Стальные монстры: сверхтяжёлые танки Германии
К вопросу создания сверхтяжелых танков в Германии обратились, как и во многих других странах, еще во время Первой мировой войны. Однако настоящую славу снискал не проект K-Wagen, а более поздние проекты. Сверхтяжелый танк Maus сегодня является одним из самых узнаваемых и знаменитых танков в истории, хотя был собран всего в двух экземплярах и не принимал участия в сражениях. Неплохую известность приобрел и другой сверхтяжелый танк Третьего рейха — E-100, чья узнаваемость в массах напрямую связана с компьютерными играми.
K-Wagen
В марте 1917 года Ставка главного командования и Инспекция автомобильных войск немецкой армии совместно сформулировали требования к новому сверхтяжелому танку массой около 150 тонн. Привести в движение такого монстра должна была силовая установка из двух бензиновых двигателей мощностью 250-300 л.с. каждый. Бронирование танка должно было составить 30 мм, что позволило бы обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром до 75 мм. Вооружить новую боевую машину планировалось четырьмя орудиями калибра 57-77 мм, четырьмя 7,92-мм пулеметами и двумя огнеметами. Длина танка превышала 10 метров, что позволило бы машине преодолевать рвы шириной до 4 метров. 28 июня 1917 года Военное министерство утвердило проект нового сверхтяжелого танка «K-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal).
Разработку сверхтяжелого танка решили поручить Р. Фолльмеру, одному из самых талантливых немецких инженеров, который параллельно уже вел работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I. Программа постройки сверхтяжелых танков выглядела масштабно: планировалось создать 100 таких боевых машин при первоначальном заказе в 10 штук. Расчетная стоимость одного танка составляла около 500 тысяч рейхсмарок — огромную по тем временам сумму. При этом перед немецкими конструкторами стояла очень сложная задача, так как большинство деталей и узлов им предстояло спроектировать заново.
Влияние на проектировщиков немецкого сверхтяжа оказали британские ромбовидные танки, которые не отличались особой подвижностью, но несли достаточно мощное вооружение и были в состоянии преодолевать траншеи и рвы шириной до 3 метров. Именно от английских танков была заимствована компоновка с удлиненным корпусом и гусеницами, которые полностью его охватывали. Размещение вооружения в спонсонах по бортам корпуса также было заимствовано у англичан. Но в целом компоновка немецкого танка K-Wagen отличалась оригинальностью, экипаж был размещен в два яруса, а корпус делился на 4 отсека.
В передней части корпуса имелись места для трех пулеметов, два из которых были расположены по бортам, а один в лобовом бронелисте с незначительным смещением в левую сторону. В средней части корпуса танка располагалось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих механиков-водителей располагались за пулеметными установками и не имели никаких смотровых приборов. Управление танком должен был осуществлять его командир, который совместно с артиллерийским офицером располагался на верхнем ярусе и был защищен специальной бронированной башенкой цилиндрической формы с верхним люком, для лучшего обзора в ней имелось 6 смотровых щелей. Так как K-Wagen должен был получить радиостанцию, расположенную по центру боевого отделения, здесь же разместили и место радиста. По бортам боевой машины расположили большие спонсоны, в которых должны были быть установлены по две 77-мм пушки капонирного типа с полуавтоматическим затвором и два 7,92-мм пулемета. При этом передняя часть спонсона изначально проектировалась так, чтобы обеспечить максимально возможный сектор обстрела из орудий. Фактически при проектном размещении вооружения был обеспечен практически круговой сектор обстрела за исключением небольшого сектора в корме танка.
Третий и четвертый отсеки танка были моторно-трансмиссионными. Уже на стадии расчетов стало ясно, что даже установка 300-сильных двигателей не сможет дать боевой машине нормальной удельной мощности, поэтому было принято решение поставить на танк два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. каждый. Для обслуживания данных двигателей выделялись два механика, которые также должны были вести огонь из кормовых пулеметных установок. Рядом с двигателями находились топливные баки, общий объем которых составлял 3000 литров. Непосредственно над двигателями находились две выхлопных трубы. Для обеспечения доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от работающих двигателей имелись 4 вентиляционных люка, расположенных в крыше корпуса, и по 3 люка на каждом из спонсонов.
Тактико-технические характеристики K-Wagen:
Габаритные размеры: длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м (3,1 м без спонсонов), высота — 3,3 м (2,9 м по крыше).
Боевая масса — 150 т.
Вооружение — 4х77-мм орудия, 7х7,92-мм пулеметов MG.08.
Бронирование — лоб и борта корпуса — 30 мм.
Силовая установка — два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя «Даймлер» мощностью 2х650 л.с.
Максимальная скорость — 7,5 км/ч.
Экипаж — 22-27 человек.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Panzerkampfwagen VIII «Maus» представлял собой сверхтяжелый танк, который был спроектирован в гитлеровской Германии, работы над машиной шли в период с 1942 по 1945 год, руководил ими известный немецкий конструктор Фердинанд Порше. «Маус» стал самым крупным по боевой массе танком среди всех, которые когда-либо были построены в металле (188,9 тонн). Всего удалось построить два экземпляра машины, которые не принимали участия в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении к Кумерсдорфскому полигону частей Красной Армии немцы решили уничтожить оба прототипа сверхтяжелых танков, так как их нельзя было эвакуировать. Оба танка «Маус» были взорваны, однако значительным разрушениям подвергся лишь один. В настоящее время в мире имеется только один сохранившийся образец данного танка, который удалось собрать из частей обеих машин, он находится в коллекции Бронетанкового музея в Кубинке.
Танк Maus отличался очень мощным вооружением, расположенным во вращающейся башне. В состав экипажа грозной машины входили 6 человек: командир танка, командир орудий, 2 заряжающих, радист и механик-водитель. Поперечными перегородками корпус танка был разделена на 4 отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. В носовой части танка располагалось отделение управление. Здесь были сидения мехвода (с левой стороны) и радиста (с правой стороны), контрольные и измерительные приборы, приводы управления, радиостанция, коммутационная аппаратура и баллоны огнетушителей. В днище корпуса перед сидением радиста имелся люк, предназначенный для аварийной эвакуации из танка. В нишах бортов были размещены два топливных бака, общая емкость которых составляла 1560 л. В крыше корпуса над местом механика-водителя и радиста был расположен люк, который закрывался броневой крышкой, а также перископический прибор кругового обзора радиста и смотровой прибор мехвода.
Тактико-технические характеристики Е-100:
Габаритные размеры: длина корпуса с пушкой вперед — 10 270 мм, ширина корпуса — 4480 мм (с экранами), высота — 3320 мм.
Боевая масса — около 140 т.
Вооружение — 150 мм орудие KwK44 L/44 (32 выстрела) и 75-мм пушка (200 выстрелов), один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса (верх) — 150 мм, борт — 120 мм, корма — 150 мм, лоб башни — 240 мм, борта башни — 200 мм.
Силовая установка — Maybach HL234 мощностью 1200 л.с.
Максимальная скорость — 38-40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 120 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.
Источники информации:
«K-Wagen»/«Großkampfwagen». Сверхтяжелый танк // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/k-wagen.htm.
Сверхтяжелый танк «Маус» // kubinkamuseum. URL: http://kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208&Itemid=410.
Стаценко А. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. URL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany.
Коломиец М. В. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. Последняя надежда панцерваффе. М.: Эксмо; Яуза, 2013. 96 с.
Материалы из открытых источников.
K-Wagen
В марте 1917 года Ставка главного командования и Инспекция автомобильных войск немецкой армии совместно сформулировали требования к новому сверхтяжелому танку массой около 150 тонн. Привести в движение такого монстра должна была силовая установка из двух бензиновых двигателей мощностью 250-300 л.с. каждый. Бронирование танка должно было составить 30 мм, что позволило бы обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром до 75 мм. Вооружить новую боевую машину планировалось четырьмя орудиями калибра 57-77 мм, четырьмя 7,92-мм пулеметами и двумя огнеметами. Длина танка превышала 10 метров, что позволило бы машине преодолевать рвы шириной до 4 метров. 28 июня 1917 года Военное министерство утвердило проект нового сверхтяжелого танка «K-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal).
Разработку сверхтяжелого танка решили поручить Р. Фолльмеру, одному из самых талантливых немецких инженеров, который параллельно уже вел работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I. Программа постройки сверхтяжелых танков выглядела масштабно: планировалось создать 100 таких боевых машин при первоначальном заказе в 10 штук. Расчетная стоимость одного танка составляла около 500 тысяч рейхсмарок — огромную по тем временам сумму. При этом перед немецкими конструкторами стояла очень сложная задача, так как большинство деталей и узлов им предстояло спроектировать заново.
Влияние на проектировщиков немецкого сверхтяжа оказали британские ромбовидные танки, которые не отличались особой подвижностью, но несли достаточно мощное вооружение и были в состоянии преодолевать траншеи и рвы шириной до 3 метров. Именно от английских танков была заимствована компоновка с удлиненным корпусом и гусеницами, которые полностью его охватывали. Размещение вооружения в спонсонах по бортам корпуса также было заимствовано у англичан. Но в целом компоновка немецкого танка K-Wagen отличалась оригинальностью, экипаж был размещен в два яруса, а корпус делился на 4 отсека.
В передней части корпуса имелись места для трех пулеметов, два из которых были расположены по бортам, а один в лобовом бронелисте с незначительным смещением в левую сторону. В средней части корпуса танка располагалось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих механиков-водителей располагались за пулеметными установками и не имели никаких смотровых приборов. Управление танком должен был осуществлять его командир, который совместно с артиллерийским офицером располагался на верхнем ярусе и был защищен специальной бронированной башенкой цилиндрической формы с верхним люком, для лучшего обзора в ней имелось 6 смотровых щелей. Так как K-Wagen должен был получить радиостанцию, расположенную по центру боевого отделения, здесь же разместили и место радиста. По бортам боевой машины расположили большие спонсоны, в которых должны были быть установлены по две 77-мм пушки капонирного типа с полуавтоматическим затвором и два 7,92-мм пулемета. При этом передняя часть спонсона изначально проектировалась так, чтобы обеспечить максимально возможный сектор обстрела из орудий. Фактически при проектном размещении вооружения был обеспечен практически круговой сектор обстрела за исключением небольшого сектора в корме танка.
Третий и четвертый отсеки танка были моторно-трансмиссионными. Уже на стадии расчетов стало ясно, что даже установка 300-сильных двигателей не сможет дать боевой машине нормальной удельной мощности, поэтому было принято решение поставить на танк два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. каждый. Для обслуживания данных двигателей выделялись два механика, которые также должны были вести огонь из кормовых пулеметных установок. Рядом с двигателями находились топливные баки, общий объем которых составлял 3000 литров. Непосредственно над двигателями находились две выхлопных трубы. Для обеспечения доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от работающих двигателей имелись 4 вентиляционных люка, расположенных в крыше корпуса, и по 3 люка на каждом из спонсонов.
Тактико-технические характеристики K-Wagen:
Габаритные размеры: длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м (3,1 м без спонсонов), высота — 3,3 м (2,9 м по крыше).
Боевая масса — 150 т.
Вооружение — 4х77-мм орудия, 7х7,92-мм пулеметов MG.08.
Бронирование — лоб и борта корпуса — 30 мм.
Силовая установка — два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя «Даймлер» мощностью 2х650 л.с.
Максимальная скорость — 7,5 км/ч.
Экипаж — 22-27 человек.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Panzerkampfwagen VIII «Maus» представлял собой сверхтяжелый танк, который был спроектирован в гитлеровской Германии, работы над машиной шли в период с 1942 по 1945 год, руководил ими известный немецкий конструктор Фердинанд Порше. «Маус» стал самым крупным по боевой массе танком среди всех, которые когда-либо были построены в металле (188,9 тонн). Всего удалось построить два экземпляра машины, которые не принимали участия в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении к Кумерсдорфскому полигону частей Красной Армии немцы решили уничтожить оба прототипа сверхтяжелых танков, так как их нельзя было эвакуировать. Оба танка «Маус» были взорваны, однако значительным разрушениям подвергся лишь один. В настоящее время в мире имеется только один сохранившийся образец данного танка, который удалось собрать из частей обеих машин, он находится в коллекции Бронетанкового музея в Кубинке.
Танк Maus отличался очень мощным вооружением, расположенным во вращающейся башне. В состав экипажа грозной машины входили 6 человек: командир танка, командир орудий, 2 заряжающих, радист и механик-водитель. Поперечными перегородками корпус танка был разделена на 4 отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. В носовой части танка располагалось отделение управление. Здесь были сидения мехвода (с левой стороны) и радиста (с правой стороны), контрольные и измерительные приборы, приводы управления, радиостанция, коммутационная аппаратура и баллоны огнетушителей. В днище корпуса перед сидением радиста имелся люк, предназначенный для аварийной эвакуации из танка. В нишах бортов были размещены два топливных бака, общая емкость которых составляла 1560 л. В крыше корпуса над местом механика-водителя и радиста был расположен люк, который закрывался броневой крышкой, а также перископический прибор кругового обзора радиста и смотровой прибор мехвода.
Тактико-технические характеристики Е-100:
Габаритные размеры: длина корпуса с пушкой вперед — 10 270 мм, ширина корпуса — 4480 мм (с экранами), высота — 3320 мм.
Боевая масса — около 140 т.
Вооружение — 150 мм орудие KwK44 L/44 (32 выстрела) и 75-мм пушка (200 выстрелов), один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса (верх) — 150 мм, борт — 120 мм, корма — 150 мм, лоб башни — 240 мм, борта башни — 200 мм.
Силовая установка — Maybach HL234 мощностью 1200 л.с.
Максимальная скорость — 38-40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 120 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.
Источники информации:
«K-Wagen»/«Großkampfwagen». Сверхтяжелый танк // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/k-wagen.htm.
Сверхтяжелый танк «Маус» // kubinkamuseum. URL: http://kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208&Itemid=410.
Стаценко А. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. URL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany.
Коломиец М. В. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. Последняя надежда панцерваффе. М.: Эксмо; Яуза, 2013. 96 с.
Материалы из открытых источников.
Автор: ZloyStrelok