Новости проекта бронетранспортера с гибридной силовой установкой «Крымск»
Несколько дней назад появились новости об очередной версии боевой бронированной машины, отличающейся от существующих образцов рядом характерных особенностей. В рамках нового проекта применены новые решения, касающиеся архитектуры силовой установки. В отличие от множества своих предшественников, новая бронемашина оснащается не механической, а электрической трансмиссией. Подобное оснащение способно значительно улучшить характеристики техники. Потенциал таких решений уже проверен в ходе испытаний.
Поводом для последних сообщений средств массовой информации стали заявления генерального директора «Военно-промышленной компании» Александра Красовицкого, сделанные в ходе выставки KADEX-2016 (г. Астана, Казахстан). По словам руководителя, организация в настоящее время занимается рядом проектов перспективной бронетехники, среди которых присутствует унифицированная платформа «Бумеранг». Кроме того, ведется работа над образцом бронетехники, оснащенным необычными силовой установкой и трансмиссией. Подобная техника пока отсутствует на вооружении, но может представлять определенный интерес для армии.
По данным «Российской газеты», новый образец бронетехники уже прошел испытания на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития бронетанковой техники вооруженных сил 3-го ЦНИИ министерства обороны. Испытатели отмечали, что опытная бронемашина нового типа отличается от существующих образцов рядом особенностей. Указывались плавный ход, хорошие динамические характеристики и высокая маневренность. Сообщается, что испытания нового опытного образца продолжаются до сих пор.
В ходе модернизации бронетранспортер получил новый дизельный двигатель типа ЯМЗ-650.10, мощность которого была ограничена 360 л.с. Непосредственно с основным двигателем соединяется вентильный индукторный электрогенератор, разработанный ОАО «Элтон». Генератор выполнен управляемым электромагнитным и имеет обмотку возбуждения. При помощи последней предлагается осуществлять управление параметрами двигателя и генератора, оптимизируя режимы их совместной работы в зависимости от имеющихся условий и требуемых характеристик. Имеется возможность использования основного генератора в качестве электромотора. В таком режиме он может использоваться в качестве стартера или для «торможения двигателем».
В составе электротрансмиссии, разработанной в рамках проекта «Крымск», присутствуют силовые преобразователи энергии, созданные НПП «Цикл+», а также распределенная микропроцессорная система управления от НПФ «Вектор». Задачей этой аппаратуры является слежение за работой всех систем, включая тяговые электрические двигатели. Имеется возможность автоматической коррекции параметров работы двигателей, благодаря чему реализуются различные важные функции. Автоматика способна брать на себя функции активной безопасности, следить за поддержанием скорости, а также контролировать правильное направление движения. Все управление в этих режимах осуществляется путем изменения крутящего момента тяговых двигателей, как синхронно, так и отдельно.
Электрическая трансмиссия проекта «Крымск» также оснащается дополнительными накопителями, при помощи которых бронемашина может сохранять энергию и, при необходимости, использовать в тех или иных целях. Накопитель энергии построен на основе электрохимических конденсаторов компании «Элтон». Емкость системы – 300 кВт. По последним данным, машина-прототип получила улучшенные накопители повышенной емкости.
За движение экспериментального шасси отвечают восемь тяговых электродвигателей, созданных научной группой ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)». Эти устройства построены по вентильной индукторной схеме и оснащены обмоткой возбуждения. Кроме того, предусмотрены встроенные редукторы планетарного типа. В ходе разработки тяговых электродвигателей удалось решить ряд важнейших конструкторских задач, что привело к повышению характеристик до требуемого уровня и позволило использовать силовую установку нового типа на опытной технике.
Общий принцип работы гибридной силовой установки и электрической трансмиссии, предложенный проектом «Крымск», выглядит следующим образом. Основной дизельный двигатель приводит в действие генератор, который подает электроэнергию на системы трансмиссии. Те, используя команды автоматики, распределяют энергию между тяговыми двигателями и накопителем. Кроме того, автоматика следит за параметрами работы систем и характеристиками машины, а также ведет расчет команд для различных элементов трансмиссии. Последнее позволяет автоматизировать некоторые процессы и упростить управление машиной.
Буксировка БТР-80 экспериментальной машиной. Фото Gurkhan.blogspot.ru
Любопытной особенностью электротрансмиссии проекта «Крымск» является преобразование тока при его прохождении от генератора к устройствам-потребителям. Основной электрогенератор вырабатывает переменный ток. Затем он преобразовывается в постоянный, используемый всеми основными системами, как двигателями, так и накопителем. Такая особенность электрических систем позволила оптимизировать некоторые процессы.
В зависимости от режима движения машины автоматическая система управления должна менять режимы работы силовой установки, а также использовать резерв в виде накопителя. Так, при движении по шоссе с установившейся скоростью излишки электроэнергии должны передаваться в накопитель. При необходимости разгона или подъема на склон тяговые двигатели должны получать энергию как от генератора, так и от накопителя. При торможении кинетическая энергия машины при помощи соответствующего режима двигателей частично преобразуется в электрическую и отводится в накопитель. Также упоминается возможность движения машины исключительно при помощи накопителя, при выключенном дизеле. В таком случае некоторое расстояние бронетранспортер может проехать практически бесшумно. Ранее утверждалось, что в ходе улучшения накопителя удалось в разы увеличить дальность хода без использования основного двигателя.
Ввиду отсутствия серьезных доработок корпуса габариты опытной машины соответствуют размерам базового бронетранспортера. При этом общая высота немного уменьшилась из-за демонтажа более не нужной башни с вооружением. Демонтаж башни, однако, не сказался на общем весе машины, поскольку она получила новые агрегаты. В итоге полная масса прототипа «Крымск» составила 22 т.
В ходе испытаний было установлено, что на хорошей дороге перспективное шасси способно развивать скорость до 97 км/ч. При перемещении по грунтовой дороге максимальная скорость падает до 75 км/ч. Также отрабатывалась буксировка другой техники. Прототип машины «Крымск» мог тащить за собой бронетранспортер БТР-80 массой более 13 т со скоростью до 48 км/ч. Была подтверждена возможность движения с грузом на буксире по склонам крутизной до 15°. Без груза параметры преодолеваемого подъема выше – до 30°. Запас хода по топливу – 940 км.
Автоматизированная система управления электротрансмиссией позволила значительно повысить маневренность машины. К примеру, в зависимости от различных параметров, она позволяет осуществлять поворот разными способами. При необходимости возможно выполнение поворота при разнонаправленном вращении колес разных бортов. За счет этого радиус разворота уменьшился до 3,8 м – фактически бронемашина поворачивается на месте.
Испытания 2013-14 годов показали, что экспериментальное шасси «Крымск» по ряду параметров не уступает базовому бронетранспортеру БТР-90, а по иным характеристикам превосходит его. За счет применения гибридной силовой установки и электрической трансмиссии удалось сохранить параметры подвижности на приемлемом уровне, но с некоторыми преимуществами перед имеющейся техникой. Так, схожие параметры подвижности в сравнении с БТР-90 достигаются при помощи основного двигателя уменьшенной мощности. Базовый бронетранспортер имел 510-сильный двигатель, а экспериментальной машине «Крымск» для схожих характеристик требуется мотор мощностью лишь 360 л.с. Среди прочего, это привело к значительной экономии топлива и соответствующему увеличению запаса хода.
Подъем на небольшой склон с бронетранспортером на буксире. Фото Militaryrussa.ru
В некоторых источниках упоминалось, что новый вариант силовой установки и трансмиссии позволили оптимизировать распределение внутренних объемов корпуса. Таким образом, новые агрегаты позволяют построить технику по наиболее выгодной схеме без каких-либо сложностей или потерь компоновочного характера. Эту возможность можно использовать для увеличения объемов под полезную нагрузку: десант, боеприпасы и т.д.
Первые сообщения о проекте «Крымск» появились в открытых источниках в середине 2013 года, когда была завершена разработка проекта и начались испытания. В дальнейшем какие-либо новые сообщения о работах не появлялись, однако время от времени о многообещающем проекте вспоминали, и он становился поводом для новой волны обсуждений. После длительного перерыва в средствах массовой информации вновь появились упоминания перспективных разработок в области гибридных силовых установок и электрической трансмиссии. В последний раз подобный проект был упомянут руководителем «Военно-промышленной компании» в качестве примера перспективных разработок в области бронетехники.
По последним сообщениям, перспективная бронемашина с необычными силовой установкой и трансмиссией в настоящее время проходит испытания. Есть основания считать, что речь идет об усовершенствованной и доработанной версии уже известной машины «Крымск». Это означает, что многообещающий проект не был закрыт и получил развитие. Тем не менее, точные перспективы этой разработки пока могут вызывать вопросы. По тем или иным причинам техника с оригинальным оснащением может не заинтересовать потенциального заказчика.
Однако основания для пессимизма пока отсутствуют. В начале июня этого года руководство «Военно-промышленной компании» рассказало, что опытный образец новой техники прошел необходимые проверки, и в скором времени будут подписаны последние акты с Минобороны. При необходимости компания-разработчик сможет наладить серийное производство новой техники и начать поставку машин в войска.
Проект «Крымск» представляет большой интерес в контексте дальнейшего развития военной техники. Испытания опытного образца показали, что оригинальные системы способны дать технике требуемые характеристики, а также обеспечить некоторое превосходство над существующими образцами с «традиционными» бортовыми системами. Одновременно с этим имеют место значительная степень новизны, сложность и необходимость освоения новых агрегатов техники. Таким образом, интересный проект может дойти до стадии серийного производства в интересах армии. Авторы проекта в этом отношении проявляют определенный оптимизм. Появится ли заказ на серийные бронетранспортеры нового типа – покажет время. К настоящему времени прототип перспективной бронемашины завершил испытания, дальнейшая судьба всего проекта, вероятно, будет определена в скором будущем.
По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://ria.ru/
//vpk.name/
//arms-expo.ru/
//gurkhan.blogspot.ru/
//militaryrussia.ru/blog/topic-757.html
Поводом для последних сообщений средств массовой информации стали заявления генерального директора «Военно-промышленной компании» Александра Красовицкого, сделанные в ходе выставки KADEX-2016 (г. Астана, Казахстан). По словам руководителя, организация в настоящее время занимается рядом проектов перспективной бронетехники, среди которых присутствует унифицированная платформа «Бумеранг». Кроме того, ведется работа над образцом бронетехники, оснащенным необычными силовой установкой и трансмиссией. Подобная техника пока отсутствует на вооружении, но может представлять определенный интерес для армии.
По данным «Российской газеты», новый образец бронетехники уже прошел испытания на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития бронетанковой техники вооруженных сил 3-го ЦНИИ министерства обороны. Испытатели отмечали, что опытная бронемашина нового типа отличается от существующих образцов рядом особенностей. Указывались плавный ход, хорошие динамические характеристики и высокая маневренность. Сообщается, что испытания нового опытного образца продолжаются до сих пор.
В ходе модернизации бронетранспортер получил новый дизельный двигатель типа ЯМЗ-650.10, мощность которого была ограничена 360 л.с. Непосредственно с основным двигателем соединяется вентильный индукторный электрогенератор, разработанный ОАО «Элтон». Генератор выполнен управляемым электромагнитным и имеет обмотку возбуждения. При помощи последней предлагается осуществлять управление параметрами двигателя и генератора, оптимизируя режимы их совместной работы в зависимости от имеющихся условий и требуемых характеристик. Имеется возможность использования основного генератора в качестве электромотора. В таком режиме он может использоваться в качестве стартера или для «торможения двигателем».
В составе электротрансмиссии, разработанной в рамках проекта «Крымск», присутствуют силовые преобразователи энергии, созданные НПП «Цикл+», а также распределенная микропроцессорная система управления от НПФ «Вектор». Задачей этой аппаратуры является слежение за работой всех систем, включая тяговые электрические двигатели. Имеется возможность автоматической коррекции параметров работы двигателей, благодаря чему реализуются различные важные функции. Автоматика способна брать на себя функции активной безопасности, следить за поддержанием скорости, а также контролировать правильное направление движения. Все управление в этих режимах осуществляется путем изменения крутящего момента тяговых двигателей, как синхронно, так и отдельно.
Электрическая трансмиссия проекта «Крымск» также оснащается дополнительными накопителями, при помощи которых бронемашина может сохранять энергию и, при необходимости, использовать в тех или иных целях. Накопитель энергии построен на основе электрохимических конденсаторов компании «Элтон». Емкость системы – 300 кВт. По последним данным, машина-прототип получила улучшенные накопители повышенной емкости.
За движение экспериментального шасси отвечают восемь тяговых электродвигателей, созданных научной группой ГОУ ВПО «МЭИ(ТУ)». Эти устройства построены по вентильной индукторной схеме и оснащены обмоткой возбуждения. Кроме того, предусмотрены встроенные редукторы планетарного типа. В ходе разработки тяговых электродвигателей удалось решить ряд важнейших конструкторских задач, что привело к повышению характеристик до требуемого уровня и позволило использовать силовую установку нового типа на опытной технике.
Общий принцип работы гибридной силовой установки и электрической трансмиссии, предложенный проектом «Крымск», выглядит следующим образом. Основной дизельный двигатель приводит в действие генератор, который подает электроэнергию на системы трансмиссии. Те, используя команды автоматики, распределяют энергию между тяговыми двигателями и накопителем. Кроме того, автоматика следит за параметрами работы систем и характеристиками машины, а также ведет расчет команд для различных элементов трансмиссии. Последнее позволяет автоматизировать некоторые процессы и упростить управление машиной.
Буксировка БТР-80 экспериментальной машиной. Фото Gurkhan.blogspot.ru
Любопытной особенностью электротрансмиссии проекта «Крымск» является преобразование тока при его прохождении от генератора к устройствам-потребителям. Основной электрогенератор вырабатывает переменный ток. Затем он преобразовывается в постоянный, используемый всеми основными системами, как двигателями, так и накопителем. Такая особенность электрических систем позволила оптимизировать некоторые процессы.
В зависимости от режима движения машины автоматическая система управления должна менять режимы работы силовой установки, а также использовать резерв в виде накопителя. Так, при движении по шоссе с установившейся скоростью излишки электроэнергии должны передаваться в накопитель. При необходимости разгона или подъема на склон тяговые двигатели должны получать энергию как от генератора, так и от накопителя. При торможении кинетическая энергия машины при помощи соответствующего режима двигателей частично преобразуется в электрическую и отводится в накопитель. Также упоминается возможность движения машины исключительно при помощи накопителя, при выключенном дизеле. В таком случае некоторое расстояние бронетранспортер может проехать практически бесшумно. Ранее утверждалось, что в ходе улучшения накопителя удалось в разы увеличить дальность хода без использования основного двигателя.
Ввиду отсутствия серьезных доработок корпуса габариты опытной машины соответствуют размерам базового бронетранспортера. При этом общая высота немного уменьшилась из-за демонтажа более не нужной башни с вооружением. Демонтаж башни, однако, не сказался на общем весе машины, поскольку она получила новые агрегаты. В итоге полная масса прототипа «Крымск» составила 22 т.
В ходе испытаний было установлено, что на хорошей дороге перспективное шасси способно развивать скорость до 97 км/ч. При перемещении по грунтовой дороге максимальная скорость падает до 75 км/ч. Также отрабатывалась буксировка другой техники. Прототип машины «Крымск» мог тащить за собой бронетранспортер БТР-80 массой более 13 т со скоростью до 48 км/ч. Была подтверждена возможность движения с грузом на буксире по склонам крутизной до 15°. Без груза параметры преодолеваемого подъема выше – до 30°. Запас хода по топливу – 940 км.
Автоматизированная система управления электротрансмиссией позволила значительно повысить маневренность машины. К примеру, в зависимости от различных параметров, она позволяет осуществлять поворот разными способами. При необходимости возможно выполнение поворота при разнонаправленном вращении колес разных бортов. За счет этого радиус разворота уменьшился до 3,8 м – фактически бронемашина поворачивается на месте.
Испытания 2013-14 годов показали, что экспериментальное шасси «Крымск» по ряду параметров не уступает базовому бронетранспортеру БТР-90, а по иным характеристикам превосходит его. За счет применения гибридной силовой установки и электрической трансмиссии удалось сохранить параметры подвижности на приемлемом уровне, но с некоторыми преимуществами перед имеющейся техникой. Так, схожие параметры подвижности в сравнении с БТР-90 достигаются при помощи основного двигателя уменьшенной мощности. Базовый бронетранспортер имел 510-сильный двигатель, а экспериментальной машине «Крымск» для схожих характеристик требуется мотор мощностью лишь 360 л.с. Среди прочего, это привело к значительной экономии топлива и соответствующему увеличению запаса хода.
Подъем на небольшой склон с бронетранспортером на буксире. Фото Militaryrussa.ru
В некоторых источниках упоминалось, что новый вариант силовой установки и трансмиссии позволили оптимизировать распределение внутренних объемов корпуса. Таким образом, новые агрегаты позволяют построить технику по наиболее выгодной схеме без каких-либо сложностей или потерь компоновочного характера. Эту возможность можно использовать для увеличения объемов под полезную нагрузку: десант, боеприпасы и т.д.
Первые сообщения о проекте «Крымск» появились в открытых источниках в середине 2013 года, когда была завершена разработка проекта и начались испытания. В дальнейшем какие-либо новые сообщения о работах не появлялись, однако время от времени о многообещающем проекте вспоминали, и он становился поводом для новой волны обсуждений. После длительного перерыва в средствах массовой информации вновь появились упоминания перспективных разработок в области гибридных силовых установок и электрической трансмиссии. В последний раз подобный проект был упомянут руководителем «Военно-промышленной компании» в качестве примера перспективных разработок в области бронетехники.
По последним сообщениям, перспективная бронемашина с необычными силовой установкой и трансмиссией в настоящее время проходит испытания. Есть основания считать, что речь идет об усовершенствованной и доработанной версии уже известной машины «Крымск». Это означает, что многообещающий проект не был закрыт и получил развитие. Тем не менее, точные перспективы этой разработки пока могут вызывать вопросы. По тем или иным причинам техника с оригинальным оснащением может не заинтересовать потенциального заказчика.
Однако основания для пессимизма пока отсутствуют. В начале июня этого года руководство «Военно-промышленной компании» рассказало, что опытный образец новой техники прошел необходимые проверки, и в скором времени будут подписаны последние акты с Минобороны. При необходимости компания-разработчик сможет наладить серийное производство новой техники и начать поставку машин в войска.
Проект «Крымск» представляет большой интерес в контексте дальнейшего развития военной техники. Испытания опытного образца показали, что оригинальные системы способны дать технике требуемые характеристики, а также обеспечить некоторое превосходство над существующими образцами с «традиционными» бортовыми системами. Одновременно с этим имеют место значительная степень новизны, сложность и необходимость освоения новых агрегатов техники. Таким образом, интересный проект может дойти до стадии серийного производства в интересах армии. Авторы проекта в этом отношении проявляют определенный оптимизм. Появится ли заказ на серийные бронетранспортеры нового типа – покажет время. К настоящему времени прототип перспективной бронемашины завершил испытания, дальнейшая судьба всего проекта, вероятно, будет определена в скором будущем.
По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://ria.ru/
//vpk.name/
//arms-expo.ru/
//gurkhan.blogspot.ru/
//militaryrussia.ru/blog/topic-757.html
Автор: Glenn Witcher