Действия 4-й воздушной армия в боях на Одере
Большая ширина предстоящей водной преграды и заболоченные подходы к ней со стороны восточного берега существенно ограничивали маневр артиллерии и исключали возможность использования танков в начале операции. «В сложившихся условиях, - писал К.К. Рокоссовский, - чрезвычайно увеличилась роль авиации. Ей предстояло взять на себя выполнение ряда задач артиллерии и танков, поддержки пехоты, как в ходе артподготовки, так и после начала пехотной атаки».
Таким образом, для 4-й ВА важнейшей задачей являлось максимальное содействие соединениям и частям 2-го Белорусского фронта при форсировании ими Одера. Следовательно, успех преодоления этой водной преграды в значительной степени, а подчас и решающим образом зависел от действий авиации, которая должна была компенсировать недостаток дальности и мощности артиллерийского огня, а также, в некоторых случаях, и полностью заменять артиллерию.
Какой же была воздушная обстановка в период действий 4-й воздушной армии? К 18 апреля 1945 года на аэродромах перед линией наступления 2-го Белорусского фронта находилось 1700 немецких самолетов, в том числе свыше 500 истребителей. Однако большая часть сил этой авиационной группировки была задействована на берлинском направлении, где 16 апреля начались активные боевые действия, и поэтому не представляла большой угрозы для войск при форсировании Одера. 4-я воздушная армия располагала в этот момент 1435 самолетами, из них: истребителей - 648, штурмовиков - 478, дневных бомбардировщиков - 172, ночных (По-2) - 137. Как видим, соотношение воздушных сил с учетом того, что в полном составе авиационная группировка неприятеля действовать против соединений 2-го Белорусского фронта не могла, было примерно равным. В целом воздушная обстановка была для наших войск благоприятной: господство в воздухе было уже завоевано и прочно удерживалось советской авиацией.
Подготовка 4-й воздушной армии к началу боевых действий была проведена в максимально сжатые сроки и в своеобразных условиях. До конца марта авиационные части поддерживали войска 2-го Белорусского фронта, ликвидировавшие восточно-померанскую германскую группировку в зоне юго-восточнее Данцига (нынеГданьск) и севернее Гдыни. 1 апреля войска фронта получили новую задачу – провести в кратчайшие сроки перегруппировку основных силы на запад, на штеттин-ростокское направление, сменить на рубеже Одера войска 1-го Белорусского фронта для дальнейшего участия в Берлинской операции. Это вызвало необходимость соединениям 4-й ВА выполнить оперативный маневр на дальность до 350 километров и перебазироваться на аэродромы, расположенные восточнее Одера.
Однако в новом районе было всего лишь 11 аэродромов, что не могло обеспечить нормального базирования авиации. Требовалось в кратчайшее время оборудовать новые. И инженерно-аэродромная служба с этой работой успешно справилась. В течение десяти суток было восстановлено 8 и дополнительно построено 32 новых полевых аэродрома. При этом только 4 аэродрома находились от линии фронта далее чем на полсотни км, что обеспечивало ведение интенсивной боевой работы. Перебазирование всей авиации 4 ВА закончилось за четверо суток до начала операции.
Утром 20 апреля войска 2-го Белорусского фронта начали форсирование Одера на широком фронте силами всех трех армий. Ночная авиационная подготовка прошла по плану. Несмотря на не совсем благоприятные метеоусловия (густая дымка, плохая видимость), в течение ночи было сделано 1083 самолето-вылета. На каждый самолет По-2 приходилось в среднем 8 вылетов. Отдельные же экипажи произвели по 10-12 вылетов.
Погода с рассветом еще более ухудшилась, поэтому запланированную авиационную подготовку утром осуществить не удалось. Атаке войск предшествовала лишь артподготовка. В 8 часов войска приступили к форсированию Одера на главном направлении. К 10 часам удалось на фронте от Штеттина (Щецина) до Шведта в нескольких местах преодолеть реку и захватить незначительные плацдармы на противоположном берегу. Вначале немцы не оказывали серьезного сопротивления. Но затем их противодействие резко возросло. Поскольку днем авиационную подготовку провести не удалось, часть вражеской артиллерии, расположенная в глубине, оказалась не подавленной и стала интенсивно обстреливать наши переправы. Противник неоднократно предпринимал контратаки, в том числе и при поддержке танков. Дальнейшее продвижение 70-й и 49-й армий приостановилось. Начались упорные бои за удержание небольших плацдармов.
В создавшейся обстановке требовалась особенно активная поддержка авиации. Однако из-за плохих погодных условий перешедшие в наступление советские войска в течение часа оставались без авиационной поддержки. Лишь в 9 часов, после незначительного улучшения погоды, стали возможны вылеты вначале отдельных пар, а затем небольших групп, составом от четырех до восьми самолетов. Позднее, по мере улучшения погодных условий, состав групп увеличивался, и они шли к полю боя непрерывным потоком. В итоге, вместо запланированных 3079 самолето-вылетов, произвели 3260.
В первый день проведения операции максимальный успех в форсировании реки обозначился в зоне 65-й армии, которая действовала в составе фронтовой ударной группировки на правом ее фланге. Авиационную поддержку этой армии усилили за счет переключения 4-го штурмового авиакорпуса, действовавшего до этого перед фронтом 70-й армии. За первый день было произведено 464 самолето-вылета в интересах 65-й армии, вместо 290 запланированных.
На второй день, 21 апреля, успех 65-й армии стал еще очевиднее. Она сумела расширить захваченный плацдарм почти до десяти километров по фронту и трех в глубину. Командующий фронтом К.К. Рокоссовский принял решение перенести основной удар на правый фланг. Командующему 4 ВА генералу К.А. Вершинину понадобилось всего 30 минут на сосредоточение основных сил авиации в полосе 65-й армии. Летчики в этот день выполнили 3020 самолето-вылетов, из которых 1745 (54,5%) в интересах войск этой армии. Согласно отзыву военного совета 65-й армии, без действий штурмовиков по контратакующим танкам, САУ и пехоте врага, «вряд ли удалось бы удержать занимаемый плацдарм»
Своевременно получив мощную авиационную поддержку, войска этой армии за пять дней боев смогли расширить плацдарм до пятнадцати километров по фронту, и на шесть километров в глубину. Когда же 70-я армия, а затем и 49-я, закрепившись на захваченных плацдармах, начали развивать наступление, основные силы авиации (с 24 апреля) вновь были переключены на их поддержку.
Таблица самолето-вылетов, произведенных 4-й ВА для авиационной поддержки войск за первые 5 дней наступательной операции, дает наглядное представление, в каком объеме осуществлялся маневр по фронту силами авиации. Ограниченное количество самолето-вылетов 21 апреля объяснялось плохими метеоусловиями.
Как видим, в данной операции централизованное управление сыграло важнейшую роль в осуществлении быстрого маневра крупными авиационными силами по фронту. Вполне оправдало себя выделение в резерв командующего 4 ВА 4-го штурмового авиакорпуса, который трижды перенацеливался на новые направления. Столь сильный резерв позволял быстро наращивать авиационные силы на отдельных участках фронта в соответствии со складывающейся текущей обстановкой. При действиях одной-двух штурмовых авиадивизий в полосе какой-либо армии управление ими с земли через главную радиостанцию наведения осуществлялось четко, без каких-либо затруднений.
Когда большая часть авиационных сил действовала сначала в интересах 65-й, а затем 70-й армии, в полосе каждой из армий, на узком участке фронта сосредоточивалось до пяти-шести штурмовых дивизий. Одновременный радиообмен большого количества групп с несколькими радиостанциями наведения, а также внутри боевых порядков штурмовиков, создавал напряженную обстановку в эфире, затруднял прием и отдачу команд. Для ликвидации этого положения группы штурмовиков увеличивались до 40-45 самолетов каждая. При условии нахождения над целью порядка 20-30 минут над полем боя, как правило, находились три группы: одна - над целью, вторая - на подходе к ней и третья - на обратном маршруте. Радиодисциплина при этом оказалась достаточно высокой.
Штурмовики выходили к полю боя в колонне по 6-7 четверок. Первым холостым заходом они замыкали круг над объектом, а затем четверками посамолетно атаковывали цель, после чего занимали свои места в общем строю. Каждая группа делала по три-пять заходов. Если в первом заходе высота выхода из атаки составляла 400-500 м, то в последующих - 20-50 м. Противник нес значительный урон, и наши войска успешно двигались вперед.
Таким образом, сосредоточенные и непрерывные удары крупных групп штурмовиков по одной и той же цели в течение 20 и более минут давали высокие результаты. Большую роль играло построение над целью боевого порядка «круг», что резко повышало самооборону штурмовиков от атак вражеских истребителей. Помимо этого, упрощалась борьба с зенитной артиллерией, так как при действиях с круга летчики вели беспрерывное наблюдение за вражескими зенитными точками, и по обнаружению их незамедлительно производили атаку.
Массированные действия штурмовиков на узком участке имели большое значение в обеспечении успешного форсирования войсками такой крупной и сложной преграды, как Одер. Пехота, получив эффективную авиационную поддержку, смогла прочно закрепиться на западном берегу реки и отразить все попытки фашистов ликвидировать захваченные плацдармы. Это дало возможность командующим общевойсковыми армиями сосредоточить на занятых плацдармах требуемые силы и средства, обеспечившие решительное наступление.
Так как 4-я ВА располагала относительно небольшим количеством дневных бомбардировщиков - 5-м бомбардировочным авиакорпусом двух дивизионного состава, они использовались только для бомбардировок наиболее важных целей. Так, наступающие войска 65-й армии подверглись сильному обстрелу немецкой артиллерии из опорного пункта Померенсдорф. Для их поддержки вылетели два десятка бомбардировщиков, возглавляемые майором П.Г. Егоровым и капитаном В.В. Бушневым. Они провели точное бомбометание позиций вражеских артиллерийских батарей в указанном опорном пункте. После выполнения этого задания командующий 4-й ВА направил следующую телеграмму командиру 5-го бомбардировочного авиакорпуса, где говорилось, что фашистская артиллерия была подавлена, а «советские солдаты поднялись и успешно пошли вперед».
Успешному форсированию мощной водной преграды способствовало прочное удержание господства в воздухе. Вражеские ВВС пытались производить удары по переправам и нашим войскам на плацдармах. Все семь дней, пока осуществлялось форсирование Одера и шли бои по прорыву основной полосы фашистской обороны, было проведено 117 воздушных боев, в ходе которых уничтожено 97 самолетов (среди них 94 FW-190, которые противник использовал в роли штурмовиков). 24 и 25 апреля при переходе советских войск в наступление с левобережных плацдармов обстановка в воздухе оказалась особенно напряженной. В эти числа было проведено соответственно 32 и 25 воздушных боев и уничтожено 27 и 26 самолетов врага. Для снижения активности фашистской авиации наносились удары по аэродромам Пренцлау и Пазевальк, где был уничтожен и поврежден 41 самолет.
Для прикрытия главной группировки выделялся 8-й истребительный авиакорпус генерал-лейтенанта авиации А.С. Осипенко. Во время форсирования Одера и последующих боевых действий по расширению плацдармов было организовано непрерывное истребительное патрулирование. В первый день оно велось в трех зонах. В течение светового дня в каждой из зон непрерывно находилось по восьмерке самолетов. В резерве командира корпуса оставался истребительный авиационный полк для наращивания сил патрулировавших истребителей путем вылетов из положения «дежурство на аэродроме».
Благодаря смелым, решительным действиям летчиков и четкому управлению истребителями, все попытки вражеской авиации наносить удары по советским войскам на плацдармах были сорваны. Ни одну наведенную переправу через Одер разрушить не удалось. О прочности удержания господства в воздухе можно судить и по тому, что в среднем до 30% наших истребителей сопровождения штурмовиков ежедневно участвовали в ударах по вражеским войскам. В отдельные дни удельный вес этих вылетов был еще большим. К примеру, на третьи сутки операции (23 апреля) из 622 самолето-вылетов в 340 случаях истребители атаковали наземные цели.
Стоит отметить, что авиация вместе с химическими войсками на ряде участков Одера ставила дымовые завесы. Таким образом, 4 ВА успешно справилась со стоящими перед ней задачами по оказанию поддержки и прикрытию советских войск в ходе форсирования Одера.
Источники:
Группа авторов. Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. М.: Воениздат, 1968. С. 403-408
Батов П. Операция «Одер». М.:Воениздат, 1965. С.29-32, 96-98.
Рокоссовский К. Одер -Эльба // Солдатский долг. М.: Воениздат, 1988. С.353-368.
Пшеняник Г. Содействие авиации сухопутным войскам в форсировании Одера. // Военная мысль. 1977. №1. С.36-41.
Исаев А. Берлин 45-го. М,: Яуза, Эксмо, 2007. 362-459
Автор: Инженер-технарь