Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н Grille (Германия)
В 1941-42 годах немецкая промышленность предприняла несколько попыток создания перспективных самоходных артиллерийских установок с орудиями калибра 150 мм. Подобные системы, благодаря своим высоким показателям огневой мощи, представляли особый интерес для войск, однако в силу разных причин до определенного времени так и не удалось наладить полноценное массовое производство новой техники. Первой САУ с 150-мм орудием, построенной в сравнительно большом количестве, в итоге стала 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н.
В начале марта 1942 года командование определило дальнейшие перспективы имевшихся в наличии легких танков Pz.Kpfw.38(t) чехословацкого производства. Использование этой техники в исходном виде уже вызывало сомнения ввиду морального устаревания, из-за чего ее стали рассматривать в качестве перспективной основы для новых боевых машин, в первую очередь самоходных артиллерийских установок. После некоторых доработок на танковые шасси предлагалось устанавливать артиллерийские орудия разных типов. Один из вариантов подобной модернизации танков подразумевал использование орудия 15 cm sIG 33.
Разработка новых проектов бронетехники на базе Pz.Kpfw.38(t) была поручена нескольким организациям, в том числе предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD), являвшемуся одним из основных производителей подобных танков. Получив техническое задание на новый проект, специалисты BMM приступили к адаптации имеющейся боевой машины под новое вооружение. Было решено использовать некоторые отработанные идеи и технические решения, что позволяло ускорить разработку проекта, а также упростить выпуск серийной техники. Фактически планировалось лишь незначительно изменить конструкцию корпуса, а также оснастить его набором нового оборудования. Прочие агрегаты предлагалось использовать без изменений.
На крыше корпуса новым проектом предлагалось устанавливать крупную рубку характерной граненой формы. Над рабочим местом механика-водителя следовало располагать наклонный лобовой лист, по бокам к нему присоединялись заваленные внутрь и установленные под углом к оси машины скулы. Также предусматривались борта со скошенными задними листами и корма с выемкой в верхней части. Рубку предлагалось изготавливать из брони толщиной 15 мм.
В корме корпуса планировалось сохранить шестицилиндровый карбюраторный двигатель Praga EPA/3 мощностью 125 л.с. С двигателем при помощи карданного вала, проходящего вдоль корпуса, соединялась механическая трансмиссия на основе шестискоростной коробки передач. Подобно другой бронетехнике, состоявшей на вооружении немецкой армии, танк Pz.Kpfw.38(t) имел ведущие колеса переднего расположения.
Ходовая часть базовой машины сохранялась полностью. Ее основой были четыре опорных катка большого диаметра на каждом борту. Катки блокировались попарно и оснащались листовыми рессорами. Несмотря на большой диаметр катков, в состав ходовой части были включены дополнительные поддерживающие ролики. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме.
Главным отличием перспективной самоходки от базового танка было наличие нового боевого отделения. С целью увеличения обитаемых объемов было решено использовать сравнительно крупную и длинную рубку, кормовая часть которой помещалась над двигательным отсеком. В передней части рубки следовало устанавливать систему монтажа орудия, а вдоль бортов и у кормы боевого отделения должны были помещаться различные вспомогательные агрегаты, в первую очередь стеллажи для боекомплекта.
Основным оружием САУ «Сверчок» должно было стать тяжелое полевое орудие sIG 33 калибра 150 мм. Эта система в ходе предыдущих боев успела показать себя с лучшей стороны. Высокая огневая мощь в сочетании с могуществом сравнительно тяжелых боеприпасов позволяла эффективно бороться с живой силой, техникой и укреплениями противника. Более того, именно сравнительно высокая эффективность орудия sIG 33 стала причиной для появления нескольких самоходок, в том числе 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t).
Орудие sIG 33 оснащалось стволом длиной 11 калибров, горизонтальным скользящим затвором и гидропневматическими противооткатными устройствами. Использовалось раздельное заряжание, могли применяться несколько типов снарядов различного назначения. Основой боекомплекта при этом должны были являться осколочно-фугасные снаряды нескольких типов. Максимальная начальная скорость снаряда составляла 240 м/с, что позволяло вести огонь на дальностях до 4,7 км.
Системы монтажа орудия позволяли производить горизонтальную и вертикальную наводку при помощи ручных приводов. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 10°, вертикальное – от -3° до +72°. Как и в случае с базовой буксируемой версией, орудие комплектовалось прицелом Rblf36.
Орудийная установка. Фото Wikimedia Commons
Ввиду ограничений, накладываемых габаритами машины и грузоподъемностью шасси, новая САУ должна была отличаться не слишком большим возимым боекомплектом. Внутри рубки удалось разместить стеллажи лишь на 15 снарядов раздельного заряжания. При этом часть боеприпасов помещалось в жестких металлических держателях, а другие предлагалось перевозить в специальных текстильных мешках. Для длительной стрельбы машина нуждалась в помощи подвозчика боеприпасов.
Для самообороны экипажу САУ Grille предлагалось использовать 7,92-мм пулемет MG 34. Как и в случае с некоторыми другими немецкими проектами самоходок того времени, пулемет не мог перевозиться на специальной установки в боеготовом состоянии. Это оружие и боекомплект для него следовало транспортировать в укладке боевого отделения и извлекать при необходимости.
Экипаж самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должен был состоять из четырех человек. В передней части корпуса, на своем старом месте у правого борта, помещался механик-водитель. Командир-наводчик располагался слева от орудия. За ним, с двух сторон от вооружения, предусматривались места двух заряжающих. Один из заряжающих также должен был выполнять обязанности радиста и использовать радиостанцию типа FuG 15.
На фронте, 1944 г. Фото Wikimedia Commons
Отсутствие серьезных изменений в конструкции шасси привело к сохранению основных габаритов. САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должна была иметь длину порядка 4,6 м, ширину 2,16 м и высоту 2,4 м. Боевая масса определялась на уровне 11,5 т. Увеличение веса в сравнении с базовым танком должно было привести к некоторому ухудшению подвижности. Так, при удельной мощности не более 10,8 л.с. на тонну самоходка могла разгоняться лишь до 35 км/ч и иметь запас хода не более 185 км.
Разработка нового проекта завершилась в самом начале 1943 года. В феврале фирма BMM собрала первый прототип «Сверчка» и представила его на испытания. В качестве основы для новой самоходки было использовано модернизированное шасси танка Pz.Kpfw.38(t), вследствие чего опытная машина получила обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н, в котором была отражена эта модернизация. Для упрощения такой вариант машины иногда именуют Grille Ausf.H. Следует отметить, такое обозначение позволяет отличить первый вариант САУ Grille от последующих разработок в этом направлении.
После недолгих испытаний командование одобрило серийное производство новых самоходок. Было заказано строительство 200 машин. При этом, по причине завершения серийного производства танков Pz.Kpfw.38(t), сборку новой техники предлагалось осуществлять в ходе ремонта и модернизации имеющихся машин. Строевые легкие танки, поступающие в тыл для прохождения ремонта, должны были перестраиваться и становиться носителями 150-мм орудий. Предполагалось, что это позволит продлить сроки эксплуатации техники, которая уже морально устарела и не может полноценно решать свои задачи в исходном виде, хотя еще не успела выработать ресурс.
150-мм орудие было серьезным средством поддержки наступающих войск, но, в то же время, самоходки подвергались серьезному риску. Противник старался как можно скорее вывести подобную технику из строя, чему, среди прочего, способствовал ее низкий уровень защиты. Как следствие, роты тяжелых пехотных орудий регулярно несли потери. Техника уничтожалась, повреждалась без возможности восстановления или доставалась противнику в качестве трофеев.
Все это в итоге привело к тому, что на момент капитуляции Германия располагала, по разным данным, лишь несколькими САУ типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н. Прочие по тем или иным причинам были выведены из строя. В дальнейшем и остававшиеся в наличии машины прекратили свое существование. К сожалению историков и любителей военной техники, подобным самоходкам так и не удалось стать музейными экспонатами.
Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н можно считать очередным прорывом в деле создания самоходных носителей для орудий 15 cm sIG 33. После нескольких не слишком удачных с точки зрения объемов производства проектов немецкая промышленность смогла наладить массовое строительство требуемой техники. Кроме того, была решена проблема использования устаревших танков, которые еще не успели выработать ресурс, но уже не могли применяться в исходном качестве. Вскоре после завершения проектных работ по САУ Grille Ausf.H специалисты BMM и смежных организаций занялись развитием этой техники. Результатом этого стало появление новой самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://ww2-weapons.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
В начале марта 1942 года командование определило дальнейшие перспективы имевшихся в наличии легких танков Pz.Kpfw.38(t) чехословацкого производства. Использование этой техники в исходном виде уже вызывало сомнения ввиду морального устаревания, из-за чего ее стали рассматривать в качестве перспективной основы для новых боевых машин, в первую очередь самоходных артиллерийских установок. После некоторых доработок на танковые шасси предлагалось устанавливать артиллерийские орудия разных типов. Один из вариантов подобной модернизации танков подразумевал использование орудия 15 cm sIG 33.
Разработка новых проектов бронетехники на базе Pz.Kpfw.38(t) была поручена нескольким организациям, в том числе предприятию Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD), являвшемуся одним из основных производителей подобных танков. Получив техническое задание на новый проект, специалисты BMM приступили к адаптации имеющейся боевой машины под новое вооружение. Было решено использовать некоторые отработанные идеи и технические решения, что позволяло ускорить разработку проекта, а также упростить выпуск серийной техники. Фактически планировалось лишь незначительно изменить конструкцию корпуса, а также оснастить его набором нового оборудования. Прочие агрегаты предлагалось использовать без изменений.
На крыше корпуса новым проектом предлагалось устанавливать крупную рубку характерной граненой формы. Над рабочим местом механика-водителя следовало располагать наклонный лобовой лист, по бокам к нему присоединялись заваленные внутрь и установленные под углом к оси машины скулы. Также предусматривались борта со скошенными задними листами и корма с выемкой в верхней части. Рубку предлагалось изготавливать из брони толщиной 15 мм.
В корме корпуса планировалось сохранить шестицилиндровый карбюраторный двигатель Praga EPA/3 мощностью 125 л.с. С двигателем при помощи карданного вала, проходящего вдоль корпуса, соединялась механическая трансмиссия на основе шестискоростной коробки передач. Подобно другой бронетехнике, состоявшей на вооружении немецкой армии, танк Pz.Kpfw.38(t) имел ведущие колеса переднего расположения.
Ходовая часть базовой машины сохранялась полностью. Ее основой были четыре опорных катка большого диаметра на каждом борту. Катки блокировались попарно и оснащались листовыми рессорами. Несмотря на большой диаметр катков, в состав ходовой части были включены дополнительные поддерживающие ролики. Ведущие колеса помещались в передней части корпуса, направляющие – в корме.
Главным отличием перспективной самоходки от базового танка было наличие нового боевого отделения. С целью увеличения обитаемых объемов было решено использовать сравнительно крупную и длинную рубку, кормовая часть которой помещалась над двигательным отсеком. В передней части рубки следовало устанавливать систему монтажа орудия, а вдоль бортов и у кормы боевого отделения должны были помещаться различные вспомогательные агрегаты, в первую очередь стеллажи для боекомплекта.
Основным оружием САУ «Сверчок» должно было стать тяжелое полевое орудие sIG 33 калибра 150 мм. Эта система в ходе предыдущих боев успела показать себя с лучшей стороны. Высокая огневая мощь в сочетании с могуществом сравнительно тяжелых боеприпасов позволяла эффективно бороться с живой силой, техникой и укреплениями противника. Более того, именно сравнительно высокая эффективность орудия sIG 33 стала причиной для появления нескольких самоходок, в том числе 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t).
Орудие sIG 33 оснащалось стволом длиной 11 калибров, горизонтальным скользящим затвором и гидропневматическими противооткатными устройствами. Использовалось раздельное заряжание, могли применяться несколько типов снарядов различного назначения. Основой боекомплекта при этом должны были являться осколочно-фугасные снаряды нескольких типов. Максимальная начальная скорость снаряда составляла 240 м/с, что позволяло вести огонь на дальностях до 4,7 км.
Системы монтажа орудия позволяли производить горизонтальную и вертикальную наводку при помощи ручных приводов. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах сектора шириной 10°, вертикальное – от -3° до +72°. Как и в случае с базовой буксируемой версией, орудие комплектовалось прицелом Rblf36.
Орудийная установка. Фото Wikimedia Commons
Ввиду ограничений, накладываемых габаритами машины и грузоподъемностью шасси, новая САУ должна была отличаться не слишком большим возимым боекомплектом. Внутри рубки удалось разместить стеллажи лишь на 15 снарядов раздельного заряжания. При этом часть боеприпасов помещалось в жестких металлических держателях, а другие предлагалось перевозить в специальных текстильных мешках. Для длительной стрельбы машина нуждалась в помощи подвозчика боеприпасов.
Для самообороны экипажу САУ Grille предлагалось использовать 7,92-мм пулемет MG 34. Как и в случае с некоторыми другими немецкими проектами самоходок того времени, пулемет не мог перевозиться на специальной установки в боеготовом состоянии. Это оружие и боекомплект для него следовало транспортировать в укладке боевого отделения и извлекать при необходимости.
Экипаж самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должен был состоять из четырех человек. В передней части корпуса, на своем старом месте у правого борта, помещался механик-водитель. Командир-наводчик располагался слева от орудия. За ним, с двух сторон от вооружения, предусматривались места двух заряжающих. Один из заряжающих также должен был выполнять обязанности радиста и использовать радиостанцию типа FuG 15.
На фронте, 1944 г. Фото Wikimedia Commons
Отсутствие серьезных изменений в конструкции шасси привело к сохранению основных габаритов. САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) должна была иметь длину порядка 4,6 м, ширину 2,16 м и высоту 2,4 м. Боевая масса определялась на уровне 11,5 т. Увеличение веса в сравнении с базовым танком должно было привести к некоторому ухудшению подвижности. Так, при удельной мощности не более 10,8 л.с. на тонну самоходка могла разгоняться лишь до 35 км/ч и иметь запас хода не более 185 км.
Разработка нового проекта завершилась в самом начале 1943 года. В феврале фирма BMM собрала первый прототип «Сверчка» и представила его на испытания. В качестве основы для новой самоходки было использовано модернизированное шасси танка Pz.Kpfw.38(t), вследствие чего опытная машина получила обозначение 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н, в котором была отражена эта модернизация. Для упрощения такой вариант машины иногда именуют Grille Ausf.H. Следует отметить, такое обозначение позволяет отличить первый вариант САУ Grille от последующих разработок в этом направлении.
После недолгих испытаний командование одобрило серийное производство новых самоходок. Было заказано строительство 200 машин. При этом, по причине завершения серийного производства танков Pz.Kpfw.38(t), сборку новой техники предлагалось осуществлять в ходе ремонта и модернизации имеющихся машин. Строевые легкие танки, поступающие в тыл для прохождения ремонта, должны были перестраиваться и становиться носителями 150-мм орудий. Предполагалось, что это позволит продлить сроки эксплуатации техники, которая уже морально устарела и не может полноценно решать свои задачи в исходном виде, хотя еще не успела выработать ресурс.
150-мм орудие было серьезным средством поддержки наступающих войск, но, в то же время, самоходки подвергались серьезному риску. Противник старался как можно скорее вывести подобную технику из строя, чему, среди прочего, способствовал ее низкий уровень защиты. Как следствие, роты тяжелых пехотных орудий регулярно несли потери. Техника уничтожалась, повреждалась без возможности восстановления или доставалась противнику в качестве трофеев.
Все это в итоге привело к тому, что на момент капитуляции Германия располагала, по разным данным, лишь несколькими САУ типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н. Прочие по тем или иным причинам были выведены из строя. В дальнейшем и остававшиеся в наличии машины прекратили свое существование. К сожалению историков и любителей военной техники, подобным самоходкам так и не удалось стать музейными экспонатами.
Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н можно считать очередным прорывом в деле создания самоходных носителей для орудий 15 cm sIG 33. После нескольких не слишком удачных с точки зрения объемов производства проектов немецкая промышленность смогла наладить массовое строительство требуемой техники. Кроме того, была решена проблема использования устаревших танков, которые еще не успели выработать ресурс, но уже не могли применяться в исходном качестве. Вскоре после завершения проектных работ по САУ Grille Ausf.H специалисты BMM и смежных организаций занялись развитием этой техники. Результатом этого стало появление новой самоходки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://ww2-weapons.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher