«Рабские войны». Восстание, которым руководил Спартак (часть третья).
Как видите, рабы восставали в Риме так часто, что пальцев не хватит, чтобы перечислить все их выступления, да это и неудивительно. Критическая масса рабов все росла и росла, и рано или поздно, но что-то подобное восстанию Спартака должно было случиться обязательно. Да, но кто он был, этот Спартак, и откуда он взялся? Как это часто бывает, в историю здесь замешалась мифология, которая сообщает нам, что некогда в Беотию прибыл некий Кадм и построил главный город Фивы. Там он встретил дракона, который сторожил источник воды, посвященный богу Аресу, и убил его, а зубы по совету богини Афины посеял. И вот из этих-то зубов и выросли силачи, получившие название «спарты», что по-гречески означает «посеянные». Сила спартов, согласно мифу, была так велика, что Кадм вынужден был вести с ними упорную борьбу. Причем род Кадма даже породнился со спартами, но… они же и Кадма, и весь его род выгнали из Фив – вот такие между ними были странные родственные отношения.
«Умирающий гладиатор» Ф.А. Юронников (1856).
И таких легенд существует несколько, и во всех фигурирует некое туземное племя, выросшее из драконьих зубов. По легенде, это племя жило на севере Греции и боролось с Кадмом, пытавшимся захватить их земли. Эту легенду передали такие историки, как Павсаний и Аммиан Марцеллин, а греческий историк Фукидид сообщал даже о существовании города в Македонии, называвшегося Спартол, на полуострове Халкидике. Стефан Византийский назвал ещё и такой город, как Спартакос во Фракии, как раз на родине Спартака. Так что, можно допустить, что под этим сказанием о спартах скрывается какой-то реальный исторический факт. Возможно, существовал народ спарты (не путать со спартанцами), и что такие города, как Спартол и Спартакос, были связаны с его самоназванием, и что сам Спартак получил свое имя (или прозвище?) в честь города либо народа.
«Римские гладиаторы». Рис. Ангуса МакБрайда.
А те тут же его продали в рабство, и вот так он и попал в Рим, откуда за необычайную силу Спартака отправили в школу гладиаторов в Капуе. Заметим, что рабов в Риме использовали не только в качестве дешевой рабочей силы, но и набирали из них гладиаторов – «людей меча», которые сражались сначала в ритуальных целях на похоронах, а потом уже и просто ради увеселения римской публики, традиционно желавшей «хлеба и зрелищ». По преданию, их римляне позаимствовали все у тех же этрусков. Впервые такой бой организовали в 264 г. до н. э. знатные римляне Марк и Деций Бруты после торжественных похорон своего отца. Ну, а потом их стали устраивать все чаще и чаще. Вначале сражалось лишь несколько пар гладиаторов. В 216 г. был устроен поединок 22 пар, в 200 г. – 25, в 183 г. – 60 пар, а вот Юлий Цезарь решил затмить всех своих предшественников и организовал бой, в котором участвовало целых 320 пар гладиаторов. Римляне очень любили бои гладиаторов, особенно в тех случаях, если они умело и храбро сражались, и убивали друг друга «красиво». Объявления о выступлениях гладиаторов писали краской на стенах домов и даже на надгробных памятниках. Так что появились даже такие надгробные памятники, что содержали краткие обращения к таким вот «рекламистам» с просьбой не писать на этом надгробии сообщений о зрелищах.
Надгробный памятник гладиатору, обнаруженный в Эфесе. Эфесский музей. Турция.
В большом количестве рекламные объявления о боях в цирке обнаружены в древних Помпеях. Вот одно из таких объявлений: «Гладиаторы эдила А. Светтия Церия будут биться в Помпеях 31 мая. Будет бой зверей и будет сделан навес». Публике могли пообещать «поливку водой» арены для уменьшения пыли и жары. Кроме того, что римляне «просто смотрели» на поединки гладиаторов, они еще и делали на них ставки, то есть тотализатор существовал уже тогда. И некоторые на них неплохо зарабатывали, так что это было не только «интересно», но и очень выгодно!
Наплечный щиток гладиатора из Помпей. Британский музей. Лондон.
Владельцем школы был Лентул Батиат, и условия содержания в ней были очень тяжелыми, но Спартак имел хорошую военную подготовку и в гладиаторской школе научился всему, что требовалось от гладиатора. А потом, в одну темную ночь, он вместе со своими товарищами совершили побег и укрылись на горе Везувий. При этом у Спартака сразу же оказалось два верных помощника – Крикс и Эномай, вместе с которыми он сколотил небольшой отряд и занялся тем, что начал совершать набеги на имения рабовладельцев и освобождать принадлежавших им рабов. Аппиан говорит, что войско его состояло из беглых гладиаторов, рабов и даже «свободных граждан с итальянских полей». Флор, автор II в., сообщает, что у Спартака набралось в итоге до 10 тысяч человек, и вся Кампания теперь была от них в опасности. Оружие они достали у отряда, который вез военное снаряжение для одной из гладиаторских школ. Так что хотя бы какая-то часть воинов у Спартака была экипирована, хотя и несколько специфическим, но вполне качественным и современным по тому времени оружием, а что-то они могли делать и сами.
Гладиатор-фракиец. Современная реконструкция. Парк Карнунт. Австрия.
Керамический сосуд с гладиаторами из музея в Сарагосе.
Интересно, что Спартак сразу же после победы над Клодием реорганизовал свою «армию» по римскому образцу: завел конницу и разделил воинов на тяжело- и легковооруженных. Поскольку среди рабов были кузнецы, было начато производство оружия и доспехов, в частности, щитов. Очень интересно было бы представить, каким именно оружием вооружалась армия рабов, помимо трофейного и гладиаторского. Несомненно, что если рабы выделывали доспехи, то они должны были быть максимально упрощены.
Гладиаторский шлем из Британского музея.
Бронзовый шлем гладиатора-мурмиллона. «Новый музей», Берлин.
«Шлем с перьями». Реконструкция. Музей и парк Калкрайз. Германия.
Например, шлемы могли иметь вид простой полусферы с двумя козырьками. Доспехи для торса (если рабы их делали) могли представлять собой две антропоморфные пластины на грудь и на спину, связанные по бокам ремешками, а сверху соединявшиеся при помощи полукруглых наплечников с завязками на спине и на груди. Кольчуги могли применяться, но только трофейные. Возможно, что выделывались панцири из кожи, опять-таки, по типу греческих тораксов. Щиты могли быть круглые, плетеные и прямоугольные – тоже плетеные, а также склеенные из дранки и тоже обтянутые кожей. Так было бы проще и надежнее! Собственно, гладиаторское снаряжение было слишком уж специфично и, возможно, несколько переделывалось. Например, шлемы гладиаторов были слишком уж закрытыми, что неудобно в реальном бою, к тому же в них было ничего не слышно. Вряд ли использовались поножи «фракийцев». В таких поножах неудобно бегать.
Фигурка гладиатора-самнита из музея в Арле. Франция.
А вот дальше, как это всегда бывает между людьми, между Спартаком и Криксом начались разногласия. Спартак предлагал идти к Альпам и, перейдя их, вернуть рабов на родину. Крикс же требовал похода на Рим и уничтожения всех римских рабовладельцев как таковых. Поскольку численность восставших достигла 120 тысяч человек, нужно было решаться либо на то, либо на другое. В итоге Крикс с отрядом германцев отделился от войск Спартака, который пошел на север, и остался на юге, где был разбит консулом Люцием Геллием у Гарганской горы. Спартак, между тем, миновал Рим и двигался к Альпам. Эномай (как именно он погиб, неизвестно) также отделился от основных сил и тоже был разбит.
Спартак в бою. Как видите, многие из сражающихся рабов изображены в реконструированном защитном вооружении и с самодельными плетеными щитами. Рис. Дж. Рава.
В этих условиях Спартак был вынужден вступить в решающее сражение с Крассом, в котором он сам и погиб (тело его так и не было найдено), а его армия потерпела сокрушительное поражение. Пленных рабов распяли вдоль дороги от Капуи до Рима на крестах. Затем и Красс, и Помпей еще некоторое время добивали остатки армии Спартака на Юге Италии, так что восстание, можно сказать, продолжалось еще и какое-то время после смерти самого Спартака. Есть сразу несколько героических описаний его гибели, но как все случилось, точно никто не знает.
Гладиаторский бой: ретиарий против секутора. Мозаика из виллы Боргезе. Рим.
Есть изображение на стене дома в Помпеях, изображающее момент, когда конный римский воин ранит Спартака в бедро. В книге известного советского историка А.В. Мишулина на стр. 100 есть реконструкция этого события. Однако ей вряд ли можно доверять, учитывая то обстоятельство, что римские всадники пользовались метательными копьями, а не ударными! Интересно, что у него же есть и другое изображение этого момента на заставке на странице 93.
Феликс из Помпей ранит Спартака в бедро. (См. стр. 100. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
Тоже изображение, более реалистическое, если учитывать наши знания о римском войске этого периода. (См. стр. 93. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
И вот оно куда более достоверно и уместно. Впрочем, если мы ему поверим, то придется признать, что римский всадник каким-то образом оказался в бою позади Спартака, а это не вполне вяжется с описаниями последнего боя вождя армии рабов. Как бы там ни было, но эта фреска с надписью «Спартак» есть единственное его изображение! Над головой второго всадника помещена надпись: «Феликс из Помпей», хотя разбирается она с трудом. Интересно, что она сделана на древнеокском языке, а затем эту фреску во времена Империи еще раз покрыли штукатуркой, и открыли лишь в 1927 году. Отсюда можно сделать вывод, что сделан этот рисунок был самим Феликсом (или кем-то по его заказу) в память об увековечении столь знаменательного события, каким была его победа над столь прославленным и опасным противником! Кстати, Плутарх сообщает, что в походах Спартака сопровождала его жена, фракийка, обладавшая даром предсказания и поклонница культа бога Диониса. Но где и когда он сумел ее заиметь, неизвестно, и потом другие историки о ее существовании не упоминают.
«Умирающий гладиатор» Ф.А. Юронников (1856).
И таких легенд существует несколько, и во всех фигурирует некое туземное племя, выросшее из драконьих зубов. По легенде, это племя жило на севере Греции и боролось с Кадмом, пытавшимся захватить их земли. Эту легенду передали такие историки, как Павсаний и Аммиан Марцеллин, а греческий историк Фукидид сообщал даже о существовании города в Македонии, называвшегося Спартол, на полуострове Халкидике. Стефан Византийский назвал ещё и такой город, как Спартакос во Фракии, как раз на родине Спартака. Так что, можно допустить, что под этим сказанием о спартах скрывается какой-то реальный исторический факт. Возможно, существовал народ спарты (не путать со спартанцами), и что такие города, как Спартол и Спартакос, были связаны с его самоназванием, и что сам Спартак получил свое имя (или прозвище?) в честь города либо народа.
«Римские гладиаторы». Рис. Ангуса МакБрайда.
А те тут же его продали в рабство, и вот так он и попал в Рим, откуда за необычайную силу Спартака отправили в школу гладиаторов в Капуе. Заметим, что рабов в Риме использовали не только в качестве дешевой рабочей силы, но и набирали из них гладиаторов – «людей меча», которые сражались сначала в ритуальных целях на похоронах, а потом уже и просто ради увеселения римской публики, традиционно желавшей «хлеба и зрелищ». По преданию, их римляне позаимствовали все у тех же этрусков. Впервые такой бой организовали в 264 г. до н. э. знатные римляне Марк и Деций Бруты после торжественных похорон своего отца. Ну, а потом их стали устраивать все чаще и чаще. Вначале сражалось лишь несколько пар гладиаторов. В 216 г. был устроен поединок 22 пар, в 200 г. – 25, в 183 г. – 60 пар, а вот Юлий Цезарь решил затмить всех своих предшественников и организовал бой, в котором участвовало целых 320 пар гладиаторов. Римляне очень любили бои гладиаторов, особенно в тех случаях, если они умело и храбро сражались, и убивали друг друга «красиво». Объявления о выступлениях гладиаторов писали краской на стенах домов и даже на надгробных памятниках. Так что появились даже такие надгробные памятники, что содержали краткие обращения к таким вот «рекламистам» с просьбой не писать на этом надгробии сообщений о зрелищах.
Надгробный памятник гладиатору, обнаруженный в Эфесе. Эфесский музей. Турция.
В большом количестве рекламные объявления о боях в цирке обнаружены в древних Помпеях. Вот одно из таких объявлений: «Гладиаторы эдила А. Светтия Церия будут биться в Помпеях 31 мая. Будет бой зверей и будет сделан навес». Публике могли пообещать «поливку водой» арены для уменьшения пыли и жары. Кроме того, что римляне «просто смотрели» на поединки гладиаторов, они еще и делали на них ставки, то есть тотализатор существовал уже тогда. И некоторые на них неплохо зарабатывали, так что это было не только «интересно», но и очень выгодно!
Наплечный щиток гладиатора из Помпей. Британский музей. Лондон.
Владельцем школы был Лентул Батиат, и условия содержания в ней были очень тяжелыми, но Спартак имел хорошую военную подготовку и в гладиаторской школе научился всему, что требовалось от гладиатора. А потом, в одну темную ночь, он вместе со своими товарищами совершили побег и укрылись на горе Везувий. При этом у Спартака сразу же оказалось два верных помощника – Крикс и Эномай, вместе с которыми он сколотил небольшой отряд и занялся тем, что начал совершать набеги на имения рабовладельцев и освобождать принадлежавших им рабов. Аппиан говорит, что войско его состояло из беглых гладиаторов, рабов и даже «свободных граждан с итальянских полей». Флор, автор II в., сообщает, что у Спартака набралось в итоге до 10 тысяч человек, и вся Кампания теперь была от них в опасности. Оружие они достали у отряда, который вез военное снаряжение для одной из гладиаторских школ. Так что хотя бы какая-то часть воинов у Спартака была экипирована, хотя и несколько специфическим, но вполне качественным и современным по тому времени оружием, а что-то они могли делать и сами.
Гладиатор-фракиец. Современная реконструкция. Парк Карнунт. Австрия.
Керамический сосуд с гладиаторами из музея в Сарагосе.
Интересно, что Спартак сразу же после победы над Клодием реорганизовал свою «армию» по римскому образцу: завел конницу и разделил воинов на тяжело- и легковооруженных. Поскольку среди рабов были кузнецы, было начато производство оружия и доспехов, в частности, щитов. Очень интересно было бы представить, каким именно оружием вооружалась армия рабов, помимо трофейного и гладиаторского. Несомненно, что если рабы выделывали доспехи, то они должны были быть максимально упрощены.
Гладиаторский шлем из Британского музея.
Бронзовый шлем гладиатора-мурмиллона. «Новый музей», Берлин.
«Шлем с перьями». Реконструкция. Музей и парк Калкрайз. Германия.
Например, шлемы могли иметь вид простой полусферы с двумя козырьками. Доспехи для торса (если рабы их делали) могли представлять собой две антропоморфные пластины на грудь и на спину, связанные по бокам ремешками, а сверху соединявшиеся при помощи полукруглых наплечников с завязками на спине и на груди. Кольчуги могли применяться, но только трофейные. Возможно, что выделывались панцири из кожи, опять-таки, по типу греческих тораксов. Щиты могли быть круглые, плетеные и прямоугольные – тоже плетеные, а также склеенные из дранки и тоже обтянутые кожей. Так было бы проще и надежнее! Собственно, гладиаторское снаряжение было слишком уж специфично и, возможно, несколько переделывалось. Например, шлемы гладиаторов были слишком уж закрытыми, что неудобно в реальном бою, к тому же в них было ничего не слышно. Вряд ли использовались поножи «фракийцев». В таких поножах неудобно бегать.
Фигурка гладиатора-самнита из музея в Арле. Франция.
А вот дальше, как это всегда бывает между людьми, между Спартаком и Криксом начались разногласия. Спартак предлагал идти к Альпам и, перейдя их, вернуть рабов на родину. Крикс же требовал похода на Рим и уничтожения всех римских рабовладельцев как таковых. Поскольку численность восставших достигла 120 тысяч человек, нужно было решаться либо на то, либо на другое. В итоге Крикс с отрядом германцев отделился от войск Спартака, который пошел на север, и остался на юге, где был разбит консулом Люцием Геллием у Гарганской горы. Спартак, между тем, миновал Рим и двигался к Альпам. Эномай (как именно он погиб, неизвестно) также отделился от основных сил и тоже был разбит.
Спартак в бою. Как видите, многие из сражающихся рабов изображены в реконструированном защитном вооружении и с самодельными плетеными щитами. Рис. Дж. Рава.
В этих условиях Спартак был вынужден вступить в решающее сражение с Крассом, в котором он сам и погиб (тело его так и не было найдено), а его армия потерпела сокрушительное поражение. Пленных рабов распяли вдоль дороги от Капуи до Рима на крестах. Затем и Красс, и Помпей еще некоторое время добивали остатки армии Спартака на Юге Италии, так что восстание, можно сказать, продолжалось еще и какое-то время после смерти самого Спартака. Есть сразу несколько героических описаний его гибели, но как все случилось, точно никто не знает.
Гладиаторский бой: ретиарий против секутора. Мозаика из виллы Боргезе. Рим.
Есть изображение на стене дома в Помпеях, изображающее момент, когда конный римский воин ранит Спартака в бедро. В книге известного советского историка А.В. Мишулина на стр. 100 есть реконструкция этого события. Однако ей вряд ли можно доверять, учитывая то обстоятельство, что римские всадники пользовались метательными копьями, а не ударными! Интересно, что у него же есть и другое изображение этого момента на заставке на странице 93.
Феликс из Помпей ранит Спартака в бедро. (См. стр. 100. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
Тоже изображение, более реалистическое, если учитывать наши знания о римском войске этого периода. (См. стр. 93. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
И вот оно куда более достоверно и уместно. Впрочем, если мы ему поверим, то придется признать, что римский всадник каким-то образом оказался в бою позади Спартака, а это не вполне вяжется с описаниями последнего боя вождя армии рабов. Как бы там ни было, но эта фреска с надписью «Спартак» есть единственное его изображение! Над головой второго всадника помещена надпись: «Феликс из Помпей», хотя разбирается она с трудом. Интересно, что она сделана на древнеокском языке, а затем эту фреску во времена Империи еще раз покрыли штукатуркой, и открыли лишь в 1927 году. Отсюда можно сделать вывод, что сделан этот рисунок был самим Феликсом (или кем-то по его заказу) в память об увековечении столь знаменательного события, каким была его победа над столь прославленным и опасным противником! Кстати, Плутарх сообщает, что в походах Спартака сопровождала его жена, фракийка, обладавшая даром предсказания и поклонница культа бога Диониса. Но где и когда он сумел ее заиметь, неизвестно, и потом другие историки о ее существовании не упоминают.
Автор: kalibr