Силы специальных операций. В любое время, в любом месте! Часть 2

Предыдущая статья серии: Силы специальных операций: В любое время, в любом месте! Часть 1


Гидроциклы FX-SVHO закупило американское Командование силами специальных операций

Еще одной платформой, используемой в настоящее время специальными подразделениям НАТО (особенно в Европе), является гидроцикл GuardRunner шведской компании Proteum, которая описывает его как «систему, позволяющую проникнуть в прибрежные и речные зоны, куда другие катера и лодки не могут пройти». Аналогично концепции американского флота первоначальные варианты гидроцикла GuardRunner предназначались для операций поиска и спасения в ходе боевых действий. Тем не менее, европейские спецподразделения расширили круг задач для этой платформы. В соответствии с их концепциями этот гидроцикл может использоваться для проникновения и выхода из районов целей, а также обеспечения огневой поддержки.

По словам представителя компании Proteum господина Фримана, гидроцикл GuardRunner может использоваться в районах «быстрых рек и внутренних водоемов», а также «на мелях, между скал, рифов и в шхерах», где любые скоростные лодки или катера подвергаются опасности и вполне могут перевернуться или получить повреждения. Кроме того, он сказал, что GuardRunner мог бы использоваться при взятии на абордаж малых и крупных судов при проведении противоповстанческих действий и операций по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также для транспортировки личного состава с берега на судно и обратно.

На платформе могут разместиться один или два оператора, вооруженные штурмовыми винтовками, снайперскими винтовками, пистолетами и устройствами наблюдения. Это чрезвычайно быстрое и подвижное надводное средство незаменимо для морского спецназа, особенно при действиях сразу на нескольких гидроциклах, когда обеспечивается серьезная взаимная поддержка.


"Военизированный" гидроцикл компании Proteum GuardRunner уже прошел боевое крещение в неназванных европейских спецподразделениях

Гидроцикл GuardRunner имеет длину 3,6 метра, сухую массу 350 кг и полезную грузоподъемность 400 кг. Максимальная скорость аппарата составляет до 40 узлов (74 км/ч), а максимальная дальность плавания 70 морских миль (129,6 км). Представитель компании Proteum добавил, что «GuardRunner позволяет быстро достичь берега и возвратиться обратно», заметив при этом, что четырехтактный бензиновый двигатель может в скором времени получить альтернативу в виде дизельного варианта. «Мы работаем над дизельным вариантом, он будет длиннее и шире, и вполне возможно, что на него можно будет устанавливать вооружение, в том числе 5,56-мм и 7,62-мм пулеметы».

В настоящее время нераскрываемое количество гидроциклов состоит на вооружении шведской группы специальных операций и норвежского морского спецназа, а также еще одного спецподразделения НАТО, которое использует их в операциях по борьбе с наркотиками в прибрежных и речных районах Южной и Центральной Америки.

Один из военнослужащих спецподразделения рассказал о том, как такая платформа может использоваться во время скрытных разведывательных операций. В качестве примера анонимный спецназовец частично раскрыл способ выполнения операции. Группа незаметно проникает в район операции на гидроциклах. Это, как правило, недоступное место высадки; по прибытии на место, перед тем как продолжить выполнение задания пешком, группа маскирует и прячет свои аппараты. Это может быть затопление гидроциклов недалеко от берега, зарывание их в песок или перевертывание вверх дном и укрытие их термозащитным материалом. По завершении разведывательной задачи «наездники» возвращаются к своим «коням» и, убедившись, что их схроны не обнаружены, быстро возвращают гидроциклы в рабочее состояние, выходят на них из зоны операции и возвращаются на базу.

В качестве альтернативы спецназовец рассказал о том, что британские ВВС также рассматривают возможность применения высокоточных управляемых систем воздушного обеспечения, например парашютов семейства JPAD компании Airborne Systems, для доставки гидроциклов в район операций при содействии воздушно-десантных сил. К другим вариантам относится подвешивание гидроцикла к вертолету, а также погрузка его в машину категории ITV, перевозимую внутри транспортного вертолета. Подразделения ССО НАТО постоянно развивают эти тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, а также принципы боевого применения.

Еще одной платформой, которая недавно стала доступна для подразделений морского спецназа, является автоматическая надводная доска USB (Unmanned Surface Board) компании Proteum, которая описывает ее «как тактически значимое, бесшумное, легкое и маневренное решение с автономными опциями». Аппарат USB, управляющийся за счет распределения массы, представляет собой платформу в виде доски для сёрфинга, которая позволяет одному оператору или большим группам проникать почти бесшумно и малозаметно в район цели. Полный вес USB составляет 35 кг; эта доска была продемонстрирован впервые на выставке DSEI 2015 в Лондоне.




Представитель компании-производителя планшета сказал, что он может использоваться на глубинах 15 метров, а доработанный вариант Pro способен выдержать погружение на глубину до 150 метров. «Планшет Alltab позволяет боевым пловцам во время ныряния собирать данные, фотографировать, получать доступ к картам и другим материалам».


Подводный аппарат сухого типа, предлагаемый компанией Lockheed Martin для программы Drу Combat Submersible

После нескольких подобных, но закрытых программ, в сентябре 2015 года управление закупок командования USSOCOM выпустило запрос информации для своей программы по подводному аппарату сухого типа Drу Combat Submersible (DCS), целью которой является разработка «подводного мобильного средства сухого типа со шлюзом для пловцов». Ожидается, что программа будет базироваться на готовом коммерческом подводном аппарате, который будет доработан для работы в ССО. Этот проект представляет собой дальнейшее развитие технологии автоматического подводного аппарата Unmanned Underwater Vehicle (UUV), которая традиционно отводит этим малоразмерным аппаратам роль средств разминирования и поисково-спасательных операций. Американский флот имеет потребность в такой системе поддержки специальных операций, заключающейся в проведении подводной разведки и в борьбе с минами. Предполагается, что подводный аппарат DCS будет запускаться из торпедных аппаратов атомных подводных лодок класса Virginia, а также с боевых кораблей прибрежной зоны класса Freedom и Independence.

Мокрая работа

USSOCOM также готовит к выпуску требование по дальнейшему совершенствованию снаряжения, используемого спецподразделениями во время операций противодействия, быстрого реагирования и обнаружения и задержания судов, ведущих незаконную деятельность на море.

Целью программы по костюмам для морского спецназа MASS (Maritime Assault Suit System) и Lightweight MASS является разработка снаряжения и предметов одежды, которые бы подходили для морского и наземного применения, а также десантирования с воздушных и морских судов. Одно из направлений – это разработка единого костюма с уплотнением шеи и запястий, позволяющего морскому спецназу комфортно переходить между вышеупомянутыми средами. Традиционно личный состав морского спецназа должен был иметь для специальных задач разные комплекты одежды и снаряжения. Например, сухие костюмы для более традиционных наземных и корабельных операций и операций на борту морского судна, и «мокрые» костюмы для проникновения в район операции под водой. Концепция программы MASS предусматривает ношение военнослужащими легкого единого костюма в самых сложных боевых условиях в отличие от предыдущей концепции использования экипировки разных типов.



Варианты экипировки морского спецназа MASS, предлагаемые разными разработчиками

Представитель командования USSOCOM сказал, что основные направления работы по экипировке MASS и L-MASS заключаются в том, чтобы «предоставить пользователю комфортную систему, обеспечивающую наибольший уровень управления испарением воды и способную сохранять свои прочностные свойства при выполнении повседневных задач». Далее он продолжил: «Костюмы MASS и L-MASS сохранят владельца сухим в экстремальных условиях, на воде и суше, в любую погоду. Они не будут мешать типичным движениям или физической активности, включая плавание, бег, физический контакт и т.д., а также обращению с оружием. Оба варианта должны быть легкими, удобно облегать тело и должны сохранять владельца сухим как можно дольше, при этом при погружении в воду не должно быть значительного прироста массы. Костюмы MASS/L-MASS, все компоненты и конструктивные особенности будут совместимы с индивидуальным снаряжением (разгрузочные системы, бронежилет, головной убор, перчатки и обувь/ласты), используемым в боевых операциях и во время боевой подготовки. Кроме того, определена потребность в застежках-молниях для надевания и ослабления верхней одежды, носках, плечевых, набедренных и наголенных карманах, при этом особое внимание уделяется снижению шума, создаваемого материалом при выполнении скрытых задач. Пока в командовании USSOCOM не говорят о том, когда выберут разработчика костюмов MASS и LMASS для последующей закупки.


Подразделения морского спецназа все больший акцент делают на прибрежные и речные операции, при этом Командование специальными операциями ВМС США рассматривает альтернативные комплекты экипировки для упрощения перехода между морской и наземной средами

Продолжение следует
Автор: Alex Alexeev