Памяти Е.Д. Чернова
Чернову Евгению Дмитриевичу, настоящему командиру и настоящему человеку, посвящается!
Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич скончался в Санкт-Петербурге 29 января 2016 года, на 86-м году жизни. Человек-легенда, настоящий пример беззаветного служения своей Родине, своему долгу. Пример чести и совести для людей нашего и будущего поколений.
Чернов Е.Д. родился 12 марта 1930 г. в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1946 г. поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, где преподавателями были боевые офицеры, прошедшие войну. Здесь курсанты, помимо общеобразовательных дисциплин. познавали азы военно-морского дела.
После окончания училища в 1949 г. Евгений Чернов был переведён в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1953 году.
Служба офицера началась в Краснознамённом Северном флоте в г. Полярном в должности командира торпедной группы дизель-электрической подводной лодки С-80 проекта 613. На этой подлодке Евгений Дмитриевич прошёл служебный путь в звании лейтенанта, старшего лейтенанта, капитан-лейтенанта. Был командиром минно-торпедной и артиллерийской боевой части. Занимал должности старшего помощника подводной лодки, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ проекта 613.
[/center]
В том же году Е.Д.Чернов, находясь в качестве председателя комиссии и старшего на борту тяжёлого ракетного крейсера «ТК-12» проекта 941 (командир — капитан 1-го ранга А.С.Близнюк), проводит натурные испытания возможности использования баллистических ракет в СЛО из-подо льда.
В 1986 году за заслуги перед Родиной Е.Д.Чернов награждается орденом Октябрьской Революции. В том же 1986 году Евгений Дмитриевич назначен на должность заместителя начальника по научной и учебной работе в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение скрытности действий АПЛ силами экипажа», до 1990 года был заместителем начальника академии.
После трагической гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, возглавив комиссию, состоявшую из компетентных специалистов-подводников Военно-морской академии, которая пришла к выводам не соответствующим официальной версии главкомата ВМФ. В документе с опорой на выводы комиссии были выработаны предложения по внесению изменений в «Корабельный устав» и «Руководство по борьбе за живучесть». Комиссия провела детальный анализ действий личного состава АПЛ «Комсомолец» при борьбе за живучесть подводной лодки, вскрыв изначальные многочисленные нарушения регламента при организации на боевую службу корабля и 604-го (второго экипажа) со стороны ответственных лиц.
Е.Д. Чернов выступал в средствах массовой информации с критикой официальной позиции и оценки причин и обстоятельств гибели «Комсомольца». По фактическим выводам комиссии Военно-морской академии в 1991 году Главной военной прокуратурой было возобновлено предварительное следствие, закончившееся в 1998 году и пришедшее к аналогичным выводам. Но дело было задвинуто в «пыльный угол» вследствие воздействия на прокуратуру заинтересованных лиц, которые, стремясь уйти от уголовной ответственности, придумывали в процессе следствия всё новые и новые бредовые идеи и предпосылки катастрофы. Правда так и не была официально донесена до личного состава ВМФ.
Как человек чести Евгений Дмитриевич не мог оставить эти негативные явления на флоте без внимания. Имел мужество вступить в противостояние с главкомом ВМФ В.Н.Чернавиным и его многочисленными помощниками в отстаивании своей точки зрения по данному вопросу, вследствие чего попал в опалу и в 1990 году был уволен в запас ВМФ.
С этого момента Евгений Дмитриевич Чернов посвятил себя очень важному делу борьбы за истинное положение дел на флоте в плане безаварийности при организации несения боевой службы подводных лодок и их экипажей.
Отстаивал до конца честное имя офицеров, попавших под «раздачу» от нечестивых самодуров-начальников.
В 1992 году организовал и возглавил на общественных началах «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”». Общество было создано для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период подводников ВМФ, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах.
В 2002 году была издана книга Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» (Издательский дом «Нева»). Эта нелицеприятная для «заинтересованных лиц» книга, повествовала о трёх катастрофах атомных подводных лодок
«К-429» в 1983 году: той самой, которую Е.Д.Чернов переводил под льдами Арктики на Тихоокеанский флот, «К-219» в 1986 году и «К-278» в 1989 году. Эта книга — одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с неизжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.
Всю свою жизнь Евгений Дмитриевич Чернов посвятил беззаветному служению своей Родине, был примером доблести, чести и мужества для офицерского корпуса ВМФ. Был и останется в нашем сердце настоящим патриотом и настоящим Человеком с большой буквы!
Вечная память тебе, Евгений Дмитриевич!
Уходят от нас настоящие люди, отдавшие честно свой долг на посту.
Отцы-командиры, без лишних эмоций стоящие в вечном военном строю!
Он с нами ходил и не раз, в автономку — в глубины морские, под арктическим льдом.
Делил с экипажем походов невзгоды, делил с ним победы,
Он был наше всё!
Да, время жестоко. Редеют шеренги,
Но память забвенью не дано умертвить.
И морякам других поколений он будет звездой заполярной светить!
Герой Советского Союза вице-адмирал Чернов Евгений Дмитриевич скончался в Санкт-Петербурге 29 января 2016 года, на 86-м году жизни. Человек-легенда, настоящий пример беззаветного служения своей Родине, своему долгу. Пример чести и совести для людей нашего и будущего поколений.
Чернов Е.Д. родился 12 марта 1930 г. в Ленинграде. Пережил блокаду. В 1946 г. поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище, где преподавателями были боевые офицеры, прошедшие войну. Здесь курсанты, помимо общеобразовательных дисциплин. познавали азы военно-морского дела.
После окончания училища в 1949 г. Евгений Чернов был переведён в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1953 году.
Служба офицера началась в Краснознамённом Северном флоте в г. Полярном в должности командира торпедной группы дизель-электрической подводной лодки С-80 проекта 613. На этой подлодке Евгений Дмитриевич прошёл служебный путь в звании лейтенанта, старшего лейтенанта, капитан-лейтенанта. Был командиром минно-торпедной и артиллерийской боевой части. Занимал должности старшего помощника подводной лодки, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ проекта 613.
[/center]АПЛ проект 658
В июле 1962 года К-16 принимает участие в учениях «Метеор-2» на Северной Атлантике. При возвращении на базу в районе датского пролива и южной части Гренландского моря лодка 680 миль шла подо льдом.
В декабре 1962 г. Е.Д.Чернов назначается командиром К-38 (проект 671), головной АПЛ второго поколения, существовавшего на тот момент только на чертежах. Для подготовки экипажа в Обнинском учебном центре была разработана специальная программа, рассчитанная на восемь месяцев. Е.Д.Чернов лично организовал качественное освоение экипажем новой техники, разработал и внёс ряд ценных предложений по использованию новых видов вооружения и механизмов АПЛ. По завершении теоретической подготовки экипаж убыл в Ленинград, где на стапеле Адмиралтейского завода достраивался новый атомоход.
[center]
В июле 1962 года К-16 принимает участие в учениях «Метеор-2» на Северной Атлантике. При возвращении на базу в районе датского пролива и южной части Гренландского моря лодка 680 миль шла подо льдом.
В декабре 1962 г. Е.Д.Чернов назначается командиром К-38 (проект 671), головной АПЛ второго поколения, существовавшего на тот момент только на чертежах. Для подготовки экипажа в Обнинском учебном центре была разработана специальная программа, рассчитанная на восемь месяцев. Е.Д.Чернов лично организовал качественное освоение экипажем новой техники, разработал и внёс ряд ценных предложений по использованию новых видов вооружения и механизмов АПЛ. По завершении теоретической подготовки экипаж убыл в Ленинград, где на стапеле Адмиралтейского завода достраивался новый атомоход.
[center]
[/center]АПЛ К-429
В 1979 году контр-адмирал Чернов Е.Д. в качестве старшего на борту осуществляет третий переход подо льдом на Камчатку АПЛ К-320 с командиром — капитаном 1-го ранга В.Т.Аникиным. По маршруту лодка неоднократно всплывала с проломом льда.
В феврале 1980 года Е.Д.Чернов назначается командующим 1-й флотилии подводных лодок и членом Военного совета Краснознамённого Северного флота.
В этом же году командующий 1-й Краснознамённой флотилии идёт на боевую службу старшим на борту АПЛ К-524 (проект 671 РТ) с капитаном 1-го ранга С.И. Русаковым к Северному полюсу. Весь период боевой службы лодка провела под паковыми льдами. 24.03.1980 было осуществлено всплытие на Северном полюсе с приледнением и проламыванием льда. За 60 суток плавания было совершено 64 приледнения. В этом походе были проведены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица РТМ» и ГАК «Скат».
[center]
В 1979 году контр-адмирал Чернов Е.Д. в качестве старшего на борту осуществляет третий переход подо льдом на Камчатку АПЛ К-320 с командиром — капитаном 1-го ранга В.Т.Аникиным. По маршруту лодка неоднократно всплывала с проломом льда.
В феврале 1980 года Е.Д.Чернов назначается командующим 1-й флотилии подводных лодок и членом Военного совета Краснознамённого Северного флота.
В этом же году командующий 1-й Краснознамённой флотилии идёт на боевую службу старшим на борту АПЛ К-524 (проект 671 РТ) с капитаном 1-го ранга С.И. Русаковым к Северному полюсу. Весь период боевой службы лодка провела под паковыми льдами. 24.03.1980 было осуществлено всплытие на Северном полюсе с приледнением и проламыванием льда. За 60 суток плавания было совершено 64 приледнения. В этом походе были проведены государственные испытания навигационного комплекса «Медведица РТМ» и ГАК «Скат».
[center]
[/center]К-524 на Северном полюсе 24.03.1980 г.
В этом же году Е.Д.Чернову присваивается звание вице-адмирал.
1982 год. Командующей флотилией вновь идёт в арктический поход подо льдами старшим на борту АПЛ К-524 (командир — капитан 1-го ранга Протопопов В.В.) для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед САЭТ-60М.
В 1983 году вице-адмирал Чернов Е.Д. идёт в море старшим на борту головной АПЛ К-239 «Карп» (проект 945). Евгений Дмитриевич, в качестве председателя госкомиссии провёл испытания Барракуды (название проекта) в Норвежском море с погружением и плаванием АПЛ на предельной глубине 600 метров. Командир подлодки капитан 2-го ранга М.Ю. Кузнецов (впоследствии командир 7-й дивизии атомных подводных лодок, контр-адмирал). В этом походе штатным помощником командира был сын Евгения Дмитриевича капитан 3-го ранга Дмитрий Евгеньевич Чернов.
[center]
В этом же году Е.Д.Чернову присваивается звание вице-адмирал.
1982 год. Командующей флотилией вновь идёт в арктический поход подо льдами старшим на борту АПЛ К-524 (командир — капитан 1-го ранга Протопопов В.В.) для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед САЭТ-60М.
В 1983 году вице-адмирал Чернов Е.Д. идёт в море старшим на борту головной АПЛ К-239 «Карп» (проект 945). Евгений Дмитриевич, в качестве председателя госкомиссии провёл испытания Барракуды (название проекта) в Норвежском море с погружением и плаванием АПЛ на предельной глубине 600 метров. Командир подлодки капитан 2-го ранга М.Ю. Кузнецов (впоследствии командир 7-й дивизии атомных подводных лодок, контр-адмирал). В этом походе штатным помощником командира был сын Евгения Дмитриевича капитан 3-го ранга Дмитрий Евгеньевич Чернов.
[center]
[/center]АПЛ К-239 «Карп» в Норвежском море
В том же году в качестве старшего на борту и председателя межведомственной комиссии вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел в Арктику на головном тяжелом подводном крейсере стратегического назначения «ТК-208» проекта 941, впоследствии получившем название «Дмитрий Донской», с командиром капитаном 1 ранга Ольховиковым А.В.
Самый большой подводный корабль в мире в этом походе выполнил задачи высокоширотного похода, 10 суток находился подо льдом. Были проведены натурные испытания возможности использования баллистических ракет из-под льда Северного Ледовитого океана.
[center]

[center]
АПЛ К-278В том же году в качестве старшего на борту и председателя межведомственной комиссии вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел в Арктику на головном тяжелом подводном крейсере стратегического назначения «ТК-208» проекта 941, впоследствии получившем название «Дмитрий Донской», с командиром капитаном 1 ранга Ольховиковым А.В.
Самый большой подводный корабль в мире в этом походе выполнил задачи высокоширотного похода, 10 суток находился подо льдом. Были проведены натурные испытания возможности использования баллистических ракет из-под льда Северного Ледовитого океана.
[center]

[center]

В том же году Е.Д.Чернов, находясь в качестве председателя комиссии и старшего на борту тяжёлого ракетного крейсера «ТК-12» проекта 941 (командир — капитан 1-го ранга А.С.Близнюк), проводит натурные испытания возможности использования баллистических ракет в СЛО из-подо льда.
В 1986 году за заслуги перед Родиной Е.Д.Чернов награждается орденом Октябрьской Революции. В том же 1986 году Евгений Дмитриевич назначен на должность заместителя начальника по научной и учебной работе в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение скрытности действий АПЛ силами экипажа», до 1990 года был заместителем начальника академии.
После трагической гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, возглавив комиссию, состоявшую из компетентных специалистов-подводников Военно-морской академии, которая пришла к выводам не соответствующим официальной версии главкомата ВМФ. В документе с опорой на выводы комиссии были выработаны предложения по внесению изменений в «Корабельный устав» и «Руководство по борьбе за живучесть». Комиссия провела детальный анализ действий личного состава АПЛ «Комсомолец» при борьбе за живучесть подводной лодки, вскрыв изначальные многочисленные нарушения регламента при организации на боевую службу корабля и 604-го (второго экипажа) со стороны ответственных лиц.
Е.Д. Чернов выступал в средствах массовой информации с критикой официальной позиции и оценки причин и обстоятельств гибели «Комсомольца». По фактическим выводам комиссии Военно-морской академии в 1991 году Главной военной прокуратурой было возобновлено предварительное следствие, закончившееся в 1998 году и пришедшее к аналогичным выводам. Но дело было задвинуто в «пыльный угол» вследствие воздействия на прокуратуру заинтересованных лиц, которые, стремясь уйти от уголовной ответственности, придумывали в процессе следствия всё новые и новые бредовые идеи и предпосылки катастрофы. Правда так и не была официально донесена до личного состава ВМФ.
Как человек чести Евгений Дмитриевич не мог оставить эти негативные явления на флоте без внимания. Имел мужество вступить в противостояние с главкомом ВМФ В.Н.Чернавиным и его многочисленными помощниками в отстаивании своей точки зрения по данному вопросу, вследствие чего попал в опалу и в 1990 году был уволен в запас ВМФ.
С этого момента Евгений Дмитриевич Чернов посвятил себя очень важному делу борьбы за истинное положение дел на флоте в плане безаварийности при организации несения боевой службы подводных лодок и их экипажей.
Отстаивал до конца честное имя офицеров, попавших под «раздачу» от нечестивых самодуров-начальников.
В 1992 году организовал и возглавил на общественных началах «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”». Общество было создано для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период подводников ВМФ, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах.
В 2002 году была издана книга Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» (Издательский дом «Нева»). Эта нелицеприятная для «заинтересованных лиц» книга, повествовала о трёх катастрофах атомных подводных лодок
«К-429» в 1983 году: той самой, которую Е.Д.Чернов переводил под льдами Арктики на Тихоокеанский флот, «К-219» в 1986 году и «К-278» в 1989 году. Эта книга — одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с неизжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.
Всю свою жизнь Евгений Дмитриевич Чернов посвятил беззаветному служению своей Родине, был примером доблести, чести и мужества для офицерского корпуса ВМФ. Был и останется в нашем сердце настоящим патриотом и настоящим Человеком с большой буквы!
Вечная память тебе, Евгений Дмитриевич!
Уходят от нас настоящие люди, отдавшие честно свой долг на посту.
Отцы-командиры, без лишних эмоций стоящие в вечном военном строю!
Он с нами ходил и не раз, в автономку — в глубины морские, под арктическим льдом.
Делил с экипажем походов невзгоды, делил с ним победы,
Он был наше всё!
Да, время жестоко. Редеют шеренги,
Но память забвенью не дано умертвить.
И морякам других поколений он будет звездой заполярной светить!
Автор: Impulsiver