Фидель и его идеи. К 90-летию Лидера Кубинской Революции

13 августа 2016 года исполнилось девяносто лет Фиделю Кастро. Масштаб этой личности действительно впечатляет. Фидель Кастро – «последний из могикан», единственный ныне здравствующий великий революционер ХХ века. В нем удивительно все – и сама биография, и чудесная жизнестойкость и везучесть, позволившая уцелеть в результате множества покушений, и ораторский дар, и богатырское здоровье «любителя сигар». Он – знаковая фигура не только для Кубы, но и для всей Латинской Америки.



Если говорить о кастроистской теории революции, то она имеет общие пересечения с маоизмом. Во-первых, противопоставляется «мировая деревня» и «мировой город» - то есть, развивающиеся и развитые страны. В Латинской Америке, в Азии и Африке революционная борьба рассматривается и как борьба национально-освободительная и антиимпериалистическая, борьба против современного колониализма во всех его проявлениях. Именно «третий мир» предстает в этом случае как главный революционный авангард современности. Во-вторых, как и маоисты, кастроисты стремились опираться на крестьянство, в котором видели движущую силу революции. Это объяснялось, прежде всего, тем, что крестьянство составляло подавляющее большинство населения в странах Латинской Америки. Именно бедная часть крестьянства была наиболее обездоленным социальным слоем латиноамериканских стран. Следовательно, революционизировать крестьянскую массу было легче всего. К борьбе крестьянства подмешивался и национальный компонент – в Латинской Америке крестьяне это, как правило, индейцы или метисы.

В то же время, в отличие от маоистов, которые все же в большей степени сохраняли верность марксистско-ленинским принципам и утверждали необходимость переноса революции из деревни в города и соединения беднейшего крестьянства с городским пролетариатом, кастроисты рассматривают партизанскую войну в качестве основной формы сопротивления. При этом партизанские отряды трактуются как своеобразная революционная элита, авангард, идеологически воздействующий на крестьянство «извне» и революционизирующий его. То есть, получается, что энергия небольшого революционного авангарда в концепции кастроистов оказывается важнее, чем самоорганизация народных масс, в том числе и крестьянства.

Что же касается самой фигуры Партизана, то в кастроистской (и геваристской) политической философии он наделяется особыми чертами. Фактически, это человек, который поднялся над многими житейскими страстями, ушел в такое добровольное отшельничество в джунглях или горах, сопряженное с ежесекундным риском для жизни. Более того, последователи Фиделя Кастро и Че Гевары убеждены в том, что только в условиях партизанской войны в джунглях может сформироваться подлинно революционный характер, чему способствует полная лишений жизнь в отрыве от цивилизации. Идеи о партизанской войне в джунглях и о крестьянской революции были восприняты многими вооруженными повстанческими организациями Латинской Америки, а также Азии и Африки. Примечательно, что экзистенциальный опыт Партизана делал его фигурой, стоящей над партийными и идеологическими различиями. На первое место выходили такие качества как личная готовность к борьбе и принесению себя в жертву, отвага во время боя, верность товарищам по оружию, и они ценились куда больше, чем идеологическая составляющая. Поэтому в партизанских отрядах могли сражаться люди самых разных взглядов – и латиноамериканские националисты, и «традиционные» коммунисты марксистско-ленинского толка, и маоисты, и даже анархисты или анархо-синдикалисты.

Рассматривая партизанскую войну как главный способ сопротивления, Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара опирались, в первую очередь, на собственный опыт. Революция на Кубе началась именно в форме партизанской войны. Высадка в горах Сьерра-Маэстра закончилась неудачно для революционеров, но двум группам удалось уцелеть. Они перешли к отдельным операциям, нападая на полицейские посты и патрули. Когда же революционеры провозгласили раздачу земли крестьянам, они заручились широкой поддержкой местного населения и в партизанские отряды потянулись молодые и не очень крестьяне. На сторону партизан перешли несколько тысяч солдат отправленного Батистой в горы экспедиционного корпуса. После этого режим Батисты уже не мог оказывать повстанцам серьезного сопротивления. Сформировалась мощная Повстанческая армия во главе с Фиделем Кастро в качестве главнокомандующего. 1 января 1959 года Повстанческая армия вошла в Гавану. Кубинская революция победила.

Однако, победа революции поставила перед Фиделем Кастро задачи, куда более сложные, чем руководство партизанским отрядом и даже целой повстанческой армией. Предстояло налаживать мирную жизнь государства, осуществлять экономические реформы, а все эти задачи требовали совершенно иного опыта и даже некоторого пересмотра взглядов на жизнь. В конце концов, Кастро пришел к идее массовой коммунистической партии «традиционного» типа. Кстати, до прихода к власти Фидель Кастро не заявлял о себе именно как о коммунисте, марксисте-ленинце. Неоднократно называл себя коммунистом Эрнесто Че Гевара, Кастро же до определенного времени предпочитал воздерживаться от отождествления с коммунистами. Даже американская разведка не располагала точными данными о политических убеждениях вождя кубинской революции. О том, что Куба переходит на социалистический путь развития, Фидель Кастро заявил уже после того, как в 1961 году была отражена попытка контрреволюционеров свергнуть революционное правительство республики. Но только в 1965 году Движение 26 июля было преобразовано в Единую партию социалистической революции Кубы, а 1 октября 1965 года последняя, в свою очередь, была переименована в Коммунистическую партию Кубы.



Современная политическая ситуация в Латинской Америке показывает, что и в настоящее время те революционные антиимпериалистические идеи, которым Фидель Кастро остается верным всю свою жизнь, не теряют актуальности. США остаются главным противником подлинной экономической независимости американских стран – достаточно взглянуть на политику Вашингтона в отношении Венесуэлы, страны, пошедшей по стопам Кубы. «Ядом» дышит Госдепартамент США и в отношении Боливии, где у власти находится левый Эво Моралес, в отношении Никарагуа, где демократическое волеизъявление народа вновь привело к власти лидера сандинистов Даниэля Ортегу.

Латиноамериканские революционеры в большинстве своем никогда не уничтожали именно народную культуру, так были и сами плоть от плоти народными политическими деятелями. Этим объясняется и весьма интересный феномен соединения в Латинской Америке коммунизма и христианства. Отношения с церковью у латиноамериканских революционеров оставались скорее дружественными – и это при том, что многие иерархи в странах Латинской Америки тоже играли не очень позитивную роль, сотрудничали с проамериканской олигархией и диктаторскими режимами. Тем не менее, Фидель Кастро, революционный лидер Кубы, встречался с Папой Римским, а в рядах революционных организаций, сражавшихся в самых разных странах континента, всегда было немало верующих.

Уникальность латиноамериканской революционной традиции заключается в том, что в ней сформировались такие идеологические концепты, которые сочетают самые важные для современного человечества идеи – стремление к социальной справедливости, стремление к подлинному политическому и экономическому суверенитету, стремление к сохранению национальной культуры и самобытности. И Фидель Кастро, Человек ХХ века, сделал для этого очень много.