленными требованиями и планами.
Дальнейшие расчеты доказали эффективность применения прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Имеющиеся и перспективные конструкции такой силовой установки обещали заметный прирост характеристик. По расчетам того времени, ракета с ПВРД имела на треть большую дальность, чем аналогичное изделие с жидкостным двигателем. Одновременно с этим обеспечивалась требуемая скорость полета. Следствием этих расчетов стала активизация работ по созданию новых ПВРД с повышенными характеристиками. Уже летом 1947 года двигателестроительное подразделение NAA получило распоряжение о модернизации имеющегося экспериментального двигателя XLR-41 Mark III с повышением тяги до 300 кН.
Летающая лаборатория X-10. Фото Designation-systems.net
Параллельно с обновлением двигателя специалисты North American работали над проектом инерциальной навигационной системы N-1. На предварительных стадиях проекта расчеты показывали, что контроли перемещения ракеты в трех плоскостях позволит обеспечить достаточно высокую точность определения координат. Расчетное отклонение от реальных координат составляло 1 милю на час полета. Таким образом, при полете на максимальную дальность круговое вероятное отклонение ракеты не должно было превышать 2,5 тыс. футов (порядка 760 м). Тем не менее, расчетные характеристики системы N-1 посчитали недостаточными с точки зрения дальнейшего развития ракетной техники. При росте дальности ракеты КВО могло увеличиваться до неприемлемых значений. В связи с этим осенью 47-го стартовала разработка системы N-2, в которую помимо аппаратуры инерциальной навигации включили прибор для ориентации по звездам.
По результатам первых проработок обновленного проекта, связанных с изменением требований заказчика, был скорректирован план разработки проекта и испытаний готовых ракет. Теперь в ходе первого этапа планировалось испытать ракету MX-770 в различных конфигурациях, в том числе при старте с самолета-носителя. Целью второго этапа было увеличение дальности полета до 2-3 тыс. миль (3200-4800 км). Третий этап предназначался для доведения дальности до 5 тыс. миль. Одновременно с этим следовало увеличить полезную нагрузку ракеты до 10 тыс. фунтов (4,5 т).
Основная масса проектных работ по ракете MX-770 была завершена в 1951 году. Тем не менее, разработка этого оружия была связана с многочисленными трудностями. Как следствие, и после 51-го конструкторам Rocketdyne и NAA приходилось постоянно дорабатывать проект, исправлять выявленные недостатки, а также использовать различное вспомогательное оборудование для проведения дополнительных исследований.
Экспериментальный вспомогательный проект
С целью облегчения работ и изучения имеющихся предложений в 1950 году была согласована разработка дополнительного проекта RTV-A-5. Целью этого проекта было создание радиоуправляемого летательного аппарата с аэродинамическим обликом, аналогичным боевой ракете нового типа. В 1951 году проект получил обновленное название X-10. Это обозначение сохранилось до самого закрытия проекта в середине пятидесятых годов.
X-10 в полете. Фото Designation-systems.net
Изделие RTV-A-5 / X-10 представляло собой радиоуправляемый самолет с вытянутым обтекаемым фюзеляжем, рулями высоты в носовой части, треугольным крылом в хвосте и двумя килями. На задней части бортов фюзеляжа располагались две мотогондолы с турбореактивными двигателями Westinghouse J40-WE-1 тягой по 48 кН каждый. Аппарат имел длину 20,17 м, крыло размахом 8,6 м и общую высоту (с выпущенным трехстоечным шасси) 4,5 м. Взлетный вес определялся на уровне 19 т. Силовая установка позволяла развивать скорость порядка М=2,05, подниматься на высоту 13,6 км и летать на дальность до 13800 км.
Конструкция планера X-10 разрабатывалась на основе проекта ракеты MX-770. При помощи испытаний радиоуправляемого самолета планировалось проверить перспективы предлагаемого планера при полете на разных режимах. Кроме того, на определенном этапе программы имелось сходство и с точки зрения бортовой аппаратуры. Изначально X-10 получил только оборудование для радиоуправления и автопилот. На поздних этапах испытаний опытный самолет оснастили инерциальной навигационной системой N-6, предлагавшейся для применения на полноценной ракете.
Первый полет изделия X-10 состоялся в октябре 1953 года. Самолет успешно взлетел с одного из аэродромов и выполнил полетную программу, по завершении которой выполнил успешную посадку. Испытательные полеты летающей лаборатории продолжались до 1956 года. В ходе этих работ специалисты NAA проверяли различные особенности имеющейся конструкции, а также собирали данные для дальнейших доработок проекта MX-770.
Проект G-38 / XSM-64A в финальной версии, представленной в феврале 1957 года, представлял собой доработанный вариант предыдущего G-26. Эта ракета отличалась увеличенными размерами и иным составом бортового оборудования. При этом принципы запуска и иные особенности проекта остались почти без изменений. Новая ракета должна была иметь двухступенчатую конструкцию с разгонным блоком и маршевой ступенью в виде крылатой ракетой.
В новом проекте предлагалось применять более крупную и тяжелую первую ступень с двигателями повышенной мощности. Новая стартовая ступень имела длину 28,1 м и диаметр 2,4 м, а ее вес достигал 81,5 т. Она должна была оснащаться жидкостным двигателем North American XLR83-NA-1 с тягой 1800 кН. Задачи стартовой ступени остались прежними: подъем всей ракеты на высоту в несколько километров и первоначальный разгон маршевой ступени, необходимый для запуска ее прямоточных двигателей.
Маршевая ступень по-прежнему строилась по схеме «утка», однако теперь имела крыло в форме ромба. Длина ракеты увеличилась до 26,7 м, размах крыла – до 13 м. Расчетный стартовый вес маршевой ступени достиг 54,6 т. В качестве силовой установки предлагались два ПВРД Wright XRJ47-W-7 тягой по 50 кН каждый. Такая силовая установка должна была использоваться для выхода на высоту порядка 24 км и полета со скоростью М=3,25. Расчетная дальность полета находилась на уровне 6300 миль (10 тыс. км).
Ракету XSM-64A Navaho предлагалось оснастить инерциальной навигационной системой N-6A с дополнительной астрономической аппаратурой, повышающей точность расчета курса. В качестве полезной нагрузки ракета должна была нести термоядерную боевую часть W39 мощностью 4 мегатонны в тротиловом эквиваленте. Опытные образцы маршевой ступени G-38 планировалось оснащать посадочным шасси велосипедного типа для возврата на аэродром после успешного испытательного полета.
Итоги
После нескольких неудачных и относительно успешных (особенно на фоне прочих) испытательных запусков ракеты XSM-64 / G-26 заказчик в лице военно-воздушных сил решил отказаться от дальнейшего развития проекта Navaho. Получившаяся крылатая ракета имела крайне низкую надежность, из-за чего не могла рассматриваться в качестве перспективного стратегического оружия. Доводку конструкции посчитали слишком сложной, затратной, длительной и невыгодной. Результатом этого стал отказ от дальнейшей разработки ракеты в качестве перспективного средства доставки ядерного оружия. Тем не менее, в дальнейшем семь ракет были использованы в новых исследовательских проектах.
Одной из причин закрытия проекта SM-64 стала его чрезмерная стоимость. По имеющимся данным, к моменту принятия такого решения проект обошелся налогоплательщикам примерно в 300 млн долларов (в ценах пятидесятых годов). При этом подобные вложения денег не привели к реальным результатам: самый длительный полет ракеты G-26 продолжался чуть больше 40 минут, что было явно недостаточно для полноценного применения с полетом ракеты на полную дальность. Во избежание дальнейших трат с сомнительной эффективностью проект был закрыт.
Несмотря на закрытие проекта, разработка перспективной стратегической крылатой ракеты дала некоторые результаты. Проект «Навахо», равно как и другие аналогичные разработки, стал поводом для проведения массы научно-исследовательских работ в области материаловедения, электроники, двигателестроения и т.д. В ходе этих исследований американские ученые создали массу новых технологий, узлов и агрегатов. В дальнейшем новые наработки, созданные в рамках неудачного проекта крылатой ракеты, самым активным образом применялись при разработке новых систем различного назначения.
Наиболее ярким примером использования наработок по проекту MX-770 / SM-64 является проект крылатой ракеты воздушного базирования AGM-28 Hound Dog, созданный компанией North American в 1959 году. Применение готовых наработок сказалось на массе особенностей этого изделия, в первую очередь на конструкции и характерном внешнем виде. Подобные ракеты использовались стратегическими бомбардировщиками США в течение нескольких следующих десятилетий.
До нашего времени дожили несколько образцов техники, созданной в рамках проекта MX-770. Единственный сохранившийся образец летающей лаборатории X-10 сейчас хранится в музее на базе ВВС США Райт-Паттерсон. Также известно, что стартовая ступень ракеты XSM-64 присутствует в музейной экспозиции организации Veterans of Foreign Wars (Форт Маккой, шт. Флорида). Наиболее известным из сохранившихся образцов является полностью собранная ракета G-26, хранящаяся на открытой площадке авиабазы на мысе Канаверал. Это изделие в красно-белой раскраске состоит из стартовой и маршевой ступени и наглядно демонстрирует конструкцию ракеты в сборе.
Подобно массе других разработок своего времени крылатая ракета SM-64 Navaho оказалась слишком сложной и ненадежной для практического применения, а также отличалась неприемлемо высокой стоимостью. Тем не менее, все затраты на ее создание не пропали впустую. Этот проект позволил освоить новые технологии, а также показал несостоятельность оригинальной концепции межконтинентальной крылатой ракеты, которая до определенного времени считалась перспективной и многообещающей. Неудача проекта «Навахо» и других подобных разработок в определенной мере подстегнула разработку баллистических ракет, которые до сих пор остаются основным средством доставки ядерных боезарядов.
По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://spacelaunchreport.com/
http://designation-systems.net/
http://boeing.com/
http://astronautix.com/
Напомним, летом 1945 года, вскоре после окончания войны в Европе, американское командование распорядилось изучить захваченные образцы немецкой техники и документацию по ним с целью получения важных наработок. Вскоре после этого появилось предложение о разработке перспективной крылатой ракеты класса «земля-земля» с высокими характеристиками дальности. К созданию подобного оружия были привлечены несколько ведущих организаций оборонной промышленности. Среди прочих, свою заявку на участие в программе подала организация Rocketdyne – отделение компании North American Aviation (NAA). Изучив имеющиеся технологии и их перспективы, специалисты NAA предложили примерный график проекта, в соответствии с которым предполагалось создать новую ракету.
Ранние работы
Проект нового оружия предлагалось разрабатывать в три этапа. В ходе первого следовало взять за основу немецкую баллистическую ракету V-2 в версии A-4b и оснастить ее аэродинамическими плоскостями, сделав таким образом самолет-снаряд. Второй этап предложенного проекта подразумевал удаление жидкостного реактивного двигателя с установкой прямоточного воздушно-реактивного (ПВРД). Наконец, третий этап программы предназначался для создания новой ракеты-носителя, которая должна была значительно увеличивать дальность полета боевой ракеты, созданной в рамках первых двух этапов.
Новые требования от июля 47-го заставили инженеров North American Aviation отказаться от предыдущих планов. Расчеты показали, что выполнение технического задания с использованием готовых немецких наработок не представляется возможным. Ракету и ее агрегаты следовало разрабатывать с нуля, используя имеющийся опыт и технологии. Кроме того, специалисты окончательно решили строить крылатую ракету с полноценной силовой установкой и дополнительным разгонным блоком, а не двухступенчатую систему с разгонным агрегатом и планером, оснащенным боевой частью и не имеющим собственного двигателя.
Появление обновленных требований также позволило специалистам компании-разработчика сформировать основные положения проекта, в соответствии с которыми следовало вести дальнейшие работы. Так, было принято решение о создании новой инерциальной навигационной системы для применения в качестве аппаратуры наведения, а исследования в аэродинамической трубе позволили определить оптимальный облик планера ракеты. Было установлено, что наиболее эффективной аэродинамической компоновкой для MX-770 станет «утка» с треугольным крылом. Следующий этап работ по новому проекту подразумевал проработку основных вопросов и создание агрегатов в соответствии с обновленными требованиями и планами.
Дальнейшие расчеты доказали эффективность применения прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Имеющиеся и перспективные конструкции такой силовой установки обещали заметный прирост характеристик. По расчетам того времени, ракета с ПВРД имела на треть большую дальность, чем аналогичное изделие с жидкостным двигателем. Одновременно с этим обеспечивалась требуемая скорость полета. Следствием этих расчетов стала активизация работ по созданию новых ПВРД с повышенными характеристиками. Уже летом 1947 года двигателестроительное подразделение NAA получило распоряжение о модернизации имеющегося экспериментального двигателя XLR-41 Mark III с повышением тяги до 300 кН.
Летающая лаборатория X-10. Фото Designation-systems.net
Параллельно с обновлением двигателя специалисты North American работали над проектом инерциальной навигационной системы N-1. На предварительных стадиях проекта расчеты показывали, что контроли перемещения ракеты в трех плоскостях позволит обеспечить достаточно высокую точность определения координат. Расчетное отклонение от реальных координат составляло 1 милю на час полета. Таким образом, при полете на максимальную дальность круговое вероятное отклонение ракеты не должно было превышать 2,5 тыс. футов (порядка 760 м). Тем не менее, расчетные характеристики системы N-1 посчитали недостаточными с точки зрения дальнейшего развития ракетной техники. При росте дальности ракеты КВО могло увеличиваться до неприемлемых значений. В связи с этим осенью 47-го стартовала разработка системы N-2, в которую помимо аппаратуры инерциальной навигации включили прибор для ориентации по звездам.
По результатам первых проработок обновленного проекта, связанных с изменением требований заказчика, был скорректирован план разработки проекта и испытаний готовых ракет. Теперь в ходе первого этапа планировалось испытать ракету MX-770 в различных конфигурациях, в том числе при старте с самолета-носителя. Целью второго этапа было увеличение дальности полета до 2-3 тыс. миль (3200-4800 км). Третий этап предназначался для доведения дальности до 5 тыс. миль. Одновременно с этим следовало увеличить полезную нагрузку ракеты до 10 тыс. фунтов (4,5 т).
Основная масса проектных работ по ракете MX-770 была завершена в 1951 году. Тем не менее, разработка этого оружия была связана с многочисленными трудностями. Как следствие, и после 51-го конструкторам Rocketdyne и NAA приходилось постоянно дорабатывать проект, исправлять выявленные недостатки, а также использовать различное вспомогательное оборудование для проведения дополнительных исследований.
Экспериментальный вспомогательный проект
С целью облегчения работ и изучения имеющихся предложений в 1950 году была согласована разработка дополнительного проекта RTV-A-5. Целью этого проекта было создание радиоуправляемого летательного аппарата с аэродинамическим обликом, аналогичным боевой ракете нового типа. В 1951 году проект получил обновленное название X-10. Это обозначение сохранилось до самого закрытия проекта в середине пятидесятых годов.
X-10 в полете. Фото Designation-systems.net
Изделие RTV-A-5 / X-10 представляло собой радиоуправляемый самолет с вытянутым обтекаемым фюзеляжем, рулями высоты в носовой части, треугольным крылом в хвосте и двумя килями. На задней части бортов фюзеляжа располагались две мотогондолы с турбореактивными двигателями Westinghouse J40-WE-1 тягой по 48 кН каждый. Аппарат имел длину 20,17 м, крыло размахом 8,6 м и общую высоту (с выпущенным трехстоечным шасси) 4,5 м. Взлетный вес определялся на уровне 19 т. Силовая установка позволяла развивать скорость порядка М=2,05, подниматься на высоту 13,6 км и летать на дальность до 13800 км.
Конструкция планера X-10 разрабатывалась на основе проекта ракеты MX-770. При помощи испытаний радиоуправляемого самолета планировалось проверить перспективы предлагаемого планера при полете на разных режимах. Кроме того, на определенном этапе программы имелось сходство и с точки зрения бортовой аппаратуры. Изначально X-10 получил только оборудование для радиоуправления и автопилот. На поздних этапах испытаний опытный самолет оснастили инерциальной навигационной системой N-6, предлагавшейся для применения на полноценной ракете.
Первый полет изделия X-10 состоялся в октябре 1953 года. Самолет успешно взлетел с одного из аэродромов и выполнил полетную программу, по завершении которой выполнил успешную посадку. Испытательные полеты летающей лаборатории продолжались до 1956 года. В ходе этих работ специалисты NAA проверяли различные особенности имеющейся конструкции, а также собирали данные для дальнейших доработок проекта MX-770.
Проект G-38 / XSM-64A в финальной версии, представленной в феврале 1957 года, представлял собой доработанный вариант предыдущего G-26. Эта ракета отличалась увеличенными размерами и иным составом бортового оборудования. При этом принципы запуска и иные особенности проекта остались почти без изменений. Новая ракета должна была иметь двухступенчатую конструкцию с разгонным блоком и маршевой ступенью в виде крылатой ракетой.
В новом проекте предлагалось применять более крупную и тяжелую первую ступень с двигателями повышенной мощности. Новая стартовая ступень имела длину 28,1 м и диаметр 2,4 м, а ее вес достигал 81,5 т. Она должна была оснащаться жидкостным двигателем North American XLR83-NA-1 с тягой 1800 кН. Задачи стартовой ступени остались прежними: подъем всей ракеты на высоту в несколько километров и первоначальный разгон маршевой ступени, необходимый для запуска ее прямоточных двигателей.
Маршевая ступень по-прежнему строилась по схеме «утка», однако теперь имела крыло в форме ромба. Длина ракеты увеличилась до 26,7 м, размах крыла – до 13 м. Расчетный стартовый вес маршевой ступени достиг 54,6 т. В качестве силовой установки предлагались два ПВРД Wright XRJ47-W-7 тягой по 50 кН каждый. Такая силовая установка должна была использоваться для выхода на высоту порядка 24 км и полета со скоростью М=3,25. Расчетная дальность полета находилась на уровне 6300 миль (10 тыс. км).
Ракету XSM-64A Navaho предлагалось оснастить инерциальной навигационной системой N-6A с дополнительной астрономической аппаратурой, повышающей точность расчета курса. В качестве полезной нагрузки ракета должна была нести термоядерную боевую часть W39 мощностью 4 мегатонны в тротиловом эквиваленте. Опытные образцы маршевой ступени G-38 планировалось оснащать посадочным шасси велосипедного типа для возврата на аэродром после успешного испытательного полета.
Итоги
После нескольких неудачных и относительно успешных (особенно на фоне прочих) испытательных запусков ракеты XSM-64 / G-26 заказчик в лице военно-воздушных сил решил отказаться от дальнейшего развития проекта Navaho. Получившаяся крылатая ракета имела крайне низкую надежность, из-за чего не могла рассматриваться в качестве перспективного стратегического оружия. Доводку конструкции посчитали слишком сложной, затратной, длительной и невыгодной. Результатом этого стал отказ от дальнейшей разработки ракеты в качестве перспективного средства доставки ядерного оружия. Тем не менее, в дальнейшем семь ракет были использованы в новых исследовательских проектах.
Одной из причин закрытия проекта SM-64 стала его чрезмерная стоимость. По имеющимся данным, к моменту принятия такого решения проект обошелся налогоплательщикам примерно в 300 млн долларов (в ценах пятидесятых годов). При этом подобные вложения денег не привели к реальным результатам: самый длительный полет ракеты G-26 продолжался чуть больше 40 минут, что было явно недостаточно для полноценного применения с полетом ракеты на полную дальность. Во избежание дальнейших трат с сомнительной эффективностью проект был закрыт.
Несмотря на закрытие проекта, разработка перспективной стратегической крылатой ракеты дала некоторые результаты. Проект «Навахо», равно как и другие аналогичные разработки, стал поводом для проведения массы научно-исследовательских работ в области материаловедения, электроники, двигателестроения и т.д. В ходе этих исследований американские ученые создали массу новых технологий, узлов и агрегатов. В дальнейшем новые наработки, созданные в рамках неудачного проекта крылатой ракеты, самым активным образом применялись при разработке новых систем различного назначения.
Наиболее ярким примером использования наработок по проекту MX-770 / SM-64 является проект крылатой ракеты воздушного базирования AGM-28 Hound Dog, созданный компанией North American в 1959 году. Применение готовых наработок сказалось на массе особенностей этого изделия, в первую очередь на конструкции и характерном внешнем виде. Подобные ракеты использовались стратегическими бомбардировщиками США в течение нескольких следующих десятилетий.
До нашего времени дожили несколько образцов техники, созданной в рамках проекта MX-770. Единственный сохранившийся образец летающей лаборатории X-10 сейчас хранится в музее на базе ВВС США Райт-Паттерсон. Также известно, что стартовая ступень ракеты XSM-64 присутствует в музейной экспозиции организации Veterans of Foreign Wars (Форт Маккой, шт. Флорида). Наиболее известным из сохранившихся образцов является полностью собранная ракета G-26, хранящаяся на открытой площадке авиабазы на мысе Канаверал. Это изделие в красно-белой раскраске состоит из стартовой и маршевой ступени и наглядно демонстрирует конструкцию ракеты в сборе.
Подобно массе других разработок своего времени крылатая ракета SM-64 Navaho оказалась слишком сложной и ненадежной для практического применения, а также отличалась неприемлемо высокой стоимостью. Тем не менее, все затраты на ее создание не пропали впустую. Этот проект позволил освоить новые технологии, а также показал несостоятельность оригинальной концепции межконтинентальной крылатой ракеты, которая до определенного времени считалась перспективной и многообещающей. Неудача проекта «Навахо» и других подобных разработок в определенной мере подстегнула разработку баллистических ракет, которые до сих пор остаются основным средством доставки ядерных боезарядов.
По материалам сайтов:
http://fas.org/
http://spacelaunchreport.com/
http://designation-systems.net/
http://boeing.com/
http://astronautix.com/
Автор: Glenn Witcher