Тактический ракетно-вертолетный комплекс 9К73
С пятидесятых годов прошлого века вооруженные силы Советского Союза осваивали новейшую вертолетную технику, которая могла выполнять транспортные и некоторые иные задачи. В ходе поиска новых методик применения новых винтокрылых машин появлялись самые оригинальные предложения. Среди прочего, был дан старт ракетно-вертолетным комплексам в составе тактической ракеты с пусковой установкой и специально доработанного транспортного вертолета. Один из проектов такой системы получил обозначение 9К73.
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 должен был стать развитием системы тактического класса 9К72. Комплекс базовой модели включал в себя жидкостную ракету Р-17 / 8К14 и самоходные пусковые установки нескольких типов. Боевые машины-носители ракет имели возможность перемещения по дорогам и пересеченной местности, однако в некоторых случаях их подвижность и проходимость были недостаточными. Некоторые районы, которые в теории могли использоваться для размещения стартовых позиций, были недоступны самоходным комплексам 9К72. По этой причине в начале шестидесятых годов появилось предложение, касавшееся серьезного изменения мобильности за счет применения нестандартного транспортного средства.
Вместо колесного или гусеничного шасси в составе нового ракетного комплекса предлагалось использовать военно-транспортный вертолет с подходящими характеристиками. Его задачей была перевозка малогабаритной пусковой установки и ракеты на ней. В таком случае ракетный комплекс мог быть в краткие сроки переброшен в нужный район, недоступный для сухопутной техники. Такие возможности могли облегчить нанесение ударов по некоторым труднодоступным объектам противника, а также обеспечить их внезапность.
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 в боеготовом положении. Фото Militaryrussia.ru
Разработка первой версии ракетно-вертолетного комплекса на базе системы 9К52 «Луна-М» началась в первых месяцах 1961 года. Результатом этих работ стал комплекс 9К53 «Луна-МВ». В начале февраля 62-го появилось постановление Совмина СССР, в соответствии с которым следовало разработать аналогичную систему на базе комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Перспективный проект получил обозначение 9К73. Техническим заданием требовалось разработать новый вариант ракеты под названием Р-17В или 8К114 и облегченную пусковую установку 9П115. Транспортный вертолет Ми-6РВК планировалось заимствовать из уже разрабатываемого проекта «Луна-МВ».
К проекту 9К73 привлекли несколько организаций оборонной промышленности. Головным разработчиком стало ОКБ-235 (г. Воткинск). Создание пусковой установки малых габаритов поручили конструкторам ГСКБ (КБТМ) под руководством Л.Т. Быкова. Также определенное участие в проекте приняло ОКБ-329 во главе с М.Л. Милем, разрабатывавшее проект вертолета-транспортировщика ракетного комплекса.
Единственным элементом перспективного ракетно-вертолетного комплекса, который следовало разрабатывать с нуля, была самоходная пусковая установка. К изделию 9П115 или ВПУ-01 предъявлялись несколько основных требований. Оно должно было обеспечивать транспортировку ракеты Р-17В в горизонтальном положении, в том числе подвоз к вертолету, загрузку в его грузовую кабину и выгрузку. При этом передвижение должно было осуществляться самостоятельно и без участия тягачей. Кроме того, на шасси 9П115 требовалось установить пусковую установку, необходимую для запуска ракет. Особое внимание уделялось габаритам самоходной машины с ракетой: она должна была вписываться в размеры грузового отсека вертолета Ми-6РВК.
В рамках проекта 9К73 была разработана новая самоходная пусковая установка с двухосным шасси, которую оснастили набором необходимого оборудования. Машина 9П115 имела вытянутую раму, на которой монтировались все необходимые агрегаты и системы. Предусматривались собственные силовая установка и гидравлическая трансмиссия, обеспечивавшие возможность самостоятельного перемещения. Для маневрирования колеса одной из осей выполнили управляемыми. Предполагалось, что после выгрузки из вертолета самоходная пусковая установка сможет самостоятельно добираться до стартовой площадки и там производить подготовку к стрельбе.
Ракета Р-17. Фото Militaryrussia.ru
Для удержания ракеты в правильном положении при транспортировке, а также для ее предстартового подъема в вертикальное положение в состав оборудования 9П115 ввели специальную подъемную рампу. Этот агрегат представлял собой раму сложной формы с набором полукруглых ложементов для корпуса ракеты. Рампа могла качаться на задней оси при помощи гидравлических приводов, и тем самым производить подъем ракеты. По причине необходимости сокращения габаритов всей системы ракета в походном положении помещалась на минимально возможной высоте над шасси. По бокам от нее на бортах шасси располагалось несколько объемных кожухов, необходимых для размещения специального оборудования. Несмотря на малые габариты, машина 9П115 должна была самостоятельно выполнять все операции по подготовке ракеты к пуску.
В кормовой части шасси на качающейся основе помещался стартовый стол с набором дополнительных устройств. Все эти агрегаты, вероятно, были заимствованы у колесной пусковой установки 9П117 и подверглись некоторым доработкам, связанным с иной конструкцией шасси. В случае с четырехосной боевой машиной стартовый стол имел возможность поворота в горизонтальной плоскости на 80° вправо и влево от исходного положения. Вертикальная наводка отсутствовала благодаря применению соответствующей аппаратуры самой ракеты. Непосредственно под хвостовой частью ракеты на стартовом столе помещался отражатель, состоящий из двух частей и необходимый для отвода реактивных газов в сторону от машины.
Самоходная пусковая установка 9П115 имела полный набор различных агрегатов, необходимый для самостоятельной работы на стартовой площадке. Она получила систему предстартового обслуживания, узел специальной связи, электрическую и гидравлическую систему, приборы топопривязки и управления аппаратурой ракеты, комплект ЗИП и т.д. При разработке комплекса оборудования учитывались наработки по предыдущим проектам, а также использовались некоторые существующие узлы и агрегаты.
Для использования комплексом 9К73 предлагалась ракета Р-17В, которая должна была представлять собой доработанный вариант базовой Р-17 / 8К14. Это была управляемая одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета. Ракета имела цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и стабилизаторами в хвостовой части. Головная часть корпуса отдавалась под размещение боезаряда необходимого типа. Позади ее находился аппаратный отсек. Центральный отсек корпуса отдавался под крупные топливные баки несущего типа. Хвостовая часть ракеты вмещала двигатель и некоторые системы управления. Корпус и баки изготавливались из сталей и алюминиевых сплавов.
Несколько недостатков комплекса были связаны с малыми габаритами самоходной пусковой установки. Машина 9П115 не могла нести весь комплекс необходимой навигационной и другой аппаратуры, что ухудшало точность определения собственных координат с негативными последствиями для наведения ракеты на цель. Кроме того, сокращение размеров машины привело к тому, что она серьезно отставала по показателям подвижности от полноразмерной самоходной пусковой установки 9П117.
Еще одна проблема комплекса касалась невозможности использования полного набора всего необходимого оборудования. Для максимально точного поражения цели батарея комплексов 9К72 нуждалась в данных о состоянии атмосферы до высот порядка 60 км. Используя информацию о параметрах ветра на различных высотах, расчеты могли внести коррективы в наводку ракет и тем самым повысить вероятность поражения цели. Для изучения атмосферы метеорологам ракетных войск следовало использовать метеозонды и радиолокационные станции нескольких типов. Силами метеобатареи ракетной бригады подготавливался метеобюллетень, далее передаваемый дивизионам и батареям.
Действуя в труднодоступных районах и на большом расстоянии от других подразделений, ракетно-вертолетные комплексы не имели возможности пользоваться данными полноценных средств метеорологической разведки. Возможность ввести их в состав ракетно-вертолетных комплексов фактически отсутствовала. По этой причине расчеты комплексов 9К73 не могли получать полноценные данные о состоянии атмосферы, что негативным образом могло сказаться на точности стрельбы.
Незначительные недостатки проекта, выявленные в ходе испытаний и опытной эксплуатации, были почти полностью исправлены. Тем не менее, сохранился ряд характерных минусов, избавление от которых было принципиально невозможным. При этом неустранимые недостатки не позволяли эксплуатировать ракетно-вертолетный комплекс 9К73 с максимальной эффективностью. Из-за этого новая система не могла быть принята на вооружение и поставлена в серию.
Все элементы комплекса 9К73 в развернутом состоянии. Фото Авиару.рф
По разным данным, опытная эксплуатация единственного комплекса 9К73 в составе самоходной пусковой установки 9П115 и вертолета Ми-6РВК продолжалась до начала семидесятых годов. Несмотря на сравнительно длительное использование, новая система не рассматривалась в качестве возможного средства перевооружения ракетных войск и артиллерии. Опытный образец комплекса так и остался в единственном экземпляре. После выработки ресурса он был списан за ненадобностью и утилизирован. До наших дней уникальный образец военной техники не дожил.
В первой половине шестидесятых годов прошлого века в нашей стране были разработаны два ракетно-вертолетных комплекса, использовавшие ракеты существующих моделей. Системы 9К53 «Луна-МВ» и 9К73 прошли испытания, а затем поступили в опытную войсковую эксплуатацию, однако так и не добрались до серийного производства и полноценного применения войсками. В ходе проверок выяснилось, что оригинальное и интересное предложение, касающееся переброски ракетных комплексов вертолетами, накладывает серьезнейшие ограничения на различные характеристики техники и особенности ее конструкции, и, как следствие, не позволяет добиться требуемых результатов при имеющемся уровне развития технологий.
Ракетно-вертолетные комплексы 9К53 и 9К73 стали первыми и последними разработками своего класса. После неудачного завершения двух проектов было решено отказаться от дальнейшего развития этого направления. Все последующие отечественные тактические ракетные комплексы создавались без учета возможной совместной эксплуатации с вертолетами разных классов. Это позволило разрабатывать проекты при разумных ограничениях габаритов и веса, не мешающих достижению требуемых боевых характеристик.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-177.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 должен был стать развитием системы тактического класса 9К72. Комплекс базовой модели включал в себя жидкостную ракету Р-17 / 8К14 и самоходные пусковые установки нескольких типов. Боевые машины-носители ракет имели возможность перемещения по дорогам и пересеченной местности, однако в некоторых случаях их подвижность и проходимость были недостаточными. Некоторые районы, которые в теории могли использоваться для размещения стартовых позиций, были недоступны самоходным комплексам 9К72. По этой причине в начале шестидесятых годов появилось предложение, касавшееся серьезного изменения мобильности за счет применения нестандартного транспортного средства.
Вместо колесного или гусеничного шасси в составе нового ракетного комплекса предлагалось использовать военно-транспортный вертолет с подходящими характеристиками. Его задачей была перевозка малогабаритной пусковой установки и ракеты на ней. В таком случае ракетный комплекс мог быть в краткие сроки переброшен в нужный район, недоступный для сухопутной техники. Такие возможности могли облегчить нанесение ударов по некоторым труднодоступным объектам противника, а также обеспечить их внезапность.
Ракетно-вертолетный комплекс 9К73 в боеготовом положении. Фото Militaryrussia.ru
Разработка первой версии ракетно-вертолетного комплекса на базе системы 9К52 «Луна-М» началась в первых месяцах 1961 года. Результатом этих работ стал комплекс 9К53 «Луна-МВ». В начале февраля 62-го появилось постановление Совмина СССР, в соответствии с которым следовало разработать аналогичную систему на базе комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Перспективный проект получил обозначение 9К73. Техническим заданием требовалось разработать новый вариант ракеты под названием Р-17В или 8К114 и облегченную пусковую установку 9П115. Транспортный вертолет Ми-6РВК планировалось заимствовать из уже разрабатываемого проекта «Луна-МВ».
К проекту 9К73 привлекли несколько организаций оборонной промышленности. Головным разработчиком стало ОКБ-235 (г. Воткинск). Создание пусковой установки малых габаритов поручили конструкторам ГСКБ (КБТМ) под руководством Л.Т. Быкова. Также определенное участие в проекте приняло ОКБ-329 во главе с М.Л. Милем, разрабатывавшее проект вертолета-транспортировщика ракетного комплекса.
Единственным элементом перспективного ракетно-вертолетного комплекса, который следовало разрабатывать с нуля, была самоходная пусковая установка. К изделию 9П115 или ВПУ-01 предъявлялись несколько основных требований. Оно должно было обеспечивать транспортировку ракеты Р-17В в горизонтальном положении, в том числе подвоз к вертолету, загрузку в его грузовую кабину и выгрузку. При этом передвижение должно было осуществляться самостоятельно и без участия тягачей. Кроме того, на шасси 9П115 требовалось установить пусковую установку, необходимую для запуска ракет. Особое внимание уделялось габаритам самоходной машины с ракетой: она должна была вписываться в размеры грузового отсека вертолета Ми-6РВК.
В рамках проекта 9К73 была разработана новая самоходная пусковая установка с двухосным шасси, которую оснастили набором необходимого оборудования. Машина 9П115 имела вытянутую раму, на которой монтировались все необходимые агрегаты и системы. Предусматривались собственные силовая установка и гидравлическая трансмиссия, обеспечивавшие возможность самостоятельного перемещения. Для маневрирования колеса одной из осей выполнили управляемыми. Предполагалось, что после выгрузки из вертолета самоходная пусковая установка сможет самостоятельно добираться до стартовой площадки и там производить подготовку к стрельбе.
Ракета Р-17. Фото Militaryrussia.ru
Для удержания ракеты в правильном положении при транспортировке, а также для ее предстартового подъема в вертикальное положение в состав оборудования 9П115 ввели специальную подъемную рампу. Этот агрегат представлял собой раму сложной формы с набором полукруглых ложементов для корпуса ракеты. Рампа могла качаться на задней оси при помощи гидравлических приводов, и тем самым производить подъем ракеты. По причине необходимости сокращения габаритов всей системы ракета в походном положении помещалась на минимально возможной высоте над шасси. По бокам от нее на бортах шасси располагалось несколько объемных кожухов, необходимых для размещения специального оборудования. Несмотря на малые габариты, машина 9П115 должна была самостоятельно выполнять все операции по подготовке ракеты к пуску.
В кормовой части шасси на качающейся основе помещался стартовый стол с набором дополнительных устройств. Все эти агрегаты, вероятно, были заимствованы у колесной пусковой установки 9П117 и подверглись некоторым доработкам, связанным с иной конструкцией шасси. В случае с четырехосной боевой машиной стартовый стол имел возможность поворота в горизонтальной плоскости на 80° вправо и влево от исходного положения. Вертикальная наводка отсутствовала благодаря применению соответствующей аппаратуры самой ракеты. Непосредственно под хвостовой частью ракеты на стартовом столе помещался отражатель, состоящий из двух частей и необходимый для отвода реактивных газов в сторону от машины.
Самоходная пусковая установка 9П115 имела полный набор различных агрегатов, необходимый для самостоятельной работы на стартовой площадке. Она получила систему предстартового обслуживания, узел специальной связи, электрическую и гидравлическую систему, приборы топопривязки и управления аппаратурой ракеты, комплект ЗИП и т.д. При разработке комплекса оборудования учитывались наработки по предыдущим проектам, а также использовались некоторые существующие узлы и агрегаты.
Для использования комплексом 9К73 предлагалась ракета Р-17В, которая должна была представлять собой доработанный вариант базовой Р-17 / 8К14. Это была управляемая одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета. Ракета имела цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и стабилизаторами в хвостовой части. Головная часть корпуса отдавалась под размещение боезаряда необходимого типа. Позади ее находился аппаратный отсек. Центральный отсек корпуса отдавался под крупные топливные баки несущего типа. Хвостовая часть ракеты вмещала двигатель и некоторые системы управления. Корпус и баки изготавливались из сталей и алюминиевых сплавов.
Несколько недостатков комплекса были связаны с малыми габаритами самоходной пусковой установки. Машина 9П115 не могла нести весь комплекс необходимой навигационной и другой аппаратуры, что ухудшало точность определения собственных координат с негативными последствиями для наведения ракеты на цель. Кроме того, сокращение размеров машины привело к тому, что она серьезно отставала по показателям подвижности от полноразмерной самоходной пусковой установки 9П117.
Еще одна проблема комплекса касалась невозможности использования полного набора всего необходимого оборудования. Для максимально точного поражения цели батарея комплексов 9К72 нуждалась в данных о состоянии атмосферы до высот порядка 60 км. Используя информацию о параметрах ветра на различных высотах, расчеты могли внести коррективы в наводку ракет и тем самым повысить вероятность поражения цели. Для изучения атмосферы метеорологам ракетных войск следовало использовать метеозонды и радиолокационные станции нескольких типов. Силами метеобатареи ракетной бригады подготавливался метеобюллетень, далее передаваемый дивизионам и батареям.
Действуя в труднодоступных районах и на большом расстоянии от других подразделений, ракетно-вертолетные комплексы не имели возможности пользоваться данными полноценных средств метеорологической разведки. Возможность ввести их в состав ракетно-вертолетных комплексов фактически отсутствовала. По этой причине расчеты комплексов 9К73 не могли получать полноценные данные о состоянии атмосферы, что негативным образом могло сказаться на точности стрельбы.
Незначительные недостатки проекта, выявленные в ходе испытаний и опытной эксплуатации, были почти полностью исправлены. Тем не менее, сохранился ряд характерных минусов, избавление от которых было принципиально невозможным. При этом неустранимые недостатки не позволяли эксплуатировать ракетно-вертолетный комплекс 9К73 с максимальной эффективностью. Из-за этого новая система не могла быть принята на вооружение и поставлена в серию.
Все элементы комплекса 9К73 в развернутом состоянии. Фото Авиару.рф
По разным данным, опытная эксплуатация единственного комплекса 9К73 в составе самоходной пусковой установки 9П115 и вертолета Ми-6РВК продолжалась до начала семидесятых годов. Несмотря на сравнительно длительное использование, новая система не рассматривалась в качестве возможного средства перевооружения ракетных войск и артиллерии. Опытный образец комплекса так и остался в единственном экземпляре. После выработки ресурса он был списан за ненадобностью и утилизирован. До наших дней уникальный образец военной техники не дожил.
В первой половине шестидесятых годов прошлого века в нашей стране были разработаны два ракетно-вертолетных комплекса, использовавшие ракеты существующих моделей. Системы 9К53 «Луна-МВ» и 9К73 прошли испытания, а затем поступили в опытную войсковую эксплуатацию, однако так и не добрались до серийного производства и полноценного применения войсками. В ходе проверок выяснилось, что оригинальное и интересное предложение, касающееся переброски ракетных комплексов вертолетами, накладывает серьезнейшие ограничения на различные характеристики техники и особенности ее конструкции, и, как следствие, не позволяет добиться требуемых результатов при имеющемся уровне развития технологий.
Ракетно-вертолетные комплексы 9К53 и 9К73 стали первыми и последними разработками своего класса. После неудачного завершения двух проектов было решено отказаться от дальнейшего развития этого направления. Все последующие отечественные тактические ракетные комплексы создавались без учета возможной совместной эксплуатации с вертолетами разных классов. Это позволило разрабатывать проекты при разумных ограничениях габаритов и веса, не мешающих достижению требуемых боевых характеристик.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-177.html
Широкорад А.Б. Атомный таран ХХ века. – М., Вече, 2005.
Автор: Glenn Witcher