Самоходная артиллерийская установка 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille (Германия)
Весной 1943 года немецкая армия получила 90 самоходных артиллерийских установок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H Grille, оснащенных орудиями калибра 150 мм. Эта техника имела достаточно высокие характеристики, однако еще до начала ее серийной сборки было принято решение о дальнейшем совершенствовании проекта. В итоге самоходки первого типа вскоре были сняты с производства, а вместо них в серию поступили машины типа 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, ставшие их дальнейшим развитием.
Напомним, проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H или Grille Aufs.H был одной из нескольких попыток использовать имеющиеся в наличии легкие танки Pz.Kpfw.38(t) в новом качестве. Подобные бронемашины уже считались устаревшими и не могли полноценно применяться по своему прямому назначению, хотя все еще имели определенные перспективы в качестве основы для новой техники. В 1942 году фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD, Чехия) был разработан проект незначительной переделки легкого танка с установкой 150-мм орудия. В начале февраля следующего года немецкая армия инициировала серийное производство такой техники.
Внутри боевого отделения помещались несколько укладок на 18 снарядов и гильз для них. Этого было достаточно для стрельбы в течение некоторого времени, после чего самоходка нуждалась в пополнении боекомплекта.
Дополнительное вооружение САУ Grille Ausf.M состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 34. Пулемет предлагалось перевозить в укладке и извлекать из нее при необходимости осуществления самообороны. Какие-либо штатные крепления, позволяющие постоянно держать пулемет наготове, проектом не предусматривались.
Состав экипажа самоходки в ходе модернизации не изменился. Как и предыдущей машиной, САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должны были управлять четыре человека: механик-водитель, командир-наводчик, заряжающий и заряжающий-радист. Водитель помещался в передней части корпуса и защищался лобовым листом, а также небольшой надстройкой. Для наблюдения за дорогой водитель имел два смотровых прибора в своей рубке.
Трое других членов экипажа размещались в боевом отделении. Слева от орудия находилось рабочее место командира, управлявшего орудием. Справа от орудия и позади командира должны были находиться двое заряжающих, один из которых также отвечал за эксплуатацию радиостанции FuG 16.
Самоходка с собственным именем Feuerteufel ("Огненный черт") на огневой позиции. Фото Wikimedia Commons
За счет некоторого удлинения кормовой части корпуса габариты самоходки немного увеличились в сравнении с предыдущей техникой на базе Pz.Kpfw.38(t). Длина достигла 4,95 м, ширина – 2,15 м, высота – 2,45 м. Боевая масса составляла 12 т. Применение более мощного двигателя позволило компенсировать некоторый рост веса и сохранить подвижность примерно на уровне предыдущей машины. Как и Grille Ausf.H, новая Grille Ausf.M могла развивать скорость до 35 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 180-190 км.
Вскоре после завершения разработки проекта был построен прототип перспективной САУ, после чего последовал заказ на производство серийной техники. Первые машины 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M были собраны в апреле 1943 года. Освоив строительство этой техники, завод BMM прекратил дальнейшую сборку машин предыдущей модели. Задачей предприятия, согласно первому заказу, была постройка 200 самоходок на базе новых шасси.
Последняя партия новых САУ была достроена в июне того же года. По некоторым данным, после производства 90 машин было решено использовать шасси, прошедшее дополнительную модернизации, в результате чего техника первых партий имела некоторые незначительные отличия от последующих машин. Ввиду ситуации на фронте новые самоходки максимально быстро передавались заказчику и без каких-либо серьезных задержек распределялись между различными подразделениями армии.
Начало производства САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M никак не сказалось на структуре войсковых подразделений, вооруженных тяжелыми пехотными орудиями на самоходных шасси. При помощи новых поставок производилось усиление существующих рот тяжелых пехотных орудий, на вооружении которых уже состояли машины нескольких предыдущих типов. Структура подразделений также оставалась без изменений, хотя в их составе могли появляться новые взводы. С начала 1944 года артиллерийские подразделения стали получать подвозчики боеприпасов, унифицированные с новейшими самоходками.
По имеющимся данным, самоходки Grille Ausf.M были переданы нескольким десяткам рот в составе более 30 дивизий. Большое число и широкое распространение позволили такой технике принять участие в боях на разных участках фронтов в Европе. Машины нового типа впервые приняли участие в боях на Восточном фронте, а после высадки союзников в Нормандии часть подразделений, вооруженных «Сверчками», была занята в боях на территории Западной Европы.
Несмотря на тяжелое положение на всех фронтах, германская армия сумела сохранить значительное число самоходок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M почти до самого конца боевых действий. По имеющимся данным, в феврале 1945 года в строю оставалось 173 самоходки. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что одно из предприятий на территории Германии весной 45-го должно было отремонтировать несколько боевых машин и вернуть их войскам.
После окончания войны в Европе активная эксплуатация САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M прекратилась. Часть этой техники была изъята странами-победителями для изучения на своих полигонах. Прочие со временем были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожил лишь один экземпляр «Сверчка» модификации «M». Эта машина после войны была вывезена в США и изучалась на Абердинском полигоне. В дальнейшем самоходку сделали экспонатом музея при испытательной площадке.
Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille стал последней немецкой попыткой установить мощное 150-мм орудие на самоходное шасси. Как показывают объемы производства такой техники, эта попытка оказалась самой удачной. После нескольких модернизаций существующей техники немецким специалистам удалось разработать машину, наиболее полно соответствовавшую требованиям заказчика. В то же время, однако, были сохранены некоторые недостатки, характерные для предыдущей аналогичной техники, такие как низкая подвижность и недостаточная защита. Тем не менее, это не помешало самоходкам активно использоваться до конца войны и нести незначительные потери. Однако машины Grille Ausf.M появились сравнительно поздно, когда ситуация на фронтах стала серьезно меняться. Более четырех сотен самоходок «Сверчок» двух моделей уже не могли оказать серьезного влияния на ход войны.
По материалам:
http://militaryfactory.com/
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://historyofwar.org/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Напомним, проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H или Grille Aufs.H был одной из нескольких попыток использовать имеющиеся в наличии легкие танки Pz.Kpfw.38(t) в новом качестве. Подобные бронемашины уже считались устаревшими и не могли полноценно применяться по своему прямому назначению, хотя все еще имели определенные перспективы в качестве основы для новой техники. В 1942 году фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (ныне ČKD, Чехия) был разработан проект незначительной переделки легкого танка с установкой 150-мм орудия. В начале февраля следующего года немецкая армия инициировала серийное производство такой техники.
Внутри боевого отделения помещались несколько укладок на 18 снарядов и гильз для них. Этого было достаточно для стрельбы в течение некоторого времени, после чего самоходка нуждалась в пополнении боекомплекта.
Дополнительное вооружение САУ Grille Ausf.M состояло из одного 7,92-мм пулемета MG 34. Пулемет предлагалось перевозить в укладке и извлекать из нее при необходимости осуществления самообороны. Какие-либо штатные крепления, позволяющие постоянно держать пулемет наготове, проектом не предусматривались.
Состав экипажа самоходки в ходе модернизации не изменился. Как и предыдущей машиной, САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M должны были управлять четыре человека: механик-водитель, командир-наводчик, заряжающий и заряжающий-радист. Водитель помещался в передней части корпуса и защищался лобовым листом, а также небольшой надстройкой. Для наблюдения за дорогой водитель имел два смотровых прибора в своей рубке.
Трое других членов экипажа размещались в боевом отделении. Слева от орудия находилось рабочее место командира, управлявшего орудием. Справа от орудия и позади командира должны были находиться двое заряжающих, один из которых также отвечал за эксплуатацию радиостанции FuG 16.
Самоходка с собственным именем Feuerteufel ("Огненный черт") на огневой позиции. Фото Wikimedia Commons
За счет некоторого удлинения кормовой части корпуса габариты самоходки немного увеличились в сравнении с предыдущей техникой на базе Pz.Kpfw.38(t). Длина достигла 4,95 м, ширина – 2,15 м, высота – 2,45 м. Боевая масса составляла 12 т. Применение более мощного двигателя позволило компенсировать некоторый рост веса и сохранить подвижность примерно на уровне предыдущей машины. Как и Grille Ausf.H, новая Grille Ausf.M могла развивать скорость до 35 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 180-190 км.
Вскоре после завершения разработки проекта был построен прототип перспективной САУ, после чего последовал заказ на производство серийной техники. Первые машины 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M были собраны в апреле 1943 года. Освоив строительство этой техники, завод BMM прекратил дальнейшую сборку машин предыдущей модели. Задачей предприятия, согласно первому заказу, была постройка 200 самоходок на базе новых шасси.
Последняя партия новых САУ была достроена в июне того же года. По некоторым данным, после производства 90 машин было решено использовать шасси, прошедшее дополнительную модернизации, в результате чего техника первых партий имела некоторые незначительные отличия от последующих машин. Ввиду ситуации на фронте новые самоходки максимально быстро передавались заказчику и без каких-либо серьезных задержек распределялись между различными подразделениями армии.
Начало производства САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M никак не сказалось на структуре войсковых подразделений, вооруженных тяжелыми пехотными орудиями на самоходных шасси. При помощи новых поставок производилось усиление существующих рот тяжелых пехотных орудий, на вооружении которых уже состояли машины нескольких предыдущих типов. Структура подразделений также оставалась без изменений, хотя в их составе могли появляться новые взводы. С начала 1944 года артиллерийские подразделения стали получать подвозчики боеприпасов, унифицированные с новейшими самоходками.
По имеющимся данным, самоходки Grille Ausf.M были переданы нескольким десяткам рот в составе более 30 дивизий. Большое число и широкое распространение позволили такой технике принять участие в боях на разных участках фронтов в Европе. Машины нового типа впервые приняли участие в боях на Восточном фронте, а после высадки союзников в Нормандии часть подразделений, вооруженных «Сверчками», была занята в боях на территории Западной Европы.
Несмотря на тяжелое положение на всех фронтах, германская армия сумела сохранить значительное число самоходок 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M почти до самого конца боевых действий. По имеющимся данным, в феврале 1945 года в строю оставалось 173 самоходки. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что одно из предприятий на территории Германии весной 45-го должно было отремонтировать несколько боевых машин и вернуть их войскам.
После окончания войны в Европе активная эксплуатация САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M прекратилась. Часть этой техники была изъята странами-победителями для изучения на своих полигонах. Прочие со временем были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожил лишь один экземпляр «Сверчка» модификации «M». Эта машина после войны была вывезена в США и изучалась на Абердинском полигоне. В дальнейшем самоходку сделали экспонатом музея при испытательной площадке.
Проект 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M Grille стал последней немецкой попыткой установить мощное 150-мм орудие на самоходное шасси. Как показывают объемы производства такой техники, эта попытка оказалась самой удачной. После нескольких модернизаций существующей техники немецким специалистам удалось разработать машину, наиболее полно соответствовавшую требованиям заказчика. В то же время, однако, были сохранены некоторые недостатки, характерные для предыдущей аналогичной техники, такие как низкая подвижность и недостаточная защита. Тем не менее, это не помешало самоходкам активно использоваться до конца войны и нести незначительные потери. Однако машины Grille Ausf.M появились сравнительно поздно, когда ситуация на фронтах стала серьезно меняться. Более четырех сотен самоходок «Сверчок» двух моделей уже не могли оказать серьезного влияния на ход войны.
По материалам:
http://militaryfactory.com/
http://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
http://historyofwar.org/
http://tehnikapobedy.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher