Проект ракетного комплекса подводных лодок Д-6

Ранние отечественные баллистические ракеты подводных лодок имели ряд серьезных проблем, затруднявших их эксплуатацию. Первые образцы такого оружия не могли взлетать из-под воды, а кроме того, далеко не сразу удалось обеспечить длительное хранение компонентов топлива прямо в баках ракеты. Из-за этого некоторые ранние субмарины-носители приходилось оснащать специальными баками для горючего и системами заправки ракеты. Эти и другие минусы ранних жидкостных ракет привели к появлению предложения о создании твердотопливной баллистической ракеты для подлодок. Первое подобное отечественное изделие, которому, тем не менее, не удалось стать штатным вооружением флота, было разработано в рамках проекта ракетного комплекса Д-6.

Проект Д-6 стартовал в соответствии с постановлением Совмина от 5 сентября 1958 года. Этот документ требовал создать ракетный комплекс для подлодок с твердотопливной ракетой. Основные характеристики системы должны были соответствовать параметрам комплекса Д-4 с ракетой Р-21, разработка которого стартовала незадолго до этого. Одновременно с этим требовалось разработать ракету с габаритами на уровне изделия Р-13. Главным исполнителем проекта было назначено ленинградское ЦКБ-7 Госкомитета по оборонной технике (ныне КБ «Арсенал»). На должность главного конструктора назначили П.А. Тюрина.

Ввиду сложности нового проекта к работам были привлечены несколько других организаций. Так, системы управления должны были разработать сотрудники НИИ-592 (ныне НПО Автоматики) и НИИ-49 (концерн «Гранит-Электрон»). Создание твердого топлива в рамках проекта «Нейлон» поручили Государственному институту прикладной химии (ГИПХ) и НИИ-125 (ФЦДТ «Союз»). Подлодки-носители новых ракет должны были разрабатываться в ЦКБ-16 и ЦКБ-18 (СПМБМ «Малахит» и ЦКБ «Рубин» соответственно). Кроме того, к проекту были привлечены несколько других организаций, занимавшихся теми или иными компонентами перспективного комплекса.


Первый вариант ракеты с двигателями на баллиститном топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru


После отказа от ракеты с баллиститным топливом работы продолжались по второму варианту проекта. В этом случае предлагались иные технические решения, которые привели к значительным различиям двух проектов. Второй вариант ракеты, принятый для дальнейшей разработки, отличался от первого как внешне, так и внутренним строением. В частности, не планировалось использовать ступени раздельной архитектуры в виде сборки отдельных двигателей.

В перспективе на вооружение подводных лодок с комплексом Д-6 могла поступить двухступенчатая твердотопливная ракета. Ступени изделия получили цилиндрическую форму с поясами-выступами на внешней поверхности. На хвостовых торцах корпусов ступеней находились несколько сопел двигателей. Между собой две ступени должны были соединяться при помощи специального цилиндрического переходника.

Вторая ступень получила сужающуюся головную часть с креплениями для установки боезаряда. Корпус боевой части, в свою очередь, должен был иметь форму конуса со скругленным обтекателем и цилиндрическим основанием. На головном обтекателе ракеты также предусматривались крепления для набора стартовых двигателей. С целью снижения нагрузки на пусковую установку было решено применить нестандартный алгоритм работы двигателей, подразумевающий применение отдельной стартовой силовой установки.

Обе ступени перспективной ракеты оснащались твердотопливными двигателями. Внутри цилиндрического корпуса помещался заряд топлива «Нейлон-С», созданного специально для новой ракеты. В силу своей новизны такое топливо требовало проведения испытаний и, возможно, доработки. В случае успешного завершения всех необходимых работ перспективная ракета могла получить двигатель требуемой мощности, способный обеспечить выполнение требований по характеристикам.

На головной части изделия планировалось крепить 6-8 малогабаритных стартовых двигателей на твердом топливом. Их предлагалось использовать для вывода ракеты из пусковой установки, подъема на поверхности и выхода из воды, до включения маршевого двигателя первой ступени. Предполагалось, что малогабаритные стартовые двигатели сравнительно малой мощности позволят сократить негативное влияние реактивных газов на агрегаты пусковой установки, а также приведут к некоторой экономии заряда двигателя первой ступени с дополнительным увеличением дальности.


Второй вариант ракеты с двигателями на смесевом топливе. Рисунок Makeyev.msk.ru


Для управления ракетой предлагалось использовать автономную инерциальную систему на основе гироскопов. Система управления должна была следить за положением ракеты в пространстве и удерживать ее на заданной траектории. Для изменения тяги отдельных сопел, при помощи которого планировалось выполнять маневрирование, в состав систем управления были включены заслонки-дефлекторы. Также система управления отвечала за сброс отработанной первой ступени, однако разделение второй ступени и боевого блока, по-видимому, не предусматривалось. По расчетам, автоматика должна была наводить ракету на цель с КВО не более 3-4 км при стрельбе на максимальную дальность.

Под головным обтекателем ракеты должна была находиться специальная боевая часть. Для использования в комплексе Д-6, по разным данным, предлагались «Изделие 43» или «Изделие 49». Мощность ядерного заряда такой боевой части составляла 300 кт или 1 Мт.

Ракета с двигателем на смесевом топливе должна была иметь общую длину не более 15 м при максимальном диаметре 1,85 м. Диаметр широкой части боевого блока составлял 1,3 м. Максимальный стартовый вес ограничивался 22,5 т. За счет применения двух ступеней с собственными двигателями, способных разогнать изделие до большой скорости и вывести на заданную траекторию, планировалось довести дальность стрельбы до 1100 км.

Для транспортировки и запуска ракет нового типа в состав комплекса Д-6 предлагалось включить шахтные пусковые установки. Изначально был разработан образец, аналогичный уже существовавшим. Это был прочный металлический цилиндр с открываемой верхней крышкой, в который должна была загружаться ракета. Внутри имелись направляющие для удержания ракеты в правильном положении, а также набор разъемов для ее соединения с бортовыми системами носителя. Предстартовое заполнение шахты водой не предусматривалось.


Макеты ракет на параде. Фото Militaryrussia.ru


Тем не менее, разработка твердотопливных баллистических ракет подводных лодок не прекратилась. Постановлением от 4 июня 1961 года задавалась разработка новой системы этого класса. Сотрудники СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр) под руководством В.П. Макеева должны были создать новый комплекс Д-7 с использованием ракеты на твердом топливе РТ-15М.

Интересно, что проект Д-6 после прекращения работ не был забыт. В некоторых источниках сообщается, что по материалам этого проекта в дальнейшем было собрано несколько демонстрационных макетов. 7 ноября 1962 года в ходе военного парада по Красной площади проехали тягачи АТ-Т с транспортными тележками на буксире. На последних располагались макеты ракет, которые считаются одним из вариантов вооружения для комплекса Д-6. В дальнейшем такие изделия несколько раз демонстрировались на других парадах.

«Парадные» макеты ракет комплекса Д-6 имели значительные отличия от своих боевых прототипов. К примеру, вторая ступень вместо цилиндрического корпуса получила конструкцию из двух конических деталей и сравнительно узкого цилиндрического участка. Также была удлинена цилиндрическая часть, расположенная за головным обтекателем. Вместо блока сопел на днище первой ступени крепился набор из шести или семи труб, имитирующих агрегаты двигателя. Стартовые двигатели на головной части отсутствовали.

Наработки по проекту Д-6 в дальнейшем были использованы при создании первой отечественной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-1, предназначенной для ракетных войск. В 1962 году это изделие вышло на испытания, однако показало неудовлетворительные результаты. В частности, дальность стрельбы так и не превысила 2500 км, а надежность различных систем оставляла желать лучшего.

Проект ракетного комплекса Д-6, предназначенного для установки на подводных лодках, не дал ожидаемых результатов. Тем не менее, он позволил получить важнейший опыт, необходимый для создания нового оружия для подводных сил военно-морского флота. С учетом успехов и неудач проекта Д-6 и других разработок того времени в дальнейшем удалось создать несколько иных систем, которые были приняты на вооружение и использовались в течение длительного времени.


По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://makeyev.msk.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-706.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том II: – М: «Моркнига», 2011