Первый в мире подводный минный заградитель "КРАБ" (часть 1)



После успешных испытаний корпуса ПЛ отношение к Налетову изменилось в лучшую сторону. Ему было разрешено взять для своей ПЛ бензиновый двигатель с катера броненосца "Пересвет". Но этот "дар" поставил изобретателя в тяжелое положение, т.к. мощность одного мотора была недостаточна для строящейся ПЛ.
Однако дни Порт-Артура уже были сочтены. Японские войска вплотную подошли к крепости и снаряды их артиллерии падали в гавань. Один из таких снарядов потопил железную баржу, к которой был пришвартован заградитель Налетова. К счастью, длина швартовов была достаточной и заградитель остался на плаву.

Перед сдачей Порт-Артура в декабре 1904 г. М.П.Налетов, для того чтобы заградитель не попал в руки японцев, был вынужден разобрать и уничтожить его внутреннее оборудование, а сам корпус взорвать.
За активное участие в обороне Порт-Артура Налетов был награжден Георгиевским крестом.
Неудача с постройкой подводного минного заградителя в Порт-Артуре не обескуражила Налетова. Прибыв после капитуляции Порт-Артура в Шанхай, Михаил Петрович написал заявление с предложением построить ПЛ во Владивостоке. Российский военный атташе в Китае направил заявление Налетова морскому командованию во Владивосток. Но оно не нашло нужным даже ответить Налетову, полагая, очевидно, что его предложение относится к тем фантастическим изобретениям, на которые не следует обращать внимания.
Но не таков был Михаил Петрович, чтобы опускать руки. По возвращении в Петербург он разработал новый проект подводного минного заградителя уже водоизмещением 300 и.



29 декабря 1906 г. Налетов подал на имя Председателя Морского технического комитета (МТК) прошение, в котором он писал: "Желая предложить Морскому министерству ПЛ по проекту, выработанному мною на основе опыта и личных наблюдений над морской войной в Порт-Артуре, имею честь просить Ваше превосходительство, если найдете возможным, назначить мне время, в которое я мог бы лично представить вышеупомянутый проект и дать объяснение его лицам, Вашим превосходительством на то уполномоченным".
К прошению была приложена копия удостоверения от 23 февраля 1905 г., выданного бывшим командиром Порт-Артура контр-адмиралом И.К.Григоровичем (впоследствии морским министром), в котором говорилось, что строившаяся в Порт-Артуре "подводная лодка в 25 т водоизмещением дала отличные результаты на предварительных испытаниях" и что сдача Порт-Артура лишила возможности техника Налетова окончить постройку лодки, которая принесла бы осажденному Порт-Артуру большую пользу". Свой порт-артурский проект Михаил Петрович рассматривал как прототип нового проекта подводного заградителя.
В 1908-1914 г. Налетов несколько раз приезжал в Нижний Новгород, когда вся семья Золотницких жила на даче в местечке Моховые Горы на берегу Волги в 9 км от Нижнего Новгорода. Там он смастерил игрушку - сигарообразную, похожую на современную ПЛ длиной 30 см с небольшой башней и коротким стержнем ("перископом"). ПЛ двигалась под действием заведенной пружины. Когда ПЛ пускали в воду, она метров пять плыла по поверхности, затем погружалась и метров пять плыла под водой, выставив только свой перископ, а затем снова выходила на поверхность, и погружение чередовалось, пока не выходил весь завод. ПЛ имела герметический корпус. Как видим, даже делая игрушки, Михаил Петрович Налетов увлекался ПЛ…

НОВЫЙ ПРОЕКТ ПОДВОДНОГО МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ

После поражения в русско-японской войне Морское министерство занялось подготовкой к строительству нового флота. Развернулась дискуссия: какой флот нужен России? Встал вопрос и о том, как через Государственную Думу получить кредиты на строительство флота.
С началом русско-японской войны российский флот начал интенсивно пополняться ПЛ, часть из них была построена в России, а часть заказана и куплена за границей.
В 1904 - 1905 гг. были заказаны 24 ПЛ и приобретены за границей 3 готовые ПЛ.
После окончания войны, в 1906 г., заказали лишь 2 ПЛ, а в следующем, 1907 г., - ни одной! В это число не входила ПЛ С.К.Джевецкого с единым двигателем "Почтовый".
Таким образом, в связи с окончанием войны царское правительство потеряло интерес к ПЛ. Многие офицеры в высшем командовании флотом недооценивали их роль, а краеугольным камнем новой судостроительной программы считали линейный флот. Опыт строительства М.П.Налетовым в Порт-Артуре первого минного заградителя, естественно, был забыт. Даже в морской литературе утверждалось, что "единственно чем могут быть вооружены ПЛ - это самодвижущимися минами (торпедами)".
В этих условиях нужно было обладать ясным умом и отчетливо понимать перспективы развития флота, в частности, его нового грозного оружия - ПЛ, чтобы выступить с предложением постройки подводного минного заградителя. Таким человеком был Михаил Петрович Налетов.



Узнав, что "Морским министерством ничего не делается для создания этого нового типа боевого корабля, несмотря на то, что основная идея его сделалась общеизвестной, М.П.Налетов 29 декабря 1906 г. подал на имя председателя Морского технического комитета (МТК) прошение, в котором он писал: "Желая предложить Морскому министерству ПЛ по проекту, выработанному мною на основании опыта и личных наблюдений над морской войной в Порт-Артуре, имею честь просить Ваше превосходительство, если найдете возможным, назначить мне время, в которое с мог бы
Лично представить вышеупомянутый проект и дать объяснение его лицам, Вашим превосходительством на то уполномоченным".
К прошению была приложена копия удостоверения от 23 февраля 1905 г., выданная бывшим командиром Порт-Артура контр-адмиралом И.К.Григоровичем (впоследствие морским министром), в котором говорилось, что строившаяся в Порт-Артуре "ПЛ водоизмещением в 25 т дала отличные результаты на предварительных испытаниях" и что "сдача Порт-Артура лишила возможности техника Налетова окончить постройку ПЛ, которая принесла бы осажденному Порт-Артуру большую пользу".
Свою порт-артурскую ПЛ М.П.Налетов рассматривал как прототип нового проекта подводного минного заградителя.
Полагая, что два недостатка, присущих ПЛ того времени, - небольшая скорость и малый район плавания, не будут в ближайшее время ликвидированы одновременно, Михаил Петрович разбирает два варианта ПЛ: с большой скоростью и малым районом плавания и с большим районом плавания и небольшой скоростью.

В первом случае ПЛ должна "ждать подхода неприятельского корабля к порту, около которого ПЛ находится".
Во втором случае задача ПЛ "состоит из двух частей:
1) переход к неприятельскому порту;
2) взрывание неприятельских кораблей"

М.П.Налетов писал: "Не отрицая пользы ПЛ в береговой обороне, я нахожу, что ПЛ, главным образом, должна быть орудием наступательной войны, и для этого она должна обладать большим районом действия и вооружена не только минами Уайтхеда, а минами заграждения, иначе говоря, нужно строить кроме подводных миноносок береговой обороны - подводные миноносцы и минные заградители большого района действия".

Для того времени эти взгляды М.П.Налетова на перспективы развития ПЛ были очень прогрессивными. Следует привести высказывания лейтенанта А.Д.Бубнова: "Подводные лодки представляют из себя ничто иное, как минные банки!"и далее: "Подводные лодки являются средством пассивной позиционной войны и как таковое не могут решить участь войны".
Насколько же в вопросах подводного плавания техник путей сообщения М.П.Налетов стоял выше морского офицера Бубнова!
Он справедливо указывал, что "подводный минный заградитель, как и всякая ПЛ, в обладании … морем не нуждается". Через несколько лет, во время Первой мировой войны, это утверждение Налетова подтвердилось полностью.
Говоря о том, что Россия не в состоянии построить флот, равный британскому, М.П.Налетов подчеркивал особе значение для России строительства ПЛ: "50 подводных минных заградителей в 300 тонн каждый вполне смогут ежемесячно поставить от 3 до 5 тысяч мин, количество, с которым бороться едва возможно, а это вызовет полнейшую остановку морской жизни страны, без которой Англия да и Япония долго не просуществуют.



Каков же был проект подводного минного заградителя, представленный М,П.Налетовым в конце 1906 г.
Водоизмещение - 300 т, длина - 27,7 м, ширина - 4,6 м, осадка - 3,66 м, запас плавучести - 12 т )4%).
На заградителе должно быть установлено для надводного хода 2 мотора по 150 л.с. каждый, а для подводного хода - 2 электромотора по 75 л.с. Они должны были обеспечить ПЛ надводную скорость 9 узлов, подводную - 7 узлов.
Заградитель должен был принимать на борт 28 мин при одном торпедном аппарате и двух торпедах или 35 мин без торпедного аппарата.
Глубина погружения заградителя - 30,5 м.
Корпус ПЛ - сигарообразной формы, поперечное сечение - круг. Надстройка начиналась с носа ПЛ и простиралась на расстояние от 2/ 3 до 3/ 4 ее длины.
"При круглом сечении корпуса :
1) поверхность его будет наименьшая при одной и той же площади сечения по шпангоутам;
2) вес круглого шпангоута будет меньше веса шпангоута той же крепости, но другой формы сечения ПЛ, площадь которой равновелика площади круга;
3) корпус будет обладать меньшей поверхностью и наименьшим весом, конечно. При сравнении ПЛ, имеющих одну и ту же строевую по шпангоутам".
Любой из элементов, выбранный им для своего проекта, Налетов старался обосновать, опираясь на существовавшие в то время теоретические исследования или путем логических рассуждений.
М.П.Налетов пришел к мысли, что надстройка должна быть несимметричной. Внутренность надстройки Налетов предполагал заполнить пробкой или каким-либо другим легким материалом, причем в надстройке он предлагал сделать шпигаты, через которые в промежуток между слоями пробки и корпусом ПЛ свободно проходила бы вода, передававшая давление на прочный корпус ПЛ внутри надстройки.
Цистерна главного балласта ПЛ водоизмещением 300 т проекта Налетова располагалась под аккумуляторными батареями и в бортовых трубах (цистернах высокого давления). Их объем составлял 11,76 куб. м. В оконечностях ПЛ находились дифферентные цистерны. Между помещением для хранения мин в средней части и бортами ПЛ были расположены минозаместительные цистерны объемом 11,45 куб. м.
Устройство для постановки мин ( в проекте оно называлось "аппарат для выбрасывания мин"), состояло из трех частей: минной трубы (в первом варианте одной), минной камеры и воздушного шлюза.
Минная труба шла от переборки 34-го шпангоута наклонно к корме и выходила из корпуса ПЛ наружу под нижней частью вертикального руля. В верхней части трубы находился рельс, по которому мины с помощью роликов катились в корму, благодаря наклону трубы. Рельс шел по всей длине трубы и оканчивался наравне с рулем, а с боков рельса на время постановки мин выставлялись специальные направляющие, чтобы придать минам нужное направление. Носовой конец минной трубы входил в минную камеру, где 2 человека принимали через воздушный шлюз мины и вкладывали их в минную трубу.
Для предотвращения попадания воды внутрь ПЛ через минную трубу и минную камеру в них впускали сжатый воздух, уравновешивавший давление забортной воды. Давление сжатого воздуха в минной трубе регулировалось с помощью электрического замыкателя..
Хранилища мин М.П.Налетов расположил в средней части ПЛ между диаметральной плоскостью и бортовыми минозамещающими цистернами, а в носовой части - по бортам ПЛ. Так как в них поддерживалось нормальное давление воздуха, то между ними и минной камерой находился воздушный шлюз с герметическими дверями и в минную камеру и в хранилище мин. Минная труба имела крышку, которая после постановки мин герметически закрывалась. Кроме того, для постановки мин в надводном положении Налетов предлагал сделать на палубе ПЛ специальное приспособление, устройство которого осталось неизвестным.



Для передачи торпед из ящиков в аппараты на обоих бортах были проложены рельсы, по которым передвигалась тележка с талями. Под палубой носового отделения была размещена заместительная цистерна, куда самотеком спускалась вода из торпедного аппарата после выстрела. Воду из этой цистерны откачивали носовой помпой правого борта. Для затопления водой объема между торпедой и трубой ТА предназначались цистерны кольцевого зазора с каждого борта в носовой части вытеснителей. Торпеды грузились через носовой наклонный люк с помощью минбалки, установленной на палубе надстройки.
60 мин специального типа располагались на заградителе симметрично диаметральной плоскости ПЛ в двух каналах надстройки, снабженной минными путями, кормовыми амбразурами, через которые осуществляли погрузку и постановку мин, а также складывавшимся поворотным краном для погрузки мин. Минные пути - это приклепанные к прочному корпусу рельсы, по которым катились вертикальные ролики якорей мин. Для того, чтобы мины не сходили с рельсов, по бортам заградителя были сделаны станины с угольниками, между которыми двигались боковые ролики якорей мин.
Мины перемещались по минным путям с помощью червячного вала, в который выходили ведущие ролики якорей мин, катившиеся между специальными направляющими погонами. Червячный вал вращался электромотором переменной мощности: 6 л.с. при 1500 об/ мин и 8 л.с. при 1200 об/ мин. Электромотор, установленный в носовой части заградителя с правого борта между 31-м и 32-м шпангоутами, был связан червяком и шестерней с вертикальным валом. Вертикальный вал, проходя через сальник прочного корпуса ПЛ, конической шестерней связывался с червячным валом правого борта. Для передачи движения червячному валу левого борта правый вертикальный вал был связан с левым вертикальным валом при помощи конических шестерен и поперечного передаточного вала.

Каждый из рядов мин борта начинался несколько впереди носового входного люка заградителя и кончался на расстоянии приблизительно двух мин от амбразуры. Крышки амбразуры - металлические щиты с рельсаии для мин. Мины были снабжены якорем - полым цилиндром с приклепанными внизу кронштейнами для четырех вертикальных роликов, которые катились по рельсам минных путей. В нижней части якоря были установлены 2 горизонтальных ролика, входящих в червячный вал и при вращении последнего скользящих в его нарезке и перемещавших мину. Когда мина с якорем падала в воду и занимала вертикальное положение, специальное устройство отсоединяло ее от якоря. В якоре открывался клапан, в результате чего вода поступала внутрь якоря и он получал отрицательную плавучесть. В первый момент мина падала вместе с якорем, а затем всплывала до заранее установленной глубины, так как обладала положительной плавучестью. Специальное приспособление в якоре давало возможность разматываться минрепу до определенных пределов в зависимости от заданной глубины постановки мины. Все приготовления мин для постановки (установка глубины, запальных стаканов и т.д.) выполняли в порту, т.к. после приемки мин в надстройку заградителя к ним уже невозможно было подойти. Мины ставились в шахматном порядке обычно на расстоянии 100 футов (30,5 м). Скорость заградителя при постановке мин можно было изменять от 3 до 10 узлов. Соответственно менялась и скорость постановки мин. Пуск в ход минного элеватора, регулировка его скорости, открывание и закрывание кормовых амбразур - все это производили изнутри прочного корпуса ПЛ. На заградителе были установлены указатели числа поставленных и оставшихся мин, а также положения мин на элеваторе.
Первоначально по проекту на подводном заградителе "Краб" артиллерийское вооружение не предусматривалось, но затем к первому боевому походу на нем установили одно 37-мм орудие и два пулемета. Однако позже 37-мм орудие заменили на орудие более крупного калибра. Так к марту 1916 г. на "Крабе" артиллерийское вооружение состояло из одного 70-мм австрийского горного орудия, установленного впереди рубки, и двух пулеметов, из которых один был установлен в носу, а другой - позади волнореза.

Часть 2