Ошибка инженера Туполева

41
Ошибка инженера Туполева
Мало кто знает, что советские торпедные катера Второй мировой войны представляли собой гигантские поплавки от гидросамолетов.

18 августа 1919 года в 3 часа 45 минут над Кронштадтом появились неопознанные самолеты. На кораблях пробили воздушную тревогу. Собственно, ничего нового для наших моряков не было – английские и финские самолеты базировались в 20–40 км от Кронштадта на Карельском перешейке и почти все лето 1919 года совершали налеты на корабли и город, хотя и без особого успеха.

Но в 4 часа 20 минут с эсминца «Гавриил» были замечены два быстроходных катера, и почти сразу раздался взрыв у стенки гавани. Это торпеда с британского катера, прошедшая мимо «Гавриила», взорвалась, попав в причал.

В ответ моряки с эсминца первым выстрелом из 100-мм орудия вдребезги разнесли ближайший катер. Тем временем еще два катера, войдя в Среднюю гавань, направились: один – к учебному судну «Память Азова», другой – к Рогатке Усть-Канала (вход к доку Петра I). Выпущенными торпедами первый катер взорвал «Память Азова», второй подорвал линкор «Андрей Первозванный». В то же время катера обстреливали из пулеметов суда у стенки гавани. При выходе из гавани оба катера в 4 часа 25 минут были потоплены огнем эсминца «Гавриил». Так закончился рейд британских торпедных катеров, вошедший в историю Гражданской войны под названием Кронштадтская побудка.

13 июня 1929 года А.Н. Туполев приступил к строительству нового глиссирующего катера АНТ-5 с двумя 533-мм торпедами. Испытания привели начальство в восторг: о таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Плавучий торпедный аппарат

Заметим, это было не первое применение британских торпедных катеров в Финском заливе. 17 июня 1919 года крейсер «Олег» стоял на якоре у Толбухина маяка под охраной двух эсминцев и двух сторожевых судов. Катер подошел почти в упор к крейсеру и выпустил торпеду. Крейсер затонул. Легко понять, как неслась служба у красных военморов, если ни на крейсере, ни на охранявших его судах никто не заметил днем и при отличной видимости подходящий катер. После взрыва был открыт беспорядочный огонь по «английской подводной лодке», которая привиделась военморам.

Откуда же взялись у англичан катера, двигавшиеся с невероятной для того времени скоростью 37 узлов (68,5 км/ч)? Английским инженерам удалось объединить в катере два изобретения: специальный уступ в днище – редан и мощный бензиновый двигатель в 250 л.с. Благодаря редану уменьшалась площадь соприкосновения днища с водой, а значит, и сопротивление ходу корабля. Реданный катер уже не плыл – он как бы вылезал из воды и скользил по ней на огромной скорости, опираясь о водную поверхность лишь реданным уступом и плоской кормовой оконечностью.

Таким образом, в 1915 году англичане спроектировали малый скоростной торпедный катер, который иногда называли «плавучий торпедный аппарат».

Советские адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Воспользоваться западным опытом не позволяло убеждение, что наши катера – лучшие.

Стрельба назад

С самого начала английское командование рассматривало торпедные катера исключительно как диверсионное оружие. Британские адмиралы предполагали использовать в качестве носителей торпедных катеров легкие крейсеры. Сами же торпедные катера предполагалось применять для атак вражеских кораблей в их базах. Соответственно, катера были очень маленькими: длиной 12,2 м и водоизмещением 4,25 т.

Ставить нормальный (трубчатый) торпедный аппарат на такой катер было нереально. Поэтому глиссирующие катера стреляли торпедами… назад. Причем торпеда выбрасывалась из кормового желоба не носом, а хвостом. В момент выброса включался двигатель торпеды, и она начинала нагонять катер. Катер, который в момент залпа должен был идти со скоростью около 20 узлов (37 км/ч), но не меньше 17 узлов (31,5 км/ч), резко отворачивал в сторону, а торпеда сохраняла исходное направление, одновременно принимая заданную глубину и увеличивая ход до полного. Надо ли говорить, что точность стрельбы торпедой из такого аппарата существенно ниже, чем из трубчатого.

В созданных Туполевым катерах просматривается полуавиационное происхождение. Это и обшивка из дюраля, и форма корпуса, и напоминающая поплавок гидросамолета, и маленькая, сплюснутая с боков надстройка.

Революционные катера

17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась.

Глиссирующий поплавок

Зато Туполев рьяно взялся за дело. Малый радиус нового торпедного катера и его плохая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.

В основу глиссирующего катера АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, активно влияющий на прочность конструкции, перешел на катера Туполева. Вместо верхней палубы у них была круто изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку трудно удержаться, даже когда катер неподвижен. Когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно опасно – мокрая скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к сожалению, за исключением льда, в зимних условиях катера обмерзали в надводной части). Когда во время войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было находиться. Обладая сравнительно большими запасами плавучести, эти катера практически ничего не могли перевозить, поскольку в них не было места для размещения груза.

Неудачной оказалась и позаимствованная у английских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Минимальная скорость катера, при которой он мог выпустить свои торпеды, составляла 17 узлов. На меньшем ходу и на стопе катер не мог дать торпедный залп, так как это означало бы для него самоубийство – неминуемое попадание торпеды.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.


Торпедный катер Д-3


Торпедный катер ЭЛКО


Торпедный катер Г-5


Торпедный катер S-boat Schnellboot


Торпедный катер A-1 «Воспер»


Самый быстрый в мире

А тем временем 13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь – государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг – катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед – 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии – это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI–IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Торпедный лидер

Туполев и Некрасов (непосредственный руководитель опытно-конструкторской бригады по глиссерам)# не успокоились на Г-5 и в 1933 году предложили проект «лидера торпедных катеров Г-6». По проекту водоизмещение катера должно было составлять 70 т. Восемь моторов ГАМ-34 по 830 л.с. должны были обеспечить скорость до 42 узлов (77,7 км/ч). Катер мог дать залп шестью 533-мм торпедами, три из которых запускались из кормовых торпедных аппаратов желобкового типа, а еще три – из поворотного трехтрубного торпедного аппарата, расположенного на палубе катера. Артиллерийское вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической пушки 21К, 20-мм пушки «авиационного типа» и нескольких 7,62-мм пулеметов. Следует заметить, что к началу строительства катера (1934) и поворотные торпедные аппараты, и 20-мм пушки «авиационного типа» существовали лишь в воображении проектантов.

Смертнички

Туполевские катера могли действовать торпедами при волнении до 2 баллов, а держаться в море – до 3 баллов. Плохая мореходность проявилась прежде всего в заливании мостика катера даже при самом незначительном волнении и, в частности, сильном забрызгивании открытой сверху очень низкой ходовой рубки, затрудняющем работу команды катера. Производной от мореходности была и автономность туполевских катеров – их проектная дальность никогда не могла быть гарантирована, так как зависела не столько даже от запаса топлива, сколько от погоды. Штормовые условия в море бывают сравнительно редко, но свежий ветер, сопровождающийся волнением 3–4 балла, явление, можно сказать, нормальное. Поэтому каждый выход туполевских торпедных катеров в море граничил со смертельным риском вне всякой связи с боевой деятельностью катеров.

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920–1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры – к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования.

Мы пойдем своим путем

Между тем СССР был единственной ведущей морской державой, строившей торпедные катера реданного типа. Англия, Германия, США и другие страны перешли к строительству мореходных килевых торпедных катеров. Такие катера уступали реданным по скорости в штилевую погоду, но существенно превосходили их при волнении 3–4 балла. Килевые катера несли более мощное артиллерийское и торпедное вооружение.

Превосходство килевых катеров над реданными стало очевидно в ходе войны 1921–1933 годов у восточного побережья США, которую вело правительство янки с… господином Бахусом. Бахус, естественно, победил, и правительство было вынуждено позорно отменить «сухой закон». Немалую роль в исходе войны сыграли быстроходные катера фирмы «Элко», доставлявшие виски с Кубы и Багамских островов. Другой вопрос, что та же фирма строила катера и для береговой охраны.

О возможностях килевых катеров можно судить хотя бы по тому факту, что катер фирмы «Скотт-Пейна» длиной в 70 футов (21,3 м), вооруженный четырьмя 53-см торпедными аппаратами и четырьмя 12,7-мм пулеметами, прошел из Англии в США своим ходом и 5 сентября 1939 года был торжественно встречен в Нью-Йорке. По образу его фирма «Элко» начала массовое строительство торпедных катеров.

Кстати, 60 катеров типа «Элко» было поставлено по ленд-лизу в СССР, где они получили индекс А-3. На базе А-3 в 1950-х годах у нас был создан самый распространенный торпедный катер советского ВМФ – проекта 183.

Германцы с килем

Стоит заметить, что в Германии, буквально связанной по рукам и ногам Версальским договором и охваченной экономическим кризисом, сумели в 1920-х годах провести испытания реданных и килевых катеров. По результатам испытаний был сделан однозначный вывод – делать только килевые катера. Монополистом в области производства торпедных катеров стала фирма «Люрсен».

В годы войны немецкие катера свободно действовали в свежую погоду на всем Северном море. Базируясь в Севастополе и в Двуякорной бухте (близ Феодосии), германские торпедные катера действовали во всем Черном море. Поначалу наши адмиралы даже не верили донесениям, что германские торпедные катера действуют в районе Поти. Встречи наших и германских торпедных катеров неизменно заканчивались в пользу последних. В ходе боевых действий Черноморского флота в 1942–1944 годах ни один германский торпедный катер не был потоплен в море.

Летящие над водой

Расставим точки над «i». Туполев – талантливый конструктор самолетов, но зачем нужно было браться не за свое дело?! В чем-то его можно понять – под торпедные катера выделялись огромные средства, а в 1930-х годах среди авиаконструкторов шла жесткая конкурентная борьба. Обратим внимание и еще на один факт. Строительство катеров у нас не было засекречено. Летящие над водой глиссеры вовсю использовались советской пропагандой. Население постоянно видело торпедные катера Туполева в иллюстрированных журналах, на многочисленных плакатах, в кинохронике. Пионеров в добровольно-принудительном порядке приучали делать модели реданных торпедных катеров.

В итоге наши адмиралы стали жертвой собственной пропаганды. Официально считалось, что советские катера лучшие в мире и нет никакого смысла обращать внимание на зарубежный опыт. А между тем агенты германской фирмы «Люрсен» начиная с 1920-х годов «высунув язык» искали себе клиентов. Заказчиками их килевых катеров стали Болгария, Югославия, Испания и даже Китай.

В 1920–1930-х годах немцы запросто делились с советскими коллегами секретами в области танкостроения, авиации, артиллерии, отравляющих веществ и т.д. Но у нас и пальцем не пошевелили, чтобы купить хоть один «Люрсен».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +9
    2 февраля 2013 10:20
    Статья конечно интересная , даже+поставил . НО,я не понял , автор вендетту Туполеву объявил request laughing ? В чем ошибка ? Что зам наркома по вооружению Тухачевский заказал , то Туполев и сделал . ------,,Расставим точки над «i». Туполев – талантливый конструктор самолетов, но зачем нужно было браться не за свое дело?! В чем-то его можно понять – под торпедные катера выделялись огромные средства, а в 1930-х годах среди авиаконструкторов шла жесткая конкурентная борьба. Обратим внимание и еще на один факт. Строительство катеров у нас не было засекречено. "_______Ну а это прям в дело о вредителе Туполеве так и просится . bully
    1. +1
      2 февраля 2013 10:51
      Прослеживаются параллели и с современностью). Статья интересная) Спасибо.
    2. ник 1 и 2
      +2
      2 февраля 2013 11:05
      avt,

      Ну вот мы оды Калашникову поем а другим? И не вспоминаем Тухачевских и пр. Или Кошкин Т-34 - а всякие танки тех же фрицев ни кто не вспоминает! А "катюша" -?

      Вот то то и оно!
      Изобретатель , конструктор должен попасть в яблочко т.е. угодить техническими характеристиками, да так, чтобы ни каких вопросов в последующем применении!

      А это - "к слову" - "Ошибка инженера Туполева" - не шлепнули и ладно! А Сталин -мог!
      Следовало бы : Не было опыта! Вылезал как мог! и т.п.
      1. +1
        3 февраля 2013 09:59
        Цитата: ник 1 и 2
        Ну вот мы оды Калашникову поем а другим? И не вспоминаем Тухачевских и пр. Или Кошкин Т-34 - а всякие танки тех же фрицев ни кто не вспоминает! А "катюша" -?

        Не спорю есть инициативные проекты (когда КБ предлагает проект заказчику). И то после рассмотрения предложения заказчик пишет ТЗ. Приведите хоть один пример когда ТЗ не писалось, а образец принимался на вооружение.


        Цитата: ник 1 и 2
        Вот то то и оно!
        Изобретатель , конструктор должен попасть в яблочко т.е. угодить техническими характеристиками, да так, чтобы ни каких вопросов в последующем применении!

        Ну и кто будет определять как использовать технику? Конструктор или военные? Я сам конструктор, но считаю, что определять что нужно - это дело заказчика. Если же мы уверенны в своей правоте, что нужно изменить ТЗ, то мы должны убедить заказчика в этом. Не забывайте, что все "веселье" оплачивает заказчик и это его право писать ТЗ. Без ТЗ работа становится неподконтрольна: например нужен торпедный катер, а я "вдруг" на эти средства начинаю работы над "лучами смерти".
    3. Йошкин Кот
      +1
      2 февраля 2013 11:19
      вопрос, как английские катера попали на корельский перешеек? кому сказать за это спасибо?
      1. +2
        2 февраля 2013 11:42
        Йошкин Кот,

        дорогому Маннергейму спасибо...
        1. Йошкин Кот
          +2
          2 февраля 2013 13:12
          а может володе ульянову? лейбе бронштейну?
    4. lelik613
      0
      2 февраля 2013 17:47
      Какая вендетта? Речь о том, что 10 лет труда и невероятное количество денег было потрачено на миражи.Да и сам герой был не последнее лицо в ЦАГИ.
      На оттертой от паутины иконе вместо Франциска Ассизского оказался отец Тук.
      Погоня за рекордами и отработка "интереснейших теоретических вещей" спустя 20 лет ударила кровавым рикошетом по стране.
    5. vikontas56
      +15
      2 февраля 2013 18:03
      Статья - лапша на ухи населения!Кроме Г-5,с 39 года в СССР строились торпедные катера дальнего действия Д-3 и СМ-3.Это были мореходные суда,отличные от Г-5 и более подходящие для перевозки десанта и высадки диверсионных групп,для чего они и использовались во время войны.Разница между Д-3 и СМ-3 в материале корпуса: Д-3 имел деревянный корпус,с преобладанием лиственницы,которая не гниет,а СМ-3 имел стальной корпус.Водоизмещение 32 т.Длина 21,6м.Скорость,в зависимости от типа двигателей: с 2-мя ГАМ-34 по 750л.с - 32узла,ГАМ-34ВС по 850л.с - 37 узлов,по 1050 и "Роллс-Ройс" по 1200 л.с до 48 узлов.Дальность плавания до 550 миль.Вооружение - 2ДШК (кроме торпед),или 20мм пушка или 2 "Эрликона".Еще строились катера проекта "Комсомолец".Водоизмещение и размеры близки к Г-5,но форма корпуса более мореходная.
    6. +2
      3 февраля 2013 09:47
      Цитата: avt
      В чем ошибка ? Что зам наркома по вооружению Тухачевский заказал , то Туполев и сделал

      Полностью с вами согласен!!! Что в ТЗ написано, то мы и делаем. Вывод либо неумелое написание ТЗ, либо неправильно определены потребности флота в данной технике. Судя по тому, что на вооружение катера принимались, то второй вариант выглядит более правдоподобно.
    7. +1
      3 февраля 2013 14:34
      Действительно по Туполеву непонятно... При чём тут "...не своим делом"? Тот же Черняков Наум Семёнович, создатель крылатой ракеты "Буря" и знаменитой "сотки" (сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4), когда ему поручили, создал первый советский цельнометаллический троллейбус МТБ-82. Ну и что???
    8. 0
      3 февраля 2013 19:43
      Правильно поставленная задача-уже 50% успешного её решения. А по ходу статьи я понял:лучше бы этот английский катер и не поднимали.
    9. -2
      4 февраля 2013 00:50
      avt, Простите, а какие самолёты "талантливого конструктора" Туполева гремели в ВОВ так. как, скажем, Як-3, Ла-5ФН, Ил-2, Ил-4, Пе-2, По-2 ? Конъюктурщик он, делавший рекордные никчемные самолёты.
  2. 0
    2 февраля 2013 11:11
    Цитата: Mitek
    Прослеживаются параллели и с современностью

    Да не прослеживаются, а лезут во все дыры в виде Мистралей и пр.!
  3. RJN
    0
    2 февраля 2013 12:44
    Зато, как красиво Г-5 идут в фильмах при спокойной воде. Заглядение. Но, похоже, это и все достоинства. В войну был случай, когда Г-5 вернулся на базу на полном ходу с оторванным транцем.
  4. +14
    2 февраля 2013 12:52
    Не боги горшки обжигают...

    При всех недостатках катеров Г-5 надо сказать одно - Туполев с поставленной ему задачей справился блестяще. Говоря простыми словами, он сделал то, что его просили сделать...
    Так что тут никакой ошибки Андрея Николаевича нет и быть не может. Ошиблись те, кто давал техническое задание...
    1. +3
      2 февраля 2013 20:55
      Цитата: Chicot 1
      Ошиблись те, кто давал техническое задание...


      Привет Василий. Все хороши Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким , но все же морским кораблем.
  5. +2
    2 февраля 2013 15:32
    Вывод: если и копировать,то лучшее, как делает теперь Китай. А еще лучше иметь свою конструкторскую школу. Для этого иметь образование и агитацию, финансирование - Сделай полезное Родине, а клоуны и певички тебе споют, и не только
  6. AlexMH
    +13
    2 февраля 2013 16:28
    Катера Туполева соответствовали поставленному ТЗ и действительно В СВОЕМ КЛАССЕ (малых реданных быстроходных катеров) были лучшими в мире. А почему ТЗ было сформулировано именно так? Потому что советские катера предполагалось использовать в прибрежной зоне, в шхерах Балтики или с крупных кораблей. То есть упор делался на скорость, малые размеры и относительную дешевизну. Американцы и немцы строили более крупные мореходные катера для действий в Северном море и Тихом/Атлантическом океане, их размеры были намного больше, вооружение - мощнее, фактически они не были торпедными катерами в классическом понимании, а приближались к миноносцам начала 20 века (наличие малокалиберных пушек, 4 торпеды, глубинные бомбы). Такие катера рассматривались как малые универсальные корабли. Собственно, если бы задача нашим кораблестроителям была поставлена в таком виде, они решили бы и ее (хотя проблемы с двигателями все равно возникли бы).
  7. 8 рота
    +1
    2 февраля 2013 18:13
    Инженер-конструктор Бекаури мало известен сегодня. Владимир Иванович Бекаури родился в семье дворянина недалеко от Тбилиси. В 1905 году закончил Михайловское техническое железнодорожное училище в Тифлисе. С 1907 года жил в Санкт-Петербурге, занимался конструированием и изготовлением металлических сейфов. Автор нескольких изобретений в области телеграфии и железнодорожного транспорта. В конце 1920 года В. И. Бекаури вместе с академиком В. Н. Ипатьевым организовали Экспериментальную мастерскую по новейшим изобретениям (Эксмани) при Государственном научно-техническом институте. Когда в 1921 году по указанию правительства было организовано Остехбюро — Особое техническое бюро при ВСНХ РСФСР — Бекаури был назначен его начальником. Под его руководством Остехбюро стало крупнейшим центром по разработке направлений, имевших важное оборонное значение. Бюро специализировалось на разработке минно-торпедного оружия, систем телеуправления, радиоуправляемых мин и т. д. Это были работы на высоком уровне, буквально опережающие время. Радиоуправляемые мины активно использовались во время ВОв. В 1937 "Остехбюро" было буквально разгромлено, многие специалисты арестованы, некоторые расстреляны. 8 февраля 1938 года Бекаури расстрелян по обвинению в шпионаже в пользу Германии. Определением Верховного Суда СССР от 9 июня 1956 года реабилитирован. Награды: Почётная грамота Реввоенсовета, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды.
    1. +4
      2 февраля 2013 21:09
      Цитата: 8 рота
      од его руководством Остехбюро стало крупнейшим центром по разработке направлений, имевших важное оборонное значение


      Ну да огромнейшее

      На 1925/26 финансовый год «Остехбюро» выделено 3571 млн. рублей, включая 1 миллион, выплаченный лично Бекаури. На 4 февраля 1927 года в «Остехбюро» числилось 447 человек, из них 78 членов и кандидатов в члены партии.Параллельно с работами над телеуправляемыми торпедами Бекаури занялся проектированием телеуправляемых… подводных лодок. АПЛ — автономная подводная лодка «Пигмей» — была построена в Ленинграде на заводе «Судомех» Испытания показали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета практически невозможно, и стали испытывать его как обычную сверхмалую подводную лодку с экипажем на борту.

      На базе быстроходного танка БТ-7 в 1938–1939 годах был создан телеуправляемый танк А-7. Испытания танка А-7 выявили множество конструктивных недоработок, начиная от многочисленных отказов системы управления и до полной бесполезности пулемета Силина: дистанционно управляться он не мог, а от стрельбы «по площадям» толку не былоПервый случай боевого использования советских телетанков произошел 28 февраля 1940 года в районе Выборга в ходе зимней войны с Финляндией. Перед наступающими линейными танками были пущены телетанки ТТ-26. Однако все они быстро застряли в воронках от снарядов и были расстреляны финскими противотанковыми пушками «Бофорс».Советское правительство выполняло все пожелания Бекаури. Страна голодала, а «Остехбюро» отпускались миллионы рублей. Так, «флот» Бекаури был существенно сильнее болгарского флота, но чуть слабее румынского.
      Но уже во второй половине 1930-х годов военные начали понимать, что подавляющее большинство «телеизделий» Бекаури — дорогостоящие, но абсолютно бесполезные игрушки. Кроме того, внутри самого «Остехбюро» активно действовали стукачи, стремившиеся свалить Бекаури. Так, Е. Н. Шошков в книге «Репрессированное Остехбюро» (СПб: Мемориал, 1995) пишет, что с 23 июня 1934 года о деятельности работников «Остехбюро» А. И. Берг регулярно информировал ОГПУ (а позже НКВД). В письме от 21 июля 1936 года в адрес особого отдела НКВД Балтийского флота Берг назвал работы «Остехбюро» антисоветскими.
      8 сентября 1937 года Бекаури внезапно был арестован в Ленинграде сотрудниками НКВД и в тот же день этапирован в Москву.

      На следствии Бекаури дал несколько противоречивых показаний. Согласно одному из них он был завербован германской разведкой во время своего пребывания в Берлине в 1932 году, а по другим показаниям его вербовка произошла через Тухачевского и Енукидзе. Бекаури признался, что занимался «очковтирательством», а его деятельность прикрывал лично Тухачевский.Спору нет, руководимое Бекаури «Остехбюро» во многом способствовало развитию отечественной военной техники. Но если подходить по критерию «эффективность — стоимость», «Остехбюро» ассоциируется с горой, родившей мышь.
      1. +5
        3 февраля 2013 10:03
        Исторические паралели: "Вот оно Сколково тех лет"!!
      2. YuDDP
        -1
        4 февраля 2013 00:54
        Что-то хронология не стыкуется:
        в 1937 арестован, в 1938 расстрелян, а в телеуправляемый танк создан в 1939, боевое применение в 1940.
    2. AK-47
      +3
      2 февраля 2013 22:23
      Цитата: 8 рота
      Инженер-конструктор Бекаури мало известен сегодня.

      Владимир Иванович Бекаури, очень интересная личность, если бы он не был арестован в 1937 г. и расстрелян, Советский Союз еще до войны обладал бы беспилотными летательными аппаратами.

      «9 августа 1921 года бывший дворянин Бекаури получил мандат Совета Труда и Обороны за подписью Ленина: «Дан изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно-секретного характера».
      Для создания телеуправляемых летательных аппаратов Бекаури потребовался тяжелый самолет. В это время в бюро Туполева шла работа над тяжелым бомбардировщиком «АНТ-4» («ТБ-1»), а в дальнейшем «ТБ-3» («АНТ-6»).
      Для самолета-робота в Остехбюро была создана телемеханическая система «Дедал». Подъем телемеханического самолета в воздух был сложной задачей, а потому «ТБ-3» взлетал с пилотом, но при подходе к цели пилот или выбрасывался с парашютом, или пересаживался в подвешенный к «ТБ-3» истребитель «И-15» или «И-16» и на нем возвращался домой. Далее самолет управлялся по радио с «ведущего» «ТБ-3». Когда телеуправляемый бомбардировщик достигал цели, с ведущей машины шел сигнал на пикирование. В 1937 г. бюро было разогнано, а руководство репрессировано.Тем не менее, работы по созданию авиа роботов прекращены не были, они продолжились, но уже другим коллективом.
      В 1942 году даже состоялись войсковые испытания телеуправляемого самолета «Торпедо», созданного на базе бомбардировщика «ТБ-3». Самолет был загружен 4 тоннами взрывчатого вещества «повышенного действия». Наведение осуществлялось по радио с самолета «ДБ-ЗФ».
      Этот самолет должен был поразить железнодорожный узел в занятой немцами Вязьме. Однако при подлете к цели антенна передатчика «ДБ-ЗФ» вышла из строя, управление самолетом «Торпедо» было потеряно, и он упал куда-то за Вязьму.
      Вторая пара «Торпедо» и самолет управления «СБ» в том же 1942 году сгорели на аэродроме при взрыве боеприпасов в стоявшем рядом бомбардировщике…»
      1. +2
        2 февраля 2013 23:21
        Цитата: AK-47
        управление самолетом «Торпедо» было потеряно, и он упал куда-то за Вязьму.


        Эффектно ну хоть не на наши позиции, поставил + не знал про это чудо
        1. avt
          +1
          3 февраля 2013 14:50
          Цитата: Vadivak
          Эффектно ну хоть не на наши позиции, поставил + не знал про это чудо

          Это,, чудо" испытывал " Эндель Пусэпс , летчик дальней авиации , пока ждал машину ПЕ-8 из Казани . Сидел на всякий случай в кабине ,когда отрабатывали автоматический взлет и посадку . Правда ,когда отправляли на боевой - самолет поднимал летчик ,потом прыгал . Такую же штуку пробовали англичане ,результат аналогичный - потеря управления и невыполнение поставленной задачи и как результат ,отказ от проекта . Немцы все же пошли более продуктивным путем в своем управляемом оружии . Да ,Пусэпс - тот самый командир экипажа ,что летал с Молотовым в Англию ,Америку и обратно .
      2. 8 рота
        0
        2 февраля 2013 23:44
        Цитата: AK-47
        Советский Союз еще до войны обладал бы беспилотными летательными аппаратами.



        Не исключено, немцам же удалось создать ФАУ, в этом же направлении работал и Бекаури
        1. +1
          3 февраля 2013 10:07
          Все хорошо но в свое время. То что конструктор идет на большой технический риск - это нормально, это в его природе. А вот то что заказчик на это пошел - считаю неправильным.
          1. +2
            3 февраля 2013 10:49
            Вот откуда, оказыватся, растут гибриды "Фокке-Вульфы с Юнкерсами", лень просто детально искать название этих агрегатов.
            Юнкерсы, набитые взрывчаткой,сверху на них - пилот на Фоккере... Покрышкин в "Небе войны" про такие чуды-юды писал.
            А у нас - ТБ-3, как корабль-свиноматка, ой... с И-15 в качестве аварийно-летающей капсулы.
            Вот же чудеса.
            То летающие танки, то ныряющие самолеты (ПЛ с крыльями), то еще какая хрень. Припоминаю даже крейсер на гусеницах...
            Поразвлекаются-поразвлекаются....потом постреляют...друг-друга.
            Шутники, блин.
            1. avt
              0
              3 февраля 2013 14:57
              Цитата: Игарр
              Вот откуда, оказыватся, растут гибриды "Фокке-Вульфы с Юнкерсами", лень просто детально искать название этих агрегатов.

              Это они от безнадеги ! Просто управляемые бомбы,,Фриц" и Хенкелевские ракеты радиоуправляемые ,союзнички в больших количествах прихватили во Франции . Гансы крепко корабли ихнему флоту ими попортили , амеры даже разработали и построили крейсера с универсальными 152-х мм орудиями - носители доставать , о как.
        2. +2
          3 февраля 2013 15:17
          Цитата: 8 рота
          Не исключено, немцам же удалось создать ФАУ, в этом же направлении работал и Бекаури.


          Фига себе, вот это новость ФАУ была теле (радио) управляемая?У нее была система управления автономная, инерциальная, впрочем вам это ни к чему вы на сайте все с покойниками воюете только люди в бой шли за Родину за Сталина, а чего им перед смертью перед вождем выслуживаться вы не думали?Эх замполиты-перебежчики юные горбачевцы -ельцинцы
      3. avt
        0
        3 февраля 2013 10:53
        Цитата: AK-47
        Владимир Иванович Бекаури, очень интересная личность, если бы он не был арестован в 1937 г. и расстрелян, Советский Союз еще до войны обладал бы беспилотными летательными аппаратами.

        Не мене выдающийся авиаконструктор Черемухин еще до Сикорского практически на коленке сделал вертолет {с деревянным несущим винтом !} и поднялся на 500 метров . Тухачевский увидев - радостно заявил ,что Красной Армии нужны сотни таких аппаратов. Причем уже сегодня . Как вспоминал Туполев {пленка с записью хранилась в музее Жуковского ,если не сперли } -Сталин ,в разговоре с ним сказал,что это выдающееся изобретение мы развивать не можем ,нет у нас ни сил ни средств,а если мы начнем ,то наши противники нас обгонят . Вот вам два подхода ,дальше решайте сами .
        Цитата: AK-47
        Владимир Иванович Бекаури, очень интересная личность, если бы он не был арестован в 1937 г. и расстрелян, Советский Союз еще до войны обладал бы беспилотными летательными аппаратами.

        Немцы этой тематикой занимались аж с1912 года . Вопрос к вам .Когда у них ,в стране не разоренной братоубийственной гражданской войной ,появились управляемые планирующие авиабомбы ,которыми итальянские линкоры топили, и радиоуправляемые ракеты??? Предлагаю вам drinks за то,что бы возможности соответствовали желаниям laughing
        1. AK-47
          0
          3 февраля 2013 11:40
          Цитата: avt
          Вопрос к вам .Когда у них ,в стране не разоренной братоубийственной...

          Их положение до середины 30 - х годов было не лучше.
          Управляемые ракеты и прочее - это уже в ходе ВОВ. Работы Бекаури были направлены на уменьшение потерь СССР в живой силе, к чему мировая тенденция пришла только сейчас.
          Среди его разработок помимо дистанционно управляемых самолетов, были - радиоуправляемые танки, радиоуправляемая подводная лодка, радиоуправляемые на сотни километров фугасы, и всё доведено до опытных образцов. Кстати последние активно и очень успешно применялись во время войны. На таких дальновидных учёных и должна развиваться военная наука, а Вы возможности - желания.
          1. avt
            0
            3 февраля 2013 14:11
            Цитата: AK-47
            Их положение до середины 30 - х годов было не лучше.

            laughing Ага , это они ,за золото и продажу хлеба ,закупали паровозы , прокат, целые заводы ,включая хим промышленность . В твердой валюте платили специалистам . Ну и каанешно обучались летному ,танковому и химическому делу в школах у советских инструкторов! laughing Добро пожаловать в клуб ,,десталинизаторов ". Крепче держите знамя борьбы со здравым смыслом! good laughing Ну а может прочитаете хотя бы комент VADIVAKа к статье и проанализируете без эмоций ? В свое время мне попалось такое выражение - наука ,это возможность удовлетворить свое любопытство за счет бюджета .Грубовато ,но верно . А вот как найти золотую середину ? request А если вы еще и живете в не простые времена , когда сама жизнь обесценена?
    3. YuDDP
      0
      4 февраля 2013 01:06
      а еще Бекаури изобрел мину БЕМИ, которыми взрывали объекты в занятом финнами Выборге
      вот ссылка - http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11153
      и цитата:
      Справка о минах БЕМИ
      По первым слогам фамилий его создателей Бекуари и Миткевича устройство, с которым столкнулись финны, называлось БЕМИ.
      Талантливый изобретатель и инженер в области электротехники и точной механики Владимир Иванович Бекаури был признан советской властью и приглашен В.И.Лениным, который подписал декрет, где говорилось о том, что «в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно-секретного характера подлежат реализации». Бекаури стал инициатором создания и директором Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро). Бюро занималось многими вопросами – связью, авиацией, минным и торпердным делом, в частности радиоуправляемыми торпедными катерами. Техническим руководителем Остехбюро был В.Ф.Миткевич. В январе 1923 года Остехбюро приступило к разработке радиоуправления взрывами. Большое значение этому придавал председатель Реввоенсовета М.В.Фрунзе, который присутствовал и при первом испытании макета в 1925 году в порту Ленинграда. Управляющая взрывами установка находилась на тральщике «Микула» и действовала с расстояния в 25 км. В марте 1927 года на подмосковном полигоне действия радиомин были продемонстрированы руководству страны, а в 1929 году в Ленинграде началось их серийное производство. К 1939 мины были настолько усовершенствованы, что команды на взрыв подавались с расстояния до 170 километров. К началу 1941 года в Юго-Западном, Белорусском и Ленинградском военных округах были сформированы спецподразделения, на вооружении которых стояли радиоуправляемые фугасы
      1. 0
        5 февраля 2013 13:16
        YuDDP,
        Я не понимаю че насели на Бекаури, талантливый человек, занимался хоть и дорогими но прогрессивными разработками, такие вещи не каждому под силу , да и потом часть наработок все равно оседала в промышленность или другие КБ.
        Прощупывание высокотехнологичных идей это часто путь в тупик, но тем проще идти по проторенной дорожке другим.
        Не зря же в америке сейчас есть ДАРПА !, а они далеко не идиоты столько бабла втюхивать в пустую.
  8. Mik Rybalko
    +3
    2 февраля 2013 19:42
    Читал труд основательный про катера Г-5, у них был ещё такой недостаток из-за использования дюралюминия для создания корпуса, возникала сильнейшая электрохимическая коррозия корпуса, приходилось периодически поднимать катера из воды и тщательно зачищать и красить днище катеров..
    А так конечно германские "Шнельботты" превосходили эти катера, но размеры совершенно разные..
    И кроме того ведь адмиралы что заказали то и получили, нельзя Туполева обвинять в некомпетентности, кто до войны собирался перевозить на торпедных катерах десантников?
    Для обороны побережья и баз эти катера подходили вообщем то не плохо..
    Сравнивать с немецкими или американскими катерами вообще глупо, они разные по размерам и идеология при их проектировании была другая.
  9. 8 рота
    +3
    2 февраля 2013 22:29
    Само название статьи говорит о том, что автор весьма плохо врубается в ситуацию. Не конструктор решает, что нужно армии, он просто выполняет заказ. Все решают военные: что заказать и сколько денег выделить. Но автор не одинок, еще до него находились люди, которые расстреливали конструкторов оружия и боевой техники. Хотя называть таких "людьми" и не стоит. А катера Г-5 воевали успешно: например, 30 октября 1943 г. группа катеров под командованием В.П. Гуманенко вышла в Нарвский залив для прикрытия работавших там советских катеров-тральщиков. Здесь торпедные катера приняли бой с 6 немецкими кораблями. Один из быстроходных глиссеров, получив внушительную пробоину в таранном отсеке, не только остался на плаву, но и сумел пустить ко дну неприятельский тральщик. Сохранить торпедный катер боеспособным позволило качество, присущее только глиссирующим Г-5, — возможность выходить на редан при увеличении скорости. На полном ходу нос корабля сильно приподнялся вверх, и поступление забортной воды в форпик (таранный отсек) тотчас прекратилось.
    По большому счету, если кто из советского ВМФ топил немецкие суда и корабли, то это подлодки и торпедные катера.
    1. +1
      3 февраля 2013 15:29
      Цитата: 8 рота
      Не конструктор решает, что нужно армии, он просто выполняет заказ.


      О чем вы? Таким как Сердюков на фиг он тогда вообще нужен. Все хорошее купим за бугром, а что туда уедут мозги так это хрен с ними у нас ЕГЭ, в московских вузах скоро одни кавказцы учиться будут, вот они все и построят.

      Конструктор не тупо выполняет заказ, Миль схитрил "модернизируя " Ми-4 и выдал бессмертный Ми-8 , а сколько техники построили в инициативном порядке? Танки Т-70, ИС, Объект 430, Объект 167, (если вам это что-то говорит) Тот же Ми-24. А еще в армии служили, вроде бы
  10. 0
    3 февраля 2013 18:22
    Вот так всегда и вроде умный человек и много знает, и может до других эти знания в удобоваримой форме донести. А вот как выходит за пределы этих знаний ну так прям помесь советского советский интеллигента с экстрасенсом на кухне умничает .... Всё то он знает кто о чём думал из советских адмиралов и чего боялись...И не побоюсь этого слова, гениального, конструктора Туполева в ошибках начинают упрекать.... Да нормальные катера отвоевали всю войну и даже более того .... а в некоторых местах им вообще альтернативы не было....Как легко критиковать самому не создав кроме вязи из слов ничего то
  11. 0
    3 февраля 2013 23:59
    Статья явно сияет "желтизной". Покрайней мере подход к оценке роли Великого конструктора неосторожный и непрофессиональный. Безусловно у Андрея Николаевича было много ошибок. Но "не ошибается тот кто ничего не делает".
  12. 0
    4 февраля 2013 01:24
    Прав был Туполев или не прав, сейчас сложно рассуждать, ибо мы на тех катерах не ходили и знать этого не можем.Вот вспоминаю своего деда по матери, он служил на ТОФе всю войну и именно на таком катере, у него над кроватью висела семиструнная гитара и фотография экипажа. Там на фото , был изображён катер на полном ходу тушью, ну и экипаж, лейтенант и человек пять или шесть, причём все были старшинами, т.е. ни одного матроса. дед умер в 1968 году, я естественно был очень мал, а вот расспросить бы его про катер, думаю ситуация была бы яснее.
  13. +1
    4 февраля 2013 03:11
    Оружие Второй мировой войны. Быстроходные ударные катера.


  14. 0
    4 февраля 2013 11:33
    Ох, уж эти суждения с высоты сегодняшнего дня, на основании урезанных источников, да еще и с учетом самого важного нынче фактора : А ВОТ У УМНЫХ немцев, американцев, англичан и прочих такого не было. И кажется действительно, были бы у наших морячков большие мореходные катера, с чудо-оружием - трубчатыми торпдными аппаратами. Да иди они со скоростью ажно до 20 узлов, так и потерь бы не было. Неспеша подошли бахнули торпеду, неспешно развернулись и пошли себе до шхер. Вот только думается мне морячки бы предпочли, чтобы их корабль являлся наименее уязвимой целью, ну поменьш бы был, побыстрее, да и поманевреннее, пусть даже соленые брызги в лицо, зато шансов выжить выше. И в атаке и при нападении АВИАЦИИ!!!!, Неплохо бы и торпедой шоркать, когда уже повернулся от врага ... Хотя конечно это чушь, так можно договорится, что туполевские катера были неплохи, и о Боже может даже лучше заграничных. А это же точно чушь. У нас в Россиянии ваще ниче не может быть лучше западного ибо убогие мы и малодемократичные...

  15. 0
    21 октября 2013 16:37
    Поставил материалу плюс, но:

    - на советских проектировщиков давило обязательное требование возможности перевозки катеров ж.д. транспортом. Отсюда предельные размеры 25х4 м и соответствующее водоизмещение;

    - катера "люрсена" это не только большие размеры корпуса, но и великолепные дизели MAN и Mercedes-Benz. Ничего подобного в СССР тогда не было и появилось очень нескоро.
  16. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»