Ремонтно-эвакуационные машины на базе тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Tiger (Германия)
В середине 1943 года немецкая промышленность начала поставки бронированных ремонтно-эвакуационных машин типа Bergepanther, построенных на базе танка Pz.Kpfw.V Panther. Эта техника выпускалась до самого конца войны и достаточно активно применялась войсками. Разработка других машин аналогичного назначения не считалась необходимой ввиду наличия нужной техники, хотя были предприняты несколько попыток создать альтернативную БРЭМ. Так, в 1943-44 годах было собрано несколько единиц такой техники на базе серийных тяжелых танков Pz.Kpfw.VI Tiger.
Необходимо отметить, что бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков «Тигр» создавались и собирались войсковыми мастерскими. Утвержденные проекты «фирменной» разработки, одобренные создателями базовой техники, не использовались. Эти обстоятельства, среди прочего, привели к формированию сложной ситуации с информацией о подобной технике. Существуют несколько вариантов описаний ремонтно-эвакуационных машин, а также ряд фотографий. При этом текст и снимки могут не соответствовать, а порой и противоречить друг другу. Попробуем разобраться и восстановить историю интересных неофициальных проектов.
Ladungsliger Tiger
По имеющимся данным, первый проект БРЭМ на базе тяжелого танка Tiger появился в начале 1944 года и в определенной мере стал результатом Анцио-Неттунской наступательной операции антигитлеровской коалиции. В ходе боев, продолжавшихся с января по июнь, немецкие и итальянские войска теряли значительное число различной техники, из-за чего требовалось принимать срочные меры. Одним из ответов на имеющиеся вызовы стала перестройка имевшегося в наличии танка.
В случае необходимости БРЭМ Ladungsliger Tiger могла использовать для самообороны два пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из них располагался в лобовой установке башни, на месте орудия, и мог наводиться в пределах небольшого сектора. Второй пулемет находился в лобовой установке корпуса, которой штатно комплектовались все тяжелые танки Pz.Kpfw.VI.
Ремонт тяжелого танка с последующей его переделкой в бронированную ремонтно-эвакуационную машину не заняли много времени. Примерно в начале весны 1944 года 508-й тяжелый танковый батальон получил новую технику, которую следовало использовать для эвакуации и последующего ремонта подбитых танков. Характеристики машины Ladungsliger Tiger позволяли обслуживать таким образом почти все имевшиеся на вооружении Германии образцы.
Тем не менее, эксплуатация единственного образца БРЭМ Ladungsliger Tiger продолжалась недолго. В конце апреля или в начале мая (по другим данным, в мае-июне) 1944 года эта машина получила серьезные повреждения, которые не позволили продолжить ее эксплуатацию. Экипаж был вынужден бросить свою бронемашину прямо на трассе и эвакуироваться на другой технике. Судя по повреждениям, заметным на сохранившихся фотографиях, БРЭМ могла стать жертвой налета авиации противника, который привел к повреждению ходовой части и специального оборудования.
Брошенная ремонтно-эвакуационная машина в дальнейшем была найдена британскими войсками. Ввиду плачевного состояния образец не доставлялся на какие-либо полигоны для испытаний и проверки. В дальнейшем он был утилизирован за ненадобностью. Эксплуатация оригинального образца бронетехники с нестандартным происхождением продолжалась крайне недолго, после чего единственный представитель своего типа был уничтожен.
Крайний дефицит сохранившейся информации о проекте Ladungsliger Tiger порой становится причиной споров. К примеру, существует мнение, согласно которому перестроенная машина не относилась к классу ремонтно-эвакуационной. В таком случае она могла использоваться в качестве самоходного крана, необходимого полевой мастерской, либо создаваться для транспортировки и закладки подрывных зарядов. Тем не менее, все эти версии имеют определенные недостатки, которые не позволяют рассматривать их в качестве основных. Таким образом, Ladungsliger Tiger приходится признать именно бронированной ремонтно-эвакуационной машиной.
Bergepanzer Tiger Ausf.E
Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
Второй вариант БРЭМ на базе «Тигра» известен под названием Bergepanzer Tiger или Bergepanzer Tiger Ausf.E. Второе обозначение может применяться во избежание путаницы с другим аналогичным проектом. В 1943 году фирмой Porsche были построены три машины Bergepanzer Tiger(P). Таким образом, дополнительные обозначения в названии позволяют отличить два варианта вспомогательной техники, созданные разными авторами на базе различных образцов бронетехники.
БРЭМ Bergepanzer Tiger были построены техниками одной из войсковых мастерских в интересах 501-го тяжелого танкового батальона. Три тяжелых танка из состава 509-го батальона в начале осени 1944 года были отправлены на ремонт. По тем или иным причинам было решено не восстанавливать танки в исходной конфигурации, но дать им новую функцию. Имеющиеся машины после ремонта должны были стать вспомогательной техникой, способной обеспечить эвакуацию и восстановление танков различных типов.
К большому сожалению, подробные сведения о переделке танков по неофициальному проекту Bergepanzer Tiger не сохранились. Более того, остались неизвестными даже основные особенности конструкции новых БРЭМ. По некоторым данным, в отличие от предыдущего образца Ladungsliger Tiger, эта техника не оснащалась подъемными кранами, но иные подробности отсутствуют.
Разбитая БРЭМ Ladungsliger Tiger, брошенная экипажем в мае-июне 1944 г. Фото Waralbum.ru
Можно предположить, что в ходе переделки в Bergepanzer Tiger танки базовой модели лишались вооружения и, вероятно, даже башни. Целевое оборудование могло состоять из набора буксирных тросов, бревен для вытаскивания, лебедки, набора инструментов и запчастей и т.д. Все необходимые устройства и инструменты должны были перевозиться или устанавливаться как внутри корпуса, так и на его внешней поверхности. При этом экипаж мог решать широкий круг задач по эвакуации поврежденной техники и последующему ее ремонту.
В ноябре 1944 года три БРЭМ Bergepanzer Tiger Ausf.E были переданы 501-му тяжелому танковому батальону. Подробности эксплуатации неизвестны. Вероятно, машины оставались в строю в течение некоторого времени, после чего были списаны по выработке ресурса либо уничтожены в ходе боев. Так или иначе, ни одна из машин Bergepanzer Tiger не дожила до конца войны.
В силу разных причин точный облик ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer Tiger остается неизвестным. Более того, не сохранилось ни одного изображения такой техники. Имеются несколько фотоснимков машины Ladungsliger Tiger, которые иногда в результате путаницы могут выдаваться за изображения Bergepanzer Tiger. Тем не менее, это были разные образцы техники, которые, несмотря на схожее назначение, имели массу отличий.
***
С середины 1943 года немецкие войска использовали для эвакуации подбитой тяжелой бронетехники БРЭМ типа Bergepanther. Эта техника строилась в достаточно больших количествах – до конца войны войскам передали порядка 350 машин этого типа. Попытки создать аналогичную технику на основе танка Pz.Kpfw.VI Tiger, как видим, не привели к особым успехам. Оба проекта создавались неофициально и силами войсковых мастерских, исходя из желания строевых частей иметь требуемую технику. Тем не менее, в общей сложности было построено лишь четыре БРЭМ на основе танка «Тигр», которые эксплуатировались в течение некоторого времени и не оставили заметного следа в истории боевых действий.
Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных результатов, проекты Ladungsliger / Bergepanzer Tiger представляют определенный интерес с исторической точки зрения. Они показывают, как немецкие войска пытались решать насущные проблемы доступными способами и получали любопытные результаты. Кроме того, эти проекты могут быть прекрасным поводом для обсуждения гипотетического облика бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе Pz.Kpfw.VI, которые могли бы разрабатываться предприятиями промышленности по соответствующему заказу армии.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://fingolfen.tripod.com/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Форд Р. Танк «Тигр». – М.: Эксмо, 2008.
Необходимо отметить, что бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танков «Тигр» создавались и собирались войсковыми мастерскими. Утвержденные проекты «фирменной» разработки, одобренные создателями базовой техники, не использовались. Эти обстоятельства, среди прочего, привели к формированию сложной ситуации с информацией о подобной технике. Существуют несколько вариантов описаний ремонтно-эвакуационных машин, а также ряд фотографий. При этом текст и снимки могут не соответствовать, а порой и противоречить друг другу. Попробуем разобраться и восстановить историю интересных неофициальных проектов.
Ladungsliger Tiger
По имеющимся данным, первый проект БРЭМ на базе тяжелого танка Tiger появился в начале 1944 года и в определенной мере стал результатом Анцио-Неттунской наступательной операции антигитлеровской коалиции. В ходе боев, продолжавшихся с января по июнь, немецкие и итальянские войска теряли значительное число различной техники, из-за чего требовалось принимать срочные меры. Одним из ответов на имеющиеся вызовы стала перестройка имевшегося в наличии танка.
В случае необходимости БРЭМ Ladungsliger Tiger могла использовать для самообороны два пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Один из них располагался в лобовой установке башни, на месте орудия, и мог наводиться в пределах небольшого сектора. Второй пулемет находился в лобовой установке корпуса, которой штатно комплектовались все тяжелые танки Pz.Kpfw.VI.
Ремонт тяжелого танка с последующей его переделкой в бронированную ремонтно-эвакуационную машину не заняли много времени. Примерно в начале весны 1944 года 508-й тяжелый танковый батальон получил новую технику, которую следовало использовать для эвакуации и последующего ремонта подбитых танков. Характеристики машины Ladungsliger Tiger позволяли обслуживать таким образом почти все имевшиеся на вооружении Германии образцы.
Тем не менее, эксплуатация единственного образца БРЭМ Ladungsliger Tiger продолжалась недолго. В конце апреля или в начале мая (по другим данным, в мае-июне) 1944 года эта машина получила серьезные повреждения, которые не позволили продолжить ее эксплуатацию. Экипаж был вынужден бросить свою бронемашину прямо на трассе и эвакуироваться на другой технике. Судя по повреждениям, заметным на сохранившихся фотографиях, БРЭМ могла стать жертвой налета авиации противника, который привел к повреждению ходовой части и специального оборудования.
Брошенная ремонтно-эвакуационная машина в дальнейшем была найдена британскими войсками. Ввиду плачевного состояния образец не доставлялся на какие-либо полигоны для испытаний и проверки. В дальнейшем он был утилизирован за ненадобностью. Эксплуатация оригинального образца бронетехники с нестандартным происхождением продолжалась крайне недолго, после чего единственный представитель своего типа был уничтожен.
Крайний дефицит сохранившейся информации о проекте Ladungsliger Tiger порой становится причиной споров. К примеру, существует мнение, согласно которому перестроенная машина не относилась к классу ремонтно-эвакуационной. В таком случае она могла использоваться в качестве самоходного крана, необходимого полевой мастерской, либо создаваться для транспортировки и закладки подрывных зарядов. Тем не менее, все эти версии имеют определенные недостатки, которые не позволяют рассматривать их в качестве основных. Таким образом, Ladungsliger Tiger приходится признать именно бронированной ремонтно-эвакуационной машиной.
Bergepanzer Tiger Ausf.E
Имеются сведения о существовании нескольких других ремонтно-эвакуационных машин на базе тяжелых танков типа Pz.Kpfw.VI. Как и в случае с машиной Ladungsliger Tiger, речь идет о разработках строевых частей, которые нуждались в специальной техники и, не имея возможности получать требуемое количество продукции промышленности, собственными силами обеспечивали себя требуемыми образцами.
Второй вариант БРЭМ на базе «Тигра» известен под названием Bergepanzer Tiger или Bergepanzer Tiger Ausf.E. Второе обозначение может применяться во избежание путаницы с другим аналогичным проектом. В 1943 году фирмой Porsche были построены три машины Bergepanzer Tiger(P). Таким образом, дополнительные обозначения в названии позволяют отличить два варианта вспомогательной техники, созданные разными авторами на базе различных образцов бронетехники.
БРЭМ Bergepanzer Tiger были построены техниками одной из войсковых мастерских в интересах 501-го тяжелого танкового батальона. Три тяжелых танка из состава 509-го батальона в начале осени 1944 года были отправлены на ремонт. По тем или иным причинам было решено не восстанавливать танки в исходной конфигурации, но дать им новую функцию. Имеющиеся машины после ремонта должны были стать вспомогательной техникой, способной обеспечить эвакуацию и восстановление танков различных типов.
К большому сожалению, подробные сведения о переделке танков по неофициальному проекту Bergepanzer Tiger не сохранились. Более того, остались неизвестными даже основные особенности конструкции новых БРЭМ. По некоторым данным, в отличие от предыдущего образца Ladungsliger Tiger, эта техника не оснащалась подъемными кранами, но иные подробности отсутствуют.
Разбитая БРЭМ Ladungsliger Tiger, брошенная экипажем в мае-июне 1944 г. Фото Waralbum.ru
Можно предположить, что в ходе переделки в Bergepanzer Tiger танки базовой модели лишались вооружения и, вероятно, даже башни. Целевое оборудование могло состоять из набора буксирных тросов, бревен для вытаскивания, лебедки, набора инструментов и запчастей и т.д. Все необходимые устройства и инструменты должны были перевозиться или устанавливаться как внутри корпуса, так и на его внешней поверхности. При этом экипаж мог решать широкий круг задач по эвакуации поврежденной техники и последующему ее ремонту.
В ноябре 1944 года три БРЭМ Bergepanzer Tiger Ausf.E были переданы 501-му тяжелому танковому батальону. Подробности эксплуатации неизвестны. Вероятно, машины оставались в строю в течение некоторого времени, после чего были списаны по выработке ресурса либо уничтожены в ходе боев. Так или иначе, ни одна из машин Bergepanzer Tiger не дожила до конца войны.
В силу разных причин точный облик ремонтно-эвакуационной машины Bergepanzer Tiger остается неизвестным. Более того, не сохранилось ни одного изображения такой техники. Имеются несколько фотоснимков машины Ladungsliger Tiger, которые иногда в результате путаницы могут выдаваться за изображения Bergepanzer Tiger. Тем не менее, это были разные образцы техники, которые, несмотря на схожее назначение, имели массу отличий.
***
С середины 1943 года немецкие войска использовали для эвакуации подбитой тяжелой бронетехники БРЭМ типа Bergepanther. Эта техника строилась в достаточно больших количествах – до конца войны войскам передали порядка 350 машин этого типа. Попытки создать аналогичную технику на основе танка Pz.Kpfw.VI Tiger, как видим, не привели к особым успехам. Оба проекта создавались неофициально и силами войсковых мастерских, исходя из желания строевых частей иметь требуемую технику. Тем не менее, в общей сложности было построено лишь четыре БРЭМ на основе танка «Тигр», которые эксплуатировались в течение некоторого времени и не оставили заметного следа в истории боевых действий.
Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных результатов, проекты Ladungsliger / Bergepanzer Tiger представляют определенный интерес с исторической точки зрения. Они показывают, как немецкие войска пытались решать насущные проблемы доступными способами и получали любопытные результаты. Кроме того, эти проекты могут быть прекрасным поводом для обсуждения гипотетического облика бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе Pz.Kpfw.VI, которые могли бы разрабатываться предприятиями промышленности по соответствующему заказу армии.
По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://tanki-tiger.narod.ru/
http://fingolfen.tripod.com/
http://aviarmor.net/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Форд Р. Танк «Тигр». – М.: Эксмо, 2008.
Автор: Glenn Witcher