Танки, замаскированные под автомобили
Вряд ли нужно кому-то доказывать важность маскировки. И сейчас, и в самом начале прошлого века над тем, как сделать свою технику невидимой от врага работали целые институты. Корабли маскировали раскраской по Вилкинсону и Шпажинскому, а вот танки, танки раскрашивали весьма прихотливо, а порой, напротив, в тусклый серый цвет, все, мол, зависит от местности.
Американский танк «Шерман», замаскированный под гусеничный транспортер. Даже вблизи не очень-то и разберешь, что это, а издалека, ну точно грузовик!
Другим способ маскировки стали макеты. Танки стоят в одном месте под копнами сена, а их макеты из фанеры, досок, и даже камней (так на Окинаве поступали японцы) в другом. В Германии в годы ВОВ выпустили даже пособие, как делать танки из снега, поскольку в России его много. И все это было бы очень хорошо, если бы не одно большое «но». Такой маскарад не защищал обычно сам танк. То есть защищал, но лишь в какой-то мере. Куда интереснее было бы сделать так, чтобы, ну скажем, реальный боевой танк выглядел бы как… городской автобус. Противник бы ничего не заметил, подошел к нему совсем близко, а тот – ба-бах, и противника как не бывало, одни дымящиеся обломки.
Резиновый надувной танк – это, конечно, очень здорово. Но ведь он по врагу не стреляет!
И надо сказать, что такая мысль пришла в голову людям сразу же после Первой мировой войны. Посмотрим вот на это фото. На нем гусеничный транспортер возит туристов по горам. Все очень цивильно и невинно. Мы видим склоны горы Мон д'Арбуа в коммуне Межев, во Франции. Все довольны и улыбаются, однако на самом деле здесь засняты испытания секретной бронетанковой техники!
Английские грузовики идут через Ливийскую пустыню под прикрытием самолетов «Лизандер».
Что ж, если мер не принять или если они будут недостаточными, то последствия будут такими, как на этом фото.
Английские танки в Тунисе на дороге после налета германской авиации, 1943 год.
Ну, а если через пустыню выдвигаются к полю боя танки? Ведь они и подавно будут видны, словно на ладони, и сверху можно будет и бомбить, и обстреливать. Эх, замаскировать бы их под что-нибудь не столь важное, такое, на что бомбу можно и пожалеть, чтобы потом сбросить ее именно на танки, ведь бомбы… они тоже денег стоят, и запасы их далеко не безграничны!
Английские танки «Матильда» в районе крепости Тобрук, 1941 год.
Что ж, если подумать, да проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!
Английские бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II, замаскированные под слонов!
Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил. Но… знаки эти относительно невелики, а люди обычно смотрят на объект в целом, а не на его отдельные детали.
Итальянские танки М13/37 с опознавательными знаками австралийцев.
Замаскированный танк «Валентайн» на платформе тягача-транспортера.
Ну, а вершиной успеха британских маскировщиков стала операция «Бертрам» в сентябре-октябре 1942 года. Тогда германское командование было полностью дезориентировано в отношении истинного направления планируемого удара англичан, что и закончилось для них поражением при Эль-Аламейне. А все потому, что масса танков «Матильда» были переделаны в автомобили и совершенно неожиданно для немцев оказывались там, где те их совсем не ожидали!
На этом фото хорошо видно устройство маскировочной «оболочки» танка «Матильда. Она состояла из двух половин, очень легких и дешевых, которые можно было очень быстро с него удалить!
Наблюдение за дорогой водитель «Матильды» мог вести через решетчатый радиатор!
С «Матильдой» и А9 было легко: водитель в них располагался по центру, поэтому можно было организовать ему наблюдение через решетчатый вентилятор. На танке «Черчилль» его место находилось несколько сбоку, и это было не так удобно, однако выгоды подобной маскировки перевешивали все, и англичане превратили в «крытый фургон» даже эти тяжелые танки. Просто решетчатой сделали всю переднюю часть макета, и этого оказалось вполне достаточно. Зато была придумана хитрая зацепка для глаза: темные следы от грязеочистителей на «стеклах». Их можно было увидеть издали, и это повышало достоверность объекта маскировки.
Но интереснее всего англичане поступили с колесными САУ «Дьякон» («Дикон»), в которые они конверсировали полноприводные грузовики АЕС «Матадор». Спереди машина имела бронированный капот и кабину, а сзади на платформе стояла открытая сзади башня с 57-мм орудием. Боекомплект из 58 снарядов находился здесь же в двух бронированных ящиках. При такой компоновке орудие не имело кругового обстрела – был непростреливаемый сектор там, где находилась кабина. Но стрелять вперед, несмотря на это, она могла, и вот этим-то обстоятельством и решили воспользоваться англичане, превратив эту САУ в очередной «грузовик». Причем, переделка была очень достоверной, ведь машина была колесной, так что никакой, даже очень внимательный наблюдатель не смог бы заподозрить, что перед ним танк!
А это ведь «Черчилль!»
Американский танк «Шерман», замаскированный под гусеничный транспортер. Даже вблизи не очень-то и разберешь, что это, а издалека, ну точно грузовик!
Другим способ маскировки стали макеты. Танки стоят в одном месте под копнами сена, а их макеты из фанеры, досок, и даже камней (так на Окинаве поступали японцы) в другом. В Германии в годы ВОВ выпустили даже пособие, как делать танки из снега, поскольку в России его много. И все это было бы очень хорошо, если бы не одно большое «но». Такой маскарад не защищал обычно сам танк. То есть защищал, но лишь в какой-то мере. Куда интереснее было бы сделать так, чтобы, ну скажем, реальный боевой танк выглядел бы как… городской автобус. Противник бы ничего не заметил, подошел к нему совсем близко, а тот – ба-бах, и противника как не бывало, одни дымящиеся обломки.
Резиновый надувной танк – это, конечно, очень здорово. Но ведь он по врагу не стреляет!
И надо сказать, что такая мысль пришла в голову людям сразу же после Первой мировой войны. Посмотрим вот на это фото. На нем гусеничный транспортер возит туристов по горам. Все очень цивильно и невинно. Мы видим склоны горы Мон д'Арбуа в коммуне Межев, во Франции. Все довольны и улыбаются, однако на самом деле здесь засняты испытания секретной бронетанковой техники!
Английские грузовики идут через Ливийскую пустыню под прикрытием самолетов «Лизандер».
Что ж, если мер не принять или если они будут недостаточными, то последствия будут такими, как на этом фото.
Английские танки в Тунисе на дороге после налета германской авиации, 1943 год.
Ну, а если через пустыню выдвигаются к полю боя танки? Ведь они и подавно будут видны, словно на ладони, и сверху можно будет и бомбить, и обстреливать. Эх, замаскировать бы их под что-нибудь не столь важное, такое, на что бомбу можно и пожалеть, чтобы потом сбросить ее именно на танки, ведь бомбы… они тоже денег стоят, и запасы их далеко не безграничны!
Английские танки «Матильда» в районе крепости Тобрук, 1941 год.
Что ж, если подумать, да проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!
Английские бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II, замаскированные под слонов!
Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил. Но… знаки эти относительно невелики, а люди обычно смотрят на объект в целом, а не на его отдельные детали.
Итальянские танки М13/37 с опознавательными знаками австралийцев.
Замаскированный танк «Валентайн» на платформе тягача-транспортера.
Ну, а вершиной успеха британских маскировщиков стала операция «Бертрам» в сентябре-октябре 1942 года. Тогда германское командование было полностью дезориентировано в отношении истинного направления планируемого удара англичан, что и закончилось для них поражением при Эль-Аламейне. А все потому, что масса танков «Матильда» были переделаны в автомобили и совершенно неожиданно для немцев оказывались там, где те их совсем не ожидали!
На этом фото хорошо видно устройство маскировочной «оболочки» танка «Матильда. Она состояла из двух половин, очень легких и дешевых, которые можно было очень быстро с него удалить!
Наблюдение за дорогой водитель «Матильды» мог вести через решетчатый радиатор!
С «Матильдой» и А9 было легко: водитель в них располагался по центру, поэтому можно было организовать ему наблюдение через решетчатый вентилятор. На танке «Черчилль» его место находилось несколько сбоку, и это было не так удобно, однако выгоды подобной маскировки перевешивали все, и англичане превратили в «крытый фургон» даже эти тяжелые танки. Просто решетчатой сделали всю переднюю часть макета, и этого оказалось вполне достаточно. Зато была придумана хитрая зацепка для глаза: темные следы от грязеочистителей на «стеклах». Их можно было увидеть издали, и это повышало достоверность объекта маскировки.
Но интереснее всего англичане поступили с колесными САУ «Дьякон» («Дикон»), в которые они конверсировали полноприводные грузовики АЕС «Матадор». Спереди машина имела бронированный капот и кабину, а сзади на платформе стояла открытая сзади башня с 57-мм орудием. Боекомплект из 58 снарядов находился здесь же в двух бронированных ящиках. При такой компоновке орудие не имело кругового обстрела – был непростреливаемый сектор там, где находилась кабина. Но стрелять вперед, несмотря на это, она могла, и вот этим-то обстоятельством и решили воспользоваться англичане, превратив эту САУ в очередной «грузовик». Причем, переделка была очень достоверной, ведь машина была колесной, так что никакой, даже очень внимательный наблюдатель не смог бы заподозрить, что перед ним танк!
А это ведь «Черчилль!»
Автор: kalibr