Двухмоторная «Молния» американских асов - истребитель Р-38 «Лайтнинг».



Для проверки на скорость и дальность запланировали провести перелёт ХР-38 через всю территорию США. Кейси должен был взлететь с тихоокеанского побережья в Калифорнии и достичь аэродрома Райт Филд в Дэйтоне (штат Огайо). 11 февраля ранним утром ХР-38 покинул Марч Филд и, дозаправившись на базе Амарильо в Техасе, приземлился в Дэйтоне. Самолёт вёл себя безупречно, и перелет решили продолжить до аэродрома Митчелл Филд под Нью-Йорком. На Атлантическом побережье истребитель приземлился, пробыв в пути 7 ч 2 мин. Средняя скорость составила 563 км/ч. К сожалению, этот полёт, доказавший хорошие характеристики машины, закончился неудачно. Кейси заходил на посадку, всё ещё не доверяя эффективной работе закрылков. Поэтому угол атаки был довольно высоким, а двигатели работали на повышенных оборотах. Из-за большой посадочной скорости самолёт несколько раз "скозлил" и перевернулся, получив значительные повреждения. Сам Кейси отделался лишь ушибами, но первый прототип восстанавливать уже не было смысла.

Эта авария не оказала влияния на дальнейшую судьбу "тридцать восьмого". В конце апреля 1939 года "Локхид" подписала контракт на постройку 13 предсерийных YР-38 с двигателями V-1710-27/29. Пропеллеры также вращались в противоположные стороны, но в ином направлении. В отличие от первого прототипа, при взгляде из кабины винты вращались в направлении от фюзеляжа. Вооружение предсерийных YР-38 также отличалось и состояло из 37-мм пушки М-9 (боезапас 15 снарядов), двух пулемётов калибра 12,7 мм (боезапас на ствол 200 патронов) и паре по 7,62 мм (500 патронов на ствол). Взлетный вес YР-38 доходил до 6514 кг, а максимальная скорость на 6100 м -652 км/ч.

Новаторский самолёт оказался достаточно сложным и дорогим в производстве. Поэтому лишь 17 сентября 1940 года первый YР-38 поднялся в воздух. Ещё раньше двухбалочным истребителем заинтересовались Англия и Франция. В мае 1940-го в Нью-Йорке побывали закупочные комиссии этих стран, подписав с "Локхидом" предварительный контракт на поставку истребителей. Французские ВВС планировали приобрести 417 самолётов, а Великобритания - 250. Однако уже в июне по Парижу маршировали части вермахта, и французский заказ пришлось аннулировать.

"Лайтнинги" заказали и ВВС США. К первой партии из 80 Р-38 вскоре добавили ещё 66 самолётов. Серийные Р-38 были идентичны YР-38, но с пулемётами калибра 12,7 мм. За 30 серийными Р-38 (без буквенной добавки после номера), последовали 36 Р-38D, отличавшиеся протектированными баками, бронеплитами у лётчика и доработанной кислородной системой. Самолёту сразу присвоили индекс "D", чтобы унифицировать истребитель по обозначению, с уже имевшимися самолётами Р-39D и В-24D, на которых выполнили подобные доработки. Таким образом, пропустили индексы "С" и "B", а букву "А" отдали экспериментальному ХР-38А с гермокабиной.



Работы по сборке этих машин уже шли и 140 из них передали в ВВС США. Самолёты получили собственный индекс Р-322 (от "Модели-322В") и летали только над территорией США. 40 Р-322, находившиеся в строю к 7 декабря 1941-го, с началом боевых действий направили охранять западное побережье страны. Невостребованные "англичане" базировались на Аляске и Алеутских островах. Большинство Р-322, получивших в дальнейшем более мощные двигатели серии "F", летали до1945 года, преимущественно в качестве учебных машин.

Не попали в Англию и 524 "Лайтнингов" МкII с двигателями V-1710F5L (1150 л.с.) с турбокомпрессорами. Лишь одну машину успели в октябре 1942-го перекрасить в камуфляж Королевских ВВС, но остальные самолёты остались на родине под индексами Р-38F и Р-38G. Эти модификации заменили на конвейере "Лайтнинги" Р-38Е, выпускавшиеся с осени 1941 года.

Р-38Е (всего выпустили 310 машин) отличался 20-мм пушкой М-1 (вместо ненадёжной М-9), доработанными гидро- и электросистемой и увеличенным боезапасом пулемётов. В конце 1941-го два самолёта этого варианта переделали в фоторазведчик F-4. Всё вооружение заменили на четыре фотокамеры. В 1942 году подобным доработкам подвергли ещё 97 Р-38Е, также перекрестив их в F-4.



Р-38F отличался от Р-38Е двигателями V-1710-49/57 (1225 л.с.). Со стапелей сошли 547 "Лайтнингов" с буквой "F", из которых 20 - в варианте фоторазведчика F-4А. "Молнии" с высотными моторами V-1710-51/55 получили индекс Р-38G, а Р-38Н оснащался парой V-1710-89/91 (1425 л.с.). И у этих вариантов имелись безоружные фото версии. Из 1462 Р-38G 180 стали разведчиками F-5А, а ещё 200 получили номер F-5В (отличались фотооборудованием). Среди 601 Р-38Н разведчики F-5С составляли 128 самолётов.

Летом 1943 года проходил испытания опытный ХР-50 (созданный на базе Р-38С), предназначенный для высотной разведки. В этой машине в увеличенном фюзеляже нашли место для наблюдателя. Он отвечал за работу фотокамеры К-17 в кабине и панорамного фотоаппарата в хвостовой балке. А пилот, в случае необходимости, мог вести огонь из пары оставленных пулемётов. Правда, серийный выпуск этого варианта не состоялся.

Кроме использования различных двигателей, конструкторы "Локхида" вводили и другие изменения в "Лайтнинги". В январе 1942-го установили узлы для двух подвесных баков по 568 л или 1136 л. Крыло усилили, а при необходимости на эти узлы вешались бомбы по 454 кг или 762 кг. С дополнительными топливными ёмкостями дальность "Лайтнинга" значительно выросла, что наглядно доказал перелёт в августе 1942-го Р-38F через США. Залитая «под завязку» топливом "Молния" без вооружения и парой баков по 1136 л за 13 часов преодолела 4677 км, а остаток бензина позволял пролететь ещё 160 км.

В конце 1942-го Р-38F испытали в качестве торпедоносца. Под крылом вешалась одна торпеда весом 875 кг и один бак на 1136 л (или две торпеды одновременно). Испытания прошли вполне успешно, но на фронте «Лайтнинг»-торпедоносец не появлялся. На этом же самолёте попробовали сброс 908-кг бомбы, и подобный истребитель-бомбардировщик успел повоевать в Европе в конце 1944 года. Для патрулирования над Тихим океаном конструкторы "Локхида" предложили создать поплавковый "Лайтнинг". Соответствующую документацию подготовили, но поплавки так и не установили.



Работали конструкторы над новыми высотными вариантами двухбалочной "Молнии". Первым "Лайтнингом" с гермокабиной, как уже говорилось, стал опытный ХР-38А. В ноябре 1942-го поднялся в воздух улучшенный вариант ХР-49 с двигателями "Континенталь" ХI-1430-1 (12-цилиндровый, V-образный перевёрнутого типа, жидкостного охлаждения), мощностью 1600 л.с. На этом "высотнике" планировали установить пару 20-мм пушек и четыре 12,7-мм пулемёта. Но в полёт единственный ХР-49 уходил безоружным, поскольку понадобилось разместить второго члена экипажа - инженера-наблюдателя. Ещё одной профессией для Р-38 стала буксировка планеров. В хвостовой части установили замки, и "Лайтнинг" в 1942 году успешно прошёл испытания по буксировке десантного планера Вако СG-4А. В том же году испытали в полёте воздушный газогенератор для постановки дымовой завесы наступающей пехоте.



Производство "Лайтнингов" увеличивалось с каждым годом. В 1941 году выпустили 207 истребителей, а в следующем - 1478. "Молнии", всё чаще привлекавшиеся к боевым вылетам, открыли счёт сбитым японским самолётам 4 августа 1942 года. В этот день пара Р-38 343-й истребительной группы, взлетев с аэродрома Адак на Аляске, обнаружила и сбила две летающие лодки "Каваниши" Н6К4 "Мэйвис".

В июле 1942-го "Лайтнинги" участвовали в операции "Болеро"- переброске самолётов из США на базы в Великобритании. Первыми перебазировались 200 "тридцать восьмых" 14-й истребительной группы, пролетев с подвесными баками через Ньюфаундленд, Гренландию и Исландию. Каждую группу из четырёх истребителей вёл самолет-лидер Боинг В-17. "Лайтнинги" 27-й истребительной эскадрильи (1-я истребительная группа) остались в Исландии для патрулирования над северной Атлантикой. 15 августа 1942 года лётчик Р-38 этой эскадрильи одержал первую победу американских ВВС над немецким самолетом. "Лайтнинг" вместе с истребителем Р-40 (33-й группы) сумел сбить четырехмоторный Fw-200 "Кондор".

В ноябре 1942 года часть "Лайтнингов" перелетела из Англии на базы в Средиземном море для участия в операции "Торч" - высадке десанта союзников в Северной Африке. В небе над Тунисом двухбалочные "Молнии" зачастую выступали в качестве эскортных истребителей своих бомбардировщиков. Воздушные бои с немецкими и итальянскими самолетами случались довольно часто и шли с переменным успехом, сказывалась недостаточная маневренность тяжелых «Лайтнингов». Так, лишь 48-я истребительная группа с ноября 1942-го по февраль 1943-го потеряла 20 Р-38 и 13 лётчиков, из них пять машин - 23 января.

Однако "Лайтнинги" не оставались в долгу, считаясь в воздухе серьёзным противником благодаря хорошим скоростным характеристикам. 5 апреля экипажи 82-й группы ВВС США перехватили 17 самолётов "Люфтваффе", сбив 5. Их коллеги из 1-й истребительной группы были ещё более удачливыми, уничтожив в тот же день 16, а через четыре дня ещё 28 самолётов со свастикой на хвосте. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что практически все эти победы были над германскими бомбардировщиками. В октябре над Критом отличились лётчики 14-й группы. "Тридцать восьмые" атаковали соединение тихоходных Ju-87, в том бою (хотя сложно назвать это боем) командир группы заявил о семи лично сбитых "Юнкерсов". К тому времени "Лайтнинги" и сами всё чаще стали привлекаться к штурмовкам с подвешенными под фюзеляжем бомбами.



Р-38G послужил базой для лёгкого бомбардировщика, получившего название "Друп Снут" (Вытянутый нос). В удлинённой носовой части установили плексигласовый фонарь и добавили в экипаж штурмана, отвечавшего за работу бомбоприцела "Норден". На заводе под Белфастом таким образом доработали 25 "Лайтнингов", вошедших в состав 8-й воздушной армии ВВС США. Ещё одной разновидностью "Друп Снута" стал вариант с радиолокационным прицелом АТ/АРS-15 в носу, за которым сидел штурман-оператор. Радарный прицел поставили на несколько десятков Р-38L, также воевавших в Европе.

Первый боевой вылет "Вытянутые носы" совершили 10 апреля 1944-го, атакуя цели под Дизиром. Две эскадрильи 55-й истребительной группы выполняли роль бомбардировщиков, а прикрывали их сверху одноместные "Лайтнинги". Каждый "Друп Снут" нёс по одной 454-кг бомбе и подвесному баку. Хотя цель была прикрыта облаками, штурманы точно вышли на точку сброса. В дальнейшем "Лайтнинги"-бомбардировщики выполняли вылеты с одной или даже парой более крупных бомб по 908 кг, но уже без баков.



Главной профессией "Молний", естественно, оставалась "истребительная" работа. До целей в Германии американские бомбардировщики В-17 и В-24 очень часто сопровождали именно "Лайтнинги", благодаря их большой дальности. Были и исключения. В июне 1944-го одноместные "тридцать восьмые" 82-й истребительной группы атаковали с пикирования нефтезаводы в Плоешти. Румынские зенитчики и лётчики хорошо подготовились к "встрече", сумев сбить 22 "Молнии".

В дальнейшем "Лайтнинги" 82-й и 14-й истребительных групп участвовали в так называемых "челночных" рейсах, сопровождая бомбардировщики В-17 и В-24. Американцы взлетали с баз в Италии, сбрасывали бомбы над Румынией и Германией, а посадку совершали на советских аэродромах. Здесь после дозаправки и отдыха экипажи уходили в обратный полёт. Но с лётчиками "Молний" "сталинские соколы" могли близко познакомиться не только в столовой аэродрома Полтавы. Осенью 1944-го между союзниками в небе Югославии состоялся реальный воздушный бой.

Эти события произошли после освобождения Белграда Красной Армией. В начале ноября по дороге в районе города Ниша шёл маршем стрелковый корпус генерал-лейтенанта Г.П. Котова. Прикрытие с воздуха отсутствовало, поскольку в этом районе авиации противника не было. Недалеко от города базировался истребительный полк 17-й воздушной армии, которым командовал майор Д. Сырцов. Обстановка на аэродроме была спокойной, а в этот день дежурило звено капитана А. Колдунова (будущего дважды Героя Советского Союза, маршала авиации и главкома ПВО страны). В небе послышался рёв самолётов. Сырцов с тревогой посмотрел в небо, хотя был уверен, что немцев здесь быть не должно. Но самолёты оказались американскими Р-38, которые, казалось, по своей инициативе собирались прикрывать с воздуха наши войска, хотя нужды в этом не было. Однако вскоре "Лайтнинги" встали в круг и один за другим стали заходить на атаку колонны. Вся дорога тут же окуталась дымом. Наши солдаты размахивали красными знамёнами и белыми лоскутами, сигнализируя американцам, что те напали на союзников. Но бомбы продолжали сыпаться вниз. Сырцов тут же бросился на свой аэродром. Над ним низко пронеслась шестерка Р-38 и сбила наш взлетавший истребитель Як-9. Ещё не добежав до КП, комполка увидел, как взлетел самолёт Колдунова, а за ним ещё два "Яка". Сырцов приказал поднять весь полк, взлетел и сам. По рации он несколько раз передал: "Огня не открывать! Подавать сигналы, что мы свои". Но американцы подбили ещё один наш истребитель, летчик которого, к счастью, успел выпрыгнуть с парашютом.

Тем временем Колдунов врезался в многочисленную группу "Лайтнингов" и с близкого расстояния расстрелял сначала одного, а затем другого. Ему удалось повторить атакующий манёвр, и вскоре ещё два "союзника" оказались на земле. А всего наши асы сбили семь самолётов. Один американский лётчик на парашюте спустился у дороги и был подобран пехотинцами. Поскольку допросить на месте было некому, Сырцов отправил его в штаб 17-й армии. Во время этого налёта погибло много наших солдат, в том числе и командир корпуса боевой генерал Г.П. Котов. Всех погибших похоронили на месте, и по воспоминаниям Колдунова и Сырцова, на могилах несколько дней не гасли свечи, зажжённые местными жителями. Для разборки инцидента в полк прилетел командующий 17-й воздушной армией генерал В. Судец. Его точка зрения была такой - советские лётчики действовали правильно и отличившихся необходимо отметить. Но донесения в штаб армии не писать, корреспондентам сведений не давать. Никто не хотел портить отношения с союзниками без высокой команды сверху.

Последней модификацией стал двухместный ночной истребитель Р-38М. Выпуск заказанного фирме "Нор-троп" "ночника" Р-61 "Чёрная вдова" затягивался, и временно решили создать подобную машину на базе "Лайтнинга". Опыты с установкой на самолет РЛС сначала выполнили инженеры в строевых частях. В 6-й истребительной эскадрилье на Новой Гвинее два Р-38G переделали в ночной истребитель собственными силами. Радар SCR-540 разместили в подвесном баке, а место оператора оборудовали за лётчиком. Правда, эскадрилью вывели в США раньше, чем успели испытать конструкцию в реальном бою.



На фирме "Локхид" доработки выполнили уже более профессионально. Локатор АN/АРS-4 в сигарообразном контейнере вешался под носовой частью, а оператор сидел за пилотом. После испытательных полётов со стрельбой оказалось, что вылетавшие гильзы повреждают обтекатель РЛС. Пришлось перенести радар под правую плоскость. Несколько доработанных Р-38J передали для испытаний в 481-ю тренировочную группу. После оценочных полётов, ВВС США заказали 75 машин, получивших индекс Р-38М. Первые серийные Р-38М были готовы в начале 1945-го, и в боевых действиях участия принять не успели. После капитуляции Японии ночные "Лайтнинги" базировались в побежденной стране до начала 1946-го, входя в состав 418-й и 421-й эскадрилий.

Во Второй мировой войне "Молнии" успели полетать и с опознавательными знаками Франции. После высадки англо-американских войск в Африке, Франция вошла в антигитлеровскую коалицию и получила самолёты от союзников. Разведгруппе II/33 первой поставили в ноябре 1943-го шесть фоторазведчиков F-4А, а затем и F-5А. Части базировались в разное время в Италии, Сардинии, Корсике и Франции. Самым известным французским пилотом "Лайтнинга", несомненно, был писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб на своей безоружной "Молнии", не вернувшись из полёта 31 июля 1944 года. По данным архивов "Люфтваффе", в этот день немцы сбили лишь один двухбалочный истребитель "Локхида". Поэтому точно известно, что Экзюпери стал жертвой "Фокке-вульфа" Fw 190D-9.

Три фоторазведчика F-4 передали в ВВС Австралии, где их использовали для наблюдения за японцами в конце войны. 15 "Лайтнингов" (в основном разведчики F-5) в 1944-45 годах американцы направили Китаю. С началом гражданской войны в стране эти самолёты оказались как у Чан Кай-Ши, так и у коммунистов Мао. Ещё одной страной, получившей на вооружение двухбалочную "Молнию", стала Португалия, но здесь в дело вмешался случай. В ноябре 1942-го пара Р-38F совершала перелёт из Англии в Северную Африку. По ошибке пилоты стали садиться в Лиссабоне. Один из лётчиков сразу разобрался в ситуации и, не выключая мотора, тут же поднялся в воздух. Но вторая машина взлететь не успела и досталась португальцам в качестве трофея. Самолёт вошёл в эскадрилью ВВС страны. В декабре в эту эскадрилью включили ещё и 18 истребителей "Белл" Р-39 "Аэрокобра". Они тоже по ошибке приземлились в Португалии.

После окончания войны "тридцать восьмой" довольно быстро сняли с вооружения ВВС США, хотя другие поршневые истребители (Р-51 и Р-47) продолжали нести боевую службу. Несколько "Молний" оставались в строю до 1949 года, в качестве учебных машин. В 1947-м несколько десятков "тридцать восьмых" направили Гондурасу в качестве военной помощи. Четыре самолета в 1961-м вернулись на родину, когда они представляли интерес уже как музейные экспонаты. Один «Лайтнинг» этой группы занял своё место в экспозиции музея ВВС США. В 1949-м, после образования НАТО, 50 "Молний" передали Италии. Их служба была недолгой, и вскоре в строевых частях поршневые истребители фирмы "Локхид" заменили на реактивные "Вампиры".

Таким образом, двухбалочные "Молнии" находились на вооружении чуть больше 10 лет, и стали единственными американскими истребителями, чьё серийное производство началось до Перл-Харбора, а продолжалось вплоть до капитуляции Японии. К августу 1945-го выпустили в общей сложности 9923 самолёта всех модификаций. Хотя серии других поршневых истребителей (Р-39 "Аэрокобра", Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг") по количеству превосходили самолёт "Локхида", на отношении лётчиков к машине это не сказывалось. Пилоты любили свои "Молнии" за большую дальность и надёжность - два мотора всегда лучше, чем один. Уступая одномоторным машинам в маневренности, "Лайтнинг" был очень хорош для дальних патрулирований на высоте.



Источники:
Фирсов А. Локхид Р-38 "Лаитнинг"/// Авиация и космонавтика. 1998. №4. С. 37-52.
Котельников В., Кондратьев В. Дорогая "Молния". // АвиаМастер. 2002. №4. С.19-37
Иванов С. Тяжёлый истребитель Lockheed P-38 Lightning. Война в воздухе. №103. С.2-8, 22-30.
Колов С. Блеск "Молнии" - в десять лет. // Крылья Родины. 1996. №10. С.18-23.
Медведь А. Локхид Р-38 "Лайтинг". М.: Арсенал–Пресс; Элакос, 1994. С.6-32.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 46-50.