Путь от танка «Кристи» до БТ-2
Семейство легких колесно-гусеничных танков БТ («быстроходный танк») хорошо знакомо не только любителям истории. Этот танк стал олицетворением советской танковой промышленности предвоенных лет. Узнаваемый силуэт и впечатляющие по сей день динамические характеристики данного танка делают его достаточно известным. Успел танк стать и кинозвездой, танки БТ были показаны в популярном предвоенном фильме «Трактористы». Первенцем в линейке танков БТ стал БТ-2, который серийно выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) с 1932 по 1933 годы. Также данный танк называли «Русский Кристи», и такое название боевой машине было дано совсем не случайно.
Превращение американского прототипа в серийный советский танк
18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил новую «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», которой утверждалась организация бронетанковых вооружений Советского Союза, а также классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах:
— разведывательный танк — быстрая, вездеходная, дешевая боевая машина (танк или танкетка), возможно, плавающая;
— общевойсковой танк — основной танк Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
— оперативный танк — танк прорыва, он должен был не втягиваться в бои с танками и противотанковой артиллерией противника, а идти в прорыв с десантом на броне и развивать наступление, круша тылы противника;
— танк качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) — мощный средний танк, обладающий сильным вооружением;
— мощный танк особого назначения также относился к ТРГК. Представлял собой тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь вражеской противотанковой артиллерии.
В начале 1931 года танки оказались в СССР, в целях секретности машины получили обозначение «Оригинал 1» и «Оригинал 2». Один из прибывших танков был разобран для всестороннего подробного изучения, а второй отправлен на прохождение полигонных испытаний. Для имитации отсутствующей башни на корпусе боевой машины разместили дополнительный балласт массой 800 кг. 14 марта 1931 года танк был показан представителям командования РККА, произведя на них благоприятное впечатление. В мае-июне 1931 года танки Кристи прошли испытания в Советском Союзе, по результатам которых был составлен отчет, который требовал усовершенствования конструкции и устранения ряда недоработок боевой машины. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для доводки американского танка было создано специальное КБ под руководством Н. М. Тоскина. Николай Михайлович Тоскин — военный инженер 2-го ранга — эрудированный и энергичный инженер внес большой вклад в создание и доработку конструкции танка БТ-2, а также формирование и становление танкового конструкторского бюро на ХПЗ.
Именно в Харькове решили наладить производство нового танка, получившего обозначение БТ-2. К производству нового танка на ХПЗ приступили в начале 1932 года. Серийное производство легких колесно-гусеничных танков БТ-2 сразу же столкнулось с большим количеством самых разных трудностей. В то время СССР только начинал осваивать в полной мере тяжелую промышленность. Для производства передового на тот момент танка стране не хватало буквально всего — станков, подготовленных кадров, качественных материалов. Возникали проблемы с выпуском качественной брони и формированием из нее башен и корпусов. Проявились проблемы с двигателями, производство М-5 было прекращено. На танки начали устанавливать моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, также в США пришлось срочно закупать запасы уже устаревшего двигателя «Либерти». Вспылили проблемы и с артиллерийским вооружением, советская промышленность не могла наладить выпуск 37-мм орудия Б-3 в надлежащих объемах.
Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.
Конструкция танка БТ-2
БТ-2 был необычным танком. Его смело можно отнести к боевым машинам с наибольшей удельной мощностью — 35,4 лошадиных сил на тонну. Для примера, у танка Т-80У данный показатель составлял 27,2. При этом максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Знаковой была для советского танкостроения и подвеска конструкции Кристи, которая использовалась на танках БТ-2. Она определила развитие отечественного танкостроения на последующие 15 лет — все легкие танки серии БТ и последовавшие за ними средние танки Т-34 и Т-34-85 были оснащены именно такой подвеской. Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
Однако освоение танковой пушки Б-3 советской промышленностью происходило «со скрипом». Поэтому пушечными были изготовлены всего 208 танков (по другим данным 180), из них 60 боевых машин имели исключительно пушечное вооружение (не имели пулемета ДТ). В итоге большая часть танков БТ-2 имела лишь пулеметное вооружение, таких танков было 412. В качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных данной установкой, сохранялся автономный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, но впоследствии из-за неудобства использования двух пулеметных установок он был просто демонтирован, на его месте устанавливалась броневая заглушка.
В результате серийные танки БТ, которых было произведено всего 620 штук, имели 4 варианта установленного вооружения:
— пушечное (только 37-мм орудие Б-3);
— пушечно-пулеметное (37-м орудие Б-3 + 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке);
— пулеметное (спаренная пулеметная установка ДА-2);
— усиленное пулеметное (спаренный пулемет + пулемет ДТ в шаровой установке).
Специальных средств наблюдения и связи на танке БТ-2 просто не было. В боевой обстановке мехвод осуществлял наблюдение за местностью через смотровую щель, а командир — через прицел. Радиостанции на танк не устанавливались, внешнюю связь боевые машины должны были поддерживать с помощью флажковых сигналов. Для этого в башне был размещен специальный люк. Внутренняя связь между танкистами осуществлялась при помощи световой сигнализации.
Служба и боевое применение танков БТ-2
Танки БТ-2, поступившие в войска, достаточно быстро начали рассматривать, скорее как учебные машины. Процесс их освоения личным составом в начале 1930-х годов шел достаточно тяжело. Не особенно высокое качество сборки танков, которое было помножено на низкую квалификацию обслуживающего их персонала, приводили к постоянным поломкам. Устранение неисправностей часто затруднялось дефицитом нужных запасных частей. Несмотря на недостатки динамика танка БТ-2 впечатляла.
Фишкой танка БТ-2 являлись его «прыжки» — при разгоне и с трамплина боевая машина могла пролететь над землей расстояние до 40 метров. Естественно, после таких перегрузок подвеска и опорные катки танка быстро выходили из строя, но данный элемент эффектно смотрелся на показных учениях, танкисты с гордостью показывали его не только высокому начальству РККА, но и иностранным гостям. При этом «прыжки» имели и практическое применение — БТ-2 могли стремительно форсировать небольшие водные преграды, линии траншей, рвы, для того чтобы поддержать огнем и маневром вырвавшиеся вперед пехотные части.
Впервые легкие танки БТ-2 приняли участие в боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японские войска заняли господствующую высоту Баин-Цаган, расположенную на западном берегу реки, они создали угрозу ударом вдоль берега отрезать, а затем разгромить советско-монгольские части, которые занимали позиции на восточном берегу реки. Жуков, который на тот момент командовал первой армейской группой, принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5. После длительного и очень изнурительного марша бригада без поддержки пехоты пошла в лобовую атаку на противника. Легкотанковая бригада понесла большие потери, что обуславливалось отсутствием поддержки пехотинцев. В бой было брошено 132 танка БТ-2 и БТ-5 из них 46 было потеряно сгоревшими, 36 подбитыми, но бригада смогла выполнить задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом массированная танковая атака деморализовала японцев. Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.
Достаточное количество этих боевых машин приняло участие и в Польской кампании 1939 года, не вызвав особых нареканий. Приняли они участие и в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе первой легкотанковой бригады на тот момент имелось 82 танка БТ-2. Большинство этих танков во время войны вышло из строя по техническим причинам из-за поломок, но были и боевые потери боевых машин (2 танка утонули, еще 2 были уничтожены огнем противотанковых средств финской армии).
На 1 июня 1941 года на вооружении РККА оставалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 машин находились в западных приграничных округах. Из этих 580 танков на ходу было только 366 машин, они использовались только в качестве учебных; еще 119 танков БТ-2 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта; еще 72 танка являлись чисто учебными, их использовали только в качестве учебных стендов и макетов. С началом Великой Отечественной войны все находившиеся в войсках учебные танки БТ-2 были возвращены в строй. БТ-2 входили в состав моторизованных и танковых дивизий механизированных корпусов и участвовали в сражениях почти по всему фронту. Основная их масса была потеряна в боях лета-осени 1941 года. Отдельные боевые машин данного типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (имеется фотография пулеметного танка БТ-2 в бою, которая датирована летом 1942 года). Помимо этого часть танков использовалась на Ленинградском фронте, к примеру, летом 1943 года их было еще 12. По некоторым данным, часть этих машин воевала еще в 1944 году.
К сожалению, до наших дней ни один экземпляр танка БТ-2 не сохранился. Лишь в Кубинке имеется интересный «гибрид», который, возможно, является прототипом опытного танка, переходной машины БТ-2М: на шасси легкого танка БТ-5 установлены подбашенный лист и башня танка БТ-2.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-2.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-bt-2
http://warspot.ru/1974-bronirovannyy-amerikanets-na-sluzhbe-sssr
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/85-bt-2
Издание: Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. М.: Экспринт, 2001.
Материалы из открытых источников
Превращение американского прототипа в серийный советский танк
18 июля 1929 года Реввоенсовет СССР утвердил новую «Систему танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», которой утверждалась организация бронетанковых вооружений Советского Союза, а также классификация танков и их функции в будущих военных конфликтах:
— разведывательный танк — быстрая, вездеходная, дешевая боевая машина (танк или танкетка), возможно, плавающая;
— общевойсковой танк — основной танк Рабоче-Крестьянской Красной Армии;
— оперативный танк — танк прорыва, он должен был не втягиваться в бои с танками и противотанковой артиллерией противника, а идти в прорыв с десантом на броне и развивать наступление, круша тылы противника;
— танк качественного усиления ТРГК (танков резерва главного командования) — мощный средний танк, обладающий сильным вооружением;
— мощный танк особого назначения также относился к ТРГК. Представлял собой тяжелый танк прорыва с мощным артиллерийским вооружением, способный выдерживать огонь вражеской противотанковой артиллерии.
Испытания танка Кристи в СССР
В начале 1931 года танки оказались в СССР, в целях секретности машины получили обозначение «Оригинал 1» и «Оригинал 2». Один из прибывших танков был разобран для всестороннего подробного изучения, а второй отправлен на прохождение полигонных испытаний. Для имитации отсутствующей башни на корпусе боевой машины разместили дополнительный балласт массой 800 кг. 14 марта 1931 года танк был показан представителям командования РККА, произведя на них благоприятное впечатление. В мае-июне 1931 года танки Кристи прошли испытания в Советском Союзе, по результатам которых был составлен отчет, который требовал усовершенствования конструкции и устранения ряда недоработок боевой машины. Это сделало невозможным прямое копирование танка, как советское руководство планировало изначально. Башню танка с артиллерийским вооружением вообще предстояло создавать с нуля. Для доводки американского танка было создано специальное КБ под руководством Н. М. Тоскина. Николай Михайлович Тоскин — военный инженер 2-го ранга — эрудированный и энергичный инженер внес большой вклад в создание и доработку конструкции танка БТ-2, а также формирование и становление танкового конструкторского бюро на ХПЗ.
Именно в Харькове решили наладить производство нового танка, получившего обозначение БТ-2. К производству нового танка на ХПЗ приступили в начале 1932 года. Серийное производство легких колесно-гусеничных танков БТ-2 сразу же столкнулось с большим количеством самых разных трудностей. В то время СССР только начинал осваивать в полной мере тяжелую промышленность. Для производства передового на тот момент танка стране не хватало буквально всего — станков, подготовленных кадров, качественных материалов. Возникали проблемы с выпуском качественной брони и формированием из нее башен и корпусов. Проявились проблемы с двигателями, производство М-5 было прекращено. На танки начали устанавливать моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, также в США пришлось срочно закупать запасы уже устаревшего двигателя «Либерти». Вспылили проблемы и с артиллерийским вооружением, советская промышленность не могла наладить выпуск 37-мм орудия Б-3 в надлежащих объемах.
Несмотря на все трудности, американец прижился в СССР. Благодаря стараниям советских конструкторов и инженеров, он превратился в серийный легкий танк БТ-2, первый в многочисленной линейке танков БТ. По мере решения производственных проблем, его выпуск в Харькове рос. В 1932 году здесь собрали 396 танков, в 1933 году — еще 224 боевых машины (всего 620 танков). Производство БТ-2 было прекращено в связи с началом выпуска более совершенного БТ-5, который получил новую башню с 45-мм танковым орудием.
Конструкция танка БТ-2
БТ-2 был необычным танком. Его смело можно отнести к боевым машинам с наибольшей удельной мощностью — 35,4 лошадиных сил на тонну. Для примера, у танка Т-80У данный показатель составлял 27,2. При этом максимальная их скорость по шоссе была примерно сопоставима — 70 км/ч (БТ-2 мог развивать такую максимальную скорость при движении на колесном ходу). Знаковой была для советского танкостроения и подвеска конструкции Кристи, которая использовалась на танках БТ-2. Она определила развитие отечественного танкостроения на последующие 15 лет — все легкие танки серии БТ и последовавшие за ними средние танки Т-34 и Т-34-85 были оснащены именно такой подвеской. Отказались от нее только в самом конце войны, когда в СССР создавались танки Т-44 и Т-54.
БТ-2 с пулеметным вооружением
Однако освоение танковой пушки Б-3 советской промышленностью происходило «со скрипом». Поэтому пушечными были изготовлены всего 208 танков (по другим данным 180), из них 60 боевых машин имели исключительно пушечное вооружение (не имели пулемета ДТ). В итоге большая часть танков БТ-2 имела лишь пулеметное вооружение, таких танков было 412. В качестве основного вооружения на них использовалась спаренная пулеметная установка ДА-2 калибра 7,62-мм. Первоначально на части танков, вооруженных данной установкой, сохранялся автономный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, но впоследствии из-за неудобства использования двух пулеметных установок он был просто демонтирован, на его месте устанавливалась броневая заглушка.
В результате серийные танки БТ, которых было произведено всего 620 штук, имели 4 варианта установленного вооружения:
— пушечное (только 37-мм орудие Б-3);
— пушечно-пулеметное (37-м орудие Б-3 + 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке);
— пулеметное (спаренная пулеметная установка ДА-2);
— усиленное пулеметное (спаренный пулемет + пулемет ДТ в шаровой установке).
Специальных средств наблюдения и связи на танке БТ-2 просто не было. В боевой обстановке мехвод осуществлял наблюдение за местностью через смотровую щель, а командир — через прицел. Радиостанции на танк не устанавливались, внешнюю связь боевые машины должны были поддерживать с помощью флажковых сигналов. Для этого в башне был размещен специальный люк. Внутренняя связь между танкистами осуществлялась при помощи световой сигнализации.
Служба и боевое применение танков БТ-2
Танки БТ-2, поступившие в войска, достаточно быстро начали рассматривать, скорее как учебные машины. Процесс их освоения личным составом в начале 1930-х годов шел достаточно тяжело. Не особенно высокое качество сборки танков, которое было помножено на низкую квалификацию обслуживающего их персонала, приводили к постоянным поломкам. Устранение неисправностей часто затруднялось дефицитом нужных запасных частей. Несмотря на недостатки динамика танка БТ-2 впечатляла.
Фишкой танка БТ-2 являлись его «прыжки» — при разгоне и с трамплина боевая машина могла пролететь над землей расстояние до 40 метров. Естественно, после таких перегрузок подвеска и опорные катки танка быстро выходили из строя, но данный элемент эффектно смотрелся на показных учениях, танкисты с гордостью показывали его не только высокому начальству РККА, но и иностранным гостям. При этом «прыжки» имели и практическое применение — БТ-2 могли стремительно форсировать небольшие водные преграды, линии траншей, рвы, для того чтобы поддержать огнем и маневром вырвавшиеся вперед пехотные части.
Впервые легкие танки БТ-2 приняли участие в боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин-Гол. 3 июля 1939 года японские войска заняли господствующую высоту Баин-Цаган, расположенную на западном берегу реки, они создали угрозу ударом вдоль берега отрезать, а затем разгромить советско-монгольские части, которые занимали позиции на восточном берегу реки. Жуков, который на тот момент командовал первой армейской группой, принял решение атаковать японские части силами 11-й легкотанковой бригады, которая была укомплектована в основном танками БТ-2 и БТ-5. После длительного и очень изнурительного марша бригада без поддержки пехоты пошла в лобовую атаку на противника. Легкотанковая бригада понесла большие потери, что обуславливалось отсутствием поддержки пехотинцев. В бой было брошено 132 танка БТ-2 и БТ-5 из них 46 было потеряно сгоревшими, 36 подбитыми, но бригада смогла выполнить задачу, разгромив переправившиеся японские части. При этом массированная танковая атака деморализовала японцев. Данная атака продемонстрировала, что подобная атака допустима в качестве крайней мере, когда это вызвано оперативными соображениями.
Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса РККА в районе Дубно, июнь 1941 года
Достаточное количество этих боевых машин приняло участие и в Польской кампании 1939 года, не вызвав особых нареканий. Приняли они участие и в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе первой легкотанковой бригады на тот момент имелось 82 танка БТ-2. Большинство этих танков во время войны вышло из строя по техническим причинам из-за поломок, но были и боевые потери боевых машин (2 танка утонули, еще 2 были уничтожены огнем противотанковых средств финской армии).
На 1 июня 1941 года на вооружении РККА оставалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 машин находились в западных приграничных округах. Из этих 580 танков на ходу было только 366 машин, они использовались только в качестве учебных; еще 119 танков БТ-2 требовали среднего, а 30 — капитального ремонта; еще 72 танка являлись чисто учебными, их использовали только в качестве учебных стендов и макетов. С началом Великой Отечественной войны все находившиеся в войсках учебные танки БТ-2 были возвращены в строй. БТ-2 входили в состав моторизованных и танковых дивизий механизированных корпусов и участвовали в сражениях почти по всему фронту. Основная их масса была потеряна в боях лета-осени 1941 года. Отдельные боевые машин данного типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (имеется фотография пулеметного танка БТ-2 в бою, которая датирована летом 1942 года). Помимо этого часть танков использовалась на Ленинградском фронте, к примеру, летом 1943 года их было еще 12. По некоторым данным, часть этих машин воевала еще в 1944 году.
К сожалению, до наших дней ни один экземпляр танка БТ-2 не сохранился. Лишь в Кубинке имеется интересный «гибрид», который, возможно, является прототипом опытного танка, переходной машины БТ-2М: на шасси легкого танка БТ-5 установлены подбашенный лист и башня танка БТ-2.
Танк БТ-2М, сохранившийся в Кубинке
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-2.htm
http://tanki-v-boju.ru/tank-bt-2
http://warspot.ru/1974-bronirovannyy-amerikanets-na-sluzhbe-sssr
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/legkie-tanki/85-bt-2
Издание: Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ. М.: Экспринт, 2001.
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok