Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 2. Семейство Sd.Kfz. 231

12
Германскими конструкторами были быстро оценены преимущества схемы австрийского тяжелого броневика ADGZ с колесной формулой 8х8, попавшего в их распоряжение после Аншлюса, перед повсеместно господствовавшей формулой 6x4. Четырехосная схема, кроме значительного увеличения проходимости, позволяла разместить на шасси мощное артиллерийское вооружение, а также дополнительное оборудование без существенных потерь в скорости. Разработка четырехосного шасси с мощным двигателем для бронеавтомобиля была начата еще в середине 1930-х годов. Управление вооружений сухопутных войск в 1934 году заключило договор на разработку восьмиколесного шасси со всеми ведущими и управляемыми колесами с фирмой «Дойче верке». Данные шасси должно было стать базой для новой серии бронеавтомобилей, способных заменить шестиколесные бронемашины Sd.Kfz.231, созданные ранее.

Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 2. Семейство Sd.Kfz. 231
Sd.Kfz.231 (8-rad) — разведывательный бронеавтомобиль, вооруженный 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом MG 34


Полномасштабные работы по созданию нового бронемашины на полноприводном четырехосном шасси фирмы "Бюссинг-НАГ" (Bussing-NAG) начались в 1935 году. Первоначально прототипы новых машин назвали «Versuchskraftfahrzeug» 623 и 624 (экспериментальная машина). В середине 1937 года им было присвоено обозначение Sd.Kfz.231 и .232, а в октябре 1939 г. к ним был добавлен идентификатор 8-Rad, чтобы отличать восьмиколесные бронемашины от машин с колесной формулой 6х4 имеющих такое же обозначение. В войсках данные машины получили называние Achtrad (Ахтрад). Серийное производство бронемашин осуществляли фирмы ««Deutsche Eisenwerke» (Киль) и «F. Schihau» (Эльбинг). Первая занималась производством комплектующих узлов и агрегатов, вторая – окончательной сборкой.

В семейство бронеавтомобилей входили следующие модификации:
- Sd.Kfz.231 (8-rad) — разведывательный бронеавтомобиль, вооруженный 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом MG 34;
- Sd.Kfz. 232 (Fu) (8 Rad) - разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией Fu 12 с антенной рамочного типа;
- Sd.Kfz. 233 (8 Rad) — самоходная установка с 75-мм гаубицей (длина 24 калибра) StuK 37;
- Sd.Kfz.263 (8-rad) — командирская машина оснащенная антенной рамочного типа.

Sd.Kfz.231 (8-Rad), который стал основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта во время Второй мировой войны, построили по компоновочной схеме с задним расположением моторного отделения, двумя постами управления и колесной формулой 8х8. Два поста управления позволяли в случае необходимости осуществлять отход без разворота бронеавтомобиля. У полностью закрытого корпуса бронемашины имелась достаточно сложная конфигурация. Сварной корпус собирался из листов катаной стали различной толщины, которые были установлены с рациональными углами наклона. Толщина бронелистов зависела от уязвимости и важности защищаемых узлов и агрегатов, и составляла от 8 до 14,5 мм. Для дополнительной защиты носовой части машины устанавливался броневой щит (так называемый "Pakschuetz") толщиной 10 мм, который крепился к корпусу при помощи кронштейнов на расстоянии 500 мм от него. Пустое пространство между бронещитом и корпусом использовалось экипажем для размещения разного снаряжения. В июле 1942 г. толщину бронещита увеличили до 30 мм. Подобная бронировка обеспечивала экипажу (командир, наводчик и два механиков-водителей, один из которых также являлся радистом) надежную защиту от пуль, осколков снарядов и мин. В бронеавтомобиле Sd.Kfz.233 экипаж был сокращен до трех человек и состоял из: переднего водителя, командира (так же выполнял обязанности радиста и наводчика), заряжающего (выполнял обязанности заднего водителя). Корпус состоял из боевого и силового отделений. Силовое отделение занимало заднюю часть корпуса, а боевое – переднюю.

Sd.Kfz. 232 (Fu) (8 Rad) - разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией Fu 12 с антенной рамочного типа


Для посадки/высадки членов экипажа между второй и третьей осью в нижней части бортов бронемашины имелись двустворчатые входные люки. Еще один люк был выполнен в передней части корпуса в верхнем бронелисте. Также посадка в машину могла осуществляться через два башенных люка, выполненных в задней стенке и на крыше башни.

Отделение управления находилось в передней части корпуса, слева располагался водитель. Для облегчения работы механика-водителя в тесном боевом отделении, рулевое колесо оснащалось шарнирным сочленением. Место механика-водителя было оборудовано комплектом контрольных приборов, отображающих состояние двигателя и других узлов бронемашины, а также компасом, спидометром и часами. Место справа занимал любой член экипажа, который не был занят. Для переднего и заднего водителя было предусмотрено по четыре смотровых люка закрывающихся бронекрышками. При этом обзор для заднего механика-водителя ограничивался капотом двигателя.

Моторный отсек бронемашины располагался в кормовой части корпуса. От боевого отделения отгораживался противопожарной перегородкой. В моторном отсеке устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель «Бюссинг-НАГ» L8V-G (Bussing-NAG L8V) с жидкостным охлаждением. Рабочий объемом двигателя – 7913 см3, мощность при 3000 об/мин – 150 л.с. (110,3 кВт). На бронеавтомобилях поздних производственных серий устанавливался более мощный двигатель – 180 л.с. (132,4 кВт), рабочий объем 8363 см3.

От двигателя на колеса вращающий момент передавался через трансмиссию "Buessing-NAG" GS, состоящую из трехскоростной коробки передач преселекторного типа (три скорости вперед и три назад) с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатора (увеличивал число возможных комбинаций до 24) самоблокирующегося дифференциала и механических тормозов. Силовая установка позволяла даже такой тяжелой бронемашине (8,3—9,1 т) развивать на шоссе скорость до 90 км/ч. Максимальная скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч.

Sd.Kfz. 233 (8 Rad) — самоходная установка с 75-мм гаубицей (длина 24 калибра) StuK 37


В четырехосной полноприводной (колесная формула 8×8) ходовой части имеющей независимую подвеску на листовых полуэллиптических рессорах были использованы односкатные колеса. Все колеса бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 управляемые, поэтому машины имели довольно высокую маневренность даже несмотря на большую боевую массу. При повороте машины поворачивались все 8 колес: передние четыре — в сторону поворота, задних — в противоположную. При этом передняя и задняя пары поворачивались на больший угол. Над каждой парой колес были выполнены коробчатые крылья, пустоты которых использовались для размещения ящиков для хранения инструментов и запчастей.

Благодаря мощному двигателю и полному приводу бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.231 имели высокую проходимость, были способны преодолевать рвы до 1,24 метра, вертикальные препятствия до 0,48 м и броды глубиной в метр. Топливные баки вмещали 150 л. (118+32) бензина. Данное количество топлива позволяло бронеавтомобилю пройти по шоссе около 300 км и 170 км – по проселку (расход топлива составлял 45-50 л/100 км).

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 имели сварную башню, покоящуюся на шарикоподшипниках. Башня не имела дополнительного крепления с корпусом, но оснащалась корзиной (поликом), которая вращалась вместе с башней. Благодаря этому размещавшиеся в башне командир бронемашины (рабочее место в левой части башни) и стрелок (в правой) вращались вместе с ней. В башне было установлено основное вооружение бронемашин: 20-миллиметровая пушка 2cm KwK.30 L/55 или KwK.38 L/55 и 7,92-миллиметровый пулемет MG-34 или MG-42. Боезапас к пушке составлял 200 выстрелов, а к пулемету – 1300 патронов. В вертикальной плоскости вооружение наводилось в секторе -10... +26 градусов. При опускании фиксатора ствол пулемета можно было поднять до +37 градусов. Сбоку от маски пушки монтировались прицельные приспособления. Для наблюдения за окружающей обстановкой командир машины использовал перископ выведенный в левой части башни через крышу. В 1940-м году маску пушек бронемашин Sd.Kfz .231/232 подвергли значительной переработке. На башне Sd.Kfz.232 крепились передние опоры антенны рамочного типа для радиостанции Fu 12.

На Sd.Kfz. 263 башня отсутствовала. Ее заменила неподвижная просторная рубка, в которой был установлен единственный пулемет MG 34 (вооружение могло полностью отсутствовать). Данное конструктивное решение было обусловлено установкой крупноразмерной рамной антенны. Кроме рамной антенны на данной машине была установлена дополнительная выдвижной телескопической антенной высотой 9 метров, размещенная позади радиорубки. Использование крупноразмерной рамной антенны, значительно увеличило силуэт и без того высокого бронеавтомобиля. Данное обстоятельство не удовлетворяло войска, поэтому в 1942 году на обоих образцах разведывательных машин (232/263) ее заменили на более компактную штыревую.

Sd.Kfz.263 (8-rad) — командирская машина оснащенная антенной рамочного типа


Башня также отсутствовала и на Sd.Kfz. 233, а ее боевое отделение стало открытым. Пушка (75-миллиметровая KwK 37 компании Rheinmetall-Borsig, длина ствола – 24 калибра) устанавливалась в лобовом листе боевого отделения справа. Пушка имела электроспуск и вертикальный клиновой затвор. Боекомплект состоял из 32 выстрелов с дымовыми (начальная скорость 455 м/с, масса 6,21 кг), осколочно-фугасными (начальная скорость 450 м/с, масса 5,73 кг), бронебойными (начальная скорость 385 м/с, масса 6,8 кг) и кумулятивными (начальная скорость 485 м/с, масса 4,44 кг) снарядами. Кроме этого, над боевым отделением был установлен пулемет MG34 калибра 7,92 мм, позволяющий вести огонь не только по наземным целям, но и по воздушным. Боекомплект пулемета – 1500 патронов. Также внутри данного бронеавтомобиля, как и во всех машинах семейства, находились пистолет-пулемет МР40 и 6 ручных гранат. На передних крыльях машины было закреплено по 4 дымовые шашки.

Всего в период с 1936 по 1943 гг. было выпущено 966 бронеавтомобилей данного семейства, из которых: Sd.Kfz.231/232 – 607 ед., Sd.Kfz.233 – 119 ед., Sd.Kfz.263 – 240 ед.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 использовались для разведки и отлично зарекомендовали себя в этой роли. Данные машины практически не использовались для борьбы с танками противника в виду слабого вооружения и тонкой брони, хотя существуют сведения, что бронеавтомобили несколько раз вступали в бои с танками союзников, и одерживали победу. При этом хорошая проходимость данных машин позволяла им отлично двигаться не только по шоссе (например, французская развитая шоссейная сеть позволяла достичь любой точки страны не съезжая с асфальта) но и на пересеченной местности. Sd.Kfz.232 отлично себя показали на горных дорогах Югославии и Греции.

Полностью раскрыть свои возможности немецкие тяжелые бронеавтомобили смогли в Северной Африке. В состав "Deutsches Afrikakorps" входило две части, оснащенные данными бронеавтомобилями: 33-ий разведбатальон 15-ой танковой дивизии и 3-ий разведбатальон 5-ой легкой дивизии. Весной 1941 года 3-й батальон отличился во время наступления немецко-итальянских войск. Наряду с проведением разведки данные бронеавтомобили принимали участие в боевых действиях. Sd.Kfz.231/232 в пустыне прошли всестороннюю проверку, во время которой были выявлены достоинства и недостатки машин. К недостаткам можно отнести недостаточное охлаждение двигателя, а также большой расход топлива, который ограничивал радиус действия.

На Восточном фронте бронеавтомобилям данного семейства пришлось туго. Во-первых, оказалось, что проходимость Sd.Kfz.231, которая для Европы была превосходной, для России была явно недостаточной. Во-вторых, в Красной Армии имелись танками, при столкновении с которыми немецкие машины не имели никаких шансов. В этих условиях разведку проводили, как правило, на средние танки, а бронеавтомобили держали в тылу.

Подготовлено по материалам:
http://voenoboz.ru/
http://www.weltkrieg.ru
http://ursa-tm.ru
http://armoredgun.org
http://war-arms.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. borisst64
    0
    18 января 2013 11:44
    На втором фото броневичок то, похоже, увяз по ступицы.
    1. +1
      18 января 2013 12:50
      Цитата: borisst64
      На втором фото броневичок то, похоже, увяз по ступицы.


      Или стоит в колее
  2. 0
    18 января 2013 13:10
    Вычитывать статью надо перед публикацией, а так довольно интересно.
  3. +1
    18 января 2013 13:55
    Смотрю каждый раз на колесную технику 2-й Мировой и задумываюсь://
    Резина на технике, претендующей на движение по пересеченке - везде с "мягким" протектором, узкая и высокая.
    На третьем (сверху-вниз) снимке видно - эквивалент сегодняшнего дюймового размера 36-37.
    У меня на джипе, весом чуть более 2-х тонн - 33-я.
    А тут, на 10-12 тонн нужно бы не менее 44 дюймов.
    Что это? Недостаток колесного опыта по пересеченке.., экономия резины?...
    Непонятно:/
    1. biglow
      +1
      18 января 2013 15:59
      BigRiver,
      в те времена у двигателей был большой крутяший момент при минимальных оборотах ,он и позволял двигаться по бездорожью.
      1. 0
        18 января 2013 16:19
        biglow

        КМ - это тяговая характеристика. На проходимость она влияет, но не прямо, а опосредованно.
        Кривая КМ интересна не сама по себе, но по отношению к способности крутить определенный диаметр шин.
        Я, как бы, давно рыбак:))) И знаю бездорожье, немного. Увеличение размера резины и агрессивности протектора, повышает проходимость машины на десятки процентов. Ну.., это трудно посчитать:))
        Мне непонятны такие узенькие шины и "вялые"протекторы на военных машинах 2-й Мировой.
        Все это дело, в России, "мылится" на "раз".
        Тут, для сравнения, можно посмотреть, на чем сейчас передвигаются "Тигры". Очень грамотная резина и по рисунку и по размеру, для наших условий. Правда "елка" не для болотины.
        1. biglow
          0
          18 января 2013 18:56
          BigRiver,
          на узкой резине,сопротивление качению меньше
  4. Эдгар
    +1
    18 января 2013 16:12
    автор забыл упомянуть ещё некоторые факторы которые не позволили стать этим машинам массовыми. 1) Это цена, бронемашина с независимой подвеской и всеми управляемыми колёсами - была весьма сложной в производстве и дорогой. 2) надёжность ходовой была так себе - резинотканевые чехлы закрывающие многочисленные полуоси часто рвались и требовали замены. Причём не в крытых и высокооснащённых мастерских фатерланда, а в полевых условиях. А не поменяешь вовремя - потом приходилось производить значительно больший объём работ
  5. +1
    18 января 2013 19:10
    Всегда поражался количеству и наменколтуре немецкой бронетехнике.И гусеничные,и полугусеничные и колесные.
    1. +1
      18 января 2013 20:14
      Цитата: Kars
      Всегда поражался количеству и наменколтуре немецкой бронетехнике.И гусеничные,и полугусеничные и колесные.

      Вполне представляю, какой головняк был по причине такого разнообразия у ихних зампотехов и снабженцев. В таком разномарочном бедламе никакой орднунг не поможет. Отец рассказывал, что они, артиллеристы, в войну нисколько не брезговали использовать трофейные немецкие грузовики, но только массовых моделей, типа Опель-Блиц. Всякий эксклюзив не любили, именно из-за заморочек с ремонтом и запчастями. А к Блицу многое подходило от Захара, потому как они родственники, клоны от типовых американских грузовиков GMC.
      1. +1
        19 января 2013 01:48
        Цитата: Сотник
        В таком разномарочном бедламе никакой орднунг не поможет.

        К сожелению это непомешало им дойти до Москвы ,потом до Кавказа и Сталинграда.
        Цитата: Сотник
        клоны от типовых американских грузовиков GMC

        Которые помоему в Дании выпускались специально для Вермахта,(могу ошибатса колесами не сильно интересуюсь--американские автомобильные заводы на територии захваченной Европы)
  6. 0
    18 января 2013 20:01
    Я в "Блицкриг" играл, там эта машина имела и 50-мм пушку. Верно это, или выдумка авторов игры?
    1. TIT
      +1
      18 января 2013 20:50
      там немнога другая машина наверное имелась ввиду Тяжелый четырехосный разведывательный бронеавтомобиль Sd.Kfz.234 /2 пума (походу о нем позже)
    2. +2
      18 января 2013 20:53
      50-мм пушка KwK 39/1 была установленна на разведывательном бронеавтомобиле Sd.Kfz. 234/2 (будет описана в третьей части)
  7. 0
    19 января 2013 15:54
    TIT,
    ulyakinmariupol,
    Спасибо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»