Трагедия на Ходынском поле


Иллюминация в Кремле по случаю праздника

День священного венчания и помазания на царство

14 (26) мая был день священного коронования. С раннего утра все центральные улицы Москвы были забиты народом. Примерно в 9 час. 30 мин. началось шествие, спускались кавалергарды, придворные, государственные сановники, представители волостей, городов, земств, дворянства, купечества, профессуры Московского университета. Наконец, при оглушительных криках «ура» стотысячных масс и звуках «Боже, царя храни», исполняемого придворным оркестром, появились царь и царица. Они последовали в Успенский собор Московского Кремля.

В одно мгновение наступила тишина. В 10 часов началось священнодействие, торжественный чин венчания и помазания на царство, которое совершал первый член Священного Синода митрополит Петербургский Палладий при участии митрополита Киевского Иоанникия и митрополита Московского Сергия. Также на церемонии присутствовало множество русских и греческих архиереев. Громким отчетливым голосом царь произнес символ веры, после чего возложил на себя большую, а на царицу Александру Федоровну малую корону. Затем был зачитан полный императорский титул, прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую молитву царь был миропомазан и причащен.

Церемония Николая II в основных деталях повторяла установившуюся традицию, хотя каждый царь мог внести какое-то изменение. Так, Александр I и Николай I не надевали «далматик» — древнюю одежду византийских басилевсов. А Николай II предстал не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии. Тяга к московской старине появилась у Николая уже в начале его царствования и проявилась в возобновлении древнемосковских обычаев. В частности, в Петербурге и за границей стали строить храмы в московском стиле, после более чем полувекового перерыва царская семья пышно отмечала пасхальные праздники в Москве и т. д.

Священный обряд, по сути, проводился всем народом. «Всё, что происходило в Успенском соборе, — сообщала хроника, — точно толки сердца, разносилось по всей этой необозримой толпе и, как, бьющийся пульс, отражалось в самых отдалённых её рядах. Вот Государь коленопреклоненный молится, произнося святые, великие, исполненные столь глубокого значения слова установленной молитвы. Все в соборе стоят, один Государь на коленях. Стоит и толпа на площадях, но как все разом притихли, какая благоговейная тишина кругом, какое молитвенное выражение лиц! Но вот Государь встал. На колени опускается и митрополит, за ним всё духовенство, вся церковь, а за церковью весь народ, покрывающий кремлевские площади и даже стоящий за Кремлем. Теперь и те странники с котомками опустились, и все на коленях. Только один Царь стоит перед своим троном, во всем величии своего сана, среди горячо молящегося за Него народа».

И наконец, народ приветствовал восторженными криками «ура» царя, который прошёл в Кремлевский дворец и поклонился всем присутствующим с Красного крыльца. Праздник в этот день завершился традиционным обедом в Грановитой палате, стены которой ещё при Александре III были заново расписаны и прибрели тот вид, какой был при Московской Руси. К сожалению, через три дня так великолепно начавшиеся торжества завершились трагедией.


Памятный ситцевый платок