Экспериментальный конвертоплан Bell XV-3
Bell XV-3 — это американский экспериментальный конвертоплан. Свой первый полет он совершил 23 августа 1955 года. Первый переход от вертикального полета к горизонтальному — 18 декабря 1958 года. Всего к 1966 году было совершено более 250 испытательных полетов, что доказало принципиальную возможность создания конвертоплана с поворотными винтами. Испытания данного летательного аппарата были признаны успешными, поэтому было принято решение создать на его базе аппарат уже с поворотными двигателями, что привело к созданию конвертоплану Bell XV-15.
Экспериментальный Bell XV-3 обладал большим фюзеляжем, рассчитанным на 4-х пассажиров, неподвижными крыльями размахом 9,54 метра и двигателем Pratt & Whitney R-985, который развивал максимальную мощность в 450 л.с. Ротор-пропеллер, который находился на консоли каждого крыла, переводился в необходимое положение при помощи электромоторов: вверх — для осуществления вертикального полета, вперед — для горизонтального.
С целью получения летательного аппарата, который смог совместить бы в себе особенности самолета и вертолета, предпринималось много попыток создания разнообразных винтокрылых машин, в том числе с поворотными винтами, которые на западе получили название конвертоплан, а у нас в стране — вертолет-самолет. Данные летательные аппараты были снабжены поворотными винтами большого диаметра с шарнирным креплением лопастей и небольшой нагрузкой на ометаемую площадь, как у вертолетов, что обеспечивало таким машинам возможность совершения вертикального взлета при сравнительно небольшой мощности установленного на них двигателя.
Экспериментальный Bell XV-3 обладал большим фюзеляжем, рассчитанным на 4-х пассажиров, неподвижными крыльями размахом 9,54 метра и двигателем Pratt & Whitney R-985, который развивал максимальную мощность в 450 л.с. Ротор-пропеллер, который находился на консоли каждого крыла, переводился в необходимое положение при помощи электромоторов: вверх — для осуществления вертикального полета, вперед — для горизонтального.
С целью получения летательного аппарата, который смог совместить бы в себе особенности самолета и вертолета, предпринималось много попыток создания разнообразных винтокрылых машин, в том числе с поворотными винтами, которые на западе получили название конвертоплан, а у нас в стране — вертолет-самолет. Данные летательные аппараты были снабжены поворотными винтами большого диаметра с шарнирным креплением лопастей и небольшой нагрузкой на ометаемую площадь, как у вертолетов, что обеспечивало таким машинам возможность совершения вертикального взлета при сравнительно небольшой мощности установленного на них двигателя.
Конвертоплан Bell XV-3 обладал такой же компоновкой, что и обыкновенные самолеты. Наиболее простой и подходящей была признана компоновка, при которой винты располагались на концах крыльев: при их повороте конвертоплан становился похож на вертолет двухвинтовой поперечной схемы. При осуществлении вертикального взлета поток от винтов затормаживался, обдувая крыло, что было причиной потери в тяге винтов, а максимальная скорость конвертоплана была сравнительно небольшой из-за малой энерговооруженности экспериментального летательного аппарата.
Внешне экспериментальный конвертоплан Bell XV-3 представляет собой моноплан с одним двигателем и двумя поворотными трехлопастными винтами, а также полозковым шасси очень простой конструкции, колея шасси составляла 2,8 метра. При этом фюзеляж летательного аппарата отличался хорошими аэродинамическими формами. В его носовой части располагалась кабина, обладавшая большой площадью остекления. В этой кабине находились летчик, второй пилот или наблюдатель, а также двое пассажиров, вместо них здесь можно было разместить раненого на носилках вместе с санитаром. Крыло конвертоплана было прямым и обладало относительно небольшой площадью, так как было рассчитано для создания подъемной силы лишь на крейсерской скорости полета. На концах крыла находились небольшие гондолы с поворотными винтами. Обшивка носка крыла могла быть снята представителями технических служб для доступа к элементам трансмиссии. На крыле также имелись выдвижные закрылки и элероны. Хвостовое оперение было таким же, как у обычных самолетов — с рулем направления, с большим по площади вертикальным оперением, на киле находился стабилизатор размахом 4 метра с рулями высоты.
Из-за своей конструкции конвертоплан Bell XV-3 обладал рядом уникальных особенностей в эксплуатации. К примеру, перекрестная трансмиссия, которая была характерна для многодвигательных летательных аппаратов, на нем отсутствовала. В случае отказа силовой установки винты Bell XV-3 автоматически приводились в вертикальное положение, вследствие чего конвертоплан мог снижаться на авторотации как обыкновенный вертолет или обычный автожир. При этом воздушные винты наклонялись вперед для создания тяги, однако при горизонтальном полете часть подъемной силы все-таки создавалась крылом аппарата.
Внешне экспериментальный конвертоплан Bell XV-3 представляет собой моноплан с одним двигателем и двумя поворотными трехлопастными винтами, а также полозковым шасси очень простой конструкции, колея шасси составляла 2,8 метра. При этом фюзеляж летательного аппарата отличался хорошими аэродинамическими формами. В его носовой части располагалась кабина, обладавшая большой площадью остекления. В этой кабине находились летчик, второй пилот или наблюдатель, а также двое пассажиров, вместо них здесь можно было разместить раненого на носилках вместе с санитаром. Крыло конвертоплана было прямым и обладало относительно небольшой площадью, так как было рассчитано для создания подъемной силы лишь на крейсерской скорости полета. На концах крыла находились небольшие гондолы с поворотными винтами. Обшивка носка крыла могла быть снята представителями технических служб для доступа к элементам трансмиссии. На крыле также имелись выдвижные закрылки и элероны. Хвостовое оперение было таким же, как у обычных самолетов — с рулем направления, с большим по площади вертикальным оперением, на киле находился стабилизатор размахом 4 метра с рулями высоты.
Из-за своей конструкции конвертоплан Bell XV-3 обладал рядом уникальных особенностей в эксплуатации. К примеру, перекрестная трансмиссия, которая была характерна для многодвигательных летательных аппаратов, на нем отсутствовала. В случае отказа силовой установки винты Bell XV-3 автоматически приводились в вертикальное положение, вследствие чего конвертоплан мог снижаться на авторотации как обыкновенный вертолет или обычный автожир. При этом воздушные винты наклонялись вперед для создания тяги, однако при горизонтальном полете часть подъемной силы все-таки создавалась крылом аппарата.
Больше всего трудностей инженерам компании Bell доставил подбор винтов оптимального диаметра для конвертоплана Bell XV-3. Все дело было в том, что для вертикального взлета аппарата нужны были пропеллеры большого диаметра, тогда как в горизонтальном полете выгоднее было использовать винты небольшого размера. В конечном итоге компромиссным диаметром поворотных винтов был признан — 7,6 метра. Трехлопастные винты этого диаметра были расположены в гондолах на концах крыла. Втулки винтов имели пересекающиеся вертикальные и горизонтальные шарниры, расположенные на расстоянии 0,44 метра от оси вращения, а также компенсаторы взмаха. Втулки винтов были закрыты обтекателями. Цельнометаллические клееные лопасти в плане обладали прямоугольной формой и геометрической круткой 20 градусов.
В качестве силовой установки на экспериментальном конвертоплане Bell XV-3 использовался авиационный радиальный поршневой двигатель воздушного охлаждения компании Pratt & Whitney. Это была модель R-985-AN-1, двигатель развивал максимальную мощность 450 л.с. при 2300 об/мин на высоте 450 метров и при взлете. Двигатель устанавливался в центральной части фюзеляжа. Из-за недостаточной мощности силовой установки максимальная скорость ограничивалась 280 км/ч, хотя на испытаниях конвертоплан и показал большее значение. Достижение большей скорости возможно было при замене двигателя на более мощный. В частности, существовали планы по установке двухвального ГТД Лайкоминг Т-53, который развивал мощность 825 л.с.
После завершения испытаний Bell XV-3 от идеи конвертоплана в США не отказались. После него на свет появилась новая модель. Новый летательный аппарат был оснащен уже поворачивающимися двигателями. Он получил обозначение Bell XV-15, свой первый полет он совершил в мае 1977 года. А 19 марта 1989 года в небо поднялся конвертоплан Bell V-22 Osprey, который с 2005 года находится на вооружении. Он несет службу в Корпусе морской пехоты и Командовании сил специальных операций ВВС США. По данным на 2016 год, всего построено более 300 аппаратов данного типа, поставки данных конвертопланов вооруженным силам США по-прежнему продолжаются.
В качестве силовой установки на экспериментальном конвертоплане Bell XV-3 использовался авиационный радиальный поршневой двигатель воздушного охлаждения компании Pratt & Whitney. Это была модель R-985-AN-1, двигатель развивал максимальную мощность 450 л.с. при 2300 об/мин на высоте 450 метров и при взлете. Двигатель устанавливался в центральной части фюзеляжа. Из-за недостаточной мощности силовой установки максимальная скорость ограничивалась 280 км/ч, хотя на испытаниях конвертоплан и показал большее значение. Достижение большей скорости возможно было при замене двигателя на более мощный. В частности, существовали планы по установке двухвального ГТД Лайкоминг Т-53, который развивал мощность 825 л.с.
После завершения испытаний Bell XV-3 от идеи конвертоплана в США не отказались. После него на свет появилась новая модель. Новый летательный аппарат был оснащен уже поворачивающимися двигателями. Он получил обозначение Bell XV-15, свой первый полет он совершил в мае 1977 года. А 19 марта 1989 года в небо поднялся конвертоплан Bell V-22 Osprey, который с 2005 года находится на вооружении. Он несет службу в Корпусе морской пехоты и Командовании сил специальных операций ВВС США. По данным на 2016 год, всего построено более 300 аппаратов данного типа, поставки данных конвертопланов вооруженным силам США по-прежнему продолжаются.
Летно-технические характеристики конвертоплана XV-3:
Габаритные размеры: длина — 9,2 м, высота — 4 м, размах крыла — 9,5 м, диаметр поворотных винтов — 7,6 м.
Масса пустого — 1907 кг.
Масса взлетная — 2218 кг.
Силовая установка — ТВД Pratt Whitney R-985-AN-1 мощностью 450 л.с.
Максимальная скорость — 290 км/ч.
Крейсерская скорость — 269 км/ч.
Практическая дальность — 411 км.
Практический потолок — 4600 м.
Скороподъемность — 6,3 м/с.
Экипаж — 1 человек.
Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4337-eksperimentalnyi-sam.html
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/amerikanskie_samolety_vertikalnogo_vzleta/p2.php
http://www.popmech.ru/technologies/14617-samolet-vertolet-effektnyy-eksperiment/#full
Материалы из открытых источников
Автор: ZloyStrelok