Военный трибунал приговорил...



В июле 1942 года немцы заняли город Азов. Иосиф Чернов получил от немцев пропуск и 8 августа пешком ушёл в Таганрог, где, по его словам, уже были открыты четыре церкви. Через несколько дней после прибытия епископ был вызван в бургомистерство, где ему было предложено как священнослужителю получить регистрацию. Получив её, 27 августа 1942 года он приступил к службе в Крестовоздвиженской домовой архиерейской церкви. 28 августа владыка Иосиф освятил Никольский собор. «Ныне, с помощью группы верующих и бургомистрества, он вновь становится местом вознесения молитв», — говорилось по этому поводу в местной коллаборационистской прессе (статья «Освящение храмов в Таганроге» опубликована в газете «Новое слово». 1942 год. 1 сентября, №73 (76).



При освящении присутствовало ряд почётных гостей во главе с бургомистром Дитером и его заместителем Акимцевым. Перед освящением собора епископ Иосиф был вызван в отдел пропаганды, где ему предложили почитать перед согражданами речь. Но позже Чернов говорил о том, что он отказался читать написанную немецким офицером речь, как и собственную проповедь. «В этом документе излагалась клевета на Православную церковь и на митрополита Сергия», — позже на допросе в 1945 году скажет Чернов.

В протоколе допроса, содержащемся в следственном деле, дано следующее объяснение мотивов отказа:

«Вопрос: Вы давали своё согласие начальнику пропаганды выступить с профашистской и клеветнической речью?

Ответ: Я дал своё согласие начальнику пропаганды выступить перед гражданами Таганрога с профашистской и клеветнической речью.

Вопрос: Что помешало вам выполнить это задание начальника отдела фашистской пропаганды?

Ответ: Ничего мне не помешало, я просто не выполнил задания начальника пропаганды.

Вопрос: А за невыполнение данного вам вражеского задания Вы не опасались быть подвергнутым репрессии со стороны гестапо?

Ответ: Опасался, но, оказавшись перед народом, я не решился выступить с гнусной ложью на советскую власть, советскую действительность и на Русскую Православную Церковь».

Сразу после освящения храма с Черновым встретился ростовский комендант и предложил при одобрении немецких властей выехать в город Ростов-на-Дону якобы для проведения в церквах богослужений. По приезде епископ был вызван в комендатуру, где комендант совместно с ростовским благочинным Вячеславом Сериковым предложил Чернову принять участие в духовной поддержке военнопленных. Речь шла, как понял владыка, о тех военнопленных, которые сдались добровольно и из которых формировались коллаборационистские части: «Я дал отрицательный ответ. Тогда комендант заявил мне, что он располагает данными, изобличающими меня в работе на Советский Союз, но свои слова ничем не подкреплял. Я доводы коменданта опровергал. В ходе дальнейшей беседы комендант спросил у меня, чем я могу помочь немецкой армии. На что я дал уклончивый ответ. Выслушав меня, комендант потребовал, чтобы я занялся фашистской пропагандой. Пропаганда, по его мнению, дороже золота и сильнее оружия. В проповеди фашистской пропаганды я отказался. После этого комендант объявил мне, что распоряжению генерала Клейста мне запрещено бывать в Ростове и Новочеркасске и управлять церковью. И под конвоем из Ростова отправил меня обратно в Таганрог».

По словам вышеупомянутого Серикова, также арестованного в 1944 году, епископу Иосифу немцы предлагали «возвести Гитлера в ранг святого», на что был дан отказ.

По приказу заместителя бургомистра Акимцова, принимавшего активное участие в церковной жизни города Таганрога, Чернов написал три статьи антисоветского характера в местную коллаборационистскую газету «Новое слово».

17 октября 1942 года была опубликована статья под названием «Крест снова венчает храмы», написанная к годовщине оккупации Таганрога. 16 декабря 1942 года опубликовано «Рождественское поздравление» за подписью епископа, лишённое какой-либо политической окраски. Ещё одна статья была подготовлена к празднованию Нового года.



По утверждению местного краеведа М.С. Киричек, «оккупация Таганрога началась значительно раньше, чем других районов Ростовской области, — 17 октября 1941 года и продолжалась почти два года — до 30 августа 1943 года. В период немецкой оккупации ростовской области на местах массово открывались храмы. Первое по времени открытие храма в области произошло именно в Таганроге. В декабре 1941 года здесь была открыта кладбищенская церковь все Святых, староста храма первой обратилась к новым властям с просьбой об открытии этой церкви» (Киричек М.С. Святые купола Таганрога. История храмов, утраченных и существующих. Таганрог, 2008 год. С. 122).

По другим данным, первой в Таганроге возобновила богослужения Крестовоздвиженская домовая архиерейская церковь («Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. С. 145). В ней и начал служить епископ Иосиф.

Поскольку Иосиф Чернов оказался до приезда в Ростов архиепископа Николая Амассийского единственным епископом, он утвердил В.А. Серикова, в прошлом настоятеля Ростовского кафедрального собора, в качестве благочинного Ростова. Сериковым по приказу немцев впоследствии было организовано в Ростове епархиальное управление для руководства церквями оккупированных немецко-фашистскими войсками областей Кавказа, Кубани и Дона.

В конце сентября 1942 года Чернов был вынужден дать письменное объяснение в отношении прибывшего архиепископа Николая Амассийского: «Гестапо требовало от меня объяснений о том, что Амассийский, якобы, проводил агитацию, направленную против немецко-фашистских войск. Я написал об этом так, что от Амассийского я подобной агитации не слышал».

Примерно в это же время на страницах газеты «Новое слово» активно критиковалось религиозное возрождение в Советской России со ссылкой на берлинскую газету «Новое слово»: «Религиозная свобода в СССР, которая если и проводится в настоящее время, то исключительно по политическим соображениям». В статье «НКВД в епископском одеянии» заявлялось: «предполагаемое открытие церквей в Советском Союзе не нашло, по-видимому, особенного отклика за границей. Теперь советская агитация, с помощью НКВД, прибегла к новому трюку, который должен рассеять последние сомнения ещё не окончательно уверовавших иностранцев. В советской прессе за последнее время нередко попадаются обращённые к Сталину послания лиц различных вероисповеданий».

В Таганроге Иосиф Чернов пробыл с августа 1942 по февраль 1943 года, когда он неожиданно получил распоряжение выехать из Таганрога на Украину, в город Мелитополь. Но он уехал в Каховку, где и находился с марта по июнь 1943 года, а потом вернулся обратно в Таганрог. По возвращении епископ освятил Георгиевский храм, выступив, как обычно, с религиозной проповедью, а также служил панихиду Петру I во время открытия памятника у городского сада. 19 июля 1943 года немецкими властями был перенесён памятник Петру I работы скульптора Антокольского с берега моря на его историческое место — в центр города на Ленинскую улицу, откуда был убран памятник Ленину.




Советские органы НКВД арестовали епископа Иосифа в июне 1944 года, после отступления немцев в территории Украины. Его обвинили в принадлежности к немецкой разведке и предложили объяснить, каким образом он остался жить, тогда как числился расстрелянным в списке, оставленном гестаповцами: в городе Умани осенью 1943 года епископ был арестован гестапо и приговорён к расстрелу как английский и советский шпион. И снова туманные ответы.

Судили епископа в 1945 году как агента гестапо и тайного «иоаннита» (последователя секты почитателей Иоанна Кронштадского), организатора тайного монастыря в городе Азове. По делу вместе с ним проходило 43 человека, преимущественно «иоаннитов».

Чернов признавал из многочисленных пунктов обвинения (среди них фигурировало даже осуждение им Патриаршей церкви) только три, а именно: антисоветские публикации в газете «Новое слово», выступление с речью при переносе памятника Петру I с берега моря в центр города и сбор биографий духовенства для передачи немцам по их требованию.

«Согласно приговору военного трибунала Северо-Кавказского военного округа от 11-19 февраля 1946 года Иосиф Чернов был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Как «особо опасный государственный преступник», был направлен в особый лагерь МВД близ Челябинска» (источник: журнал «Духовенство», 1995 год).
Автор: efimovaPE