Транспортер боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K (Германия)
В феврале 1943 года немецкая армия получила первые самоходные артиллерийские установки 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н или Grille, построенные на базе легкого танка Pz.Kpfw.38(t). К лету промышленность освоила выпуск новой модификации этой машины – 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.M, имевшей некоторые преимущества перед базовой самоходкой. Тем не менее, даже после модернизации внутри тесного боевого отделения удалось разместить лишь 18 снарядов раздельного заряжания. Требовался специальный транспортер боеприпасов, способный обеспечивать длительную боевую работу САУ. С этой целью была создана машина Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.
Необходимость в специальных подвозчиках боеприпасов для помощи артиллерийским самоходкам появилась сразу после появления подобной техники на фронте. Тем не менее, до определенного времени экипажам САУ приходилось рассчитывать лишь на помощь автомобильной техники. Предложение о создании транспортера боеприпасов появилось только осенью 1943 года. Новая машина должна была поступить в имеющиеся роты тяжелых пехотных орудий и обеспечивать своевременный подвоз снарядов самоходкам.
С целью экономии времени, сил и ресурсов было решено строить новый транспортер на базе существующей техники, а именно САУ Grille Ausf.M. Эта бронемашина строилась серийно на базе имеющихся легких танков, что позволяло быстро наладить производство новой техники, а также упростить эксплуатацию за счет высокой степени унификации. Кроме того, с целью максимального упрощения производства было решено отказаться от значительной переработки базовой машины. Заметным изменениям должно было подвергаться только боевое отделение, которое теперь должно было стать грузовым отсеком для перевозки боеприпасов. Новая машина, ставшая очередным вариантом развития танка Pz.Kpfw.38(t), получила соответствующее обозначение – Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.
Общий вид транспортера Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Фото Aviarmor.net
Новый проект подразумевал сохранение всех основных агрегатов существующей самоходки. Должно было использоваться готовое гусеничное шасси с корпусом имеющейся конструкции. Также сохранялась имеющаяся рубка боевого отделения. Компоновка машины менялась незначительно, и все изменения были связаны с новым назначением. В передней части корпуса оставались агрегаты трансмиссии и небольшое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В центре корпуса помещался двигатель, а бывшее боевое отделение в корме отдавалось под грузовой отсек.
Корпус, заимствованный у самоходки Grille, получал два лобовых листа толщиной 20 мм. Один из них располагался вертикально, второй – с большим наклоном. На наклонном листе у правого борта машины предусматривалась рубка механика-водителя, состоявшая из 15-мм деталей. Борта корпуса должны были выполняться из брони толщиной 15 мм, корма – из 10-мм. Рубка должна была состоять из нескольких 10-мм листов разной формы, устанавливаемых с некоторым наклоном внутрь. Имелись два лобовых листа, помещенных под углом к оси машины, а также борта со скошенной задней частью. На лобовой части рубки сохранялась качающаяся маска орудия, однако она жестко крепилась к другим деталям и представляла собой неподвижный элемент бронезащиты.
Сохранились фотографии некой машины, похожей на Munitionspanzer 38(t) Ausf.K, но имеющей некоторые отличия с точки зрения конструкции рубки. Этот образец бронемашины получил рубку со сплошной лобовой частью без маски, а также оснащался распашной дверью в кормовом листе, под которой имелась подножка. Вероятно, это был ранний прототип или макет перспективной машины. Серийная техника, из соображений экономии и ускорения производства, была максимально унифицирована с базовой САУ и получала соответствующую рубку.
Планы командования подразумевали передачу машин Munitionspanzer 38(t) Ausf.K в подразделения, вооруженные САУ Grille обеих модификаций. Каждая рота с шестью самоходками должна была получать по два подвозчика боеприпасов. Количество собранных транспортеров позволяло оснастить требуемой техникой большую часть рот тяжелых пехотных орудий. Некоторые подобные подразделения, однако, должны были использовать иные средства подвоза боеприпасов.
Транспортеры боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не предназначались для постоянной работы на переднем крае, что положительным образом сказалось на их живучести. Не подвергаясь значительному риску, подобная техника несла минимальные потери, чего нельзя было сказать о САУ Grille. В итоге значительное число подвозчиков дожило до самого конца войны, когда эксплуатация этой техники прекратилась по понятным причинам. После окончания боев эта техника потеряла все реальные перспективы, что привело к ее списанию и последующей утилизации. Все построенные транспортеры в течение первых послевоенных лет отправились в переплавку за ненадобностью. Та же судьба постигла и САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t): сохранилась лишь одна такая машина модификации «M».
Проект Munitionspanzer 38(t) Ausf.K создавался в качестве решения важнейшей проблемы, связанной с эксплуатацией имеющейся бронетехники. Путем незначительных доработок базовой самоходки авторам проекта удалось создать новую специализированную машину, упростившую работу артиллерии. Тем не менее, нельзя не отметить, что подвозчик боеприпасов появился достаточно поздно, из-за чего в течение нескольких месяцев экипажам САУ Grille приходилось пользоваться менее удобной вспомогательной техникой.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://henk.fox3000.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Необходимость в специальных подвозчиках боеприпасов для помощи артиллерийским самоходкам появилась сразу после появления подобной техники на фронте. Тем не менее, до определенного времени экипажам САУ приходилось рассчитывать лишь на помощь автомобильной техники. Предложение о создании транспортера боеприпасов появилось только осенью 1943 года. Новая машина должна была поступить в имеющиеся роты тяжелых пехотных орудий и обеспечивать своевременный подвоз снарядов самоходкам.
С целью экономии времени, сил и ресурсов было решено строить новый транспортер на базе существующей техники, а именно САУ Grille Ausf.M. Эта бронемашина строилась серийно на базе имеющихся легких танков, что позволяло быстро наладить производство новой техники, а также упростить эксплуатацию за счет высокой степени унификации. Кроме того, с целью максимального упрощения производства было решено отказаться от значительной переработки базовой машины. Заметным изменениям должно было подвергаться только боевое отделение, которое теперь должно было стать грузовым отсеком для перевозки боеприпасов. Новая машина, ставшая очередным вариантом развития танка Pz.Kpfw.38(t), получила соответствующее обозначение – Munitionspanzer 38(t) Ausf.K.
Общий вид транспортера Munitionspanzer 38(t) Ausf.K. Фото Aviarmor.net
Новый проект подразумевал сохранение всех основных агрегатов существующей самоходки. Должно было использоваться готовое гусеничное шасси с корпусом имеющейся конструкции. Также сохранялась имеющаяся рубка боевого отделения. Компоновка машины менялась незначительно, и все изменения были связаны с новым назначением. В передней части корпуса оставались агрегаты трансмиссии и небольшое отделение управления с рабочим местом механика-водителя. В центре корпуса помещался двигатель, а бывшее боевое отделение в корме отдавалось под грузовой отсек.
Корпус, заимствованный у самоходки Grille, получал два лобовых листа толщиной 20 мм. Один из них располагался вертикально, второй – с большим наклоном. На наклонном листе у правого борта машины предусматривалась рубка механика-водителя, состоявшая из 15-мм деталей. Борта корпуса должны были выполняться из брони толщиной 15 мм, корма – из 10-мм. Рубка должна была состоять из нескольких 10-мм листов разной формы, устанавливаемых с некоторым наклоном внутрь. Имелись два лобовых листа, помещенных под углом к оси машины, а также борта со скошенной задней частью. На лобовой части рубки сохранялась качающаяся маска орудия, однако она жестко крепилась к другим деталям и представляла собой неподвижный элемент бронезащиты.
Сохранились фотографии некой машины, похожей на Munitionspanzer 38(t) Ausf.K, но имеющей некоторые отличия с точки зрения конструкции рубки. Этот образец бронемашины получил рубку со сплошной лобовой частью без маски, а также оснащался распашной дверью в кормовом листе, под которой имелась подножка. Вероятно, это был ранний прототип или макет перспективной машины. Серийная техника, из соображений экономии и ускорения производства, была максимально унифицирована с базовой САУ и получала соответствующую рубку.
Планы командования подразумевали передачу машин Munitionspanzer 38(t) Ausf.K в подразделения, вооруженные САУ Grille обеих модификаций. Каждая рота с шестью самоходками должна была получать по два подвозчика боеприпасов. Количество собранных транспортеров позволяло оснастить требуемой техникой большую часть рот тяжелых пехотных орудий. Некоторые подобные подразделения, однако, должны были использовать иные средства подвоза боеприпасов.
Транспортеры боеприпасов Munitionspanzer 38(t) Ausf.K не предназначались для постоянной работы на переднем крае, что положительным образом сказалось на их живучести. Не подвергаясь значительному риску, подобная техника несла минимальные потери, чего нельзя было сказать о САУ Grille. В итоге значительное число подвозчиков дожило до самого конца войны, когда эксплуатация этой техники прекратилась по понятным причинам. После окончания боев эта техника потеряла все реальные перспективы, что привело к ее списанию и последующей утилизации. Все построенные транспортеры в течение первых послевоенных лет отправились в переплавку за ненадобностью. Та же судьба постигла и САУ 15 cm sIG 33(SF) auf Pz.Kpfw.38(t): сохранилась лишь одна такая машина модификации «M».
Проект Munitionspanzer 38(t) Ausf.K создавался в качестве решения важнейшей проблемы, связанной с эксплуатацией имеющейся бронетехники. Путем незначительных доработок базовой самоходки авторам проекта удалось создать новую специализированную машину, упростившую работу артиллерии. Тем не менее, нельзя не отметить, что подвозчик боеприпасов появился достаточно поздно, из-за чего в течение нескольких месяцев экипажам САУ Grille приходилось пользоваться менее удобной вспомогательной техникой.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://worldwarphotos.info/
http://henk.fox3000.com/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher