Рипаблик F-84 "Тандерджет"/"Тандерстрик"/"Тандерфлэш". Часть II. Стреловидное крыло
F-84F служили в Тактическом командовании в качестве носителей ядерного оружия. При этом они оборудовались системой бомбометания с малых высот. Тактика применения ядерного оружия с "Тандерстрика" предусматривала прорыв к цели на максимальной скорости и на малой высоте, кабрирование, сброс бомбы и уход от поражающих факторов ядерного взрыва обратно тем же маршрутом.
"Тандерстрики" в составе Стратегического командования ВВС США использовались в качестве истребителей сопровождения бомбардировщиков В-29, В-50 и В-36. По мере замены этих бомбардировщиков на реактивные F-84F передавались Тактическому командованию. К середине 1957 года туда были сданы все "Тандерстрики".
Пилоты Тандерстриков" отмечали, что самолет довольно труден в управлении. При взлетном весе до 9080 кг и посадочной скорости выше 250 км/ч, самолет требовал от пилотов, привыкших к более легким истребителям, довольно напряженного и аккуратного пилотажа. Вообще управляемость F-84F была неважной, на некоторые маневры был наложен запрет, за исключением чрезвычайных случаев.
Постепенно "Тандерстрики" заменялись на Норт-Америкэн F-100 "Супер сейбр". Большинство F-84F было сдано в ВВС Национальной гвардии. Однако берлинский кризис 1961 года привел к возвращению в строй многих этих истребителей — в Европу срочно перебросили из состава Национальной гвардии 141-ю эскадрилью тактических истребителей с авиабазы Макгуир, 163-ю эскадрилью с Форт-Вэйен, штат Индиана, и 166-ю эскадрилью с авиабазы Колумбус, штат Огайо. F-84F оставались в составе Тактического командования до середины шестидесятых годов, когда их заменили на истребители Макдоннелл F-4С "Фантом". Из состава ВВС Национальной гвардии F-84F были выведены в конце 60-х, а последний F-84F закончил службу в 1971 году.
F-84F в большом числе поставлялся в ВВС других стран НАТО. Из выпущенных 2711 "Тандерстриков" 1301 был поставлен в Европу союзникам США. Первой "Тандерстрик" получила Франция в 1955 году. Ими вооружили 1-ю, 3-ю, 4-ю, 6-ю и 11 -ю эскадрильи. Именно в составе ВВС Франции "Тандерстрикам" и удалось "понюхать пороху", участвуя в Суэцком кризисе 1956 года. 23 октября 36 французских "Тандерстриков" из состава 1-й эскадрильи перелетели в Израиль, но базу Лиддиа, а истребители из 3-й эскадрильи — на Кипр. Французские "Тандерстрики" с Лиддии, начиная с 29 октября, поддерживали наступление израильских войск на Синайском полуострове. Самолеты с Кипра приступили к налетам на египетские аэродромы с 1 ноября. "Тандерстрикам", базировавшимся в Израиле, удалось уничтожить на земле 12 египетских бомбардировщиков Ил-28, а один сбить в воздухе. Бои продолжались до 6 ноября. При этом был сбит один F-84F. Французские F-84F в середине шестидесятых годов были заменены на "Миражи".
Бельгийские ВВС стали получать F-84F с августа 1955 года. Они заменили F-84С "Тандерджеты" в составе 2-го и 10-го истребительно-бомбардировочных авиакрыльев. Большинство из бельгийских F-84F в начале шестидесятых годов были заменены на F-104С "Старфайтеры". В составе голландских ВВС на 1956 год было шесть истребительно-бомбардировочных эскадрилий с F-84F. В начале 60-х годов их также поменяли на F-104С "Старфайтеры". Итальянские ВВС имели в 1956 году в своем составе три воздушные "бригады" с F-84F.
Вновь созданные немецкие люфтваффе получили довольно много F-84F. "Тандерстрики" стали фактически первыми боевыми самолетами новых люфтваффе после второй мировой войны. 20 июня 1958 года в строй вступило первое немецкое истребительно-бомбардировочное авиакрыло — Jabo G.31. Вскоре к нему присоединились еще и Jabo G.32, G.34 и G.35. Всего в составе люфтваффе с конца 50-х по начало 60-х использовалось до 450 "Тандерстриков". Потом их постепенно заменили на F-104С "Старфайтеры".
Часть бывших немецких, бельгийских и голландских "Тандерстриков" потом была передана Греции и Турции. Это было довольно характерно: стоило попасть в Грецию какому-либо новому боевому самолету, он тут же поставлялся другому "союзнику" — Турции. Некоторые "Тандерстрики" оставались на вооружении до конца семидесятых годов, когда их заменили на Нортроп F-5. F-84F использовались турками во время кипрского кризиса в середине 70-х годов, но, по-видимому, в бою греческие и турецкие Тандерстрики" не встречались.
RF-84F представлял собой фоторазведчик на базе F-84F "Тандерстрика". В целом он был похож на F-84F, но воздухозаборники двигателя были расположены в корне крыло, освободив носовую часть под целую батарею фотоаппаратов. Как уже говорилось, второй опытный YF-84F был выполнен с боковыми воздухозаборниками в корне крыла и с носовым конусом. В то время заключили, что боковые воздухозаборники ведут к потере тяги двигателя, и поэтому не использовались на серийных F-84F "Тандерстриках". Однако, так как ВВС США нуждались в замене уже устаревшего разведчика Локхид RF-80 "Шутинг стар", было решено использовать YF-84F в качестве прототипа для фоторазведчика. Первый предсерийный разведчик YRF-84F был закончен в феврале 1952 года. Самолет имел боковые воздухозаборники и фотооборудование в новой, удлиненной носовой части фюзеляжа. Вооружение состояло из четырех 12,7-мм пулеметов. Фонарь кабины был усилен. Позже на крыльях появились аэродинамические гребни.
В июне 1952 г последовал заказ на 41 разведчик RF-84F. Для самолета было выбрано обозначение "Тандерфлэш". Первый серийный разведчик получил вместо сдвижного фонаря усиленный, поднимающийся вверх фонарь от F-84F. Первая серия машин оснащалась двигателями Райт J65-W3. В июне 1955 г в серию пошел вариант с двигателем Райт J65-W7 тягой 3541 кг. Последние серии RF-84F получили спойлеры на верхней поверхности крыла, что позволило поднять угловую скорость крена до 300 град/сек. Это было сделано в первую очередь для обеспечения возможности несимметричной подвески подкрыльевых топливных баков. Отсек фотооборудования в носовой части вмещал шесть фотокамер — вперед, вниз, в стороны и под углом. Камеры, нацеленные вниз, закрывались створками, убираемыми гидравлически в полете. За створками камер был объектив перископического видео искателя, установленного в кабине пилота. В подкрыльевых баках можно было установить автомат пуска осветительных ракет для съемок в ночных условиях.
Поставки RF-84F "Тандерфлэшов" начались в марте 1954 года. Сначала они поступили в 363-е крыло тактической разведки на авиабазу Шоу в Северной Каролине. В июне 1956 году на вооружении ВВС США имелось четыре крыла с RF-84F. В январе 1958-м завод в Фэрмингдейле сдал последний, 715-й RF-84F. В то или иное время эти самолеты состояли в составе 17-й, 25-й, 32-й, 38-й и 155-й фоторазведывательных эскадрилий, 13-й, 15-й, 82-й и 1561-й эскадрильях тактической разведки и 20-й и 91-й разведывательных эскадрильях.
Служебная карьера RF-84F в составе ВВС США оказалась короткой — уже в конце 50-х — начале 60-х их заменили на Макдоннелл RF-101 "Вуду". Но в течение шестидесятых годов RF-84F служили еще в составе семи эскадрилий Национальной гвардии. Из 715 этих разведчиков 386 машин было передано в рамках программы военной помощи союзникам по НАТО. Разведчики RF-84F состояли на вооружении западногерманских люфтваффе (Aufkl. G51 и G52), ВВС Франции (в 33-й эскадрилье), бельгийских ВВС (42-я эскадрилья), ВВС Голландии (306-я эскадрилья), ВВС Италии (18-я и 132-я группы), датских ВВС (729-я эскадрилья), норвежских ВВС (717-я эскадрилья), турецких и греческих ВВС.
F-84F несколько потерял в скороподъемности по сравнению с предыдущими модификациями, а его максимальная скорость заметно падала с высотой полета. Для поднятия летных характеристик самолета, ВВС США предложили Рипаблик разработать вариант "Тандерстрика" под новый двигатель Дженерал-электрик J73. Проект получил обозначение F-84J.
В качестве первого шага было решено установить на двух серийных F-84F двигатели Дженерал-электрик ХJ73-GЕ-5 тягой 3972 кг и ХJ73-GЕ-7 тягой 4050 кг. Двигатели отличались большим диаметром, что заставило переделать фюзеляжи F-84F. Эти два самолета получили обозначение YF-84J.
Первый YF-84J был облетан 7 мая 1954 года. Более мощный двигатель J73 позволил YF-84J показать скорость до М=1,09. Однако заказа на него от ВВС США не последовало, так как необходимые изменения в работе сборочных линий посчитали чересчур дорогими. Кроме того, началось поступление на вооружение истребителя F-100 "Супер сейбр" со скоростью полета М=1,25, который более полно отвечал требованиям ВВС США к новому истребителю. В результате все работы по второму YF-84J в июне 1954 г были остановлены, а вся программа была свернута 31 августа 1954 года.
ХF-84Н представлял собой проект перспективного, турбовинтового боевого самолета. Хотя обычно этот самолет считался только испытательной машиной для высокоскоростных винтов, флот США серьезно рассматривал возможность использования ХF-84Н в качестве палубного самолета-штурмовика. Вооружение самолета состояло из одного 15,25-мм пулемета Т-45 с боезапасом 1200 патронов и бомбовой нагрузки весом до 1800 кг.
Несмотря на свое обозначение, ХF-84Н представлял собой фактически новый самолет, имевший мало общего с серийными F-84F и RF-84F. ХF-84Н настолько от них отличался, что согласно некоторым источникам он первоначально носил обозначение F-106 — то есть представлял собой фактически один из самолетов "сотой серии". Однако весомых подтверждений тому нет.
В мае 1952 года состоялась инспекционная проверка проекта ХF-84Н, а 15 декабря того же года были заказаны два опытных самолета. Хотя ХF-84Н и сохранил крыло и кабину пилота от F-84F, во всем остальном самолет отличался от своих предшественников. Силовая установка представляла собой турбовинтовой двигатель Аллисон ХТ-40-А-1 мощностью 5850 л.с. с трехлопастным винтом "Эйрпродактс", имевшим сверхзвуковые лопасти. Помимо винта двигатель обеспечивал еще 588 кг тяги за счет выхлопа. Так как винт был установлен в носовой части фюзеляжа, воздухозаборники двигателя были размещены в корне крыла. Благодаря этому самолет был похож на RF-84F, хотя воздухозаборники на последнем были заметно больше. Фюзеляж ХF-84Н был длиннее, чем у F-84F, а под кабиной пилота был подфюзеляжный гребень треугольной формы, компенсирующий большой реактивный момент винта.
Самолет имел также Т-образное оперение с очень высоким килем. ХF-84Н совершил свой первый полет 22 июля 1955 г. Летные данные оказались слишком низкими, чтобы на это не обратить внимание. Скорость ХF-84Н была не выше 832 км/ч — гораздо ниже расчетных 1072 км/ч. Так что самолет не мог ни в коем случае рассматриваться сверхзвуковым. Технические проблемы с машиной были вообще кошмаром. Из восьми полетов, проведенных на опытном самолете, только один не завершился вынужденной посадкой. В довершении всего, винт и турбина самолета во время прогонов на земле издавали вой — подобно сирене воздушной тревоги, так что наземный персонал воспринимал его как настоящий сигнал укрыться.
Первоначально флот США проявлял серьезный интерес к самолету в качестве возможного палубного штурмовика, но доводка паровых катапульт, использование угловой палубы и дозаправки в воздухе позволили отказаться от необходимости сохранения для палубной боевой авиации винтового движителя. Флот быстро утратил интерес к самолету, особенно после выявления многочисленных технических проблем. Все работы по ХF-84Н вскоре были прекращены.
Судьба второго опытного самолета в разных источниках описана по-разному. В одних говорится, что он никогда не летал, в других — что до завершения работы было совершено четыре полета. Заявлялось, что ХF-84Н № 51-17060 был выставлен во время дня "открытых дверей" на аэродроме Бэйкерсфилд, штат Калифорния. Но где он сейчас, не известно.
Источники:
Чечин А., Околелов Н. F-84. "Реактивный гром" над Кореей // Крылья Родины. 1997 .№2. С. 13-19.
Грин У., Кросс Р. Реактивные самолеты мира. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. С.142-143, 177-178.
Чечин А., Околелов Н. Реактивные в Корее // Моделист-конструктор. Спецвыпуск. 2005. №1. С. 17-32.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №14. C. 48-52.
Чечин А., Околелов Н. Истребитель F-84 Starfire // Все реактивные самолеты Корейской войны. М.: Яуза, 2014. С. 32-45.
Автор: Инженер-технарь