Огнеметная САУ Flammpanzer 38(t), Германия
Первые немецкие проекты огнеметных танков дали неоднозначные результаты. Войска получили несколько десятков машин с разными характеристиками, однако их применение не могло оказать большого влияния на ход боев. Тем не менее, армия продолжала заказывать новую технику этого класса. В 1944 году появилось предложение установить огнемет на самоходную артиллерийскую установку Jagdpanzer 38(t) Hetzer. Результатом этой идеи стало появление бронемашины Flammpanzer 38(t).
Предложение о переделке некоторого количества существующих самоходок с установкой нового вооружения появилось в последних месяцах 1944 года. Согласно некоторым источникам, появление этого предложения было связано с подготовкой к Арденнской наступательной операции. Учитывая особенности ландшафта и предстоящих боев, командование посчитали, что войскам нужна бронетехника с огнеметами. Также существует версия, согласно которой новая бронемашина создавалась для будущих городских боев, и период ее создания просто совпал с подготовкой к операции в Арденнах.
Вне зависимости от конкретных предпосылок к появлению нового проекта было решено заказать промышленности разработку нового проекта модернизации существующей техники с последующей переделкой некоторого количества имеющихся машин. Разработку нового проекта с последующим выпуском требуемых машин поручили предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне Českomoravská Kolben-Daněk). В течение нескольких следующих месяцев требовалось поставить два десятка новых машин.
Огнеметная самоходка Flammpanzer 38(t), ставшая трофеем американских войск. Фото Achtungpanzer.com
В качестве основы для огнеметного танка Flammpanzer 38(t) была выбрана противотанковая самоходка Jagdpanzer 38(t). Эта машина несколькими месяцами ранее поступила в серийное производство и могла полноценно решать поставленные задачи. Относительно новые самоходки имели достаточное бронирование и неплохую подвижность. Путем установки нового вооружения взамен существующего артиллерийского предлагалось изменить их тактическую роль на поле боя. Одной из основных особенностей нового проекта, как это нередко бывало с подобными разработками, стало применение минимально возможного количества доработок с целью ускорения выполнения заказа.
Анализ возможностей показал, что при создании новой огнеметной САУ можно будет обойтись без создания новых средств и систем. Все элементы такой боевой машины получалось создать путем минимальной переделки существующих изделий. Так, огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был сохранить конструкцию броневого корпуса базовой САУ. Он сохранял сложную форму, образованную несколькими наклонными бронелистами, и должен был собираться при помощи сварки из деталей разной толщины.
Максимальные характеристики защиты имела верхняя деталь корпуса толщиной 60 мм, расположенная под углом 60° к вертикали. Нижний лобовой лист имел такую же толщину, но устанавливался под другим углом. Также в конструкции лобовой части корпуса предусматривалась броневая маска орудия. Борта и корма делались из 20-мм листов, а сверху экипаж и агрегаты защищались 8-мм крышей. Для некоторого повышения уровня защиты боковой проекции применялись 5-мм бортовые экраны.
САУ Hetzer имела компоновку, характерную для немецкой бронетехники того времени. Непосредственно под лобовыми листами помещались агрегаты трансмиссии, позади которых находились места экипажа. Отделение управления и боевое отделение были выполнены в виде единого обитаемого объема, занимающего всю переднюю и среднюю части корпуса. Корма отдавалась под двигатель и другие агрегаты силовой установки.
Использование нового оружия не привело к сокращению экипажа. Как и в случае с базовой САУ Jagdpanzer 38(t), огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был управляться четырьмя членами экипажа. В правой части корпуса помещалось рабочее место командира. Слева от вооружения помещались механик-водитель и наводчик. Отсутствие необходимости в постоянной подаче боеприпасов к орудию позволило оставить заряжающему только обязанности радиста. Его место помещалось в задней части обитаемого отсека.
Несмотря на все доработки, габариты и весовые характеристики огнеметной САУ остались на уровне машины-предшественника. Длина Flammpanzer 38(t) без учета вооружения составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,17 м. Боевая масса определялась на уровне 15,5 т. Некоторое уменьшение боевой массы в сравнении с базовой самоходкой положительным образом сказалось на подвижности. Максимальная скорость на шоссе выросла с 40 до 42 км/ч, запас хода остался на уровне 180 км. Таким образом, огнеметная бронемашина могла работать в одних боевых порядках с другой техникой, имевшейся на вооружении Германии, и выполнять поставленные задачи по атаке различных объектов и живой силы.
В декабре 1944 года фирма BMM собрала и передала заказчику 20 огнеметных самоходок нового типа. Вскоре эту технику отправили к местам будущих боев в Арденнах, где ей пришлось впервые участвовать в сражениях. Два десятка машин вошли в состав 352-й и 353-й танковых огнеметных рот. К сожалению, подробные сведения о боевом применении самоходок Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Имеются лишь отрывочные данные, рассказывающие об участии такой техники в боях на тех или иных фронтах в Европе.
Известно, что впервые Flammpanzer 38(t) приняли участие в сражении во время Арденнской операции в декабре 1944 года – вскоре после передачи военным. Применение такой техники на сильно пересеченной местности и в небольших населенных пунктах не дало заметных результатов. Более того, начало наступления союзников привело к тому, что часть немецкой техники досталось им в качестве трофеев. Среди прочих бронемашин было захвачено и несколько новейших огнеметных самоходок.
Изучение трофея. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"
Отступая, немецкие войска забрали с собой остававшиеся Flammpanzer 38(t). В дальнейшем была предпринята попытка еще раз использовать эту технику в наступательных операциях. Второй и последний случай боевого применения огнеметных танков этого типа относится к Балатонской операции в марте 1945 года. Огнеметные самоходки применялись для поддержки наступающей пехоты, однако не смогли оказать влияния на ход боев. Продвижение немецких войск остановилось, после чего Красная армия контратаковала, начав Венскую наступательную операцию.
Какие-либо сведения о дальнейшей эксплуатации машин Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Возможно, в боях у о. Балатон были уничтожены последние из остававшихся в наличии машин, после чего эксплуатация такой техники прекратилась, и сборка новых самоходок не начиналась. В итоге 20 машин с огнеметным вооружение успели поучаствовать в нескольких сражениях, но так и не смогли оставить заметный след в истории.
Главной причиной подобных неудач можно считать сомнительные боевые качества огнеметных танков такого облика. Они могли достаточно эффективно бороться с живой силой, незащищенной техникой и некоторыми сооружениями противника, но в ряде случаев существовал большой риск поражения от артиллерии или даже от пехотных противотанковых средств. Наличие на борту 700 л горючей жидкости, не считая бензина, приводило к повышенной пожароопасности и могло привести к фатальным повреждениям в случае поражения машины бронебойными боеприпасами. При этом для стрельбы огнесмесью самоходке приходилось вплотную приближаться к противнику, входя в зону поражения его противотанковых средств.
После окончания войны фирма ČKD предприняла попытку развития проекта Flammpanzer 38(t), результатом чего стало появление бронемашины MP-1. За счет сокращения экипажа до двух человек и освобождения дополнительных объемов в боевом отделении удалось разместить 1000 л огнесмеси. Такой огнеметный танк испытали в 1951 году, но он не устроил военных. Главной претензией была недостаточная дальность стрельбы, не более 60 м. Для увеличения дальности было предложено использовать состав смеси советской разработки. Менее тяжелую жидкость удавалось метать на расстояние до 140 м, однако и такой вариант машины не заинтересовал чехословацких военных. В 1955 году проект MP-1 был закрыт, что привело к полной остановке работ по переделкам САУ Hetzer в огнеметные танки.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militaryfactory.com/
http://zonwar.ru/
http://historyofwar.org/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Предложение о переделке некоторого количества существующих самоходок с установкой нового вооружения появилось в последних месяцах 1944 года. Согласно некоторым источникам, появление этого предложения было связано с подготовкой к Арденнской наступательной операции. Учитывая особенности ландшафта и предстоящих боев, командование посчитали, что войскам нужна бронетехника с огнеметами. Также существует версия, согласно которой новая бронемашина создавалась для будущих городских боев, и период ее создания просто совпал с подготовкой к операции в Арденнах.
Вне зависимости от конкретных предпосылок к появлению нового проекта было решено заказать промышленности разработку нового проекта модернизации существующей техники с последующей переделкой некоторого количества имеющихся машин. Разработку нового проекта с последующим выпуском требуемых машин поручили предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне Českomoravská Kolben-Daněk). В течение нескольких следующих месяцев требовалось поставить два десятка новых машин.
Огнеметная самоходка Flammpanzer 38(t), ставшая трофеем американских войск. Фото Achtungpanzer.com
В качестве основы для огнеметного танка Flammpanzer 38(t) была выбрана противотанковая самоходка Jagdpanzer 38(t). Эта машина несколькими месяцами ранее поступила в серийное производство и могла полноценно решать поставленные задачи. Относительно новые самоходки имели достаточное бронирование и неплохую подвижность. Путем установки нового вооружения взамен существующего артиллерийского предлагалось изменить их тактическую роль на поле боя. Одной из основных особенностей нового проекта, как это нередко бывало с подобными разработками, стало применение минимально возможного количества доработок с целью ускорения выполнения заказа.
Анализ возможностей показал, что при создании новой огнеметной САУ можно будет обойтись без создания новых средств и систем. Все элементы такой боевой машины получалось создать путем минимальной переделки существующих изделий. Так, огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был сохранить конструкцию броневого корпуса базовой САУ. Он сохранял сложную форму, образованную несколькими наклонными бронелистами, и должен был собираться при помощи сварки из деталей разной толщины.
Максимальные характеристики защиты имела верхняя деталь корпуса толщиной 60 мм, расположенная под углом 60° к вертикали. Нижний лобовой лист имел такую же толщину, но устанавливался под другим углом. Также в конструкции лобовой части корпуса предусматривалась броневая маска орудия. Борта и корма делались из 20-мм листов, а сверху экипаж и агрегаты защищались 8-мм крышей. Для некоторого повышения уровня защиты боковой проекции применялись 5-мм бортовые экраны.
САУ Hetzer имела компоновку, характерную для немецкой бронетехники того времени. Непосредственно под лобовыми листами помещались агрегаты трансмиссии, позади которых находились места экипажа. Отделение управления и боевое отделение были выполнены в виде единого обитаемого объема, занимающего всю переднюю и среднюю части корпуса. Корма отдавалась под двигатель и другие агрегаты силовой установки.
Использование нового оружия не привело к сокращению экипажа. Как и в случае с базовой САУ Jagdpanzer 38(t), огнеметный танк Flammpanzer 38(t) должен был управляться четырьмя членами экипажа. В правой части корпуса помещалось рабочее место командира. Слева от вооружения помещались механик-водитель и наводчик. Отсутствие необходимости в постоянной подаче боеприпасов к орудию позволило оставить заряжающему только обязанности радиста. Его место помещалось в задней части обитаемого отсека.
Несмотря на все доработки, габариты и весовые характеристики огнеметной САУ остались на уровне машины-предшественника. Длина Flammpanzer 38(t) без учета вооружения составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 2,17 м. Боевая масса определялась на уровне 15,5 т. Некоторое уменьшение боевой массы в сравнении с базовой самоходкой положительным образом сказалось на подвижности. Максимальная скорость на шоссе выросла с 40 до 42 км/ч, запас хода остался на уровне 180 км. Таким образом, огнеметная бронемашина могла работать в одних боевых порядках с другой техникой, имевшейся на вооружении Германии, и выполнять поставленные задачи по атаке различных объектов и живой силы.
В декабре 1944 года фирма BMM собрала и передала заказчику 20 огнеметных самоходок нового типа. Вскоре эту технику отправили к местам будущих боев в Арденнах, где ей пришлось впервые участвовать в сражениях. Два десятка машин вошли в состав 352-й и 353-й танковых огнеметных рот. К сожалению, подробные сведения о боевом применении самоходок Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Имеются лишь отрывочные данные, рассказывающие об участии такой техники в боях на тех или иных фронтах в Европе.
Известно, что впервые Flammpanzer 38(t) приняли участие в сражении во время Арденнской операции в декабре 1944 года – вскоре после передачи военным. Применение такой техники на сильно пересеченной местности и в небольших населенных пунктах не дало заметных результатов. Более того, начало наступления союзников привело к тому, что часть немецкой техники досталось им в качестве трофеев. Среди прочих бронемашин было захвачено и несколько новейших огнеметных самоходок.
Изучение трофея. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"
Отступая, немецкие войска забрали с собой остававшиеся Flammpanzer 38(t). В дальнейшем была предпринята попытка еще раз использовать эту технику в наступательных операциях. Второй и последний случай боевого применения огнеметных танков этого типа относится к Балатонской операции в марте 1945 года. Огнеметные самоходки применялись для поддержки наступающей пехоты, однако не смогли оказать влияния на ход боев. Продвижение немецких войск остановилось, после чего Красная армия контратаковала, начав Венскую наступательную операцию.
Какие-либо сведения о дальнейшей эксплуатации машин Flammpanzer 38(t) отсутствуют. Возможно, в боях у о. Балатон были уничтожены последние из остававшихся в наличии машин, после чего эксплуатация такой техники прекратилась, и сборка новых самоходок не начиналась. В итоге 20 машин с огнеметным вооружение успели поучаствовать в нескольких сражениях, но так и не смогли оставить заметный след в истории.
Главной причиной подобных неудач можно считать сомнительные боевые качества огнеметных танков такого облика. Они могли достаточно эффективно бороться с живой силой, незащищенной техникой и некоторыми сооружениями противника, но в ряде случаев существовал большой риск поражения от артиллерии или даже от пехотных противотанковых средств. Наличие на борту 700 л горючей жидкости, не считая бензина, приводило к повышенной пожароопасности и могло привести к фатальным повреждениям в случае поражения машины бронебойными боеприпасами. При этом для стрельбы огнесмесью самоходке приходилось вплотную приближаться к противнику, входя в зону поражения его противотанковых средств.
После окончания войны фирма ČKD предприняла попытку развития проекта Flammpanzer 38(t), результатом чего стало появление бронемашины MP-1. За счет сокращения экипажа до двух человек и освобождения дополнительных объемов в боевом отделении удалось разместить 1000 л огнесмеси. Такой огнеметный танк испытали в 1951 году, но он не устроил военных. Главной претензией была недостаточная дальность стрельбы, не более 60 м. Для увеличения дальности было предложено использовать состав смеси советской разработки. Менее тяжелую жидкость удавалось метать на расстояние до 140 м, однако и такой вариант машины не заинтересовал чехословацких военных. В 1955 году проект MP-1 был закрыт, что привело к полной остановке работ по переделкам САУ Hetzer в огнеметные танки.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://mg-tank.ru/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://militaryfactory.com/
http://zonwar.ru/
http://historyofwar.org/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher