Связисты в обеспечении операции «Вест»



Строго по плану, 7 октября 1944 г., соединения 14-й армии нанесли мощный удар по переднему краю неприятельской обороны, прорвали ее и продолжили развивать наступление. За три дня ожесточенных боев советские войска на фронте в 20 км продвинулись до 16 км в глубину вражеской обороны. А спустя два дня после начала наступления, вечером 9 октября, в бухте Пумманки на 10 больших и 8 малых охотников, а также на 12 торпедных катеров произвели посадку морские пехотинцы 63-й бригады. Приняв 2837 десантников, корабли и катера ночью вышли в море. Первый отряд из трех торпедных и восьми катеров МО шел под командованием капитана 3 ранга С.Д. Зюзина, вторым — из десяти больших охотников — капитана 3 ранга Н.Н. Грицука, третьим — из восьми торпедных катеров капитана 2 ранга В.Н.Алексеева. Общее руководство этими отрядами было возложено на капитана 1 ранга М.С. Клевенского, с борта специально оборудованного торпедного катера.

Чтобы отвлечь внимание противника от основных сил десанта, в этот же момент времени в Мотовском заливе началась демонстрация высадки. При поддержке огня с эсминцев "Гремящий" и "Громкий" шесть катеров, действуя двумя группами, высадили по 22 человека у мысов Пикшуев и Могильный, которые, производя максимальный шум, продвинулись вглубь берега на расстояние около 1 км. Катера после высадки остались у берега, ставя мощные дымовые завесы, ведя интенсивный артиллерийско-пулеметный огонь и даже выпустив пару торпед по скалам, чем создавали видимость десантирования крупных сил. Радисты на всех этих кораблях тоже "усиленно шумели в эфире", поддерживая впечатление о большом числе высаживаемых частей.

Это способствовало скрытности перехода основных сил к пунктам высадки, и хотя отряды были все же обнаружены почти у цели, неприятель не смог существенно воспрепятствовать десантированию. Сначала к берегу подошли три катера и высадили разведку. Первый отряд высадил десантников берег губы Малая Волоковая за 20 минут, а на десантирование всей 63-й бригады понадобилось менее двух часов. К утру же десант вышел во фланг и тыл фашистов, оборонявшихся на перешейке п-ова Средний.

При этом одновременно с десантированием 63-й бригады в заливе Пунайнен-лахти был высажен объединенный разведывательный отряд (195 человек) во главе с капитаном И.П. Барченко и ст. лейтенантом В.Н. Леоновым. Этот отряд имел задание пройти по тундре и захватить или уничтожить стоящие на мысе Крестовом неприятельские артиллерийские батареи, которые прикрывали вход в залив Петсамон-вуоно. Действия этого отряда имели крайне важное значение. Идея захватить десантом вражеские батареи возникла еще в процессе подготовки операции и принадлежала начальнику штаба СОР капитану 1 ранга Д.А. Тузу. Поэтому дополнительно была разработана организация связи и с данным отрядом.

10 октября 1944 года морские пехотинцы 12-й бригады и другие подразделения СОР атаковали укрепленные вражеские позиции на перешейке полуострова Средний. Преодолевая заграждения и сильный неприятельский огонь, они прорвали вражескую оборону, преодолели горный хребет Муста-Тунтури и встретились у озера Тие-Ярве с подразделениями 63-й бригады. Затем обе бригады при поддержке штурмовиков, действовавшей под прикрытием истребителей, начали продвигаться на юг и вскоре вышли на дорогу Титовка-Петсамо. При этом их ближайшая задача была выполнена на сутки раньше намеченного срока, и бригады продолжили развивать успех, продвигаясь к Петсамо.



В этот период операции связь в частях морской пехоты поддерживалась в основном по радио. Здесь большую роль сыграли УКВ-радиостанции А7-А. Командиры частей широко пользовались ими. В свою очередь командующий, начальник штаба и оперативные работники штаба СОР имели возможность вести прямые переговоры с частями, а узел связи штаба СОР надежно обеспечивал связь со штабами обеих бригад, с кораблями, штабами авиации флота и соединениями 14-й армии.

Объединенный разведывательный отряд тоже в целом успешно справился с боевой задачей. Утром 12 октября он с ходу занял вражескую зенитную батарею на мысе Крестовом. Первыми ворвались туда радист отряда С.М. Агафонов и старший краснофлотец А.П. Пшеничных. Овладев вместе с другими бойцами одним из орудий, они открыли огонь по соседней береговой батарее врага, тоже являвшейся целью их рейда. Однако немцы смогли подбросить туда подкрепление из Линахамари. Положение отряда ухудшилось, особенно быстро заканчивались боеприпасы. Выручила радиосвязь. Капитан Барченко дал радиограмму, в которой запросил срочную поддержку авиацией.

Командующий флотом незамедлительно направил на помощь десантникам штурмовики и бомбардировщики. Разведчики обозначили свое местоположение ракетами, а огнем трассирующими пулями — позиции противника. В ходе штурмовки неприятеля флотской авиацией самолеты "Бостон" сбросили разведчикам 5 парашютных контейнеров с боеприпасами и продовольствием. В одной из упаковок были батареи для питания радиостанций. К вечеру фашисты перешли к обороне, а затем, потеряв три четверти личного состава, оставили батарею. 12 октября командующим флотом было принято решение немедленно высадить десант в порт Линахамари. Для этого срочно сформировали сводный отряд моряков под командованием майора И.А. Тимофеева, на всю подготовительную работу, в том числе разработку организации связи, отводилось несколько часов. Комфлота, естественно, поручил организовать ее Полозку. Требовалось прежде всего обеспечить командира десанта связью с ВПУ командующего флотом, а также связью взаимодействия с отрядом Барченко на мысе Крестовом, связать комфлота с командирами групп торпедных катеров — Героем Советского Союза капитан-лейтенантом А.О. Шабалиным и капитаном 2 ранга С.Г. Коршуновичем, а также с командиром группы катеров-охотников гв. капитаном 3 ранга С.Д. Зюзиным. При этом комфлота решил перенести свой ВПУ на КП командира бригады торпедных катеров. И хотя он тоже находился на п-ове Среднем, это потребовало от связистов расторопности.

Полозок и его подчиненные умели быстро разрабатывать документы по связи, сжато излагая в них все необходимое. Так, командиру десантного отряда были даны указания по порядку радиосвязи с ВПУ командующего флотом с командиром первого броска десанта, с отрядом Барченко, и на случай необходимости установления связи с частями 14-й армии (при сближении с ними) наметили волну взаимодействия и общие позывные.

В 13 часов того же дня проверили готовность средств радиосвязи на всех катерах, выделенных в качестве высадочных средств, и проинструктировали радистов. На пункте управления бригады торпедных катеров задействовали 4 радиостанции с динамиками. К новому ВПУ командующего флотом подали телефонную связь с КП СОР. В18 часов все было подготовлено, и в 21 час 45 минут 12 октября, приняв десант, в море вышли катера группы Шебалина, через 7 минут — Коршуновича, а еще через 7 минут — Зюзина. В 22 ч 50 мин тех же суток группа катеров Шабалина ворвалась в гавань Линахамари, а с полуночи была закончена высадка всего десанта, составлявшего 660 человек. Стремительность прорыва катеров в гавань, быстрота и решительность действий, отвага североморцев обеспечили успех. При этом связь работала безукоризненно. Большую роль сыграли динамики, подключенные к радиостанциям на ВПУ. Благодаря этому, все переговоры и указания командиров групп и катеров, лично выходивших на связь, были отчетливо слышны.



С высадкой десанта сохранялась возможность прослушивать радиообмен командира десанта с командиром первого броска. Когда же один из радистов, полагая, что шум мешает командующему флотом заниматься делами, отключил динамик, адмирал Головко приказал: "Нет, включите, включите. Пусть будет все слышно". А слышно было действительно все: выстрелы, работа моторов и команды Тимофеева, приказы Барченко и Леонова, переговоры Шабалина, Коршуновича, Зюзина и командиров их катеров. Складывающаяся обстановка и ход выполнения операции в Линахамари были на ВПУ настолько ясными, что не требовалось никаких донесений от командиров групп катеров и запросов со стороны командующего флотом. По переговорам командира десанта с командиром первого броска тоже было ясно, что они не только успешно высадились, но и сумели закрепиться.

Успех высадки этого десанта прямо в порту Линахамари ускорил взятие Петсамо (Печенгу). И 15 октября связисты Северного флота транслировали приказ Верховного Главнокомандующего об освобождении города — важной ВМБ и мощного германского опорного пункта обороны на Крайнем Севере. В числе отличившихся были названы начальник связи СФ капитан 2 ранга В.В. Полозок и вся служба связи флота.

В дальнейшем еще несколько десантных отрядов захватили ряд немецких постов связи и наблюдения, маяков и т.п., а также совместно с войсками Карельского фронта, захватили порт и город Киркенес. Командующий флотом дважды побывал в Линахамари. Во время своего второго приезда туда он потребовал от Полозка в кратчайший срок обеспечить проводную связь штаба флота с Печенгой, а позднее и с Киркенесом. Для этого была восстановлена поврежденная прежняя линия связи и проложен новый подводный кабель. Батальон связи СОР (командир майор Иванов), отдельный батальон связи (командир капитан Кузнецов) и линейно-ремонтная рота связи Кольского района СНиС (командир инженер-капитан Баюшкин), быстро решили эту задачу. Начальником связи образованной тогда же Печенгской ВМБ был назначен капитан 3 ранга И.Н. Жигула. А так как Линахамари превратился в основной порт снабжения действующих на этом направлении войск Карельского фронта и передовую базу флота, ее узел связи стал опорным центром в этом районе.

21 октября советские войска вышли к границе с Норвегией, 22-го овладели поселком Никель, а 25-го при поддержке морского десанта, освободили норвежский город Киркенес. 29 октября 1944 г. считается днем завершения советскими войсками и Северным флотом Петсамо-Киркенесской операции. По ее итогам 26 моряков были удостоены звания Героев Советского Союза. При этом в дело успеха всей операции заметный вклад внесли и флотские связисты. Она, а также проводка последних конвоев в Баренцевом море в 1945 г. стали завершающими этапами боевых действий СФ в Отечественной войне. Говоря о связистах-североморцах, следует помнить, что на первом этапе войны на их работе сказалось отсутствие береговых радиопередатчиков, подвижных средств связи, разветвленной сети проводной связи, особенно на магистральных направлениях. Связисты тогда даже мечтать не могли, скажем, о 500-или хотя бы 200-киловаттной радиостанции сверхдлинных волн, для управления подлодками на глубине. Немцы же располагали такими станциями, да и союзники имели несколько подобных передатчиков. Однако даже при крайне ограниченных возможностях наши связисты справились с возложенными на них задачами и обеспечили устойчивое управление силами флота в сложнейших боевых условиях Заполярья.

Источники:
Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. М.: Воениздат, 1983. С. 154-215.
Гречанюк Н., Дмитриев В., Корниенко А. и др. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воениздат, 1990. С.248-281.
Румянцев М. Разгром врага в Заполярье (1941—1944 гг.). М.: Воениздат, 1963. С. 122-143, 187-191, 236-257.
Толстолуцкий Г. Обеспечивая успех операции "Вест" // Морской сборник. 1991. №11. С.29-31.
Козлов И., Шломин В. Краснознаменный Северный флот. М.: Воениздат, 1983. С. 154-215.
Головко А. Г. Вместе с флотом. М.: Финансы и статистика, 1984. С.224-251.