Крылатая ракета подводных лодок П-5
В 1959 году на вооружение была принята крылатая ракета П-5, предназначавшаяся для использования подводными лодками. Это было первое отечественное оружие подобного класса, доведенное до серийного производства и эксплуатации в войсках. Еще в конце сороковых годов стартовали несколько проектов разработки крылатых ракет для субмарин, но ни один из них не дошел до практической реализации. Первой разработкой в этой области, дошедшей до войск, стала ракета П-5. В дальнейшем это изделие стало основой для нескольких новых типов оружия различного назначения.
Работы по будущей ракете П-5 начались в середине 1954 года в специальной конструкторской группе под руководством В.Н. Челомея. Летом следующего года конструкторскую группу преобразовали в ОКБ-52 с соответствующими положительными последствиями для эффективности ее работы. Задачей проекта было создание крылатой ракеты со сверхзвуковой скоростью полета, способной лететь на дальность до 500 км и доставлять к цели фугасную или специальную боевую часть. Важной особенностью нового проекта было обеспечение применения ракеты на подводных лодках. Начать разработку подобной субмарины планировалось немного позже, после определения основных особенностей конструкции самой ракеты.
По результатам предварительных исследований было решено строить новую ракету по классической аэродинамической схеме и оснащать турбореактивным двигателем. Важной особенностью нового проекта стало складное крыло с автоматической системой раскрытия. Применение складного крыла позволяло резко сократить габариты ракеты в транспортном положении. Использование автоматической системы раскладки, в свою очередь, могло значительно ускорить подготовку ракеты к полету. Ранее все отечественные ракеты со складным крылом требовали ручного раскрытия и фиксации консолей. Новое изделие должно было стать первой ракетой, способной раскрывать крыло самостоятельно после схода с пусковой установки.
22 ноября 1957 года к испытаниям присоединилась переоборудованная подлодка С-146. Пуски ракет с субмарины продолжались до января 1959 года. К этому времени экипаж подлодки и специалисты промышленности выполнили 17 пусков. Итого, в ходе испытаний была использована 21 ракета нового типа. Часть пусков завершилась авариями, прочие привели к успешному поражению условных целей.
Характерной особенностью крылатой ракеты П-5 было использование автопилота, управляющего полетом по заранее определенной программой. Какие-либо системы самонаведения, способные искать цель и наводиться на нее, или радиокомандное управление не предусматривались. В ходе испытаний было установлено, что примененная аппаратура позволяет поражать цели с круговым вероятным отклонением до 3000 м от расчетной точки прицеливания. Таким образом, применение специальной боевой части мощностью не менее 200 кт было вполне оправданным и могло обеспечить поражение кораблей противника, находящихся в заранее определенном районе, куда направляется ракета.
По результатам испытаний ракета П-5 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее постановление Совмина появилось 19 июня 1959 года. Первыми носителями перспективного оружия должны были стать подлодки нескольких новых проектов. Головная подлодка нового проекта была включена в состав флота в начале 1960 года.
Серийными носителями ракет П-5 должны были стать подлодки проекта 644. В соответствии с постановлением Совмина от 25 августа 1955 года, требовалось разработать проект модернизации субмарин типа «613» с установкой ракетного комплекса новой модели. Специалисты ЦКБ-18 доработали имеющийся проект, оснастив его двумя контейнерами СМ-49 позади ограждения рубки. Запуск предлагалось выполнять назад, за корму. Были использованы гидравлические системы подъема контейнеров и открытия крышек. Также проект 644 подразумевал использование системы управления стрельбой «Север-А644У».
В дальнейшем ракеты П-5 стали вооружением атомных подлодок. Первым подобным носителем ракет стали субмарины проекта 659, строившиеся в начале шестидесятых годов. Каждая из пяти лодок этого типа несла по шесть контейнеров, расположенных в корпусе, подобно проекту 651. Два располагались перед ограждением рубки, прочие – позади него. Позже было построено 29 АПЛ проекта 675 с восемью пусковыми установками на каждой. На этот раз позади рубки расположили шесть контейнеров с ракетами.
Уже после принятия ракеты П-5 на вооружение были предприняты несколько попыток модернизировать это оружие за счет применения новых узлов и агрегатов. В 1959 году была построена и использовалась ракета, получившая обозначение П-5СН. От базовой версии она отличалась применением радиовысотомера вместо базового барометрического. Этот проект не пошел дальше испытаний.
С целью повышения точности наведения предлагался проект ракеты П-5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения. В силу разных причин этот проект так и остался на стадии предварительных проработок. Ракета с самонаведением не строилась и не испытывалась.
В сентябре 1959 года начались испытания модернизированной ракеты П-5Д. Главным ее отличием от базового изделия был автопилот АП-70Д («допплеровский»). В состав этой системы был введен допплеровский измеритель пути и сноса в полете, при помощи которого удалось значительно сократить влияние атмосферных явлений и тем самым повысить точность попадания в указанную точку в два-три раза. Кроме того, был доведен до эксплуатации радиовысотомер. Прибор РВ-5М позволил снизить высоту основного участка траектории с 450 до 200 м, в определенной мере повысив боевую эффективность.
Испытания ракеты П-5Д изначально проводились на наземном стенде. В дальнейшем к проверкам привлекли подлодку С-162 проекта 644, которую переделали по проекту 644-Д. Испытательные запуски новой ракеты продолжались до середины 1961 года. 2 марта 1962 года ее приняли на вооружение. За счет максимально возможной унификации с существующим изделием ракета П-5Д могла применяться подлодками, уже несущими базовую П-5.
Эксплуатация ракет П-5 и П-5Д продолжалась до 1966 года. После этого ракету сняли с вооружения, заменив более новыми комплексами. В связи с этим существующие носители подверглись модернизации. Часть подлодок проекта 644 была переоборудована по исходному проекту 613, а субмарины новых проектов (651, 659 и 675) получили ракетные комплексы новых типов, при этом сохранив имеющиеся пусковые установки.
Проект П-5 стал основой для нескольких других разработок. Первым изделием на его базе стала ракета П-6, отличавшаяся системами управления и наведения. Одновременно с П-6 на основе тех же наработок создавалась ракета П-35, предназначенная для вооружения надводных кораблей. Интересно, что корабельная ракета П-35 была принята на вооружение в 1966 году – почти одновременно со снятием базовой П-5. В дальнейшем на основе модификаций П-5 были созданы новые ракетные комплексы, использовавшиеся для выполнения различных боевых задач.
По некоторым данным, после снятия с вооружения ракеты П-5 и их модификации проходили модернизацию и использовались в качестве мишеней для тренировки расчетов зенитных комплексов флота.
Несмотря на сравнительно малый срок эксплуатации (1959-66 годы), проект крылатой ракеты П-5 был важным этапом в истории отечественного ракетного вооружения. В рамках этого проекта впервые была решена задача установки крылатых ракет на подводную лодку, а также оснащения ракеты автоматикой раскрытия крыла. В дальнейшем все эти наработки применялись в массе новых проектов вооружения для кораблей и подводных лодок. Кроме того, одним из результатов проекта П-5 стало появление ракеты П-35, которая заслуженно считалась одним из лучших вооружений своего класса.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://navy.su/
http://kap-yar.ru/
http://kollektsiya.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-91.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Работы по будущей ракете П-5 начались в середине 1954 года в специальной конструкторской группе под руководством В.Н. Челомея. Летом следующего года конструкторскую группу преобразовали в ОКБ-52 с соответствующими положительными последствиями для эффективности ее работы. Задачей проекта было создание крылатой ракеты со сверхзвуковой скоростью полета, способной лететь на дальность до 500 км и доставлять к цели фугасную или специальную боевую часть. Важной особенностью нового проекта было обеспечение применения ракеты на подводных лодках. Начать разработку подобной субмарины планировалось немного позже, после определения основных особенностей конструкции самой ракеты.
По результатам предварительных исследований было решено строить новую ракету по классической аэродинамической схеме и оснащать турбореактивным двигателем. Важной особенностью нового проекта стало складное крыло с автоматической системой раскрытия. Применение складного крыла позволяло резко сократить габариты ракеты в транспортном положении. Использование автоматической системы раскладки, в свою очередь, могло значительно ускорить подготовку ракеты к полету. Ранее все отечественные ракеты со складным крылом требовали ручного раскрытия и фиксации консолей. Новое изделие должно было стать первой ракетой, способной раскрывать крыло самостоятельно после схода с пусковой установки.
22 ноября 1957 года к испытаниям присоединилась переоборудованная подлодка С-146. Пуски ракет с субмарины продолжались до января 1959 года. К этому времени экипаж подлодки и специалисты промышленности выполнили 17 пусков. Итого, в ходе испытаний была использована 21 ракета нового типа. Часть пусков завершилась авариями, прочие привели к успешному поражению условных целей.
Характерной особенностью крылатой ракеты П-5 было использование автопилота, управляющего полетом по заранее определенной программой. Какие-либо системы самонаведения, способные искать цель и наводиться на нее, или радиокомандное управление не предусматривались. В ходе испытаний было установлено, что примененная аппаратура позволяет поражать цели с круговым вероятным отклонением до 3000 м от расчетной точки прицеливания. Таким образом, применение специальной боевой части мощностью не менее 200 кт было вполне оправданным и могло обеспечить поражение кораблей противника, находящихся в заранее определенном районе, куда направляется ракета.
По результатам испытаний ракета П-5 была рекомендована к принятию на вооружение. Соответствующее постановление Совмина появилось 19 июня 1959 года. Первыми носителями перспективного оружия должны были стать подлодки нескольких новых проектов. Головная подлодка нового проекта была включена в состав флота в начале 1960 года.
Серийными носителями ракет П-5 должны были стать подлодки проекта 644. В соответствии с постановлением Совмина от 25 августа 1955 года, требовалось разработать проект модернизации субмарин типа «613» с установкой ракетного комплекса новой модели. Специалисты ЦКБ-18 доработали имеющийся проект, оснастив его двумя контейнерами СМ-49 позади ограждения рубки. Запуск предлагалось выполнять назад, за корму. Были использованы гидравлические системы подъема контейнеров и открытия крышек. Также проект 644 подразумевал использование системы управления стрельбой «Север-А644У».
В дальнейшем ракеты П-5 стали вооружением атомных подлодок. Первым подобным носителем ракет стали субмарины проекта 659, строившиеся в начале шестидесятых годов. Каждая из пяти лодок этого типа несла по шесть контейнеров, расположенных в корпусе, подобно проекту 651. Два располагались перед ограждением рубки, прочие – позади него. Позже было построено 29 АПЛ проекта 675 с восемью пусковыми установками на каждой. На этот раз позади рубки расположили шесть контейнеров с ракетами.
Уже после принятия ракеты П-5 на вооружение были предприняты несколько попыток модернизировать это оружие за счет применения новых узлов и агрегатов. В 1959 году была построена и использовалась ракета, получившая обозначение П-5СН. От базовой версии она отличалась применением радиовысотомера вместо базового барометрического. Этот проект не пошел дальше испытаний.
С целью повышения точности наведения предлагался проект ракеты П-5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения. В силу разных причин этот проект так и остался на стадии предварительных проработок. Ракета с самонаведением не строилась и не испытывалась.
В сентябре 1959 года начались испытания модернизированной ракеты П-5Д. Главным ее отличием от базового изделия был автопилот АП-70Д («допплеровский»). В состав этой системы был введен допплеровский измеритель пути и сноса в полете, при помощи которого удалось значительно сократить влияние атмосферных явлений и тем самым повысить точность попадания в указанную точку в два-три раза. Кроме того, был доведен до эксплуатации радиовысотомер. Прибор РВ-5М позволил снизить высоту основного участка траектории с 450 до 200 м, в определенной мере повысив боевую эффективность.
Испытания ракеты П-5Д изначально проводились на наземном стенде. В дальнейшем к проверкам привлекли подлодку С-162 проекта 644, которую переделали по проекту 644-Д. Испытательные запуски новой ракеты продолжались до середины 1961 года. 2 марта 1962 года ее приняли на вооружение. За счет максимально возможной унификации с существующим изделием ракета П-5Д могла применяться подлодками, уже несущими базовую П-5.
Эксплуатация ракет П-5 и П-5Д продолжалась до 1966 года. После этого ракету сняли с вооружения, заменив более новыми комплексами. В связи с этим существующие носители подверглись модернизации. Часть подлодок проекта 644 была переоборудована по исходному проекту 613, а субмарины новых проектов (651, 659 и 675) получили ракетные комплексы новых типов, при этом сохранив имеющиеся пусковые установки.
Проект П-5 стал основой для нескольких других разработок. Первым изделием на его базе стала ракета П-6, отличавшаяся системами управления и наведения. Одновременно с П-6 на основе тех же наработок создавалась ракета П-35, предназначенная для вооружения надводных кораблей. Интересно, что корабельная ракета П-35 была принята на вооружение в 1966 году – почти одновременно со снятием базовой П-5. В дальнейшем на основе модификаций П-5 были созданы новые ракетные комплексы, использовавшиеся для выполнения различных боевых задач.
По некоторым данным, после снятия с вооружения ракеты П-5 и их модификации проходили модернизацию и использовались в качестве мишеней для тренировки расчетов зенитных комплексов флота.
Несмотря на сравнительно малый срок эксплуатации (1959-66 годы), проект крылатой ракеты П-5 был важным этапом в истории отечественного ракетного вооружения. В рамках этого проекта впервые была решена задача установки крылатых ракет на подводную лодку, а также оснащения ракеты автоматикой раскрытия крыла. В дальнейшем все эти наработки применялись в массе новых проектов вооружения для кораблей и подводных лодок. Кроме того, одним из результатов проекта П-5 стало появление ракеты П-35, которая заслуженно считалась одним из лучших вооружений своего класса.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://navy.su/
http://kap-yar.ru/
http://kollektsiya.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-91.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Автор: Glenn Witcher