Проект ракетного комплекса Д-3 с баллистической ракетой Р-15

Первые отечественные баллистические ракеты для подводных лодок Р-11ФМ (комплекс Д-1) и Р-13 (комплекс Д-2) имели характерный недостаток в виде длительной подготовки к стрельбе. Для выполнения запуска субмарина должна была всплыть на поверхность, открыть крышку пусковой установки и поднять стартовый стол с ракетой на верхний срез шахты. Только после этой процедуры, занимавшей несколько минут, можно было давать команду на запуск ракеты. Такое положение дел не в полной мере устраивало военных, что привело к появлению соответствующих требований к новым проектам. Весь спектр новых задач планировалось решить при разработке нового комплекса Д-3 с ракетой Р-15.

Новый ракетный комплекс для подводных лодок должен был иметь ряд черт, отсутствовавших у предыдущих аналогичных систем. Следовало обеспечить запуск ракеты из надводного положения без подъема ракеты и ее вывода за пределы пусковой шахты. Предполагалось, что это позволит сократить продолжительность процедур подготовки к пуску, проводимых после всплытия подлодки. Большую часть необходимых действий в таком случае можно было осуществлять без всплытия. Помимо требований к способу запуска было сформировано техническое задание на саму ракету нового типа. Изделие Р-15 должно было лететь на дальность не менее 1000-1100 км и нести специальную боевую часть.

Эскизный проект ракетного комплекса Д-3 с ракетой Р-15 был разработан в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Тем не менее, в это время конструкторский коллектив был занят другими не менее важными проектами, из-за чего 17 августа 1956 года разработку системы Д-3 / Р-15 передали днепропетровскому ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»). Руководителем работ стал М.К. Янгель. Тогда же СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») получило задание разработать атомную подводную лодку, предназначенную для несения комплекса Д-3. Кроме того, к работам по новому ракетному комплексу были привлечены некоторые другие организации.


Старт ракеты Р-13 с подлодки-носителя. Фото Rbase.new-factoria.ru


Главной задачей нового проекта было максимальное сокращение времени пребывания подлодки-носителя на поверхности. Основным средством решения этой задачи был выбран надводный старт ракеты из шахты, без ее предварительного подъема. Подобный способ запуска выглядел очевидным, но требовал разработки новых систем и проведения ряда важнейших исследований.

Необходимо отметить, что подъем стартового стола с ракетой перед запуском имел серьезное техническое обоснование. Ракеты Р-11ФМ и Р-13 должны были взлетать при помощи маршевых жидкостных двигателей. При запуске ракеты, выведенной из шахты, реактивные газы уходили в атмосферу и не оказывали значительного влияния на конструкцию подлодки-носителя. Подобный запуск прямо из шахты, в свою очередь, был связан с определенными рисками. Требовались некие системы отведения газов, без которых существовал риск повреждения шахты и ракеты. Тем не менее, из соображений прочности конструкции шахта не могла оснащаться газоотводами.

Для правильного запуска ракеты непосредственно из шахты требовалось новое решение, и оно было найдено. Появилось предложение об использовании отдельных стартовых двигателей. Специальные реактивные установки сравнительно малой мощности должны были поднимать ракету и буквально вытаскивать ее из шахты. Уже после выхода из пусковой установки ракета должна была включать маршевый двигатель и выходить на расчетную траекторию. Такой метод запуска позволял сократить давление в пусковой установке до приемлемых значений.

По имеющимся данным, новая баллистическая ракета Р-15 должна была сохранять основные черты предыдущих изделий аналогичного назначения. Для вооружения новых субмарин предлагалась одноступенчатая ракета с жидкостным двигателем, оснащенная автономной системой управления и способная доставлять к цели специальную боевую часть.

Изделие Р-15 должно было иметь вытянутый цилиндрический корпус с заостренным головным обтекателем. Компоновка корпуса была традиционной для подобного вооружения: в головной части помещался боезаряд, центральная часть отдавалась под баки для топлива и окислителя, а в хвосте находился двигатель. В отсеках между баками следовало размещать узлы системы управления и автопилота.

Ракету нового типа предлагалось оснастить жидкостным двигателем, использующим несимметричный диметилгидразин и окислитель АК-27И. В составе двигателя имелось пять камер: центральная крупная маршевая и четыре боковые рулевые небольшого размера. Как и в случае с ракетой Р-13, управление предлагалось осуществлять при помощи наклона боковых камер двигателя поворотом вокруг горизонтальной оси. При этом тяга рулевых камер не только влияла на курс ракеты, но и складывалась с тягой маршевой камеры.


Схема работы двигателя с рулевыми камерами. Рисунок Wikimedia Commons


Маршевый двигатель предлагалось дополнить стартовой системой. В ее составе должны были присутствовать несколько малогабаритных блоков, устанавливаемых на головной части ракеты. Их задачей был вывод изделия из шахты во время запуска.

Для поражения цели предлагалось использовать моноблочную специальную боевую часть типа «Изделие 44». Эта система оснащалась ядерным зарядом мощностью 1 Мт, что позволяло в некоторой мере компенсировать недостаточную точность поражения целей. После прохождения ракетой активного участка полета головная часть с боезарядом должна была отделяться от остальной конструкции и продолжать движение к цели самостоятельно.

Ракета нового типа должна была использовать автономную инерциальную систему управления на основе автопилота и набора гироскопов. Задачей этих систем было отслеживание положения ракеты в пространстве и выработка команд для рулевых камер двигателя. За счет изменения курса ракета должна была оставаться на заданной траектории, дальность полета менялась при помощи отключения двигателя в заданное время.

Ракета Р-15 должна была иметь длину порядка 15-15,5 м и диаметр корпуса 1,5 м. Размах хвостовых стабилизаторов составлял 2,8 м. Стартовый вес определялся на уровне 23,8 т. На активном участке ракета должна была разгоняться до скорости 5000 км/ч. Расчетная максимальная дальность пуска достигала 1235 км, при этом боевая часть должна была подниматься на высоту до 270 км.

В августе 1956 года ЦКБ-34 (ныне КБ Специального машиностроения) получило задание разработать пусковую установку для новой ракеты. Готовая установка СМ-73 представляла собой цилиндрический агрегат длиной 17 м диаметром 3 м. Внутри корпуса-шахты помещался набор специального оборудования для удержания ракеты в транспортном положении, разъемы для соединения с аппаратурой носителя и т.д.


Ракета Р-21 комплекса Д-4. Фото Wikimedia Commons


Работы по проекту комплекса Д-3 с ракетой Р-15 продолжались до конца 1958 года. В начале декабря Совет министров постановил прекратить разработку новой ракеты и сопутствующих средств из-за недостаточных характеристик, а также по причине начала создания новых ракет с требуемыми параметрами. Главные претензии к проекту Р-15 касались способа старта. В исходном варианте проекта ракета должна была стартовать из пусковой шахты подлодки, находящейся в надводном положении. Также прорабатывалась возможность старта из шахты в подводном положении, но разработка такого варианта ракеты была связана с определенными трудностями.

Решение об отказе от дальнейшей разработки комплекса Д-3 / Р-15 было обусловлено успехами других проектов. Весной 1958 года начались работы над ракетой Р-21 для комплекса Д-4. Новая ракета отличалась повышенной дальностью стрельбы и некоторыми другими важными особенностями, в первую очередь способом старта: Р-21 изначально создавалась для запуска из подводного положения. Как следствие, дальнейшая разработка изделия Р-15 не имела смысла.

В декабре 1958 года работы по проекту комплекса Д-3 с ракетой Р-15 были прекращены. Кроме того, была остановлена разработка АПЛ проекта 639. К этому времени ни один из этих проектов не успел дойти до стадии сборки и испытания опытных изделий. Новая подлодка вместе комплексом Д-3 и ракетами для него осталась на бумаге.

Работы по комплексу Д-3 были остановлены в пользу более новой и совершенной системы Д-4, изначально имевшей возможность стрельбы из подводного положения. Как показала практика, такое решение командования было правильным. Ракеты Р-21 и их носители эксплуатировались с середины шестидесятых до конца восьмидесятых годов, обеспечивая безопасность государства. Некоторые решения, впервые предложенные в проекте подлодки «639», в дальнейшем были использованы при создании новых субмарин. Таким образом, проект Д-3 / Р-15 не был доведен до логического конца, но в определенной мере повлиял на развитие подводного флота и его вооружений.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://russianarms.ru/
http://deepstorm.ru/
http://dogswar.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том I: – М: «Моркнига», 2009