Особенности действий штурмовиков в горных районах в годы войны
При действиях в интересах наземных войск в условиях гор противозенитный маневр штурмовиков был существенно затруднен, а нередко невозможен. Поэтому летчики боролись со средствами ПВО противника активными способами. Большую помощь им оказывали авианаводчики. Они заблаговременно вскрывали расположение позиций зенитной артиллерии и передавали координаты ведущим ударных групп. В зависимости от обстановки, задачи подавления вражеской ПВО перед ударом по заданным целям выполняли все экипажи групп или же только специально подготовленные. В ходе штурмовки воздушные стрелки вели огонь по склонам окружавших гор, откуда был возможен обстрел самолетов из орудий и пулеметов.
В горной местности штурмовая авиация выполняла еще и задачи преследования отходившего неприятеля, срыва перевозок, изоляции района боевых действий, а также воздушной разведки. Ил-2 наносили удары по группировкам войск, пытавшимся оторваться или оторвавшимся от наших передовых частей, железнодорожным станциям, эшелонам и автотранспортным колоннам врага. Целеуказание ударным группам выдавали вылетавшие несколько раньше экипажи доразведчиков. Но в некоторых случаях это не обеспечивало внезапности действий. Вот почему маршруты полета нередко выбирались таким образом, чтобы ударные группы выходили на характерный ориентир, расположенный в 15-20 км в стороне от заданного объекта. Обнаружив противника, ведущий выполнял доворот, и штурмовики неожиданно появлялись над целью. Например, в Маньчжурии, в районе Гугенчжень, шестерка Ил-2, ведомая ст. лейтенантом Чернышевым, действуя таким образом, атаковала из-за сопок японскую колонну автотранспорта в составе 60 грузовых автомобилей. Первый удар штурмовики нанесли парами с ходу, с разворотом на 60° вдоль долины. Очередные атаки выполнялись с «круга». После восьми заходов было уничтожено порядка десяти автомобилей. Дальнейшие полсотни километров пути колонны до железнодорожной станции Фозлин также сопровождались штурмовыми ударами еще нескольких групп. Итогом шести групповых налетов стало уничтожение 30 автомашин противника.
При изоляции района боевых действий активно практиковалась «свободная охота». Используя сложные метеорологические условия и рельеф местности, штурмовики-«охотники», действовавшие одиночно или парами, очень часто внезапно атаковывали цели. При этом стоит отметить, ударам подвергались не только войска на марше, ж/д эшелоны и транспортные колонны, но и катера, баржи на крупных реках.
Воздушную разведку штурмовики вели попутно с выполнением других задач. Отдельных вылетов для воздушной разведки почти не планировалось, так как за редким исключением, на самолетах Ил-2 отсутствовало соответствующее разведывательное оборудование. Вместе с тем выполнялись полеты на визуальную разведку, заканчивающиеся, в большинстве случаев, нанесением удара по врагу.
Таким образом, особенности действий штурмовой авиации в горных районах определялись в основном физико-географическими и погодными условиями последних. К ним относились: специфика подготовки и выполнение полетов; ограниченность маневра, выбора видов и форм боевых порядков, способов прицеливания и бомбометания, поражающих средств. Значительные сложности визуальной ориентировки и обнаружения заданных объектов удара, использования наземных радиотехнических средств; сложность организации всестороннего обеспечения ударных групп, а также управления ими и их взаимодействием с наземными войсками. При этом результаты действий свидетельствуют, что штурмовики эффективно выполняли свои задачи и во многом способствовали успеху действий сухопутных войск. Опыт, полученный советскими штурмовиками Ил-2 в годы войны, впоследствии был широко использован экипажами штурмовиков Су-25 в ходе боевой работы в горных районах Афганистана.
Источники:
Скоморохов Н., Чернецкий В. Тактика штурмовой авиации //Тактика в боевых примерах: Авиационный полк. М.: Воениздат, 1985. С. 123-148.
Коллектив авторов. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 128-132, 174-177.
Краснов Г. Особенности действия советской авиации в горной местности. // Советское военное обозрение. 1988. №1. С.23-29.
Шишов Л., Пахнин Л. Действия штурмовой авиации в горах. // ВИЖ. 1983. №1. С.33-38.
Давтян С. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1990. С. 20-60.
Автор: Инженер-технарь