Особенности боевого применения советской авиации в Маньчжурской операции



Господство в воздухе завоевывать не пришлось: 9 августа было установлено, что японцы, решив сохранить авиацию для обороны островов Японии, передислоцировали ее почти полностью на аэродромы Южной Кореи и метрополии. Поэтому все усилия авиации воздушных армий были брошены на поддержку наземных сил фронтов, что, безусловно, способствовало успеху операции.

Штурмовая и истребительная авиация 9 ВА активно поддерживала войска фронта. Его ударные группировки на двух главных направлениях за пять дней операции продвинулись на 40-100 км. Авиационные представители, располагавшие мощными радиостанциями, нередко помогали командирам дивизий наземных войск, которые вырвались вперед и потеряли связь, устанавливать ее с КП своих армий.

Учитывая успешные действия Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, Главнокомандующий ВС Дальнего Востока А.М. Василевский отдал приказ, о развертывании наступления 2-го Дальневосточного фронта, при активной авиационной поддержке. В течение недели его войска разгромили несколько соединений врага и успешно продвигались вглубь Маньчжурии. Вследствие большой удаленности от аэродромов штурмовой авиации, в результате стремительного наступления, поддержка танковых соединений Забайкальского фронта по решению главного маршала авиации А.А. Новикова, возлагалась на бомбардировочную авиацию 12 ВА.

Эффективными оказались сосредоточенные удары штурмовиков и бомбардировщиков. Для уничтожения блокированных 25-й армией 1-го Дальневосточного фронта узлов сопротивления Дунинского укрепленного района, двенадцать девяток ИЛ-4 19 бомбардировочного авиакорпуса нанесли сосредоточенный удар. Бомбометание осуществлялось с высот 600-1000 м серийно по ведущему в два захода. Используя результат удара авиации, наши войска овладели Дунинским укрепленным районом. Централизованное управление авиацией позволяло командованию воздушными армиями сосредоточивать усилия на том направлении, где это было наиболее важно. Грамотно использовалось одно из главных свойств авиации — её высокая мобильность.

Взаимодействие 9 ВА и войск 1-го Дальневосточного фронта было на высоком уровне. Были случаи, когда штурмовики и бомбардировщики, поддерживавшие одну армию, перенацеливались для поддержки другой. Концентрация усилий воздушной армии, по задачам наступательной операции и объектам, обеспечивала быстрые темпы наступления соединений фронта. В ходе поддержки войск на направлениях главных ударов осуществлялось непрерывное воздействие на врага. Эта непрерывность достигалась тем, что штурмовики действовали эшелонировано и производили каждым самолетом по пять-семь атак, а бомбардировщики систематически наносили удары на коммуникациях. Авиация была вынуждена вести боевую работу в сложных погодных условиях почти в течение всей операции. Когда исключались групповые полеты, из-за плохих погодных условий, истребители и штурмовики парами вели разведку, попутно атакуя наиболее важные объекты противника.

Сухопутные войска для целеуказания авиации умело применяли цветные дымовые шашки, ракеты, разрывы артиллерийских снарядов, трассирующие пули, полотнища. Самолеты 9 и 10 ВА, в целях поддержки наступающих советских войск и ударов по укрепрайонам, сделали соответственно 76% и 72% боевых вылетов, произведенных ударной авиацией.

Успех операции Забайкальского фронта значительно зависел от того, успеют ли японцы занять перевалы через Большой Хинган своими резервами. Поэтому первые пять суток операции все железнодорожные станции на участке Учагоу-Таонань и Хай-лар-Чжаланьтунь подвергались ударам Ту-2 и Пе-2, которые действовали группами по 27-68 самолетов. Всего бомбардировщики 12 ВА произвели с этой целью 85% всех самолетовылетов. В отличие от 12 ВА, воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта для изоляции резервов от поля боя использовала большей частью штурмовики и истребители, которые не разрушали железнодорожные станции, а закупоривали движение, посредством уничтожения эшелонов и паровозов, входных и выходных ж/д стрелок.



Огромный объем работ по подготовке аэродромов, вслед за ведущими наступление войсками фронтов, проделали органы тыла воздушных армий. К примеру, за четыре дня в 12 ВА было подготовлено 7 аэроузлов. А с 9 по 22 августа построено 27 новых аэродромов и восстановлено 13, а в 9 и 10 ВА восстановлено соответственно 16 и 20.

С выходом войск Забайкальского фронта в центральные районы Маньчжурии создались возможности для окружения всей японской группировки. Во вражеском тылу в районах крупных городов и аэродромных узлов были высажены воздушные десанты, численностью от 50 до 500 бойцов, которые способствовали увеличению темпов наступления и сыграли заметную роль в окончательном окружении и разгроме Квантунской армии.

Вместе с десантными войсками, как правило, высаживались авиационные представители с радиостанциями. Они постоянно держали связь с командованием ВА и со своими авиадивизиями. Обеспечивалась возможность вызвать авиационные части для поддержки десантных войск. На десантирование, прикрытие и поддержку десантов было произведено порядка 5400 боевых вылетов. Самолетами было перевезено почти 16,5 тыс. человек, 2776 т ГСМ, 550 т боеприпасов и 1500 т других грузов. Около 30% боевых вылетов транспортные самолеты произвели, проводя разведки в интересах воздушных десантов. В течение операции транспортная авиация и авиация связи трех ВА произвела 7650 боевых вылетов (9-я ВА — 2329, 10-я-1323 и 12-я -3998).

Понадобилось десять суток, чтобы разгромить Квантунскую армию. За такой небольшой период ВВС совершили около 18 тыс. боевых вылетов (совместно с ВВС ТОФ свыше 22 тыс.). Количественно они распределялись следующим образом: до 44% — на поддержку советских войск и борьбу с вражескими резервами; до 25% — на воздушную разведку; около 30% — в интересах десантов, транспортных перевозок и обеспечения связи и управления.



Для ударов по японским аэродромам наши ВВС затратили только 94 боевых вылета (около 0,9 %). Причина этого была в том, что части вражеской авиации были отведены на аэродромы, расположенные в недосягаемости для наших фронтовых бомбардировщиков. В целях прикрытия наземных сил и сопровождения самолетов других родов авиации, истребители выполнили более 4200 самолетовылетов. Выделение столь мощных истребительных сил для решения поставленных задач было явно избыточным, так как вражеская авиация почти не действовала.

Во время Маньчжурской операции ВВС осуществили то, что не всегда удавалось сделать в ходе боев на западном ТВД: дезорганизовать железнодорожные перевозки и успешно уничтожать вражеские резервы. В результате, японское командование для маневра только частично могло использовать железнодорожные коммуникации, районы сражения были изолированы от подвода свежих сил, японцы не имели возможности вывозить материальные ценности и выводить свои войска из-под ударов наступавших советских войск.

Опыт Маньчжурской операции показал, что при стремительном наступлении наших войск, когда обстановка менялась особенно быстро, воздушная разведка становилась не только одним из главных, но порой и единственным средством получения в короткие сроки достоверных сведений о вражеских силах и их намерениях. Боевые действия советской авиации в Маньчжурской стратегической операции подтвердили, что принцип поддержки позволял максимально использовать маневренные качества авиации, давал возможность централизованно управлять, и массировано использовать авиасоединения на направлениях главных ударов фронтов. Разобщенность всех трех стратегических направлений ТВД требовала организации и осуществления самого тесного взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Несмотря на огромный размах боевых действий, управление воздушными силами в ходе подготовки операции и, частично в период ее проведения, осуществлялось централизованно. Основными средствами связи являлись радио- и проводные линии связи, а также самолеты подразделений авиации связи воздушных армий. В заключении стоит отметить, что боевые действия сухопутных войск и ВВС в Маньчжурской операции, по своему пространственному размаху и стремительности наступления, достижению основных стратегических целей в начале войны, не имеют себе равных в ходе всей Второй мировой войны.

Источники:
Коллектив авторов. Боевые действия авиации при разгроме Квантунской армии Японии // Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 422-447.
Иванов С. Подготовка и нанесение внезапного первого удара с открытием нового стратегического фронта (по опыту кампании советских вооруженных сил на Дальнем Востоке в 1945 г.) // Начальный период войны (по опыту первых кампаний и операций Второй мировой войны). М.: Воениздат, 1974. С.323-326.
Брюховский Г. Применение авиации в Маньчжурской операции // ВИЖ. 1978. №9. С. 17-23.
Кожевников М. На Дальнем Востоке // Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. М.: Наука, 1977. С.142-156.
Харитонов С. Советская авиация в Манчжурской операции // Вестник ПВО. 1989. №3. С.48-52.