Оборонная промышленность Израиля. Часть 5
Предыдущие статьи серии:
Оборонная промышленность Израиля. Часть 1
Оборонная промышленность Израиля. Часть 2
Оборонная промышленность Израиля. Часть 3
Оборонная промышленность Израиля. Часть 4
Беспилотник Eitan (ранее Heron TP) от компании IAI с турбовинтовым двигателем мощностью 1200 л.с. и при взлетной массе 5650 кг является самым большим дроном Израиля
Дроны и роботы
Часами можно спорить о том, кто первый создал дроны (в том числе и оригинальное название), но нет вопросов касательно реально эксплуатируемых систем современной эпохи – они определенно имеют израильское происхождение. Даже один из самых первых и самых популярных американских беспилотников компании, RQ-5 Hunter компании Northrop Grumman, базировался на одноименном летательном аппарате компании IAI.
По иронии судьбы даже нынешний производитель больших беспилотных летательных аппаратов (БЛА), американская компания General Atomics, рассматривает в качестве основы своего дрона Gnat беспилотник Amber от Leading Systems, спроектированный бывшим инженером израильских ВВС Абрахамом Каремом, который создал свой первый дрон в начале 70-х годов прошлого века. По правде говоря, операции, проводимые Соединенными Штатами в Афганистане и других местах, например Ираке и Йемене, где идет активная охота на террористов, «отвлекают» от того факта, что ведущим экспортером дронов сегодня на самом является Израиль.
Мир израильских БЛА в основном поделен между компаниями Israel Aerospace Industry и Elbit Systems, по крайней мере, что касается крупноразмерных аппаратов. Дронами меньших размеров тактического типа занимаются фирмы Aeronautics, Top-I и Steadicopter. Компания Rafael попыталась откусить кусочек от беспилотного пирога, в частности занять нишу аппаратов для городского боя, но несколько лет назад ушла со сцены, чтобы сконцентрироваться на наземной и морской робототехнике. В статье не ставится задача показать все израильские дроны, скорее описываются последние модели, которые лучше всего иллюстрируют возможности этих компаний.
Категория MALE
Королевская категория MALE (Medium Altitude Long Endurance – средней высоты и большой продолжительности полёта). В мире очень мало игроков играют в этой лиге, но в Израиле таких целых два – IAI Malat и Elbit. Определение дронов категории MALE туманное и спорное, но описывает беспилотник категории MALE как летательный аппарат, способный летать на высотах до 10000 футов (чуть более 3000 метров, для многих эта высота ниже чем «средняя») в течение 24 – 48 часов.
HERON – IAI
Нынешний ветеран этой категории, беспилотник Heron производства компании IAI, впервые поднялся в воздух в 1994 году. БЛА Heron массой 1150 кг, способный оставаться в воздухе до 52 часов и подниматься на высоту 35000 футов (примерно 10500 метров), был заказан, по меньшей мере, 34 странами. Самые известные его покупатели Индия, Германия, Бразилия, Турция и Франция, хотя компания Cassidian из последней страны позднее модернизировала его с неоднозначными результатами, дав ему имя Harfang. Беспилотник Heron имеет выпускаемое шасси, несет четыре одновременно работающих сенсорных системы, использует двойную систему автоматического взлета и посадки, а также систему спутниковой связи для работы на больших расстояниях.
Как правило, Heron несет на борту морской радар ELM/2020U или антенну с синтезированной апертурой ELM/2055, спутниковую систему связи Elk-1891 и различные оптико-электронные станции оптической видовой разведки. Некоторые, как например беспилотник на фото, оборудуются системами радиолокационной борьбы, тогда как другие израильские аппараты несут на борту антенны электронной и радиотехнической разведки
Нынешний дрон Hermes 450 массой 550 кг имеет полезную грузоподъемность около 180 кг. Потолок составляет 5500 метров, а продолжительность полета 17 часов. Дрон на рисунке несет оборудование радиоэлектронной борьбы в подкрыльевых контейнерах
HERMES 450 – ELBIT
Вторым в списке компании Elbit идет дрон Hermes 450, совершивший свой первый полет в 1998 году. На службе армии обороны Израиля он находится уже более 15 лет, кроме того, он также стал достаточно успешным и на мировой сцене, был продан в более чем десяток стран, включая Сингапур, а также, что несколько неожиданно, в такие страны как Азербайджан, Ботсвана и Грузия. Он также эксплуатировался британцами в качестве промежуточного решения в Афганистане под «присмотром» компании Elbit до тех пор, пока не поступил на вооружение вариант Watchkeeper компании Thales.
Модель 450, как правило, оборудуется оптико-электронной станцией видовой разведки Elbit Compass под фюзеляжем, но также может принять РЛС с синтезированной апертурой, РЛС для морского патрулирования и плюс системы электронной и радиотехнической разведки и глушения средств связи. Весьма популярна установка на этот дрон итальянского радара морской разведки и берегового патрулирования Gabbiano T-20 (мощность 20 ватт) от Selex. Кроме того, он может нести чуть более крупную, но более мощную РЛС T200. БЛА Hermes 450 также взлетает и садится автоматически даже на полуготовые полосы с переходным покрытием.
EITAN – IAI
Первоначально известный под обозначением Heron TP, это больше чем вариант Heron с турбовинтовым двигателем. Несмотря на аналогичную двухбалочную схему, он существенно крупнее и тяжелее. Eitan (означает стойкий), совершивший свой первый полет в 2004 году, имеет взлетную массу 4650 кг, что фактически в четыре раза больше массы модели Heron. Двигатель PT6A мощностью 1200 л.с. позволяет подниматься ему на высоту 13700 метров и оставаться в воздухе свыше 70 часов. На вооружении Израиля он состоит с 2009 года, но сведений о зарубежных заказчиках на него на данный момент нет.
HERMES 900 – ELBIT
Беспилотник Hermes 900 с взлетной массой 1180 кг, грузоподъемностью 350 кг, потолком более 9100 метров и продолжительностью полета 36 часов заполняет собой разрыв между Hermes 450 и существенно более тяжелыми дронами. Одним из основных преимуществ модели 900 является его большой внутренний отсек, который позволяет разместить самые разные электронные системы. Это огромное преимущество по сравнению с внешней установкой или креплением, поскольку нет нарушения конструкции планера и не требуется последующего тестирования на аэродинамические характеристики. В этом контексте интересно отметить, что радар является единственным внешним компонентом полезной нагрузки дрона Hermes 450, если устанавливается электроника фирмы Elisra (подразделение компании Elbit). Канал связи от Elisra, например, обеспечивает дальность в прямой видимости 250 км.
Одной из важных особенностей модели 900 является то, что все электронные системы и бортовая аппаратура, размещаемые в его отсеках, автоматически конфигурируемы (plug-and-play). Помимо вместительного внутреннего отсека беспилотник Hermes 900 имеет четыре внешних точки крепления.
Возможные варианты бортовой аппаратуры включают оптико-электронную станцию Dcompass, сканер Lasso (относительно новая система, которая ведет почти в реальном времени обновляемую мультиспектральную аэрофотосъемку и обеспечивает автоматическую рекогносцировку и картографирование очень больших районов), средства электронной разведки (как правило, Elisra AES-210), радиопеленгаторную антенну радиоразведки, системы Elisra Skyfix и Skyjam (слушают и записывают переговоры по мобильным телефонам и SMS, определяют местоположение объекта, передают собранную разведывательную информацию на землю и, в конечном счете, глушат телефон), Skeye компании Elisra (система видеонаблюдения за большими районами высокого разрешения, которая способна мониторить обширные зоны, перехватывать происходящие события, сравнивать изображения с данными из видеоархива). Беспилотник 900 также имеет на борту систему предупреждения опасного столкновения в воздухе и уклонения от него и плюс панорамный (на 200°) оптико-электронный сенсорный комплект. Вскоре будет установлена новая радиолокационная система предотвращения столкновений разработки компании Elisra.
Дрон Hermes 900, совершивший свой первый полет в 2009 году, был заказан израильскими ВВС уже в 2010 году, прошел испытания в Швейцарии; также заказан Чили, Колумбией и Мексикой (для полиции).
Эволюция дрона Hermes 450, по-видимому, никогда не остановится, судя по этому варианту. Он оборудован новым роторно-поршневым двигателем, трехлопастным винтом и экспериментальной гондолой с морским радаром Selex Gabbiano T20
Беспилотник Hermes 900 демонстрирует свои вместительные отсеки, позволяющие нести большое количество сенсоров, включая РЛС морского патрулирования
Дрон Orbiter III впервые был показан в 2011 году. Его стабилизированная оптико-электронная станция T-Stamp позволяет вести разведку и целеуказание
Hermes 90 имеет размах крыльев пять метров и максимальную взлетную массу 115 кг, может нести 25 кг бортовой аппаратуры; практический потолок составляет 4500 метров и продолжительность полета 15 часов
Дрон Casper 250 от Top I Vision поставляется в компактном комплекте, включающем сам аппарат, систему передачи данных и станцию контроля
Вертодрон Panther компании IAI с тремя роторами представляет собой инновационный подход к комбинированному вертикально-горизонтальному полету. Он может летать на достаточно большой высоте 1500 метров
Вертодроны
Системы вертикального взлета и посадки являются относительно новой сферой израильской оборонной промышленности, хотя некоторые компании занимаются этим бизнесом, включая Israel Aerospace Industry, создавшая беспилотную систему на базе вертолета Alouette III.
PANTHER – IAI
В своем проекте Panther компания IAI реализовала инновационную концепцию летательного аппарата с поворотными винтами (конвертоплана), вращающимися от электродвигателей: два на крыльях и один в хвостовой части между хвостовыми балками. В то время как установленные на крыльях несущие винты поворачиваются из вертикального положения (взлет и посадка) в горизонтальное для полета на высокой скорости, ось хвостового винта остается вертикальной для обеспечения устойчивости по тангажу (за счет изменения скорости вращения), но может поворачиваться немного вправо и влево относительно продольной оси аппарата для контроля рысканья.
Второй особенностью вертодрона Panther является относительно бесшумная работа. Panther имеет максимальную взлетную массу 65 кг, поднимает полезной нагрузки 8,5 кг (как правило, стабилизированная дневная/ночная камера Mini-Pop), продолжительность полета составляет 4 часа, а дальность действия 60 км. Типичный комплекс включает три аппарата, интегрированный коммуникационный комплект и две консоли операторов. Компания IAI в настоящее время работает над гибридным движителем для дрона Panther.
Наземный мобильный робот Guardium ведет наблюдение в аэропорту Бен Гурион
Наземные роботы
Особенности рельефа, несомненно, представляют собой самую сложную проблему для роботизированных транспортных средств. Их летающие собратья (дроны) имеют одно главное препятствие, которое называется Землей (другие препятствия – это сравнительно редко встречающиеся летательные аппараты). Их плавающие собратья имеют под собой обширные и умеренно плоские водные просторы, по которым они могут перемещаться и в большинстве случаев оставаться в поле зрения.
На земле колесные и гусеничные машины могут попасть в самые разные неприятности и получить массу проблем. Некоторые из препятствий могут быть непредвиденными, как например лужи с водой, образовавшиеся в результате сильного ливня. Для их определения необходима некая форма искусственного разума, в отличие от упавшего дерева, для которого необходимы только датчики обнаружения препятствий, подобные тем, что в настоящее время устанавливаются на бампера легковых автомобилей.
Израиль преодолел множество проблем в сфере наземной робототехники и стал первой страной поставившей себе на службу автономные системы, даже если они выполняют лишь патрулирование на знакомой территории, а их вооружение применятся только оператором.
GUARDIUM – G-NIUS
Компания G-Nius, образованная на паритетных началах Elbit и IAI, несколько лет работала над проектом Guardium (позднее получил обозначение Guardium MkI) и в итоге создала работоспособную машину, поступившую в эксплуатацию в 2007 году для выполнения патрульных задач по охране границы и проверки маршрутов на наличие самодельных фугасов. Было изготовлено около десятка таких машин.
Затем появился вариант Guardium MkII, базирующийся на доработанной упрочненной платформе способной принять 500 кг полезного груза и возможностью передвижения днем и ночью. Из-за своей неплохой грузоподъемности вариант MkII может использоваться как транспортер различных грузов.
Новая тенденция сегодня заключается в использовании серийных машин, поскольку, несомненно (и вопреки всему) их без труда интегрируемая электроника существенно упрощает выполнение внешних команд. Так как все команды на поворот, педаль газа и коробку передач являются электронными сигналами (педаль газа, рулевое управление с усилением и коробка передач в настоящее время лишены каких-либо механических связей), включаемыми в электронные цепи, то установка дорогих и громоздких сервоприводов становится совершенно излишней. Поэтому в модели MkIII на базе автомобиля Ford, которая была заказана израильской армией с целью замены MkI G-nius, используются все системы и сенсоры (все израильской разработки) от предыдущих моделей MkI и II.
Разрабатываемая компанией G-nius роботизированная машина Guardium MkIII может базироваться на автомобиле Ford с установленным боевым модулем от Rafael
Мобильный робот Rex компании Lahav имеет привод на четыре колеса, независимую подвеску, все управляемые колеса. Робот длиной 160 см, шириной 80 см и высотой 75 см развивает скорость 12 км/ч
Индивидуальная разведывательная система IRIS (Individual Reconnaissance and Intelligence System), разработанная компанией Roboteam (на фото в дренажной трубе)
Консоль дистанционного управления ROCU 7 компании Roboteam имеет 7-дюймовый экран, совместимый с очками ночного видения
IRIS – ROBOTEAM
Еще одна компания в Израиле занимается мини наземными роботизированными средствами. Roboteam была создана на базе опыта, полученного в военной сфере двумя ее основателями. Первым изделием, разработанным компанией Roboteam, стала система наблюдения и разведки Iris (Individual Reconnaissance and Intelligence System). Килограммовый робот, изготовленный полностью из композитных материалов, питается от двух батареек AA. Он может забрасываться на 60 метров с помощью техники «праща Давида» или сбрасываться с высоты 10 метров. Iris не имеет верха или низа и поэтому как упадет, в таком положении и движется. Его сенсорный комплект включает фронтальную дневную/ночную камеру с механизмом наклона на ±90°, лазерный указатель с двумя лазерами (видимый и ближней ИК-области) и микрофон. Чтобы повысить мобильность, его передние нейлоновые колеса больше нейлоновых задних колес, но все имеют по шесть выступов для повышения сцепления. Размеры Iris составляют 175x205x95 мм, что позволяет солдату переносить аппарат в боковом кармане. Он стал первым миниатюрным забрасываемым роботом в израильской армии.
Второе изделие компании Roboteam – это тактический микро-робот MTGR (Micro Tactical Ground Robot), также изготовленный из композиционных материалов и питающийся от батареи BB-2557 американского военного стандарта. На гусеничном аппарате массой 5,9 кг установлены очень длинные гусеничные удлинители, максимально повышающие проходимость; максимальная скорость составляет 6,4 км/ч. MTGR несет на себе шесть камер, обеспечивающих круговое покрытие днем и ночью, а также микрофон для лучшего владения обстановкой. Робот MTGR может оборудоваться тактическим манипулятором, камерой обзора сверху или планкой Пикатинни для упрощенного крепления различных военных инструментов и аксессуаров. Робот MTGR заказала Великобритания и Польша (50 штук к концу 2016 года).
В результате проведенных разработок в семействе Roboteam появился большой брат. Колесная платформа Probot массой 120 кг способна принять 230 кг полезной нагрузки и развить при этом максимальную скорость 35 км/ч. Для повышения проходимости каждое из четырех колес оборудуется гусеничным удлинителем (он же флиппер), что позволяет Probot подниматься по ступеням и преодолевать сложные препятствия. В городском окружении он может работать в радиусе до 500 метров; для проведения полуавтоматических операций у него имеются сенсоры технического зрения и слежения, что позволяет оператору не отвлекаться на контроль платформы, а сосредоточиться на выполнении задачи. На роботе имеется панорамная камера с возможностью наклона и увеличением x10, лазерный указатель и модуль подсветки; аккумуляторы американского военного стандарта гарантируют продолжительность работы 4-6 часов.
Колесная платформа Probot компании Roboteam
Компания Roboteam предлагает два блока управления для своих систем Iris и MTGR: ROCU-5 с 5-дюймовым экраном, джойстиком и двумя кнопками, и ROCU-7 с 7-дюймовым сенсорным экраном, совместимым с очками ночного видения.
Водная стихия
Надводный катер Stingray USV компании Elbit Systems в основном предназначен для разведки и сбора информации, для чего имеет на борту оптико-электронный комплект
Катер Silver Marlin существенно крупнее, имеет длину 10,6 метров, два дизельных двигателя мощностью 315 л.с. вращают два гребных винта, при помощи которых он может развить скорость быстроходного судна; продолжительность работы составляет 24-36 часов или 500 морских миль. Водоизмещение составляет 6,5 тонны, а грузоподъемность в 10 раз больше, чем у младшего собрата Stingray, что позволяет принять на борт больше оптронных сенсоров и плюс вооружение, например боевой модуль с 12,7-мм пулеметом. Для управления на больших расстояниях Silver Marlin оборудован системой спутниковой связи, хотя для ближнего радиуса действий имеется канал связи в пределах прямой видимости. Катер оборудован системой предотвращения столкновений.
Новый роботизированный катер Protector 11 (на фото на выставке Euronaval 2012) компании Rafael впечатляет. Слева направо идут: сдвоенная пусковая установка ракет Spike, установленная на артиллерийскую установку Typhoon, громкоговорители, оптико-электронная станция Toplite, две системы камер на 180°(вторая система направлена назад), радар обнаружения целей и, наконец, мощная водяная пушка в корме
Аппарат Barracuda, разработанный компаний Top I Vision на базе гидроцикла, способен дежурить в тростниковых зарослях неделю
PROTECTOR – RAFAEL
Как уже было отмечено, катер Silver Marlin имеет хорошую компанию в виде роботизированного аппарата Rafael Protector, который по данным производителя является единственной системой своего рода, состоящей на вооружении нескольких стран. Катер доступен в двух вариантах – длиной 9 и 11 метров. В настоящее время он вооружен мощной водяной пушкой, бьющей струей на 80 метров. На катере установлено 8 камер, обеспечивающих круговой обзор на 360°, он может быть вооружен дистанционно управляемой установкой Typhoon, а также пусковой установкой ракет Spike. Protector 11 массой 9 тонн базируется на V-образном корпусе, он оборудован двумя мощными дизельными двигателями Caterpillar C7, приводящими в действие два водомета Hamilton/Kamewa, позволяющие развить максимальную скорость до 38 узлов.
Protector, разумеется, оборудован лазерным дальномером, поисковой РЛС и оптико-электронным устройством автоматического или ручного круглосуточного обнаружения, идентификации, сопровождения и наведения на цели. Благодаря современному электронному оборудованию автоматический надводный аппарат Protector легко становится компонентом оперативных систем управления.
BARRACUDA - TOP I VISION
Еще одна новая система в этой сфере, имеющая меньшие размеры, но не меньшие интеллектуальные способности, разработана компанией Top I Vision. Система Barracuda, базирующаяся на гидроцикле, специально предназначена для ведения наблюдения за речными берегами, где легко осуществить проникновение или провезти контрабанду. Аппарат оборудован стабилизированной оптико-электронной станцией (конечно производства Top I Vision) и может прятаться в тростниковых или мангровых зарослях. Он может находиться в «спящем» режиме с заглушенным двигателем неделю и просыпаться по сигналу сенсоров.
Продолжение следует
Оборонная промышленность Израиля. Часть 1
Оборонная промышленность Израиля. Часть 2
Оборонная промышленность Израиля. Часть 3
Оборонная промышленность Израиля. Часть 4
Беспилотник Eitan (ранее Heron TP) от компании IAI с турбовинтовым двигателем мощностью 1200 л.с. и при взлетной массе 5650 кг является самым большим дроном Израиля
Дроны и роботы
Часами можно спорить о том, кто первый создал дроны (в том числе и оригинальное название), но нет вопросов касательно реально эксплуатируемых систем современной эпохи – они определенно имеют израильское происхождение. Даже один из самых первых и самых популярных американских беспилотников компании, RQ-5 Hunter компании Northrop Grumman, базировался на одноименном летательном аппарате компании IAI.
По иронии судьбы даже нынешний производитель больших беспилотных летательных аппаратов (БЛА), американская компания General Atomics, рассматривает в качестве основы своего дрона Gnat беспилотник Amber от Leading Systems, спроектированный бывшим инженером израильских ВВС Абрахамом Каремом, который создал свой первый дрон в начале 70-х годов прошлого века. По правде говоря, операции, проводимые Соединенными Штатами в Афганистане и других местах, например Ираке и Йемене, где идет активная охота на террористов, «отвлекают» от того факта, что ведущим экспортером дронов сегодня на самом является Израиль.
Мир израильских БЛА в основном поделен между компаниями Israel Aerospace Industry и Elbit Systems, по крайней мере, что касается крупноразмерных аппаратов. Дронами меньших размеров тактического типа занимаются фирмы Aeronautics, Top-I и Steadicopter. Компания Rafael попыталась откусить кусочек от беспилотного пирога, в частности занять нишу аппаратов для городского боя, но несколько лет назад ушла со сцены, чтобы сконцентрироваться на наземной и морской робототехнике. В статье не ставится задача показать все израильские дроны, скорее описываются последние модели, которые лучше всего иллюстрируют возможности этих компаний.
Категория MALE
Королевская категория MALE (Medium Altitude Long Endurance – средней высоты и большой продолжительности полёта). В мире очень мало игроков играют в этой лиге, но в Израиле таких целых два – IAI Malat и Elbit. Определение дронов категории MALE туманное и спорное, но описывает беспилотник категории MALE как летательный аппарат, способный летать на высотах до 10000 футов (чуть более 3000 метров, для многих эта высота ниже чем «средняя») в течение 24 – 48 часов.
HERON – IAI
Нынешний ветеран этой категории, беспилотник Heron производства компании IAI, впервые поднялся в воздух в 1994 году. БЛА Heron массой 1150 кг, способный оставаться в воздухе до 52 часов и подниматься на высоту 35000 футов (примерно 10500 метров), был заказан, по меньшей мере, 34 странами. Самые известные его покупатели Индия, Германия, Бразилия, Турция и Франция, хотя компания Cassidian из последней страны позднее модернизировала его с неоднозначными результатами, дав ему имя Harfang. Беспилотник Heron имеет выпускаемое шасси, несет четыре одновременно работающих сенсорных системы, использует двойную систему автоматического взлета и посадки, а также систему спутниковой связи для работы на больших расстояниях.
Как правило, Heron несет на борту морской радар ELM/2020U или антенну с синтезированной апертурой ELM/2055, спутниковую систему связи Elk-1891 и различные оптико-электронные станции оптической видовой разведки. Некоторые, как например беспилотник на фото, оборудуются системами радиолокационной борьбы, тогда как другие израильские аппараты несут на борту антенны электронной и радиотехнической разведки
Нынешний дрон Hermes 450 массой 550 кг имеет полезную грузоподъемность около 180 кг. Потолок составляет 5500 метров, а продолжительность полета 17 часов. Дрон на рисунке несет оборудование радиоэлектронной борьбы в подкрыльевых контейнерах
HERMES 450 – ELBIT
Вторым в списке компании Elbit идет дрон Hermes 450, совершивший свой первый полет в 1998 году. На службе армии обороны Израиля он находится уже более 15 лет, кроме того, он также стал достаточно успешным и на мировой сцене, был продан в более чем десяток стран, включая Сингапур, а также, что несколько неожиданно, в такие страны как Азербайджан, Ботсвана и Грузия. Он также эксплуатировался британцами в качестве промежуточного решения в Афганистане под «присмотром» компании Elbit до тех пор, пока не поступил на вооружение вариант Watchkeeper компании Thales.
Модель 450, как правило, оборудуется оптико-электронной станцией видовой разведки Elbit Compass под фюзеляжем, но также может принять РЛС с синтезированной апертурой, РЛС для морского патрулирования и плюс системы электронной и радиотехнической разведки и глушения средств связи. Весьма популярна установка на этот дрон итальянского радара морской разведки и берегового патрулирования Gabbiano T-20 (мощность 20 ватт) от Selex. Кроме того, он может нести чуть более крупную, но более мощную РЛС T200. БЛА Hermes 450 также взлетает и садится автоматически даже на полуготовые полосы с переходным покрытием.
EITAN – IAI
Первоначально известный под обозначением Heron TP, это больше чем вариант Heron с турбовинтовым двигателем. Несмотря на аналогичную двухбалочную схему, он существенно крупнее и тяжелее. Eitan (означает стойкий), совершивший свой первый полет в 2004 году, имеет взлетную массу 4650 кг, что фактически в четыре раза больше массы модели Heron. Двигатель PT6A мощностью 1200 л.с. позволяет подниматься ему на высоту 13700 метров и оставаться в воздухе свыше 70 часов. На вооружении Израиля он состоит с 2009 года, но сведений о зарубежных заказчиках на него на данный момент нет.
HERMES 900 – ELBIT
Беспилотник Hermes 900 с взлетной массой 1180 кг, грузоподъемностью 350 кг, потолком более 9100 метров и продолжительностью полета 36 часов заполняет собой разрыв между Hermes 450 и существенно более тяжелыми дронами. Одним из основных преимуществ модели 900 является его большой внутренний отсек, который позволяет разместить самые разные электронные системы. Это огромное преимущество по сравнению с внешней установкой или креплением, поскольку нет нарушения конструкции планера и не требуется последующего тестирования на аэродинамические характеристики. В этом контексте интересно отметить, что радар является единственным внешним компонентом полезной нагрузки дрона Hermes 450, если устанавливается электроника фирмы Elisra (подразделение компании Elbit). Канал связи от Elisra, например, обеспечивает дальность в прямой видимости 250 км.
Одной из важных особенностей модели 900 является то, что все электронные системы и бортовая аппаратура, размещаемые в его отсеках, автоматически конфигурируемы (plug-and-play). Помимо вместительного внутреннего отсека беспилотник Hermes 900 имеет четыре внешних точки крепления.
Возможные варианты бортовой аппаратуры включают оптико-электронную станцию Dcompass, сканер Lasso (относительно новая система, которая ведет почти в реальном времени обновляемую мультиспектральную аэрофотосъемку и обеспечивает автоматическую рекогносцировку и картографирование очень больших районов), средства электронной разведки (как правило, Elisra AES-210), радиопеленгаторную антенну радиоразведки, системы Elisra Skyfix и Skyjam (слушают и записывают переговоры по мобильным телефонам и SMS, определяют местоположение объекта, передают собранную разведывательную информацию на землю и, в конечном счете, глушат телефон), Skeye компании Elisra (система видеонаблюдения за большими районами высокого разрешения, которая способна мониторить обширные зоны, перехватывать происходящие события, сравнивать изображения с данными из видеоархива). Беспилотник 900 также имеет на борту систему предупреждения опасного столкновения в воздухе и уклонения от него и плюс панорамный (на 200°) оптико-электронный сенсорный комплект. Вскоре будет установлена новая радиолокационная система предотвращения столкновений разработки компании Elisra.
Дрон Hermes 900, совершивший свой первый полет в 2009 году, был заказан израильскими ВВС уже в 2010 году, прошел испытания в Швейцарии; также заказан Чили, Колумбией и Мексикой (для полиции).
Эволюция дрона Hermes 450, по-видимому, никогда не остановится, судя по этому варианту. Он оборудован новым роторно-поршневым двигателем, трехлопастным винтом и экспериментальной гондолой с морским радаром Selex Gabbiano T20
Беспилотник Hermes 900 демонстрирует свои вместительные отсеки, позволяющие нести большое количество сенсоров, включая РЛС морского патрулирования
Дрон Orbiter III впервые был показан в 2011 году. Его стабилизированная оптико-электронная станция T-Stamp позволяет вести разведку и целеуказание
Hermes 90 имеет размах крыльев пять метров и максимальную взлетную массу 115 кг, может нести 25 кг бортовой аппаратуры; практический потолок составляет 4500 метров и продолжительность полета 15 часов
Дрон Casper 250 от Top I Vision поставляется в компактном комплекте, включающем сам аппарат, систему передачи данных и станцию контроля
Вертодрон Panther компании IAI с тремя роторами представляет собой инновационный подход к комбинированному вертикально-горизонтальному полету. Он может летать на достаточно большой высоте 1500 метров
Вертодроны
Системы вертикального взлета и посадки являются относительно новой сферой израильской оборонной промышленности, хотя некоторые компании занимаются этим бизнесом, включая Israel Aerospace Industry, создавшая беспилотную систему на базе вертолета Alouette III.
PANTHER – IAI
В своем проекте Panther компания IAI реализовала инновационную концепцию летательного аппарата с поворотными винтами (конвертоплана), вращающимися от электродвигателей: два на крыльях и один в хвостовой части между хвостовыми балками. В то время как установленные на крыльях несущие винты поворачиваются из вертикального положения (взлет и посадка) в горизонтальное для полета на высокой скорости, ось хвостового винта остается вертикальной для обеспечения устойчивости по тангажу (за счет изменения скорости вращения), но может поворачиваться немного вправо и влево относительно продольной оси аппарата для контроля рысканья.
Второй особенностью вертодрона Panther является относительно бесшумная работа. Panther имеет максимальную взлетную массу 65 кг, поднимает полезной нагрузки 8,5 кг (как правило, стабилизированная дневная/ночная камера Mini-Pop), продолжительность полета составляет 4 часа, а дальность действия 60 км. Типичный комплекс включает три аппарата, интегрированный коммуникационный комплект и две консоли операторов. Компания IAI в настоящее время работает над гибридным движителем для дрона Panther.
Наземный мобильный робот Guardium ведет наблюдение в аэропорту Бен Гурион
Наземные роботы
Особенности рельефа, несомненно, представляют собой самую сложную проблему для роботизированных транспортных средств. Их летающие собратья (дроны) имеют одно главное препятствие, которое называется Землей (другие препятствия – это сравнительно редко встречающиеся летательные аппараты). Их плавающие собратья имеют под собой обширные и умеренно плоские водные просторы, по которым они могут перемещаться и в большинстве случаев оставаться в поле зрения.
На земле колесные и гусеничные машины могут попасть в самые разные неприятности и получить массу проблем. Некоторые из препятствий могут быть непредвиденными, как например лужи с водой, образовавшиеся в результате сильного ливня. Для их определения необходима некая форма искусственного разума, в отличие от упавшего дерева, для которого необходимы только датчики обнаружения препятствий, подобные тем, что в настоящее время устанавливаются на бампера легковых автомобилей.
Израиль преодолел множество проблем в сфере наземной робототехники и стал первой страной поставившей себе на службу автономные системы, даже если они выполняют лишь патрулирование на знакомой территории, а их вооружение применятся только оператором.
GUARDIUM – G-NIUS
Компания G-Nius, образованная на паритетных началах Elbit и IAI, несколько лет работала над проектом Guardium (позднее получил обозначение Guardium MkI) и в итоге создала работоспособную машину, поступившую в эксплуатацию в 2007 году для выполнения патрульных задач по охране границы и проверки маршрутов на наличие самодельных фугасов. Было изготовлено около десятка таких машин.
Затем появился вариант Guardium MkII, базирующийся на доработанной упрочненной платформе способной принять 500 кг полезного груза и возможностью передвижения днем и ночью. Из-за своей неплохой грузоподъемности вариант MkII может использоваться как транспортер различных грузов.
Новая тенденция сегодня заключается в использовании серийных машин, поскольку, несомненно (и вопреки всему) их без труда интегрируемая электроника существенно упрощает выполнение внешних команд. Так как все команды на поворот, педаль газа и коробку передач являются электронными сигналами (педаль газа, рулевое управление с усилением и коробка передач в настоящее время лишены каких-либо механических связей), включаемыми в электронные цепи, то установка дорогих и громоздких сервоприводов становится совершенно излишней. Поэтому в модели MkIII на базе автомобиля Ford, которая была заказана израильской армией с целью замены MkI G-nius, используются все системы и сенсоры (все израильской разработки) от предыдущих моделей MkI и II.
Разрабатываемая компанией G-nius роботизированная машина Guardium MkIII может базироваться на автомобиле Ford с установленным боевым модулем от Rafael
Мобильный робот Rex компании Lahav имеет привод на четыре колеса, независимую подвеску, все управляемые колеса. Робот длиной 160 см, шириной 80 см и высотой 75 см развивает скорость 12 км/ч
Индивидуальная разведывательная система IRIS (Individual Reconnaissance and Intelligence System), разработанная компанией Roboteam (на фото в дренажной трубе)
Консоль дистанционного управления ROCU 7 компании Roboteam имеет 7-дюймовый экран, совместимый с очками ночного видения
IRIS – ROBOTEAM
Еще одна компания в Израиле занимается мини наземными роботизированными средствами. Roboteam была создана на базе опыта, полученного в военной сфере двумя ее основателями. Первым изделием, разработанным компанией Roboteam, стала система наблюдения и разведки Iris (Individual Reconnaissance and Intelligence System). Килограммовый робот, изготовленный полностью из композитных материалов, питается от двух батареек AA. Он может забрасываться на 60 метров с помощью техники «праща Давида» или сбрасываться с высоты 10 метров. Iris не имеет верха или низа и поэтому как упадет, в таком положении и движется. Его сенсорный комплект включает фронтальную дневную/ночную камеру с механизмом наклона на ±90°, лазерный указатель с двумя лазерами (видимый и ближней ИК-области) и микрофон. Чтобы повысить мобильность, его передние нейлоновые колеса больше нейлоновых задних колес, но все имеют по шесть выступов для повышения сцепления. Размеры Iris составляют 175x205x95 мм, что позволяет солдату переносить аппарат в боковом кармане. Он стал первым миниатюрным забрасываемым роботом в израильской армии.
Второе изделие компании Roboteam – это тактический микро-робот MTGR (Micro Tactical Ground Robot), также изготовленный из композиционных материалов и питающийся от батареи BB-2557 американского военного стандарта. На гусеничном аппарате массой 5,9 кг установлены очень длинные гусеничные удлинители, максимально повышающие проходимость; максимальная скорость составляет 6,4 км/ч. MTGR несет на себе шесть камер, обеспечивающих круговое покрытие днем и ночью, а также микрофон для лучшего владения обстановкой. Робот MTGR может оборудоваться тактическим манипулятором, камерой обзора сверху или планкой Пикатинни для упрощенного крепления различных военных инструментов и аксессуаров. Робот MTGR заказала Великобритания и Польша (50 штук к концу 2016 года).
В результате проведенных разработок в семействе Roboteam появился большой брат. Колесная платформа Probot массой 120 кг способна принять 230 кг полезной нагрузки и развить при этом максимальную скорость 35 км/ч. Для повышения проходимости каждое из четырех колес оборудуется гусеничным удлинителем (он же флиппер), что позволяет Probot подниматься по ступеням и преодолевать сложные препятствия. В городском окружении он может работать в радиусе до 500 метров; для проведения полуавтоматических операций у него имеются сенсоры технического зрения и слежения, что позволяет оператору не отвлекаться на контроль платформы, а сосредоточиться на выполнении задачи. На роботе имеется панорамная камера с возможностью наклона и увеличением x10, лазерный указатель и модуль подсветки; аккумуляторы американского военного стандарта гарантируют продолжительность работы 4-6 часов.
Колесная платформа Probot компании Roboteam
Компания Roboteam предлагает два блока управления для своих систем Iris и MTGR: ROCU-5 с 5-дюймовым экраном, джойстиком и двумя кнопками, и ROCU-7 с 7-дюймовым сенсорным экраном, совместимым с очками ночного видения.
Водная стихия
Надводный катер Stingray USV компании Elbit Systems в основном предназначен для разведки и сбора информации, для чего имеет на борту оптико-электронный комплект
Катер Silver Marlin существенно крупнее, имеет длину 10,6 метров, два дизельных двигателя мощностью 315 л.с. вращают два гребных винта, при помощи которых он может развить скорость быстроходного судна; продолжительность работы составляет 24-36 часов или 500 морских миль. Водоизмещение составляет 6,5 тонны, а грузоподъемность в 10 раз больше, чем у младшего собрата Stingray, что позволяет принять на борт больше оптронных сенсоров и плюс вооружение, например боевой модуль с 12,7-мм пулеметом. Для управления на больших расстояниях Silver Marlin оборудован системой спутниковой связи, хотя для ближнего радиуса действий имеется канал связи в пределах прямой видимости. Катер оборудован системой предотвращения столкновений.
Новый роботизированный катер Protector 11 (на фото на выставке Euronaval 2012) компании Rafael впечатляет. Слева направо идут: сдвоенная пусковая установка ракет Spike, установленная на артиллерийскую установку Typhoon, громкоговорители, оптико-электронная станция Toplite, две системы камер на 180°(вторая система направлена назад), радар обнаружения целей и, наконец, мощная водяная пушка в корме
Аппарат Barracuda, разработанный компаний Top I Vision на базе гидроцикла, способен дежурить в тростниковых зарослях неделю
PROTECTOR – RAFAEL
Как уже было отмечено, катер Silver Marlin имеет хорошую компанию в виде роботизированного аппарата Rafael Protector, который по данным производителя является единственной системой своего рода, состоящей на вооружении нескольких стран. Катер доступен в двух вариантах – длиной 9 и 11 метров. В настоящее время он вооружен мощной водяной пушкой, бьющей струей на 80 метров. На катере установлено 8 камер, обеспечивающих круговой обзор на 360°, он может быть вооружен дистанционно управляемой установкой Typhoon, а также пусковой установкой ракет Spike. Protector 11 массой 9 тонн базируется на V-образном корпусе, он оборудован двумя мощными дизельными двигателями Caterpillar C7, приводящими в действие два водомета Hamilton/Kamewa, позволяющие развить максимальную скорость до 38 узлов.
Protector, разумеется, оборудован лазерным дальномером, поисковой РЛС и оптико-электронным устройством автоматического или ручного круглосуточного обнаружения, идентификации, сопровождения и наведения на цели. Благодаря современному электронному оборудованию автоматический надводный аппарат Protector легко становится компонентом оперативных систем управления.
BARRACUDA - TOP I VISION
Еще одна новая система в этой сфере, имеющая меньшие размеры, но не меньшие интеллектуальные способности, разработана компанией Top I Vision. Система Barracuda, базирующаяся на гидроцикле, специально предназначена для ведения наблюдения за речными берегами, где легко осуществить проникновение или провезти контрабанду. Аппарат оборудован стабилизированной оптико-электронной станцией (конечно производства Top I Vision) и может прятаться в тростниковых или мангровых зарослях. Он может находиться в «спящем» режиме с заглушенным двигателем неделю и просыпаться по сигналу сенсоров.
Продолжение следует
Автор: Alex Alexeev