Этот одноразовый мир: как компании стали намеренно выпускать неремонтопригодную технику
Ваенс отметил, что защита от ремонта на некоторых устройствах — например, в планшетах Microsoft Surface — настолько продвинута, что даже эксперты могут во время первого разбора необратимо их повредить. В Microsoft заявили, что их устройства «создаются профессионалами для профессионалов» и поэтому требуют соответствующего уровня подготовки.
В некотором смысле в сложившейся тенденции виноваты и сами покупатели, сделавшие свой выбор в пользу неремонтируемой, но более дешёвой техники.
Издание иллюстрирует это примером Apple: в 2012 году в линейке продуктов компании были ноутбуки MacBook Pro, у которых можно было открутить крышку днища корпуса и обновить оперативную память или жёсткий диск, а экран можно было отделить от корпуса и заменить. В том же году вышли MacBook Retina с более тонким, но неразборным корпусом, и массовый потребитель предпочёл эту версию.
Схожие практики существуют и у других компаний. Электронные читалки Kindle допускают ремонт треснувшего экрана или сломанного аккумулятора, но Amazon продаёт запчасти только авторизованным мастерским (iFixit закупает их у компании-переработчика деталей). По словам Ваенса, Nikon в 2012 году сократил число таких авторизованных мастеров по ремонту в США с 3 тысяч до 13 человек. В компании не подтвердили эту статистику, но объяснили сокращение тем, что камеры Nikon требуют рук «умелых техников».
По данным исследователей из United Nations University, в 2014 году объём утилизованной электроники во всём мире составил 41,8 мегатонны — около 5,9 килограмма на человека. К 2018 году учёные прогнозируют рост этого показателя до 49,8 мегатонны, или 6,7 килограмма на человека. Есть и положительный тренд: по статистике Electronics TakeBack Coalition, с 2011 года количество выбрасываемой электроники в общем объёме утиля стало уменьшаться, а перерабатываемой — резко выросло.
NBC News отметило, что похожая ситуация с переходом к «планируемому устареванию» продукции уже происходила в начале 20 века в автомобильной индустрии. Изначально Генри Форд делал ставку на долговечность машин: по его мнению, их надёжность позволяла заслужить лояльность у покупателей. Однако маркетинговая стратегия General Motors, начавшей выпускать каждый год новые модели автомобилей, доказала обратное, и Ford пришлось подчиниться новому тренду.
Автор: Rus2012