Торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56

В 1941 году на вооружение советского флота была принята первая отечественная электрическая торпеда ЭТ-80. Это оружие производилось серийно, но не смогло завоевать уважение подводников. За время Великой Отечественной войны было использовано лишь несколько десятков таких торпед. Главной причиной этого были сравнительно малая скорость хода и низкая надежность, несколько раз приводившая к взрыву торпед, в том числе и на борту подлодки-носителя. Тем не менее, благодаря проекту ЭТ-80 на практике удалось проверить и доказать жизнеспособность торпед с электрическими силовыми установками, что позволило продолжить работу по перспективному направлению. Уже после окончания войны была разработана новая электрическая торпеда ЭТ-46.

Торпеда ЭТ-80 могла развивать скорость до 29 узлов и преодолевать расстояние до 4000 м. Такие характеристики оружия позволяли подводным лодкам атаковать суда противника, но в некоторой мере затрудняли процесс подготовки к стрельбе. По этой причине подводники предпочитали использовать парогазовые торпеды и буквально уклонялись от приема на борт оружия с электродвигателями. Однако электрическая силовая установка имела некоторые преимущества перед парогазовой, а именно большую скрытность работы. Электрический двигатель во время работы производил меньший шум, а также не выбрасывал за борт парогазовую смесь, образующую след на поверхности воды.

Таким образом, дальнейшее развитие электрических торпед сочли целесообразным и перспективным. Как следствие, после принятия на вооружение ЭТ-80 работы по тематике торпед с электродвигателями не прекращались. Следующие результаты этих работ появилось уже после окончания Великой Отечественной войны.

ЭТ-46

Недостатком торпеды ЭТ-80 считалась недостаточная емкость аккумуляторных батарей, из-за которой скорость и дальность хода этого изделия оставляли желать лучшего. Для повышения характеристик требовалось создать новую батарею, отличающуюся увеличенной емкостью и способную обеспечить более длительную работу электродвигателя. Кроме того, присутствовала необходимость разработки двигателя увеличенной мощности, который мог бы разогнать торпеду до больших скоростей. В остальном существующая конструкция устраивала и заказчика, и промышленность, что позволило создать новую торпеду путем модернизации имеющегося изделия.

Проект модернизации существующей торпеды ЭТ-80 был разработан в 1946 году инженерами Специального конструкторского бюро завода «Двигатель» (г. Ленинград). Работами руководил конструктор П.В. Матвеев. Проект получил заводское обозначение «Изделие 579». В дальнейшем появилось название ЭТ-46 – «Электрическая торпеда обр. 1946 г.»


Торпеда ЭТ-46 в разрезе. Рисунок Militaryrussia.ru


Для ускорения работ по созданию нового оружия было решено использовать метод заимствования чужих наработок. В связи с окончанием войны советские специалисты получили доступ к различным образцам немецкого оружия и техники, а также к документации по этим изделиям. Среди прочей продукции, трофеем Красной армии стала немецкая электрическая торпеда G7e. Это изделие должно было «поделиться» с новой советской торпедой некоторыми технологиями и техническими решениями. Трофейные торпеды подверглись тщательному изучению, по результатам которых советские специалисты разработали несколько новых устройств для перспективного оружия.

Предложение об использовании новых внутренних агрегатов позволило сохранить существующий корпус торпеды без внесения каких-либо изменений в его конструкцию. Так же осталась старой (с поправкой на размеры и конфигурацию новых узлов) и компоновка внутренних объемов корпуса. Был сохранен цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем и конусообразной кормой. На кормовой части корпуса закреплялись стабилизаторы с рулями глубины и направления, при помощи тяг соединявшихся с рулевыми машинками. В головной части торпеды располагалось боевое отделение, за которым установили крупную аккумуляторную батарею. В хвостовом отсеке расположили аппаратуру управления и электродвигатель. Торпеда имела калибр 533 мм и общую длину 7,45 м. Общий вес конструкции составлял 1810 кг.

Для уничтожения судов-целей предлагалось применять заряд взрывчатого вещества весом 450 кг. Отсек для взрывчатки располагался в головной части корпуса. Предусматривалось гнездо для установки контактного взрывателя, обеспечивающего подрыв заряда при столкновении с целью. Состав и объем боевого отделения были определены в соответствии с основной задачей – атакой и уничтожением надводных кораблей или судов противника.

Вся центральная часть корпуса была занята свинцово-кислотной короткозарядной многоразовой аккумуляторной батареей типа В-6-IV. В ее составе имелось 74 отдельных аккумулятора, закрепленных на общем металлическом каркасе. Конструкция последнего обеспечивала размещение всех элементов батареи вдоль центральной части корпуса и правильную балансировку достаточно тяжелого агрегата. В качестве анодов в составе аккумуляторов применялись пластины из губчатого свинца. Функции катода исполнял твердоцементированный диоксид свинца. Свободный объем аккумулятора заполнялся электролитом, в качестве которого использовался водный раствор соляной кислоты. Новая конструкция батареи, несмотря на заметное сокращение количества отдельных аккумуляторов, позволила повысить характеристики торпеды в сравнении с базовым изделием.

Непосредственно за батареей предлагалось устанавливать биротативный электрический двигатель постоянного тока типа ПМ5-3М, являвшийся дальнейшим развитием изделия ПМ5-2 (двигатель торпеды ЭТ-80). Как и в случае с электрической торпедой предыдущей модели, двигатель передавал крутящий момент на два вала, на каждом из которых был закреплен свой гребной винт. Биротативная конструкция двигателя с подвижными ротором и статором значительно упрощала архитектуру силовой установки, поскольку позволяла обойтись без дополнительных редукторов или дифференциалов, распределяющих крутящий момент на два винта. Подобный двигатель уже использовался в изделии ЭТ-80 и хорошо показал себя.

Техническое задание на «Изделие 579» подразумевало строительство т.н. прямоидущей торпеды. Система управления должна была обеспечивать сохранение курса, заданного при выстреле. Таким образом, готовая торпеда получила сравнительно простую автоматику управления «классического» типа на основе гидростата и гироскопического прибора управления. Перед стрельбой в аппаратуру вводилась глубина хода от 1 до 14 м, а курс выдерживался автоматически в соответствии с направлением пуска.


Погрузка немецкой торпеды G7e на подлодку. Фото Torpedo-los.narod.ru


К середине пятидесятых годов советская промышленность разработала несколько новых проектов торпедного вооружения, в которых использовались не только современные силовые установки, но и первые отечественные системы самонаведения. В связи с этим прямоидущие торпеды, способные лишь сохранять изначально заданный курс, более не представляли интереса для флота. Одним из следствий этого стал ограниченный выпуск изделий ЭТ-56. За несколько лет второй половины пятидесятых годов было собрано и передано флоту лишь около сотни подобных торпед, после чего их строительство было свернуто в пользу нового оружия с повышенными характеристиками.

Малые объемы выпуска сказались на эксплуатации оружия флотом. Во второй половине пятидесятых годов советские подводники занимались освоением новых самонаводящихся торпед, что привело к значительному снижению внимания, уделяемого устаревшим системам. Как следствие, торпеды ЭТ-56 не слишком активно применялись в учебных целях, а через несколько лет после принятия на вооружение от них фактически отказались. Полный отказ от такого оружия произошел, по имеющимся данным, до конца первой половины шестидесятых годов. К этому времени на вооружении подводных сил ВМФ Советского Союза уже состояли новые самонаводящиеся торпеды, значительно повышавшие ударный потенциал субмарин.

***

Электрическая бесследная прямоидущая торпеда ЭТ-46 стала первым изделием своего класса, созданным в нашей стране после Великой Отечественной войны. Через десять лет после ее принятия на вооружение была разработана модернизированная версия ЭТ-56, отличавшаяся немного более высокими характеристиками. Эти изделия стали важными вехами в истории отечественного минно-торпедного вооружения, однако с определенного времени перестали устраивать военных. Несмотря на прогрессивную для своего времени конструкцию, торпеды ЭТ-46 и ЭТ-56 имели недостаточные характеристики, что в итоге привело к полному отказу от них.

Одной из причин отказа от торпед ЭТ-46 и ЭТ-56 стало появление самонаводящегося оружия, значительно повышающего эффективность атаки. Появление и освоение такого оружия сделало прямоидущие торпеды ненужными. Примечательно, что основой для таких систем стали именно первые отечественные электрические торпеды. Так, в 1951 году на вооружение была принята самонаводящаяся торпеда САЭТ-50, разработанная на базе ЭТ-46. Таким образом, первые послевоенные торпеды с электродвигателями не смогли полноценно закрепиться в номенклатуре вооружений флота, но поспособствовали дальнейшему развитию оружия подводных лодок.


По материалам сайтов:
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-489.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-490.html