Stryker еще послужит


Боевая разведывательная машина M1127 Stryker RV

Защитить и выжить

Участие бронемашин Stryker в в операциях Ираке в 2003 году послужило толчком к исправлению недостатков, выявленных в эксплуатации. Руководитель проекта Stryker в компании GDLS Уэнди Стейгер рассказал, что «компания GD с самого начала тесно и успешно сотрудничала со своими заказчиками: с корпусом морской пехоты США и канадской армией по версии LAV, а также с американской армией по Stryker».

Необходимо было безотлагательно повышать уровни защиты и живучести. Лобовое бронирование машины Stryker, защищающее от 14,5 мм пуль, было усилено дополнительными керамическими плитками, первоначально от немецкой компании IBD Deisenroth Engineering, а позднее от канадской DEW Engineering.

Хотя перед РПГ были уязвимы даже более тяжелые машины, вал критики обрушился именно на уязвимость машины Stryker. Быстрая разработка и установка в боевых частях решетчатых экранов для борьбы с РПГ решила проблему, хотя ценой дополнительных двух тонн и большей ширины.

Позднее, а именно в конце 2009 года, компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems и Rafael Advanced Defense Systems с целью замены решетчатой брони начали поставки комплектов динамической защиты SRAT (Stryker Reactive Armour Tiles). Хотя по массе экономии комплекты SRAT ничего не дали, ширина машины вернулась почти к начальным значениям.

Операции в Ираке и Афганистане также высветили другую уязвимость – самодельные взрывные устройства (СВУ). Эта непредвиденная угроза поставила под сомнение не только живучесть Stryker, но практически каждое тактическое транспортное средство, стоящее на балансе американской армии.

Плоское днище – общая для большей части этих платформ конструктивная особенность – не могло отражать взрывную волну от СВУ, что вызывало разрушение конструкции корпуса и, как следствие, вело к тяжелым последствиям для экипажа. Был необходим полный и скрупулезный анализ конструкции. К 2010 году компания GDLS продемонстрировала для машины Stryker решение по двойному V-образному корпусу Double Vee-Hull (DVH), который эффективно отражал взрывную волну от СВУ. В сочетании с энергопоглощающими сиденьями экипажа и десанта, доработанным люком командира и перекомпонованными местами хранения это позволило значительно повысить живучесть экипажа и машины.

Хотя некоторыми специалистами колесная конфигурация рассматривается как недостаток, опыт эксплуатации и боев показал совершенно противоположное. Экипажи машин из бригад SBCT регулярно выполняли боевые задачи и возвращались на базу даже с несколькими разрушенными колесами. Шины радиального типа Michelin были постепенно доработаны, исходя из опыта эксплуатации машин ASLAV, они стали крупнее и получили более агрессивный рисунок протектора.

Кроме того, боестойкие вставки в колеса от компании Hutchinson не только позволяют продолжить движение на поврежденных колесах, но также снижают воздействие взрывной волны от мин. Компания Hutchinson разработала боковые щитки, которые защищают более тонкие боковые поверхности радиальных шин от проколов, хотя на машине Stryker они пока не применяются.


Ключевая характеристика машины Stryker заключается в ее способности развертываться военно-транспортной авиацией

Мобильность и живучесть

Защита машины Stryker от РПГ и дополнительная баллистическая защита уменьшили ход подвески, удельную мощность и увеличили давление на грунт. Например, масса БМП в конфигурации DVH составляет свыше 16455 кг. Некоторые варианты Stryker, например самоходная артиллерийская установка MPG (Mobile Protected Gun) с 105-мм пушкой, уже подошли к предельным возможностям своей подвески. В результате, усовершенствования в области защиты, проведенные на других машинах Stryker, не были реализованы на MPG.

Основываясь на ряде доработок ходовой части и силового блока, выполненных на машинах LAV канадской армии, компания GDLS предложила пакет повышения живучести для Stryker. Американская армия, используя средства, выделенные на проект двойного корпуса DVH, включила в него еще несколько важных доработок.

Все машины конфигурации Stryker DVH проходят на государственном заводе Anniston Army Depot капитальный ремонт, включая более мощную подвеску, рассчитанную на 27270 кг, более мощный двигатель 450 л.с., генератор на 910 ампер, повышение уровня защиты водителя и внутреннюю цифровую высокоскоростную сеть.

Руководитель развития бизнеса в компании GDLS Тим Риз пояснил: «Эти модернизации машин Stryker восстанавливают характеристики, повышают живучесть и улучшают совместимость системы с новыми цифровыми технологиями. Эта работа позволяет при меньших инвестициях повысить возможности машины по сравнению с первоначальными».



Машина инженерного отделения Stryker M1132


Универсальный комплект быстрой установки Jettison Fitting Kit

Интерфейс комплекта (механический, гидравлический, электрический) JFK позволяет быстро и просто устанавливать, снимать (10 минут) и менять различные навесные системы, включая противоминные (плуг или катковый трал), бульдозерный отвал, маркировки минных полей и наведения мостов. Недостаток средств преодоления рвов и подобных препятствий в бригаде SBCT вызывает озабоченность командования, но это можно было быть решить с принятием на вооружение системы наведения моста BLM (Bridge Launch Mechanism) и собственно самого моста. Система BLM прошла оценочные испытания в начале 2015 года во время процесса оценки экспедиционных возможностей американской армии.

Пространство для совершенствования

На протяжении всего времени существования программы Stryker армия совместно с компанией GDLS продолжала определять направления развития, многие из которых были реализованы «блоками», включенными либо в серийные конфигурации новых машин, либо в программы восстановления, в соответствии с которыми старые или поврежденные машины Stryker проходят капитальный ремонт. Последний подход был успешно применен в программе модернизации DVH.

В ноябре 2015 года компания GDLS сообщила о своем последнем предложении по внесению изменений в конструкцию Stryker. Стейгер сказал по этому поводу следующее: «Предыдущие изменения были сосредоточены в основном на живучести. Нынешний модернизационный комплект направлен на совершенствование мобильности и надежности. Он базируется на некоторых новых методах и компонентах, а также перекомпоновке с целью повышения характеристик и решения проблем, выявленных в реальной эксплуатации».

Изменения заключаются в более мощной системе охлаждения, в большей выработке энергии для потребителей, колесах большего диаметра с более выраженным рисунком протектора, а также нескольких доработках, направленных на улучшение эргономики, в том числе и на упрощение эксплуатации.

«Эти изменения, хотя зачастую и не очевидные, позволят получить значительные эксплуатационные преимущества и снизить стоимость жизненного цикла», – продолжил Стейгер. Компания GDLS заявила о готовности реализовать свои предложения в поэтапной программе.

Господин Риз добавил по этому поводу: «После реализации на машинах этих предложений армия должна завершить контрольные испытания к июлю 2016 года. Затем, после получения положительного заключения мы поставим наши машины ICV в новой конфигурации в 2017 году».

Будущее машины Stryker

Мировые события последних лет повысили потребность в развертываемых высокомобильных силах, хорошо адаптирующихся к различным меняющимся боевым задачам. Бригады SBCT, как и семейство машин Stryker, продемонстрировали свою способность обеспечивать вышеупомянутые требования. Это является примером успешной интеграции специальной техники и вооружения с оперативной концепцией.

Активная программа по выявлению недостатков, разработке модернизаций и их реализации позволила сохранить машины Stryker в строю. Этот оживленный, почти беспрецедентный диалог между промышленностью и армией, между инженерами и операторами платформ LAV, Piranha и Stryker внес решающий вклад в нынешнюю востребованность всего парка машин.

Повышение огневого могущества машин 2-го моторизованного полка демонстрирует способность Stryker соответствовать меняющимся угрозам и требованиям новых боевых задач. Заинтересованность Чили и Колумбии говорит о широком признании возможностей и эксплуатационной гибкости машин Stryker. Бригады SBCT и их машины Stryker обеспечивают американскую армию, пожалуй, такими боевыми возможностями, с которыми не сравнятся возможности любых других вооруженных сил.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.gdls.com
www.baesystems.com
www.pearson-eng.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev