Тяжёлый крейсер Admiral Scheer (Адмирал Шеер): последний удачливый рейдер
Адмирал Шеер (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжелый крейсер типа «Дойчланд», относящийся к периоду Второй мировой войны. Крейсер был назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Первоначально корабль классифицировался в Германии как броненосец, но в феврале 1940 года официально был классифицирован как тяжелый крейсер. Также распространенным является отнесение данного корабля к классу «карманных линкоров», которое ввели в обиход британцы.
Закладка корабля состоялась 25 июня 1931 года, 1 апреля 1933 года он был спущен на воду, а 12 ноября 1934 года введен в строй. Крейсер проектировался с учетом достаточно жестких условий Версальского договора, согласно которым послевоенная Германия не могла иметь более 6 кораблей в классе линкоров. При этом вновь строящиеся корабли не могли превышать по водоизмещению 10 тысяч тонн, а калибр установленных на них орудий ограничивался 11 дюймами — 280 мм. Всего было построено три корабля типа «Дойчланд» — сам «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Корабли незначительно отличались друг от друга. Каждый последующий корабль серии был немного шире и превышал по водоизмещению «Дойчланд».
Главной задачей, которая стояла перед немецкими конструкторами при реализации данного проекта, было создание мощного боевого корабля — океанского рейдера, который не выходил бы за рамки Версальского договора. Самое жесткое ограничение накладывалось на водоизмещение корабля, которое не должно было превышать 10 тысяч тонн. Решить эту задачу немецким инженерам удалось, благодаря свойственной для них склонности к различным инновациям. При постройке корабля очень широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо традиционного использования заклепок). Установленные дизельные двигатели компании MAN оказались существенно легче паровых котлов и турбин, которые использовались на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить на борту тяжелого крейсера шесть 283-мм орудий, незначительно увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Все эти решения позволяли ограничивать водоизмещение корабля. Но даже, несмотря на все усилия инженеров, корабль все равно вышел из дозволенных ему ограничений. Стандартное водоизмещение корабля составляло 11 550 тонн, полное — 15 180 тонн. При этом по официальным документам корабль проходил, как не нарушающий условий Версальского договора.
Admiral Scheer особенности проекта
Вооружение корабля было довольно мощным. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями SK L/52 C28, которые были размещены в двух трехорудийных башнях — одна в носу и одна на корме. Каждая башня весила примерно 590 тонн и обеспечивала расчетам орудий надежную защиту. Толщина лобовой брони составляла 160 мм, задней — 170 мм, по бокам бронирование башен составляло 85 мм, верхней части 105 мм. Техническая скорострельность установленных орудий позволяла делать 3 выстрела в минуту, но на практике скорострельность редко превышала 2 выстрела в минуту. В боекомплект орудий главного калибра входили три типа снарядов, весивших 300 кг. Среди них были бронебойные, бронебойно-фугасные (с замедлением) и фугасные.
Артиллерия вспомогательного калибра включала в себя 8х150-мм орудий SK L/55 C28, расположенных в 8 башнях вдоль бортов крейсера. По сравнению с орудиями главного калибра защищены они были существенно хуже. Расчеты этих орудий были прикрыты броней толщиной всего 10 мм, более того башни орудий вспомогательного калибра были тесными и неудобными для расчетов. Техническая скорострельность 150-мм орудий составляла 10 выстрелов в минуту, на практике же она редко превышала 5-7 выстрелов в минуту и сильно зависела от условий питания боеприпасами. В боекомплект этих орудий входили бронебойные и фугасные снаряды, весившие по 42 кг.
Зенитная артиллерия была представлена отдельно. Для корабля, который проектировался в 1930-е годы, слабость зенитного вооружения была обыденным делом. Мало, кто тогда мог предсказать, что одним из основных врагов боевых кораблей станет именно авиация. Первоначальное зенитное вооружение «Адмирала Шпеер» и так было усилено по сравнению с крейсером «Дойчланд», оно состояло из шести 88-мм орудий L/78 C/31, а также восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30, в четырех спаренных установках. Также на крейсере имелось 8 малокалиберных 20-мм автоматов L/65, размещенных в счетверенных установках. В 1939 году все 88-мм зенитные орудия заменили на более мощные 105-мм орудия L/65 C/33. Число и расположение малокалиберных зенитных автоматов постоянно менялось и к концу войны составляло уже 33 единицы, размещенных в одиночных, спаренных и счетверенных установках.
Современные историки оценивают рейд «Адмирала Шеера» не столь однозначно. Безусловно, действия океанского рейдера стали причиной перерывов и нервозности в судоходстве союзников, отвлекли крупные надводные силы для организации сопровождения конвоев, но практический результат не оправдывал затрачиваемых усилий. Немецкие вспомогательные крейсера, которые были замаскированы под гражданские суда, с меньшим риском перемещались по морским путям, а по потопленному тоннажу иногда даже обходили тяжелый крейсер. Именно их использование было более эффективным для рейдерских действий. К тому же действия надводных кораблей оказались несопоставимыми с действиями немецких субмарин, что заставило Кригсмарине со временем отказаться от данной тактики.
Источники информации:
http://warspot.ru/2846-posledniy-reyder
http://wunderwafe.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/05.htm
http://battleships.spb.ru/Germ/Spee/Admiral_Scheer.html
http://fanread.ru/book/4033486/?page=24
Материалы из открытых источников
Закладка корабля состоялась 25 июня 1931 года, 1 апреля 1933 года он был спущен на воду, а 12 ноября 1934 года введен в строй. Крейсер проектировался с учетом достаточно жестких условий Версальского договора, согласно которым послевоенная Германия не могла иметь более 6 кораблей в классе линкоров. При этом вновь строящиеся корабли не могли превышать по водоизмещению 10 тысяч тонн, а калибр установленных на них орудий ограничивался 11 дюймами — 280 мм. Всего было построено три корабля типа «Дойчланд» — сам «Дойчланд», «Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее». Корабли незначительно отличались друг от друга. Каждый последующий корабль серии был немного шире и превышал по водоизмещению «Дойчланд».
Главной задачей, которая стояла перед немецкими конструкторами при реализации данного проекта, было создание мощного боевого корабля — океанского рейдера, который не выходил бы за рамки Версальского договора. Самое жесткое ограничение накладывалось на водоизмещение корабля, которое не должно было превышать 10 тысяч тонн. Решить эту задачу немецким инженерам удалось, благодаря свойственной для них склонности к различным инновациям. При постройке корабля очень широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо традиционного использования заклепок). Установленные дизельные двигатели компании MAN оказались существенно легче паровых котлов и турбин, которые использовались на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить на борту тяжелого крейсера шесть 283-мм орудий, незначительно увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Все эти решения позволяли ограничивать водоизмещение корабля. Но даже, несмотря на все усилия инженеров, корабль все равно вышел из дозволенных ему ограничений. Стандартное водоизмещение корабля составляло 11 550 тонн, полное — 15 180 тонн. При этом по официальным документам корабль проходил, как не нарушающий условий Версальского договора.
Admiral Scheer особенности проекта
Вооружение корабля было довольно мощным. Артиллерия главного калибра была представлена шестью 283-мм орудиями SK L/52 C28, которые были размещены в двух трехорудийных башнях — одна в носу и одна на корме. Каждая башня весила примерно 590 тонн и обеспечивала расчетам орудий надежную защиту. Толщина лобовой брони составляла 160 мм, задней — 170 мм, по бокам бронирование башен составляло 85 мм, верхней части 105 мм. Техническая скорострельность установленных орудий позволяла делать 3 выстрела в минуту, но на практике скорострельность редко превышала 2 выстрела в минуту. В боекомплект орудий главного калибра входили три типа снарядов, весивших 300 кг. Среди них были бронебойные, бронебойно-фугасные (с замедлением) и фугасные.
Артиллерия вспомогательного калибра включала в себя 8х150-мм орудий SK L/55 C28, расположенных в 8 башнях вдоль бортов крейсера. По сравнению с орудиями главного калибра защищены они были существенно хуже. Расчеты этих орудий были прикрыты броней толщиной всего 10 мм, более того башни орудий вспомогательного калибра были тесными и неудобными для расчетов. Техническая скорострельность 150-мм орудий составляла 10 выстрелов в минуту, на практике же она редко превышала 5-7 выстрелов в минуту и сильно зависела от условий питания боеприпасами. В боекомплект этих орудий входили бронебойные и фугасные снаряды, весившие по 42 кг.
Зенитная артиллерия была представлена отдельно. Для корабля, который проектировался в 1930-е годы, слабость зенитного вооружения была обыденным делом. Мало, кто тогда мог предсказать, что одним из основных врагов боевых кораблей станет именно авиация. Первоначальное зенитное вооружение «Адмирала Шпеер» и так было усилено по сравнению с крейсером «Дойчланд», оно состояло из шести 88-мм орудий L/78 C/31, а также восьми 37-мм автоматических орудий L/83 C/30, в четырех спаренных установках. Также на крейсере имелось 8 малокалиберных 20-мм автоматов L/65, размещенных в счетверенных установках. В 1939 году все 88-мм зенитные орудия заменили на более мощные 105-мм орудия L/65 C/33. Число и расположение малокалиберных зенитных автоматов постоянно менялось и к концу войны составляло уже 33 единицы, размещенных в одиночных, спаренных и счетверенных установках.
Конец тяжелого крейсера "Адмирал Шеер"
Современные историки оценивают рейд «Адмирала Шеера» не столь однозначно. Безусловно, действия океанского рейдера стали причиной перерывов и нервозности в судоходстве союзников, отвлекли крупные надводные силы для организации сопровождения конвоев, но практический результат не оправдывал затрачиваемых усилий. Немецкие вспомогательные крейсера, которые были замаскированы под гражданские суда, с меньшим риском перемещались по морским путям, а по потопленному тоннажу иногда даже обходили тяжелый крейсер. Именно их использование было более эффективным для рейдерских действий. К тому же действия надводных кораблей оказались несопоставимыми с действиями немецких субмарин, что заставило Кригсмарине со временем отказаться от данной тактики.
Источники информации:
http://warspot.ru/2846-posledniy-reyder
http://wunderwafe.ru/Magazine/BKM/Karm_BB/05.htm
http://battleships.spb.ru/Germ/Spee/Admiral_Scheer.html
http://fanread.ru/book/4033486/?page=24
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok