Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B / Sturmpanzer I (Германия)
Готовясь к грядущей войне, нацистская Германия занималась разработкой и строительством новой бронетехники различного назначения. Среди прочих систем войскам требовалась самоходная артиллерия, имеющая высокую огневую мощь и превосходящая буксируемые орудия с точки зрения мобильности. Необходимость создания подобных машин привела к появлению нескольких новых образцов техники, в том числе САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, ставшей первым самоходным носителем крупнокалиберного орудия в немецкой армии.
Незадолго до начала войны в Европе немецкое командование подняло вопрос разработки перспективных артиллерийских систем, способных значительно повысить мобильность орудий. Особое значение при этом придавалось созданию носителей тяжелого вооружения, такого как 150-мм орудие 15 cm sIG 33. Эта пушка была принята на вооружение в 1933 году и выпускалась только в буксируемом варианте. Как следствие, мобильность артиллерийских подразделений, оснащенных такими системами, оставляла желать лучшего. Войскам требовалась самоходная техника, способная нести подобные и иные орудия.
САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B во время Французской кампании. Фото Aviarmor.net
Ввиду ограничений, накладываемых текущей ситуацией и имеющимися планами по производству военной техники, Германия не имела возможности разработать новое шасси для sIG 33 с нуля. Тем не менее, военным и конструкторам удалось изыскать возможность создать требуемую самоходку. В качестве основы для нее было предложено использовать один из имевшихся в наличии легких танков. В войсках имелось несколько сотен бронемашин Pz.Kpfw.I разных модификаций, которые уже не в полной мере соответствовали требованиям к танкам, однако могли быть использованы в новых проектах. Подобный подход позволял сравнительно быстро дать армии требуемые самоходки с нужным вооружением, а также обойтись без излишних трат. В дальнейшем подобную технику предполагалось заменить машинами более новых моделей, изначально разработанных в соответствии с требованиями.
Предложение о переделке серийных танков Pz.Kpfw.I модификации Ausf.B в носители 150-мм пушек было одобрено в конце 1939 года. Вскоре стартовала разработка проекта, заключавшаяся в изменении конструкции базового шасси с целью его использования совместно с орудием. По причине некоторых ограничений, налагаемых конструкцией базовых изделий, итогом проекта стало появление бронемашины с характерным внешним видом и специфическими характеристиками.
В соответствии с немецкой системой обозначений, новая САУ должна была получить название, описывающая базовые агрегаты: 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Кроме того, были предложены дополнительные названия Sturmpanzer I и Bison («Бизон»). В дальнейшем название «Штурмпанцер» перешло некоторым другим проектам аналогичной техники.
Дополнительное вооружение новым проектом не предусматривалось. В случае необходимости экипаж самоходки должен был применять личное стрелковое оружие. Также артиллеристам следовало полагаться на помощь сопровождающих войск.
В экипаж перспективной самоходки включили четверых человек. Внутри корпуса, под установленным орудием, должен был находиться механик-водитель. Как уже упоминалось, из-за установки новой броневой рубки ему приходилось наблюдать за дорогой через крупное «окно» в нижней части лобового листа. Командир САУ, на которого также возлагались обязанности наводчика, помещался слева от орудия, рядом с его прицелом и ручными приводами наведения. За подачу боеприпасов должны были отвечать двое заряжающих.
Перспективная самоходная артиллерийская установка получилась заметно крупнее и тяжелее базового легкого танка. Длина машины составляла 4,67 м, ширина – 2,06 м, высота – 2,2 м. Боевая масса равнялась 8,6 т. 1750 кг весило орудие и около 5800 кг составляла масса самой машины. Еще около тонны приходилось на топливо, экипаж, боеприпасы и т.д. Для сравнения, базовый танк Pz.Kpfw.I Ausf.B имел высоту 1,7 м и весил лишь 5,8 т. В связи с ростом массы и сохранением силовой установки САУ Sturmpanzer I могла развивать скорость не более 30-35 км/ч. Запас хода ограничивался 140 км.
Немецкие солдаты и самоходка "Бизон". Можно рассмотреть особенности установки орудия. Фото Aviarmor.net
В январе 1940 года один из имевшихся в наличии легких танков перестроили по новому проекту. 29 января эту машину представили на испытания. Кроме того, одновременно с САУ заказчику показали перспективный транспортер боеприпасов, так же выполненный на основе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. От базовой машины транспортер отличался отсутствием башни и высвобожденным боевым отделением, внутри которого теперь предлагалось перевозить только снаряды различных типов.
Испытания показали, что перспективная машина 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B «Бизон» имеет неоднозначные характеристики. Использование 150-мм орудия с высочайшей огневой мощью позволяло решать широкий круг боевых задач и уничтожать различные цели, в том числе укрепления с хорошей защитой. Одновременно с этим военных не в полной мере устроили большая боевая масса самоходки, недостаточный уровень защиты артиллеристов и ухудшившаяся подвижность. Кроме того, поводом для претензий стала излишне высокая центровка машины, способная привести к переворотам на различных склонах.
Заказчик в лице Вермахта взвесил все плюсы и минусы новой боевой машины, после чего принял решение о дальнейших работах. Несмотря на сомнительные характеристики подвижности и защиты, было решено принять САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B на вооружение. Промышленности заказали сборку 38 подобных машин. Производить новую технику должна была фирма Alkett.
На дорогах Греции, 1941 г. Фото Wikimedia Commons
Все заказанные машины были переданы войскам к лету 1940 года. Эту технику распределили между несколькими ротами тяжелых пехотных орудий. В состав каждого такого подразделения, разделенного на три взвода, включались шесть самоходок Bison, 12 тягачей Sd.Kfz.10 и шесть мотоциклов для обеспечения связи. Изначально роты, вооруженные новыми САУ, не входили в состав более крупных соединений. В дальнейшем их передали в ведение командования нескольких дивизий.
Перед нападением на Францию шесть рот, оснащенных 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, были распределены между несколькими танковыми дивизиями, которым предстояло участвовать в боях. При этом роты тяжелых пехотных орудий придавались стрелковым бригадам в составе дивизий. Уже после передачи танковым дивизиям новые самоходки впервые приняли участие в боях.
В ходе боев на территории Франции немецкая армия показала высокую боеспособность, одним из следствий чего стали малые потери новых рот тяжелых орудий. За все время боев с французской армии противником было уничтожено лишь две САУ Sturmpanzer I. По имеющимся данным, одна из них, работавшая на переднем крае, была замечена наблюдателями противника, которые навели на нее артиллерию. Причины потери второй машины неизвестны.
САУ Sturmpanzer I отличалась большой высотой. Фото Aviarmor.net
Примечательно, что небоевые потери САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались значительно выше боевых. Ввиду большого веса и необходимости постоянного передвижения машины испытывали повышенные нагрузки на силовую установку и ходовую часть, приводившие к их поломкам. Известно, что 22 мая (т.е. через 12 дней после начала сражений) командование 703-й роты тяжелых орудий доложило о невозможности полноценной боевой работы: из-за поломок ходовой части в боеспособном состоянии осталась только одна машина с 150-мм орудием. Остальные самоходки нуждались в срочном ремонте.
Французскую кампанию пережили почти все самоходки Sturmpanzer I. Вскоре подобным машинам из состава трех рот пришлось воевать на Балканах и участвовать в захвате Греции. Насколько известно, при этом потерь боевых потерь не было и количество строевых САУ не изменилось, хотя часть машин нуждалась в ремонте.
В ходе нападения на Советский Союз немецкими войсками использовалось лишь малое число остававшихся в строю 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. В 1941 году на Восточный фронт были отправлены лишь 705-я и 706-я роты тяжелых пехотных орудий. Летом 42-го на войну отправилась и 701-я рота. Таким образом, в боях с Красной армией единовременно участвовало не более 18 САУ «Бизон». При этом количество подобных машин постоянно менялось. Несмотря на высокую огневую мощь, эти самоходки оснащались сравнительно слабым бронированием и были достаточно легкой целью для артиллерии и авиации. Со временем, ориентировочно к концу 1943 года, немецкое командование приняло решение полностью отказаться от использования самоходок Sturmpanzer I ввиду морального и физического устаревания.
Советские офицеры изучают трофейную немецкую самоходку, декабрь 1941 г. Фото Ww2history.ru
Дальнейшая судьба остававшихся в войсках боевых машин достоверно неизвестна. Вероятно, техника с выработанным ресурсом была отправлена в тыл и после пошла на разборку. Ремонт, восстановление и возвращение в строй были нецелесообразны, а в некоторых случаях и невозможны по техническим причинам и ввиду отсутствия некоторых необходимых запчастей.
По имеющимся данным, как минимум, одна самоходка Bison была захвачена красноармейцами в целом виде. Эту машину, как и другие трофеи, отправили на полигон для испытаний и внимательного изучения. Проверки показали, что машина является безнадежно устаревшей и не имеет никаких плюсов за исключением мощного орудия. Известно, что параллельно с трофейной 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B советские специалисты изучали самоходку StuG III. Оценки двух этих машин были диаметрально противоположны.
Проект самоходной артиллерийской установки на базе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B и орудия 15 cm sIG 33 создавался в качестве «эрзаца», призванного быстро снабдить армию требуемой техникой. Ввиду такого происхождения к проекту не предъявлялись особые требования по основным характеристикам. При этом в качестве базы для машины был использован устаревающий танк с не слишком высокими характеристиками, что привело к соответствующим последствиям. Уже в начале сороковых годов некогда считавшаяся хорошей и перспективной самоходка 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B безнадежно устарела и более не представляла интереса для войск. Кроме того, к этому времени были созданы несколько новых машин аналогичного назначения с высокими характеристиками. «Бизон» выполнил свою задачу и больше не был нужен армии.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://wwiivehicles.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Незадолго до начала войны в Европе немецкое командование подняло вопрос разработки перспективных артиллерийских систем, способных значительно повысить мобильность орудий. Особое значение при этом придавалось созданию носителей тяжелого вооружения, такого как 150-мм орудие 15 cm sIG 33. Эта пушка была принята на вооружение в 1933 году и выпускалась только в буксируемом варианте. Как следствие, мобильность артиллерийских подразделений, оснащенных такими системами, оставляла желать лучшего. Войскам требовалась самоходная техника, способная нести подобные и иные орудия.
САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B во время Французской кампании. Фото Aviarmor.net
Ввиду ограничений, накладываемых текущей ситуацией и имеющимися планами по производству военной техники, Германия не имела возможности разработать новое шасси для sIG 33 с нуля. Тем не менее, военным и конструкторам удалось изыскать возможность создать требуемую самоходку. В качестве основы для нее было предложено использовать один из имевшихся в наличии легких танков. В войсках имелось несколько сотен бронемашин Pz.Kpfw.I разных модификаций, которые уже не в полной мере соответствовали требованиям к танкам, однако могли быть использованы в новых проектах. Подобный подход позволял сравнительно быстро дать армии требуемые самоходки с нужным вооружением, а также обойтись без излишних трат. В дальнейшем подобную технику предполагалось заменить машинами более новых моделей, изначально разработанных в соответствии с требованиями.
Предложение о переделке серийных танков Pz.Kpfw.I модификации Ausf.B в носители 150-мм пушек было одобрено в конце 1939 года. Вскоре стартовала разработка проекта, заключавшаяся в изменении конструкции базового шасси с целью его использования совместно с орудием. По причине некоторых ограничений, налагаемых конструкцией базовых изделий, итогом проекта стало появление бронемашины с характерным внешним видом и специфическими характеристиками.
В соответствии с немецкой системой обозначений, новая САУ должна была получить название, описывающая базовые агрегаты: 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Кроме того, были предложены дополнительные названия Sturmpanzer I и Bison («Бизон»). В дальнейшем название «Штурмпанцер» перешло некоторым другим проектам аналогичной техники.
Дополнительное вооружение новым проектом не предусматривалось. В случае необходимости экипаж самоходки должен был применять личное стрелковое оружие. Также артиллеристам следовало полагаться на помощь сопровождающих войск.
В экипаж перспективной самоходки включили четверых человек. Внутри корпуса, под установленным орудием, должен был находиться механик-водитель. Как уже упоминалось, из-за установки новой броневой рубки ему приходилось наблюдать за дорогой через крупное «окно» в нижней части лобового листа. Командир САУ, на которого также возлагались обязанности наводчика, помещался слева от орудия, рядом с его прицелом и ручными приводами наведения. За подачу боеприпасов должны были отвечать двое заряжающих.
Перспективная самоходная артиллерийская установка получилась заметно крупнее и тяжелее базового легкого танка. Длина машины составляла 4,67 м, ширина – 2,06 м, высота – 2,2 м. Боевая масса равнялась 8,6 т. 1750 кг весило орудие и около 5800 кг составляла масса самой машины. Еще около тонны приходилось на топливо, экипаж, боеприпасы и т.д. Для сравнения, базовый танк Pz.Kpfw.I Ausf.B имел высоту 1,7 м и весил лишь 5,8 т. В связи с ростом массы и сохранением силовой установки САУ Sturmpanzer I могла развивать скорость не более 30-35 км/ч. Запас хода ограничивался 140 км.
Немецкие солдаты и самоходка "Бизон". Можно рассмотреть особенности установки орудия. Фото Aviarmor.net
В январе 1940 года один из имевшихся в наличии легких танков перестроили по новому проекту. 29 января эту машину представили на испытания. Кроме того, одновременно с САУ заказчику показали перспективный транспортер боеприпасов, так же выполненный на основе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B. От базовой машины транспортер отличался отсутствием башни и высвобожденным боевым отделением, внутри которого теперь предлагалось перевозить только снаряды различных типов.
Испытания показали, что перспективная машина 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B «Бизон» имеет неоднозначные характеристики. Использование 150-мм орудия с высочайшей огневой мощью позволяло решать широкий круг боевых задач и уничтожать различные цели, в том числе укрепления с хорошей защитой. Одновременно с этим военных не в полной мере устроили большая боевая масса самоходки, недостаточный уровень защиты артиллеристов и ухудшившаяся подвижность. Кроме того, поводом для претензий стала излишне высокая центровка машины, способная привести к переворотам на различных склонах.
Заказчик в лице Вермахта взвесил все плюсы и минусы новой боевой машины, после чего принял решение о дальнейших работах. Несмотря на сомнительные характеристики подвижности и защиты, было решено принять САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B на вооружение. Промышленности заказали сборку 38 подобных машин. Производить новую технику должна была фирма Alkett.
На дорогах Греции, 1941 г. Фото Wikimedia Commons
Все заказанные машины были переданы войскам к лету 1940 года. Эту технику распределили между несколькими ротами тяжелых пехотных орудий. В состав каждого такого подразделения, разделенного на три взвода, включались шесть самоходок Bison, 12 тягачей Sd.Kfz.10 и шесть мотоциклов для обеспечения связи. Изначально роты, вооруженные новыми САУ, не входили в состав более крупных соединений. В дальнейшем их передали в ведение командования нескольких дивизий.
Перед нападением на Францию шесть рот, оснащенных 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B, были распределены между несколькими танковыми дивизиями, которым предстояло участвовать в боях. При этом роты тяжелых пехотных орудий придавались стрелковым бригадам в составе дивизий. Уже после передачи танковым дивизиям новые самоходки впервые приняли участие в боях.
В ходе боев на территории Франции немецкая армия показала высокую боеспособность, одним из следствий чего стали малые потери новых рот тяжелых орудий. За все время боев с французской армии противником было уничтожено лишь две САУ Sturmpanzer I. По имеющимся данным, одна из них, работавшая на переднем крае, была замечена наблюдателями противника, которые навели на нее артиллерию. Причины потери второй машины неизвестны.
САУ Sturmpanzer I отличалась большой высотой. Фото Aviarmor.net
Примечательно, что небоевые потери САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B оказались значительно выше боевых. Ввиду большого веса и необходимости постоянного передвижения машины испытывали повышенные нагрузки на силовую установку и ходовую часть, приводившие к их поломкам. Известно, что 22 мая (т.е. через 12 дней после начала сражений) командование 703-й роты тяжелых орудий доложило о невозможности полноценной боевой работы: из-за поломок ходовой части в боеспособном состоянии осталась только одна машина с 150-мм орудием. Остальные самоходки нуждались в срочном ремонте.
Французскую кампанию пережили почти все самоходки Sturmpanzer I. Вскоре подобным машинам из состава трех рот пришлось воевать на Балканах и участвовать в захвате Греции. Насколько известно, при этом потерь боевых потерь не было и количество строевых САУ не изменилось, хотя часть машин нуждалась в ремонте.
В ходе нападения на Советский Союз немецкими войсками использовалось лишь малое число остававшихся в строю 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. В 1941 году на Восточный фронт были отправлены лишь 705-я и 706-я роты тяжелых пехотных орудий. Летом 42-го на войну отправилась и 701-я рота. Таким образом, в боях с Красной армией единовременно участвовало не более 18 САУ «Бизон». При этом количество подобных машин постоянно менялось. Несмотря на высокую огневую мощь, эти самоходки оснащались сравнительно слабым бронированием и были достаточно легкой целью для артиллерии и авиации. Со временем, ориентировочно к концу 1943 года, немецкое командование приняло решение полностью отказаться от использования самоходок Sturmpanzer I ввиду морального и физического устаревания.
Советские офицеры изучают трофейную немецкую самоходку, декабрь 1941 г. Фото Ww2history.ru
Дальнейшая судьба остававшихся в войсках боевых машин достоверно неизвестна. Вероятно, техника с выработанным ресурсом была отправлена в тыл и после пошла на разборку. Ремонт, восстановление и возвращение в строй были нецелесообразны, а в некоторых случаях и невозможны по техническим причинам и ввиду отсутствия некоторых необходимых запчастей.
По имеющимся данным, как минимум, одна самоходка Bison была захвачена красноармейцами в целом виде. Эту машину, как и другие трофеи, отправили на полигон для испытаний и внимательного изучения. Проверки показали, что машина является безнадежно устаревшей и не имеет никаких плюсов за исключением мощного орудия. Известно, что параллельно с трофейной 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B советские специалисты изучали самоходку StuG III. Оценки двух этих машин были диаметрально противоположны.
Проект самоходной артиллерийской установки на базе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B и орудия 15 cm sIG 33 создавался в качестве «эрзаца», призванного быстро снабдить армию требуемой техникой. Ввиду такого происхождения к проекту не предъявлялись особые требования по основным характеристикам. При этом в качестве базы для машины был использован устаревающий танк с не слишком высокими характеристиками, что привело к соответствующим последствиям. Уже в начале сороковых годов некогда считавшаяся хорошей и перспективной самоходка 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B безнадежно устарела и более не представляла интереса для войск. Кроме того, к этому времени были созданы несколько новых машин аналогичного назначения с высокими характеристиками. «Бизон» выполнил свою задачу и больше не был нужен армии.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://lexikon-der-wehrmacht.de/
http://wwiivehicles.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher