Крестоносное воинство севера Европы

Не мудрено,
Что Бога я забыл давно.
Грехи теперь я покаяньем смою.
Служить готов я Богу всей душою.

Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевич


Еще в эпоху бронзы Балтийское море не столько разделяло людей, живших по его берегам, сколько соединяло. Плавать по нему не представляло особых затруднений, поскольку оно невелико по размерам и вдобавок замкнуто. Во времена железного века, а затем и в раннее средневековье здесь, можно сказать, торговля просто процветала. Это означает, что обитатели побережья имели друг о друге куда больше сведений, чем о восточном побережье Средиземного моря и так называемых «Нижних Земель» в Палестине. Конечно, моряки, бороздившие воды Средиземного моря, знали больше других, однако для большинства крестоносцев, стремившихся на Святую землю, она представляла собой настоящую terra incognita.

Само естественно-географическое положение скандинавских государств было таково, что предопределило направление их экспансии с севера на юг. Дания стремилась распространить влияние на восточные земли, то есть побережье Северной Германии (где тогда обитали славяне), а также Польши, и на запад – недаром в Англии появилась область Денло (область «датского права»). Шведы в силу естественных причин смотрели на лакомый кусок в сторону соседней Финляндии, в то время как ее торговля была ориентирована на сильное Новгородское княжество. Таким образом, рыцарям этих стран, ну разве что кроме датчан, было достаточно сложно добираться до Палестины и по суши, и даже по морю, поскольку плыть туда потребовалось бы очень долго. Ведь если из Пизы корабли крестоносцев добирались до Палестины за 10 недель, то… можно себе представить, насколько бы затянулось такое плавание, если бы они отправлялись из Швеции или Норвегии. Кстати, и германские крестоносцы потому обычно и выбирали путь по суше, что кораблями с побережья Балтии добираться им в Палестину было бы достаточно сложно, и требовало бы огромного флота, которым они не располагали.


Рыцарь ордена «Братья-воины Христовы ливонские против пруссов» (Орден братьев рыцарской службы Христу в Пруссии – существуют разные варианты названий В.Ш.) или «Добжинские братья» (по-польски «Добжиньские братья»). Орден был основан по инициативе Конрада, князя Мазовецкого, и епископов Пруссии, Куявии и Плоцка в 1222 или 1228 г. для защиты своих земель от набегов пруссов, и… в качестве политического противовеса Тевтонскому ордену.

Что же касается Тевтонского ордена, то он берет свое начало от госпиталя для немецких паломников – «Дома святой Марии Тевтонской» в Иерусалиме, и как духовно-рыцарский орден появился в 1198 году. Причем в самом начале он объединял всего лишь 40 человек и имел тот же орденский устав, что был и у тамплиеров. Одеяние рыцарей ордена представляло собой белое сюрко и плащ с изображением простого черного креста.


Оттон де Грандисан, ум.1328 г. Швейцария, Лозанский кафедральный собор. Доспехи типичны для рыцарей той эпохи: спущенные кольчужные рукавицы с прорезью на ладони, сюрко поверх кольчужного хауберка, щит с гербом, в котором присутствуют раковины св. Якова Компостельского. То есть его предки тоже были крестоносцами, хотя воевали с маврами в Испании.

В 1206 году папа предоставил тевтонцам неограниченное право на завоевания в Прибалтике и обращение в католическую веру тамошнего населения, а в 1211 году венгерский король Андрей II передал ордену ленные земли в Семиградье. Однако обосноваться там ему не удалось и вот тогда-то, увидев их бедственное положение, к рыцарям ордена и обратился польский князь Конрад Мазовецкий, который пригласил их помочь ему в борьбе с племенем язычников-пруссов.

В 1231 году Папа благословил первый крестовый поход в Пруссию. Участие в этой богоугодной акции, точно так же, как и во время похода на Восток, давало его участникам гарантию на духовное спасение, к тому же знатные воины надеялись на захваты обширных земель. Вот почему в нем приняли участие около 2000 человек, что для этого района Европы было совсем немало. С течением времени пруссы были практически уничтожены, а братья-рыцари возвели на их территории замки и крепости, дабы закрепить навсегда свою власть над этой землей.


Эберхардт фон Розенберг, ум. 1387 г. Германия, Боксбергская евангелическая церковь. Еще один рыцарь в типично германском вооружении и наносником (бреташем) из кольчуги, который крепился на крючок на бацинете. Подкладка на нем не показана и… что же, кольца кольчуги терли ему нос?

В конце XIV – начале XV вв. войско ордена считалось сильнейшим в Европе. Дело в том, что орден тамплиеров к этому времени почил в бозе, а все другие ордена не имели такой экономической базы. Ведь орден получал просто баснословные прибыли от торговли янтарем! Даже войско госпитальеров в XIV в. насчитывало всего лишь сотни человек. И хотя средиземноморские рыцари-монахи на протяжении десятилетий умело сдерживали натиск мусульман, сил, чтобы перейти к сколько-нибудь заметным ответным действиям, они не имели.


Интересную книгу о северных крестоносцах написал Д. Николь в соавторстве с Д. Линдхольмом.

Иное положение было у тевтонов. В XIII – начале XIV веков они покорили прибалтийские земли и создали там государство, которое позволяло им копить огромные финансовые ресурсы. Поэтому неудивительно, что уже в XIV веке он получил возможность развернуть мощную армию. Недаром во время так называемой Великой войны 1409 –1411 гг. она комплектовалась разными способами: во-первых – в нее входили братья-рыцари и полубратья; во-вторых – ополчения подчиненных ему светских вассалов; потом – отряды, которые собирали прусские епископы и города, затем шли наемники, воевавшие за жалование; и, наконец, «гости» – иностранные крестоносцы, а также войска, принадлежащие союзникам Ордена. Тем не менее, Тевтонский орден все равно проиграл.


Георг фон Бах, ум.1415 г. Германия, Стейнбах, церковь св. Якоба. Изображение на гербе опять-таки повторяется на «большом шлеме». Обращает на себя внимание кольчужная ткань бармицы. В то время это было уже устаревшим решением, но, как видите, еще применялось немецкими рыцарями.


Фигурки фирмы «Звезда» в масштабе 1:72.

Однако, хотя это и случилось, закончить рассказ о северных крестоносцах будет лучше всего стихотворением трубадура Тибо Шампанского, которое так и называлось – «Песнь о крестовом походе» и, пожалуй, лучше всего передает психологию большинства тогдашних рыцарей-крестоносцев.

Будь милостив, Господь, к моей судьбе.
На недругов Твоих я рати двину.
Воззри: подъемлю меч в святой борьбе.
Все радости я для Тебя покину, -
Твоей призывной внемлю я трубе.
Мощь укрепи, Христос, в своем рабе.
Надежному тот служит господину,
Кто служит верой, правдою Тебе.
Я покидаю дам. Но, меч держа,
Горжусь, что послужу святому храму,
Что вера в Бога сил в душе свежа,
Молитвенно летя вслед фимиаму.
Дороже вера золота: ни ржа,
Ни огнь ее не ест: кто, дорожа
Лишь ею, в бой идет, не примет сраму
И встретит смерть, ликуя, не дрожа.
Владычица! Покровом окружа,
Дай помощь! В бой иду, Тебе служа.
За то, что на земле теряю даму,
Небесная поможет госпожа.

Перевод С. Пинуса