Британский Ajax: странный «зверь» со множеством недостатков

24

Фото: MOD

Дух времени


В последнее время Вооруженные силы Великобритании находятся в состоянии перманентных реформ. Это особенно сильно заметно на примере сухопутных сил. В марте Минобороны Великобритании опубликовало единый обзор в области обороны и безопасности Defence Command Paper, где говорилось про новое виденье ситуации. Штатную численность сухопутных войск сократят с 82 тысяч человек до 72 тысяч. Из 225 основных танков Challenger 2 77 машин спишут, а остальные 148 модернизируют в версию Challenger 3. Примечательно, что британцы отменили модернизацию откровенно не самой удачной БМП Warrior: в перспективе ее вообще спишут, заменив на германо-нидерландскую боевую машину Boxer.


Фото: Rheinmetall

В этой связи примечательна история одной из самых громких британских оборонных программ — боевой машины Ajax. Речь идет о целом семействе новых боевых машин, но аналогия с российской «Арматой», «Курганцем-25» и колесным «Бумерангом» здесь не годится. У британцев свое традиционное виденье ситуации, и нужно сказать оно более чем специфичное.



Ajax должен заменить в войсках не БМП Warrior (о чем изначально можно было подумать), а то, что называется Combat Vehicle Reconnaissance (CVR). В семейство, в частности входят: боевая разведывательная машина FV107 Scimitar, бронированная ремонтно-эвакуационная машина FV106 Samson и бронетранспортер FV103 Spartan. Семейство CVR берет свое начала еще в 60-х и на данный момент сильно устарело по многим показателям.


Photo: POA(Phot) Hamish Burke/MOD

Что же предлагается в рамках новой программы? Ajax есть не что иное, как версия боевой машины пехоты ASCOD, стоящей на вооружении сухопутных войск Австрии и Испании.

Такой выбор стал следствием глубокой интеграции британского ВПК в общемировые коммерческие структуры и частичную потерю «национальной» независимости. «Неудивительно, что в качестве платформы перспективного семейства Ajax для британской армии был выбран проект ASCOD-2 другого международного оружейного гиганта — концерна General Dynamics. На платформе ASCOD созданы БМП «Улан» для Австрии и «Писсаро» для Испании. Кроме этих стран, платформа нигде не востребована. Однако британское Минобороны выбрало именно эту, но доработанную под его требования конструкцию», — приводит издание Газета.ru слова главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского

Нормальная боевая масса универсальной платформы Ajax — 34 тонны. Британская программа включает шесть образцов бронетехники:

— Боевая разведывательная машина Ajax;
— Бронетранспортер Ares;
— Командно-штабная машина Athena;
— Инженерная разведывательная машина Argus;
— Ремонтная машина Apollo;
— Эвакуационная машина Atlas.


В 2014 британцы заказали у американской General Dynamics 589 боевых машин семейства Ajax. Сумма соглашения — 3,5 млрд фунтов стерлингов: нужно сказать, очень немало для такой страны как Великобритания. Основа всего этого парка — относительно «скромная» по современным меркам боевая разведывательная машина. Их планируют поставить более 200 единиц.

В состав экипажа машины входит три человека, помимо этого возможно разместить еще одного. Основное вооружение башни — 40-миллиметровая пушка. Кроме нее башня имеет спаренный 7,62-миллиметровый пулемет L94A1 компании Heckler & Koch, пусковые установки дымовых гранат и боевой модуль с дистанционным управлением, вооруженный 7,62- миллиметровым пулеметом. Машина имеет «продвинутые» сенсоры.

Не менее неоднозначно выглядит бронетранспортер Ares массой 33 тонны: из вооружения он несет один пулемет калибра 12,7 миллиметров в дистанционно управляемой установке. Внутри могут разместиться четыре десантника: для сравнения, внутри российского «Курганца-25» можно разместить восемь человек десанта.


Photo: Andrew Linnett/MOD

Вскрывшиеся проблемы


Как это часто бывает с любой амбициозной программой, трудности преследовали Ajax с самого рождения. Про озвученные ранее сроки поставок в 2017-м давно пришлось забыть: первые представители семейства — бронетранспортеры Ares — в войска поступили только в 2019-м. Сейчас совокупно поставили четырнадцать машин этого варианта.

Однако даже эти образцы вызывают серьезные нарекания, которые заставили заговорить о перспективах программы. Несмотря на большой опыт эксплуатации ASCOD в случае с машинами на базе Ajax имели место критические недостатки, такие как высокий уровень шума и вибрации, которые не позволяют говорить о возможности эффективного применения в бою. Бойцам можно находиться в Ajax до 90 минут. Солдаты используют подавляющие шум наушники.

Британцам даже пришлось установить ограничения по скорости в 32 километра в час: проще говоря, Ajax может разгоняться лишь до половины максимально возможной скорости. Интересно и то, что, как показал опыт, машина не способна безопасно проезжать через препятствия выше 20 сантиметров, а сильная вибрация не позволяет вести огонь с ходу. В этой связи уместно напомнить, что британская БМП Warrior не имеет стабилизации 30-миллиметровой пушки L21A1 Rarden…

Британские специалисты говорят, что трудности Ajax в значительной мере вызваны дополнительной броневой защитой, что резко увеличило массу боевых машин. С другой стороны, почти все новые образцы бронетехники проходят через эту «фазу роста»: тем более, если учитывать современный тренд на повышение защиты бронетранспортеров и БМП.


Справедливости ради, есть и позитивные оценки программы. Правда, исходят они от производителя. «Недавние испытания подтвердили выполнение многих из тактико-технических требований для семейства боевых бронированных машин Ajax, включая движение во всем диапазоне скоростей и преодоление препятствий обратным задним ходом», — говорится в заявлении General Dynamics.

И все же программа зашла слишком далеко, чтобы от нее отказываться. А описанные проблемы, не считая концептуальных, не являются чем-то из ряда вон выходящим. Яркий пример — история с тем, как американцы хотели (и продолжают хотеть) найти замену БМП M2 Bradley, да и история создания самой M2 более чем показательна, о чем в несколько гротескной форме рассказывает художественный фильм «Войны Пентагона».

Важно сказать про еще один аспект. Для Великобритании, лелеющей мечты о «возрождении былого величия» эта программа (при всей своей дороговизне) не является ключевой. Куда важнее состояние флота и Королевских военно-воздушных сил: ради них можно частично пожертвовать сухопутными силами. Тем более, выбор невелик. Одна только программа разработки британского истребителя шестого поколения Tempest по оценкам обойдется в 60 миллиардов долларов. И это только часть оборонных расходов будущих лет.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 июня 2021 03:59
    концепция изменилась,раньше ВПК всех стран работали на оборону-нападение,сейчас на карман.
    1. -1
      10 июня 2021 06:35
      Бизнес и выгода проникла в эту сферу. Особенно в международную сферу.
      Американцы давят конкурентов нещадно, ничего личного.
      Да и европейцы тоже хороши... особенно французы перехватывающие наши контракты у индусов с помощью взяток и подтасовок.
  2. 0
    10 июня 2021 04:05
    бронетранспортер Ares массой 33 тонны: из вооружения он несет один пулемет калибра 12,7 миллиметров в дистанционно управляемой установке. Внутри могут разместиться четыре десантника
    Бронеколяска какая то.
    1. +6
      10 июня 2021 05:45
      Он предназначен для замены такого же маломестного разведывательного БТР "Спартан", но в отличии от него - неплохо защищен.
      1. -1
        10 июня 2021 05:49
        Цитата: Сергей Сфыеду
        Он предназначен для замены такого же маломестного разведывательного БТР "Спартан", но в отличии от него - неплохо защищен.


        А вот и нет:

        — Боевая разведывательная машина Ajax;
        Бронетранспортер Ares;

        Так что бронеколяска.
        1. +1
          10 июня 2021 19:41
          Ну и? Если в названии нет слова "разведывательный", это отменяет тот факт, что фактически это гусеничный БРДМ? В качестве линейных БТР они когда то использовали "Троуджен", затем смененный на БМП "Уорриор", а "Арес" это именно замена "Спартану", который ни разу не линейный БТР. И если Вам так нравится - то да, "бронеколяска". Англичане считают, что такая войскам нужна, незачем использовать большие БМП там, где можно обойтись малыми БРМ и БТР.
          1. -1
            11 июня 2021 03:31
            Цитата: Сергей Сфыеду
            Если в названии нет слова "разведывательный", это отменяет тот факт, что фактически это гусеничный БРДМ?
            То есть уже имеющейся
            Боевая разведывательная машина Ajax; недостаточно? БРМ с мощным вооружением и оптикой, им в помощь нужен пулемётный БТР с соответствующими прицельными немощами?
            Цитата: Сергей Сфыеду
            Англичане считают, что такая войскам нужна, незачем использовать большие БМП там, где можно обойтись малыми БРМ и БТР.
            Вы реально такой, считаете 34 тонные машины малыми? ПЦ
            1. 0
              11 июня 2021 18:49
              Боевая разведывательная машина Ajax; недостаточно? БРМ с мощным вооружением и оптикой, им в помощь нужен пулемётный БТР с соответствующими прицельными немощами?

              Британцы считают, что малый БТР им нужен. Можете предположить нафига он нужен где-то, кроме как в разведве и охранении?
              Вы реально такой, считаете 34 тонные машины малыми? ПЦ

              А Вы считаете 4х местный БТР большим? Он 34 тонны весит, потому что на него брони навешано овердофига.
    2. 0
      10 июня 2021 12:09
      Три танкиста и собака soldier soldier
    3. +1
      10 июня 2021 12:21
      И ни говорите... а расход топлива у этой брониколяски какой, интересно ... "вЯдро на километр". Однозначно строить! Наглосаки, мы за вас "рады".....
    4. 0
      11 июня 2021 18:55
      А почему это минус? В случае поражения оной бронеколяски могут погибнуть только 4 десантника + экипаж, в случае поражения с помощью той же ПТУР или танковым снарядом Кургана погибнет в два раза больше десантников. В идеале было бы нужно выдать каждому бойцу по бронеколяске.
  3. +5
    10 июня 2021 05:02
    ... да и история создания самой M2 более чем показательна, о чем в несколько гротескной форме рассказывает художественный фильм «Войны Пентагона».

    Великолепный фильм, если кто-то не видел, очень советую посмотреть, гарантирую отличное настроение после просмотра.
    1. -1
      10 июня 2021 05:29
      наши Т-15,и "бумеранг",тоже не придумали куда "впихнуть"...
      1. +4
        10 июня 2021 08:13
        Цитата: Дедкастарый
        наши Т-15,и "бумеранг",тоже не придумали куда "впихнуть"...

        интересно...минуса пихают,а аргументов,в силу моей правоты-нет.
        1. 0
          10 июня 2021 20:37
          Потому и пихают минусы, от полового бессилия. laughing
    2. 0
      10 июня 2021 14:22
      Цитата: Морской Кот
      гарантирую отличное настроение после просмотра.

      Ага.Отличное настроение именно ПОСЛЕ просмотра. Полковника Бёртона задвинули с "волчьим билетом", а на карьере лоббиста генерала Партриджа все эти подлоги вообще никак не сказались. =_=
      P.S. Для тех, кто ещё не видел - самый знаменитый отрывок из фильма:
  4. -1
    10 июня 2021 09:33
    Цитата: Автор
    Внутри могут разместиться четыре десантника: для сравнения, внутри российского «Курганца-25» можно разместить восемь человек десанта.

    это говорит о том, что 4 юкейских десантника занимают место в 2 раза больше российских десантников - ГМО хотдоги и пиво дают о себе знать, или о том, что бэтров Арес будет в два раза больше наших БТР«Курган-25»

    непонятно, чем "платформа" ASCOD(ASCOD SV) отличается от "платформы" SCOUT SV.
    хотя тут возможно опять путаница с наглицизмами - базовая "платформа", возвышенная площадка вдоль пути у ж.-д. станции, программа действий и т.п.
    и автору надо внимательнее - 3,5 млрд фунтов стерлингов.
  5. 0
    11 июня 2021 08:54
    Стабилизированное вооружение англичане очень долго не хотели из принципа. Считали, что стрельба на ходу - это всё ерунда, и меткий огонь возможен только с коротких остановок. Учитывая, что даже на Т-72 некоторые стопорили стабилизатор (дабы не убил кого-нибудь из экипажа).....
  6. 0
    11 июня 2021 22:22
    Из 225 основных танков Challenger 2 77 машин спишут, а остальные 148 модернизируют в версию Challenger 3.

    Что-то не так с цифрами...
    1. +1
      12 июня 2021 20:07
      Все правильно. Путает цифра 2, но это часть названия танка Challenger 2.
      1. +1
        12 июня 2021 22:29
        Понял, спасибо.
  7. +1
    12 июня 2021 12:24
    Автор пишет, что БРМ "Аякс" - замена БРМ "Симитэр" и не призвана заменить БМП "Уорриор", затем зачем-то сравнивает БТР "Арес" (замена БТР "Спартан") по десантовместимости с БМП "Курганец-25" (ДУБМ вынесен за корпус). Линейка унифицированных машин предназначена для оснащения 4-х бронекавалерийских (разведывательных) полков, эквивалентным батальонам, в т.н. страйкер-бригадах, т.е. машина - аналог нашей БРМ-3К "Рысь" (на базе БМП-3). Кстати, небезызвестные LAV-25 морской пехоты - это тоже БРМ, а не БМП или БТР, при десантовместимости в 6 чел. штатно перевозят разведгруппы из 4 чел., т.е. не мотопехотные отделения, т.к. сами стрелковые батальоны МП и их ст.роты выполняют роль мотопехоты при использовании гусеничных амфибий AAVP-7A1. То же с БРМ М3 "Брэдли" с экипажем 5 чел., включая двух разведчиков (в ДО есть даже мотоцикл), тоже относятся к подразделениям т.н. войсковой силовой разведки (разведка боем), а не скрытной, исповедующей тактику малых пеших разведгрупп 4-6 чел, дробящихся на пары и тройки (как у снайперов).
    А "Войны Пентагона" - фильмец сделанный дилетантами для дилетантов. Суть лишь в том, что долго определялись с концепцией и требованиями к новой БМП, точнее, с требованиями времени (погнались за нашими плавающими БМП-1/-2, также с ПТУРами, бойницами и малой вместимостью). На выходе соответственно - неплохая БМП для 80-х годов прошлого века. Высокий силуэт - да, гл.недостаток, свойственный всем амер-ским легким и средним танкам, чуть компенсируется бОльшим отрицательным углом вертикальной наводки пушки (высокая башня).
    1. 0
      13 июня 2021 16:37
      Цитата: k_ply
      Автор пишет, что БРМ "Аякс" - замена БРМ "Симитэр" и не призвана заменить БМП "Уорриор", затем зачем-то сравнивает БТР "Арес" (замена БТР "Спартан") по десантовместимости с БМП "Курганец-25" (ДУБМ вынесен за корпус). Линейка унифицированных машин предназначена для оснащения 4-х бронекавалерийских (разведывательных) полков, эквивалентным батальонам, в т.н. страйкер-бригадах, т.е. машина - аналог нашей БРМ-3К "Рысь" (на базе БМП-3). Кстати, небезызвестные LAV-25 морской пехоты - это тоже БРМ, а не БМП или БТР, при десантовместимости в 6 чел. штатно перевозят разведгруппы из 4 чел., т.е. не мотопехотные отделения, т.к. сами стрелковые батальоны МП и их ст.роты выполняют роль мотопехоты при использовании гусеничных амфибий AAVP-7A1. То же с БРМ М3 "Брэдли" с экипажем 5 чел., включая двух разведчиков (в ДО есть даже мотоцикл), тоже относятся к подразделениям т.н. войсковой силовой разведки (разведка боем), а не скрытной, исповедующей тактику малых пеших разведгрупп 4-6 чел, дробящихся на пары и тройки (как у снайперов).
      А "Войны Пентагона" - фильмец сделанный дилетантами для дилетантов. Суть лишь в том, что долго определялись с концепцией и требованиями к новой БМП, точнее, с требованиями времени (погнались за нашими плавающими БМП-1/-2, также с ПТУРами, бойницами и малой вместимостью). На выходе соответственно - неплохая БМП для 80-х годов прошлого века. Высокий силуэт - да, гл.недостаток, свойственный всем амер-ским легким и средним танкам, чуть компенсируется бОльшим отрицательным углом вертикальной наводки пушки (высокая башня).

      размер всегда будет, а вот отрицательный угол ситуативный плюс, так что габариты важнее, точнее большие габариты это всегда минус.
      1. 0
        14 июня 2021 10:37
        Высокий силуэт - да, гл.недостаток... чуть компенсируется...

        Недостаточно? Или любим изящно трепаться?