Лакомые куски флота украинцы забирали себе



В мае 1993 года Вифлянцев был назначен заместителем начальника метрологической службы флота.

Служба на Черноморском флоте осложнялась тем, что в то время база флота оказалась, к сожалению, за пределами Российской Федерации. Михаил Стефанович сегодня вспоминает, что украинские чиновники уже тогда, в начале 90-х годов старались ставить флоту различные препоны, мешать его связям с материковой частью России, выставляя всяческие неправомерные препоны, осложняя тем самым нормальную работу по охране государственной границы. Как известно, в 1991 году тогдашний президент Украины Кравчук подписал указ о начале создания своего собственного флота на базе Черноморского флота СССР. Попросту говоря, это был приказ о начале беспрецедентного воровства имущества российского государства, руководители которой, к сожалению, погрязли в олигархических разборках и ввергли в них офицерский цвет нации.

Флот разорвали на куски. Особенно лакомые куски украинцы забирали себе.

В 1995 году в метрологической службе Военно-Морского флота Вифлянцеву предложили возглавить вновь создаваемую базу измерительной техники Беломорской военно-морской базы в городе Северодвинске.



— Этот период службы был очень непростым, особенно с учётом ситуации в экономики в то время, — вспоминает сегодня Вифлянцев. — Целый год обустраивал базу: набирал штат, выбивал приборы, технику, инвентарь. Зарплаты тогда задерживали по три-четыре месяца. Приходилось рассчитываться бартером или взаимозачётами. Например, местный завод изготовил на базу столы для размещения наших приборов, мы за это расплатились тем, что в течение длительного времени ремонтировали этому заводу различное оборудование. Лишь через год я получил в общежитии две комнаты, как-то наладил быт и перевёз семью.

В 1998 году, полностью выполнив поставленные задачи, Михаил Стефанович вернулся в Севастополь. И в том же году был назначен начальником метрологической службы Черноморского флота с присвоением звания полковника. На этой должности он прослужил до выхода на пенсию в январе 2006 года.

В этот период в 2004 году за успехи в метрологическом обеспечении и сохранности эталонной базы Черноморского флота указом президента России Вифлянцеву присвоено почётное звание «Заслуженный метролог Российской Федерации». Так же он награждён нагрудным знаком Госстандарта России «За заслуги в стандартизации».

Но и выйдя на пенсию, Михаил Стефанович не порвал с флотской работой. Уже в качестве штатского человека он проработал метрологом узла связи Черноморского флота до 2012 года.

За десятилетия службы на Чёрном море Севастополь стал для Вифлянцева любимым городом. Там семья, друзья, привычная служба. С Верхним Доном его связывали родители. В 2012 году, когда после смерти отца престарелая мать осталась в Нижнетиховском одна; Михаил Стефанович переехал к ней в родной хутор. Позже Вифлянцевы приобрели в станице Казанской жилой дом. С 2014 года они там и живут вместе с мамой Верой Фоминичной. В Севастополе остались их взрослые дочери Наталья, Аксинья и Людмила. Две старшие работают стрелками вооружённой охраны артиллерийского завода, а младшая — стала служить матросом контрактной службы на узле связи флота.

— Когда жил в Севастополе, то время от времени хотелось побывать на Верхнем Дону, говорит Михаил Стефанович. — Теперь же, когда поселился в родных краях, недалеко от своего хуторка, в станице Казанской, тянет съездить в Севастополь. Слава богу, когда Крым и Севастополь вновь стали российскими, сделать это стало проще.

Михаил Стефанович познакомился со многими членами районного Клуба военных моряков, подружился с командиром экипажа Василием Бакачёвым. Они часто встречаются, особенно 19 марта, в день моряка-подводника.

Моряки-подводники — особая категория военных моряков, пользующаяся непререкаемым авторитетом в прошлом на флотах Советского Союза. И в сегодняшние дни честь и славу России они не уронили. Этот случай произошёл в середине прошлого века.

— Летом 1966 года я с группой курсантов военно-морского училища проходил практику на кораблях Балтийского флота, — рассказал Василий Бакачёв. — Корабль, на который нас распределили, после ремонта в доке проходил плановое размагничивание на полигоне. Группа курсантов на рострах с картами и планшетами проходили штурманскую практику у репитеров Гирокомпаса. При взятии пеленгов обратили внимание, что милях в трёх от нас погрузилась безномерная подводная лодка, а по полукольцу на горизонте маячили силуэты наших кораблей охранения. Здесь же невдалеке ходили челночными галсами или стопорили машины два буксира и два рейдовых тральщика.

Вдруг, незадолго до обеденных склянок, в стороне дрейфующих тральщиков образовалось шарообразное облако пара или сизоватого дыма. Несколько минут спустя из образовавшейся водяной горы, как пробку, выбросило многотонную субмарину, которая кормой начала уходить под воду. Буксиры-спасатели и тральщики, бросившиеся на помощь, не успели завести тросы на уходившую, почти вертикально под воду носовую часть подлодки. Всё произошло в считанные минуты.

Ещё полчаса спустя это место оцепили ракетные катера, а с буксиров (в бинокли было чётко видно) в воду пошли водолазы. Ещё через час, по сигналу флагмана, мы ушли из этого района.

Тогда все испытания наших новейших кораблей были строго засекречены, но потом мы узнали, что с глубины 75 метров была поднята проходившая испытание новая подводная лодка, и в одном из кормовых отсеков погибли пять моряков и два инженера судоремонтного завода.

Как видно, в борьбе за живучесть корабля аварийный отсек разгерметизировать было нельзя, и моряки погибли, спасая жизни всего экипажа.

— Флот наш жив. Живы вместе с ним и мы, — говорит его друг, полковник в отставке Михаил Вифлянцев.