Оставшийся в тени Д.В. Лещинер
В начале войны одноместные штурмовики несли большие потери, так как оказались беззащитными перед «мессерами», атакующими их с хвоста. Ошибки оппонентов С.В. Ильюшина пришлось оплачивать дорогой ценой. Лишь позже заводам было дано указание производить только двухместные «илы», ставшие настоящей грозой для наземных войск противника. Массовое производство двухместных штурмовиков началось весной 1942 года.
У легендарного Ил-2 самый большой тираж в истории мировой авиации. Нет другого самолета, который бы выпускался в таких количествах. В самом деле: за годы войны авиационной промышленностью было выпущено 113 522 боевых самолета, из них 36 163 были Ил-2, то есть практически более одной трети всех боевых самолетов приходилось на долю этих штурмовиков. Нет такого числа героев-летчиков, которые бы завоевали это звание на других самолетах. Каждый третий летчик, удостоенный звания Героя Советского Союза в годы войны, - штурмовик. Из 65 летчиков, дважды получивших за период войны звание Героя Советского Союза, 27 выросло в штурмовой авиации.
В работе над этим уникальным самолетом Дмитрий Владимирович Лещинер открыл еще одно удивительное качество в характере Генерального конструктора: стремясь к совершенству конструкции, целиком отдаваясь новой машине, он делал все, чтобы было удобно людям, всячески помогал в трудные минуты их жизни.
Война подходила к столице. В августе 1941 года Дмитрий Владимирович проводил жену с пятилетним сынишкой Сашей в эвакуацию в Бугульму. А в октябре наступило время и самому в составе КБ эвакуироваться в Куйбышев. Первое время Дмитрий Владимирович вдвоем с Генеральным жили в одной комнате, в которой, кроме стула и двух табуреток, ничего не было. Короткое время, отведенное для сна, они спали на полу.
Стояла необычно холодная осень. Рано выпал снег. Наступила лютая зима. Ил-2 строился в эвакуации в тяжелейших условиях. Конструкторы работали в двухэтажном здании бывшего книжного магазина. Строительство самолета начиналось в корпусах строящегося завода, на котором еще не было крыши.
В один из поздних вечеров Ильюшин втащил в комнату большой узел и скомандовал: «Дима, одевайся!». В узле было полное летное зимнее обмундирование, включая унты. Дмитрий Владимирович посчитал, что предстоит дальняя командировка и поспешно облачился в шикарные по тому времени вещи. Сергей Владимирович застегнул молнию на меховой куртке, подергал ее: хорошо ли сидит. Удовлетворительно хмыкнул и тоном, не терпящим возражения, произнес: «Поедешь к Варваре и сыну. На все про все - пять суток. Потом некогда будет. Передай привет. Поезд через два часа. Поезжай!»
Подобного оборота Дмитрий Владимирович никак не ожидал и уже совсем растерялся, когда извлек из кармана куртки тугую пачку денег. Поблагодарив, он начал было отказываться от денег. Тогда он еще не совсем привык к тому, что Генеральный никогда не повторяет дважды ни просьбы, ни, тем более, указания. «Лещинер! Вы сейчас выйдете отсюда и чтобы пять дней я вас не видел. Деньги не вам, а для семьи. Идите!» - холодно произнес он. Дмитрий Владимирович, схватив кое-какую мелочь из пожитков, необходимых в дороге, пулей вылетел за дверь. Семья Лещинеров до сего времени вспоминает, каким своевременным был приезд главы семьи к жене и сыну. Варвара успела продать все то немногое, что взяла с собой из Москвы, и теперь с Сашей, как и многие эвакуированные, жила впроголодь.
Вернувшись в Куйбышев из Бугульмы, Лещинер с еще большим рвением включился в работу по доводке Ил-2. За создание самолета Ил-2 Генеральному конструктору Сергею Владимировичу Ильюшину было присвоено первое из трех званий Героя Социалистического Труда, а группа конструкторов его КБ была награждена орденами и медалями. Дмитрий Владимирович Лещинер - орденом Трудового Красного Знамени. Этим первым орденом был открыт счет многим наградам и почетным званиям Лещинера.
Сразу же после разгрома немцев под Москвой ильюшинцы стали собираться домой и 26 января 1942 года были уже в столице на своих привычных рабочих местах. Все, кроме Лещинера. Брюшной тиф он, видимо, подхватил еще в Куйбышеве и был привезен в Москву с температурой выше сорока градусов. На этот раз Генеральный спас ему жизнь: дал указание в больницу, где была большая смертность от этой болезни, Лещинера не класть. Освободил брата Лищинера - Бориса, который тоже работал в его КБ, от всех дел по уходу за братом и делился с больным пайком, который получал в Кремле. Молодой организм, уход брата, забота Генерального помогли Дмитрию Владимировичу преодолеть страшный недуг. Жизнь продолжалась.
Шел 1943 год. Разгар войны. И именно в это время С.В. Ильюшин приступает со своими соратниками к разработке пассажирского самолета Ил-12. С этого момента формируется новое направление в деятельности ильюшинского КБ, ставшее со временем одним из основных, - создание пассажирских самолетов.
Перед Лещинером и его сослуживцами была поставлена задача - разработать пассажирский самолет большой грузоподъемности, скорости и дальности полета. Он должен быть рассчитан на широкое применение, длительное время эксплуатации, быть безопасным и высокоэкономичным. Проектирование самолета Ил-12 осложнялось, прежде всего, отсутствием конкретных требований к нему. А если учесть, что к тому времени ильюшинцы приобрели опыт в конструировании военных, а не гражданских машин, положение тем более усложнялось. В этой исключительно напряженной обстановке Сергей Владимирович и его соратники начинают проектировать пассажирский самолет на 27-32 места с дальностью полета до двух тысяч километров. В январе 1946 года этот самолет, получивший название Ил-12, был поднят в воздух. Он имел неплохие летно-технические характеристики (его скорость превышала триста километров в час) и мог использоваться не только в качестве пассажирского, но и для перевозки самых разнообразных грузов весом до трех тонн (тогда это было большим достижением).
Хотелось бы отметить, что в 1947 году в ОКБ, возглавляемом Ильюшиным, был построен второй пассажирский самолет - лайнер с четырьмя поршневыми моторами. Летно-технические и эксплуатационные данные этой машины значительно превосходили то, что было достигнуто в то время. Но в серию самолет запущен не был. Пассажировместимость нового самолета сочли избыточной для объемов перевозок того времени.
Вот почему Дмитрий Владимирович с большой охотой вспоминает другой свой самолет – Ил-28. Первоначальный проект новой машины был осуществлен в конце 1947 года. С этого времени началась работа по усовершенствованию самолета. 8 августа 1949 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки совершил полет на Ил-28 в его окончательном варианте. Самолет был устойчив на всех эксплуатационных режимах и, будучи сбалансированным, шел даже с брошенным управлением. Отсутствовали тенденции к срывам и сваливанию при малых скоростях полета.
Рассказывая об Ил-28, Дмитрий Владимирович обычно вспоминал об одном эпизоде, связанным с этой машиной. Сменили двигатели ВК-1 на ВК-5 и Лещинера назначили ведущим инженером по летным испытаниям. Однажды Дмитрий Владимирович присутствовал на командном пункте во время испытаний машины с новыми двигателями.
Шеф-пилот Владимир Константинович Коккинаки поднял Ил-28 в воздух и... пропал. Прошло немало времени, а в наушниках у ведущего инженера только потрескивание. Молчит пилот. Лещинер знал, что не любил Коккинаки разговаривать в воздухе при испытании самолетов. Но не такое же долгое время. Дмитрий Владимирович начал изрядно волноваться. Но вот в наушниках что-то затрещало, вскоре знакомый басок Коккинаки прорвался сквозь расстояния: «Митя, сидишь?» «Сижу», - обиженно ответил ведущий. «Ну и сиди. Не беспокойся. Возвращаюсь на аэродром. Не скучай. Скоро увидимся», - ответил пилот и отключился... Владимир Константинович и Дмитрий Владимирович были добрыми товарищами. С первой и до последней встречи Коккинаки обращался к Лещинеру не иначе как по имени - «Митя».
В целом Ил-28 явился своеобразным прорывом в будущее в области самолетостроения. Его отличные качества повлекли за собой создание на его основе целого ряда машин разного назначения. В небе появляются самолеты: Ил-28У (учебный), Ил-28Т (торпедоносец), Ил-28А (зондировщик атмосферы). Переоборудованные самолеты Ил-28 широко использовались в народном хозяйстве, в частности, при перевозке почты и грузов. В 1953 году при Московском управлении гражданской авиации из опытных пилотов Аэрофлота создали группу для переучивания на реактивный самолет Ил-28 (в Аэрофлоте Ил-20). На этом самолете была открыта первая регулярная почтовая авиатрасса Москва-Свердловск-Новосибирск-Хабаровск.
Обладая прекрасной памятью, авторитетом, умением работать с людьми, Д.В. Лещинер в послевоенные годы становится, фактически, заместителем С.В. Ильюшина, координируя работу подразделений общих видов ОКБ, хотя формально он не мог им стать из-за отсутствия у него высшего технического образования. В эти годы накопленный проектно-конструкторский и организационный опыт Д.В. Лещинера пополняется новой работой. С.В. Ильюшин направляет его ведущим инженером на летные испытания, а затем в город, где начиналась подготовка серийного производства реактивного бронированного штурмовика Ил-40.
Дмитрий Владимирович говорил, что всю жизнь время наступает ему на пятки, подталкивает вперед, к новым задумкам, решениям. К новым самолетам! Кажется, только вчера создавали ДБ-3. За ним последовало проектирование Ил-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-40, Ил-18, Ил-62. Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 – проекты каждого из этих самолетов были выполнены с личным участием Д.В. Лещинера. Между ними долгие, напряженные шестьдесят лет. По твердому убеждению Дмитрия Владимировича, - прекрасных, хотя и слишком стремительных лет. За эти годы работы Дмитрия Владимировича Лещинера в ильюшинском конструкторском бюро его коллективом сконструировано и модифицировано около ста новых самолетов. Около шестидесяти тысяч из них было выпущено серийными заводами. Рекорд, достойный книги Гиннесса. Ни одна авиационная фирма мира не перекрыла на сегодня эти показатели по самолетостроению.
Осенью 1994 года в конференц-зале ОКБ имени С.В. Ильюшина собрались работники прославленной авиафирмы, чтобы проводить Дмитрия Владимировича на «заслуженный отдых». Генеральный конструктор Генрих Васильевич Новожилов свое выступление начал с того, что вспомнил, как впервые встретился с Лещинером. «Я был студентом-дипломником, - начал свой рассказ Новожилов. - Но уже тогда приметил уникальное умение Дмитрия Владимировича работать с людьми, его бурлящую через край творческую инициативу. В лексиконе начальника бюро проектов не было слов «не могу», «не справимся», «не получается», какие бы сложные задачи ни ставились...»
Скончался Д.В. Лещинер спустя два года после прекращения конструкторской деятельности - 8 октября 1996 года, похоронен в городе Домодедово Московской области.
Источники:
Пресс-служба ОАО «Ил». Создатель облика самолета. К 100-летию со дня рождения авиаконструктора Дмитрия Владимировича Лещинера. // Крылья Родины. 2015. №3 С. 78-81.
Новожилов Г. Конструктор самолетов «Ил». // АвиаСоюз. 2015. №1. С. 52-54.
Трошин А. Один из творцов «Илов». // Гражданская авиация. 1988. №5. С.9-13.
Асташенков П. Конструктор легендарных ИЛов. М.: Политиздат, 1970. С. 87-96.
Автор: Инженер-технарь