Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t), Германия
В самом начале 1944 года командование Вермахта приказало начать серийное производство новейших противотанковых самоходных артиллерийских установок Jagdpanzer 38 Hetzer. Уже в начале весны войска получили первые несколько машин этого типа, а в течение следующих месяцев промышленность вышла на требуемые темпы производства. После освоения производства и эксплуатации новых самоходок было принято решение о создании специальных ремонтных машин, которые планировалось использовать вместе с новыми САУ. Результатом нового проекта стало появление машины Bergepanzer 38(t).
Командование решило, что подразделениям, оснащенным САУ Hetzer, необходимы бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Основной задачей этой техники должна была стать эвакуация поврежденных самоходок с поля боя. Кроме того, их планировалось применять в качестве подвижной мастерской, необходимой для проведения ремонта поврежденных бронемашин. Подобные требования определяли состав необходимого специального оборудования. Кроме того, из соображений экономии было решено строить БРЭМ на базе существующего шасси Jagdpanzer 38. C помощью такой унификации можно было значительно упростить производство и эксплуатацию двух типов техники за счет использования общих комплектующих, а также благодаря упрощению снабжения запчастями и обслуживания.
Разработка новой бронемашины, представлявшей собой очередной вариант развития легкого танка Pz.Kpfw.38(t), вновь была поручена фирме Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG. Эта организация ранее создала базовый танк, а затем в течение длительного времени занималась его развитием и приспособлением к решению новых специальных задач.
Общий вид Bergepanzer 38(t). Фото 2iemeguerre.ca
Предложение об использовании существующего шасси также в значительной мере упростило создание новой ремонтно-эвакуационной машины. Появлялась возможность незначительно доработать существующий корпус, удалить некоторые более не нужные агрегаты и установить новое оснащение, а также применить готовые силовую установку и ходовую часть. Кроме того, в будущем подобная методика разработки новой техники сулила сокращение расходов на строительство новых БРЭМ.
Для новой БРЭМ Bergepanzer 38(t) был разработан обновленный броневой корпус, основывавшийся на существующей конструкции, созданной ранее для самоходки. Нижняя часть корпуса имела коробчатую форму, связанную с необходимостью монтажа элементов силовой установки и ходовой части. Верхняя часть корпуса, в свою очередь, выполнялась из нескольких бронелистов разных форм и размеров, монтируемых с наклоном внутрь. При этом было решено уменьшить высоту надстройки-рубки, а также отказаться от крыши ввиду необходимости решения некоторых новых задач.
Ремонтно-эвакуационная машина получила новый наклонный лобовой лист толщиной 60 мм. В отличие от базового проекта, теперь предлагалось использовать сплошную броневую деталь без крупной амбразуры, предназначенной для монтажа орудия. В левой части лобового листа остался лючок со смотровыми приборами механика-водителя, однако из-за уменьшения высоты корпуса теперь он находился почти под верхним срезом лба. Наклонные борта и крыша корпуса предлагалось изготовлять из 20-мм листов. Крыша не предусматривалась, а днище имело толщину 10 мм.
В ходе серийного строительства ремонтно-эвакуационных машин осуществлялась незначительная модернизация крана, в основном заключавшаяся в усилении его балок и их креплений с целью некоторого повышения грузоподъемности. Основные особенности его конструкции, тем не менее, оставались без изменений.
Еще одним атрибутом значительного количества БРЭМ на основе Jagdpanzer 38 стал сошник, который можно было применять при буксировке или вытаскивании техники, а также во время работы подъемного крана. Сошник изогнутого профиля крепился на V-образной конструкции из балок, которые присоединялись к кормовой части корпуса. Перед выполнением работ его следовало опускать на грунт и закрепляться, немного сдавая назад. В транспортном положении сошник поднимался вверх, при этом его балки занимали вертикальное положение. Из-за большой массы сошник должен был опускаться и подниматься при помощи штатной лебедки машины.
Внутри обитаемого отсека и на внешних креплениях корпуса ремонтно-эвакуационная машина должна была перевозить необходимые для работы инструменты, некоторые запчасти, элементы подъемного крана и т.д. Благодаря этому экипаж получал возможность в полевых условиях осуществлять значительное число операций и процедур по эвакуации и мелкому ремонту техники.
Являясь вспомогательной машиной, ремонтно-эвакуационная Bergepanzer 38(t) не имела серьезного вооружения. Для самообороны следовало использовать один 7,92-мм пулемет MG 34 или MG 42. В зависимости от параметров конкретной машины, пулемет должен был транспортироваться в укладке или устанавливаться на шкворневую установку. Имеющееся вооружение позволяло обороняться от пехоты противника и прикрывать работающих над эвакуацией техники членов экипажа.
Экипаж новой БРЭМ должен был состоять из четырех человек. В передней части обитаемого отсека, у поста управления, помещался механик-водитель. За ним должны были находиться места остальных членов экипажа, отвечавших за эксплуатацию специального оборудования и выполнение основных задач. В зависимости от текущей обстановки и имеющихся целей, они могли работать не покидая машину, либо находясь за пределами защищенного корпуса. Для связи экипаж имел одну радиостанцию FuG 5.
Ввиду отсутствия кардинальных доработок корпуса в сравнении с базовой САУ новая БРЭМ сохранила ее габариты. Длина машины (по корпусу, без учета сошника) составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 1,7 м. Боевая масса составляла 14,5 т. Некоторое снижение боевой массы не привело к значительному изменению подвижности. Максимальная скорость достигала 42 км/ч, запас хода – 177 км.
Разработка проекта Bergepanzer 38(t) была завершена к середине 1944 года. Вскоре после этого был собран первый прототип, по результатам проверки которого было принято решение о дальнейшем серийном производстве новой техники с последующей передачи машин войскам. В это время были определены нужды артиллерийских подразделений. Изучение вопроса специалистами Вермахта показало, что войскам нужна одна ремонтно-эвакуационная машина на каждые 14 самоходных артиллерийских установок. Забегая вперед, следует отметить, что до конца войны немецкая промышленность построила менее 2900 САУ Jagdpanzer 38. Таким образом, в общей сложности (с учетом всего серийного строительства) войскам могло потребоваться не менее двух сотен новых БРЭМ. Большую часть таких нужд удалось удовлетворить.
К началу осени 1944 года фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG было построено семь первых машин нового типа. По некоторым данным, эту технику строили на базе специально собранного гусеничного шасси. Вскоре фирма-производитель освоила полноценное производство требуемой техники, причем часть БРЭМ изготавливалась с нуля, а оставшиеся предлагалось перестраивать из самоходок, возвращаемых в тыл для ремонта. Время от времени особенности производства новой техники менялись. В частности, вносились те или иные коррективы в конструкцию специального оборудования, а также менялся его состав. Известно, что далеко не все БРЭМ получали кормовой сошник, а мощность лебедки менялась в достаточно широких пределах. Также имеются сведения о выпуске некоторого количества машин с лобовой броней толщиной лишь 30 мм – вдвое меньше, чем предусматривалось исходным проектом.
Сборка бронированных ремонтно-эвакуационных машин продолжалась до апреля 1945 года и прекратилась одновременно со строительством САУ Jagdpanzer 38 Hetzer. Наступление Красной армии на Восточном фронте приводило к потере одного военного завода за другим, что в итоге привело к прекращению производства массы образцов оружия и техники, в том числе самоходок и другой техники на базе Pz.Kpfw.38(t).
По имеющимся данным, до апреля 1945-го завод BMM успел выпустить в общей сложности 170 машин Bergepanzer 38(t). 106 единиц такой техники было собрано с нуля, еще 64 машины были выпущены осенью 1944 года путем переделки ремонтируемых артиллерийских самоходок. Большая часть построенных бронемашин была передана Вермахту для отправки в подразделения, вооруженные Jagdpanzer 38.
Немецким войскам требовалась новая техника для эвакуации и полевого ремонта поврежденных бронемашин. Промышленность справилась с поставленной задачей и представила требуемую технику, однако практика показала, что она не обладает нужными характеристиками. В ходе эксплуатации новых БРЭМ было установлено, что они не в полной мере соответствуют требованиям. В первую очередь, машинам не хватало мощности двигателя. Из-за этого Bergepanzer 38(t) могли осуществлять буксировку САУ Hetzer по шоссе или грунтовой дороге, но не имели возможности вытаскивать застрявшую технику или перемещать ее по бездорожью. Скорость движения в таких условиях оставляла желать лучшего, а в некоторых случаях перемещение и вовсе было невозможным.
Тем не менее, за неимением альтернатив войска были вынуждены продолжать эксплуатацию ремонтно-эвакуационных машин, сталкиваясь с заметными проблемами, обусловленными недостаточными характеристиками. Эксплуатация подобной техники без выдающихся успехов продолжалась до самого конца войны. Некоторая часть серийных БРЭМ и САУ оставалась в строю на момент капитуляции Германии. В дальнейшем некоторым машинам этого типа пришлось отправиться на полигоны других стран. В частности, как минимум, одна БРЭМ изучалась специалистами Соединенных Штатов на Абердинском полигоне. В течение нескольких послевоенных лет эта техника отправилась в переплавку ввиду отсутствия реальных перспектив.
Интересно, что бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t) в течение некоторого времени рассматривалась в качестве перспективного многоцелевого шасси, пригодного для использования в новых проектах. На базе шасси с бронекорпусом уменьшенной высоты предлагалось строить различные новые машины разного назначения. Предлагалось монтировать на таком шасси зенитные автоматы, орудия различных типов и т.д. Тем не менее, ни один подобный образец так и не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках по причине своего позднего появления.
С точки зрения основных технических особенностей проект бронированной ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer 38(t) может считаться удачным. Его авторам из фирмы BMM удалось добиться максимально возможной унификации с существующими САУ Jagdpanzer 38 Hetzer и при этом достичь поставленных целей. Одновременно с этим новая БРЭМ не могла полноценно выполнять свои основные задачи из-за недостаточно мощного двигателя, что затрудняло эксплуатацию и не позволяло рассчитывать на высокую эффективность работы в условиях поля боя. Попытки решить эту проблему не предпринимались. Более того, они уже были бы бесполезны: модернизация стартовала бы не ранее конца 1944 года, когда поражение нацистской Германии было лишь делом времени, и никакие ремонтные машины не могли исправить ее положение.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://wehrmacht-history.com/
http://2iemeguerre.ca/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Командование решило, что подразделениям, оснащенным САУ Hetzer, необходимы бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ). Основной задачей этой техники должна была стать эвакуация поврежденных самоходок с поля боя. Кроме того, их планировалось применять в качестве подвижной мастерской, необходимой для проведения ремонта поврежденных бронемашин. Подобные требования определяли состав необходимого специального оборудования. Кроме того, из соображений экономии было решено строить БРЭМ на базе существующего шасси Jagdpanzer 38. C помощью такой унификации можно было значительно упростить производство и эксплуатацию двух типов техники за счет использования общих комплектующих, а также благодаря упрощению снабжения запчастями и обслуживания.
Разработка новой бронемашины, представлявшей собой очередной вариант развития легкого танка Pz.Kpfw.38(t), вновь была поручена фирме Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG. Эта организация ранее создала базовый танк, а затем в течение длительного времени занималась его развитием и приспособлением к решению новых специальных задач.
Общий вид Bergepanzer 38(t). Фото 2iemeguerre.ca
Предложение об использовании существующего шасси также в значительной мере упростило создание новой ремонтно-эвакуационной машины. Появлялась возможность незначительно доработать существующий корпус, удалить некоторые более не нужные агрегаты и установить новое оснащение, а также применить готовые силовую установку и ходовую часть. Кроме того, в будущем подобная методика разработки новой техники сулила сокращение расходов на строительство новых БРЭМ.
Для новой БРЭМ Bergepanzer 38(t) был разработан обновленный броневой корпус, основывавшийся на существующей конструкции, созданной ранее для самоходки. Нижняя часть корпуса имела коробчатую форму, связанную с необходимостью монтажа элементов силовой установки и ходовой части. Верхняя часть корпуса, в свою очередь, выполнялась из нескольких бронелистов разных форм и размеров, монтируемых с наклоном внутрь. При этом было решено уменьшить высоту надстройки-рубки, а также отказаться от крыши ввиду необходимости решения некоторых новых задач.
Ремонтно-эвакуационная машина получила новый наклонный лобовой лист толщиной 60 мм. В отличие от базового проекта, теперь предлагалось использовать сплошную броневую деталь без крупной амбразуры, предназначенной для монтажа орудия. В левой части лобового листа остался лючок со смотровыми приборами механика-водителя, однако из-за уменьшения высоты корпуса теперь он находился почти под верхним срезом лба. Наклонные борта и крыша корпуса предлагалось изготовлять из 20-мм листов. Крыша не предусматривалась, а днище имело толщину 10 мм.
В ходе серийного строительства ремонтно-эвакуационных машин осуществлялась незначительная модернизация крана, в основном заключавшаяся в усилении его балок и их креплений с целью некоторого повышения грузоподъемности. Основные особенности его конструкции, тем не менее, оставались без изменений.
Еще одним атрибутом значительного количества БРЭМ на основе Jagdpanzer 38 стал сошник, который можно было применять при буксировке или вытаскивании техники, а также во время работы подъемного крана. Сошник изогнутого профиля крепился на V-образной конструкции из балок, которые присоединялись к кормовой части корпуса. Перед выполнением работ его следовало опускать на грунт и закрепляться, немного сдавая назад. В транспортном положении сошник поднимался вверх, при этом его балки занимали вертикальное положение. Из-за большой массы сошник должен был опускаться и подниматься при помощи штатной лебедки машины.
Внутри обитаемого отсека и на внешних креплениях корпуса ремонтно-эвакуационная машина должна была перевозить необходимые для работы инструменты, некоторые запчасти, элементы подъемного крана и т.д. Благодаря этому экипаж получал возможность в полевых условиях осуществлять значительное число операций и процедур по эвакуации и мелкому ремонту техники.
Являясь вспомогательной машиной, ремонтно-эвакуационная Bergepanzer 38(t) не имела серьезного вооружения. Для самообороны следовало использовать один 7,92-мм пулемет MG 34 или MG 42. В зависимости от параметров конкретной машины, пулемет должен был транспортироваться в укладке или устанавливаться на шкворневую установку. Имеющееся вооружение позволяло обороняться от пехоты противника и прикрывать работающих над эвакуацией техники членов экипажа.
Экипаж новой БРЭМ должен был состоять из четырех человек. В передней части обитаемого отсека, у поста управления, помещался механик-водитель. За ним должны были находиться места остальных членов экипажа, отвечавших за эксплуатацию специального оборудования и выполнение основных задач. В зависимости от текущей обстановки и имеющихся целей, они могли работать не покидая машину, либо находясь за пределами защищенного корпуса. Для связи экипаж имел одну радиостанцию FuG 5.
Ввиду отсутствия кардинальных доработок корпуса в сравнении с базовой САУ новая БРЭМ сохранила ее габариты. Длина машины (по корпусу, без учета сошника) составляла 4,87 м, ширина – 2,63 м, высота – 1,7 м. Боевая масса составляла 14,5 т. Некоторое снижение боевой массы не привело к значительному изменению подвижности. Максимальная скорость достигала 42 км/ч, запас хода – 177 км.
Разработка проекта Bergepanzer 38(t) была завершена к середине 1944 года. Вскоре после этого был собран первый прототип, по результатам проверки которого было принято решение о дальнейшем серийном производстве новой техники с последующей передачи машин войскам. В это время были определены нужды артиллерийских подразделений. Изучение вопроса специалистами Вермахта показало, что войскам нужна одна ремонтно-эвакуационная машина на каждые 14 самоходных артиллерийских установок. Забегая вперед, следует отметить, что до конца войны немецкая промышленность построила менее 2900 САУ Jagdpanzer 38. Таким образом, в общей сложности (с учетом всего серийного строительства) войскам могло потребоваться не менее двух сотен новых БРЭМ. Большую часть таких нужд удалось удовлетворить.
К началу осени 1944 года фирмой Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG было построено семь первых машин нового типа. По некоторым данным, эту технику строили на базе специально собранного гусеничного шасси. Вскоре фирма-производитель освоила полноценное производство требуемой техники, причем часть БРЭМ изготавливалась с нуля, а оставшиеся предлагалось перестраивать из самоходок, возвращаемых в тыл для ремонта. Время от времени особенности производства новой техники менялись. В частности, вносились те или иные коррективы в конструкцию специального оборудования, а также менялся его состав. Известно, что далеко не все БРЭМ получали кормовой сошник, а мощность лебедки менялась в достаточно широких пределах. Также имеются сведения о выпуске некоторого количества машин с лобовой броней толщиной лишь 30 мм – вдвое меньше, чем предусматривалось исходным проектом.
Сборка бронированных ремонтно-эвакуационных машин продолжалась до апреля 1945 года и прекратилась одновременно со строительством САУ Jagdpanzer 38 Hetzer. Наступление Красной армии на Восточном фронте приводило к потере одного военного завода за другим, что в итоге привело к прекращению производства массы образцов оружия и техники, в том числе самоходок и другой техники на базе Pz.Kpfw.38(t).
По имеющимся данным, до апреля 1945-го завод BMM успел выпустить в общей сложности 170 машин Bergepanzer 38(t). 106 единиц такой техники было собрано с нуля, еще 64 машины были выпущены осенью 1944 года путем переделки ремонтируемых артиллерийских самоходок. Большая часть построенных бронемашин была передана Вермахту для отправки в подразделения, вооруженные Jagdpanzer 38.
Немецким войскам требовалась новая техника для эвакуации и полевого ремонта поврежденных бронемашин. Промышленность справилась с поставленной задачей и представила требуемую технику, однако практика показала, что она не обладает нужными характеристиками. В ходе эксплуатации новых БРЭМ было установлено, что они не в полной мере соответствуют требованиям. В первую очередь, машинам не хватало мощности двигателя. Из-за этого Bergepanzer 38(t) могли осуществлять буксировку САУ Hetzer по шоссе или грунтовой дороге, но не имели возможности вытаскивать застрявшую технику или перемещать ее по бездорожью. Скорость движения в таких условиях оставляла желать лучшего, а в некоторых случаях перемещение и вовсе было невозможным.
Тем не менее, за неимением альтернатив войска были вынуждены продолжать эксплуатацию ремонтно-эвакуационных машин, сталкиваясь с заметными проблемами, обусловленными недостаточными характеристиками. Эксплуатация подобной техники без выдающихся успехов продолжалась до самого конца войны. Некоторая часть серийных БРЭМ и САУ оставалась в строю на момент капитуляции Германии. В дальнейшем некоторым машинам этого типа пришлось отправиться на полигоны других стран. В частности, как минимум, одна БРЭМ изучалась специалистами Соединенных Штатов на Абердинском полигоне. В течение нескольких послевоенных лет эта техника отправилась в переплавку ввиду отсутствия реальных перспектив.
Интересно, что бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 38(t) в течение некоторого времени рассматривалась в качестве перспективного многоцелевого шасси, пригодного для использования в новых проектах. На базе шасси с бронекорпусом уменьшенной высоты предлагалось строить различные новые машины разного назначения. Предлагалось монтировать на таком шасси зенитные автоматы, орудия различных типов и т.д. Тем не менее, ни один подобный образец так и не дошел до серийного производства и эксплуатации в войсках по причине своего позднего появления.
С точки зрения основных технических особенностей проект бронированной ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer 38(t) может считаться удачным. Его авторам из фирмы BMM удалось добиться максимально возможной унификации с существующими САУ Jagdpanzer 38 Hetzer и при этом достичь поставленных целей. Одновременно с этим новая БРЭМ не могла полноценно выполнять свои основные задачи из-за недостаточно мощного двигателя, что затрудняло эксплуатацию и не позволяло рассчитывать на высокую эффективность работы в условиях поля боя. Попытки решить эту проблему не предпринимались. Более того, они уже были бы бесполезны: модернизация стартовала бы не ранее конца 1944 года, когда поражение нацистской Германии было лишь делом времени, и никакие ремонтные машины не могли исправить ее положение.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://armor.kiev.ua/
http://aviarmor.net/
http://wehrmacht-history.com/
http://2iemeguerre.ca/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Автор: Glenn Witcher