Германские четырехосные полноприводные бронеавтомобили времен Второй мировой войны. Часть 3. Семейство тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234

8
В 1943 году четырехосный полноприводный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 был заменен новой машиной, имеющей аналогичную колесную формулу — Sd.Kfz. 234. Один из бронеавтомобилей данного семейства - Sd.Kfz.234/2 Puma – стал самым известным немецким тяжелым бронеавтомобилем Второй мировой войны и самой лучшей бронемашиной данного периода.

В 1940 г. командованием вермахта были разработаны требования к новым четырехосным полноприводным бронеавтомобилям на базе бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-Rad). Новые машины должны были иметь кузов типа «монокок» (то есть цельносварной, кузов Sd.Kfz.231 крепился к раме) и более мощный двигатель, лучше приспособленный к условиям жаркого климата. Фирмы Buessing-NAG, «Фридрих Шихау» и «Даймлер-Бенц» (руководство осуществляла Buessing-NAG) в соответствии с этим заданием приступила к проектированию. Первые два прототипа изготовили к ноябрю 1941 года, a 8 июня следующего года начались испытания усовершенствованного образца бронеавтомобиля. Шасси новой машины было присвоено обозначение ARK.



Новая серия машин получила обозначение schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 (тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234). От Sd.Kfz.231 (8-Rad) данные машины отличались обтекаемыми формами и низким силуэтом, имели увеличенные запас топлива и толщину брони, а также более мощные двигатели с улучшенными характеристиками. Первоначально планировалось, что ежемесячный выпуск составит 5 машин с постепенным увеличением до 30 единиц. В июне 1943 года было заказано 80 машин и 120 двигателей. Заказ еще на 300 бронеавтомобилей поступил во второй половине 1943 года. Всего в период с сентября 1943 года по март 1945 года было выпущено 478 тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz 234 различных модификаций.



Несмотря на свое внешнее сходство со своим предшественником бронеавтомобиль Sd.Kfz. 234 являлся новой машиной и имел существенные конструктивные отличия. Главное отличие заключалось в применении самонесущего корпуса вместо опорной рамы как в Sd.Kfz.231. Все восемь колес автомобиля приводные управляемые. При этом подвеска частично независимая, каждое из колес с корпусом было связано простыми коромыслами. Вертикальный ход коромысел амортизировался установленной внутри корпуса полиэлиптичной рессорой. Каждое колесо оснащалось пневматическим тормозом. На бронеавтомобиле Sd.Kfz.234 установили колеса большего диаметра с шинами низкого давления и самозатягивающейся резиной.

На машинах данной серии, как и на предшественнике, устанавливались дизельные двигатели «Tatra» с воздушным охлаждением. Это объяснялось тем, что данные тяжелые бронемашины предполагалось использовать на североафриканском театре боевых действий. По этой же причине значительно увеличили запас хода и установили мощные пылевые фильтры. Высокоэкономный V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель Tatra 103 развивал при 2250 об/мин мощность 210 л.с. Скорость движения по шоссе машина могла составлять 80 км/ч при запасе хода 900 км. Подвеска и мощный двигатель позволяли на пересеченной местности преодолевать рвы шириной 1,35 метра, стенки высотой 50 см, а также форсировать без предварительной подготовки брод до 1,2 метра.



Двигатель Tatra 103 был установлен в задней части бронеавтомобиля. Передача на трехскоростную коробку передач осуществлялась при помощи сухого фрикциона. Благодаря использованию дифференциала Sd.Kfz.234 могла двигаться с одинаковой скоростью вперед и назад, и переключаться в режим движения по полю. В машинах данной серии для повышения живучести, как и бронеавтомобили Sd.Kfz.231, имелось два поста управления (для управления машиной в состав экипажа входил второй водитель).

Корпус Sd.Kfz.234 формировался из плоских бронеплит, устанавливаемых под рациональными углами наклона к вероятному направлению обстрела. Толщина брони составляла: лоб – 30 мм; корма и борт – от 8 до 10 мм, башня — до 30 мм. Лобовая броня обеспечивала защиту от противотанковых ружей и 20-миллиметровой противотанковой артиллерии. Кроме того для повышения бронезащиты впереди корпуса устанавливалась дополнительная 8-мм бронеплита.

Внутреннее пространство тяжелого бронетранспортера Sd.Kfz.234 разделялось на два отсека - двигатель находился в заднем, а передний отсек представлял собой боевой отделение с вращающейся башней. Для наблюдения за дорогой у переднего водителя имелось единственное наблюдательное отверстие, закрываемое в боевых условиях бронированным люком с отверстием малой ширины. Подобные же отверстия были выполнены в боковых стенках корпуса. У заднего водителя кроме наблюдательного отверстия перед ним в левой стенке корпуса имелось дополнительное отверстие. Перед креслом переднего водителя справа размещался эвакуационный люк.



На высоте кресла второго водителя с обеих сторон корпуса размещались выходные люки, закрываемые кромальерами, которые размещались в верхней части люков.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz 234 выпускался в четырех модификациях отличающихся главным образом башней и используемым вооружением:

Sd.Kfz.234/1 — разведывательная бронемашина, вооруженная пулеметом MG 34 и 20-миллиметровой пушкой KwK20 или KwK38. Вооружение устанавливалось во вращающейся шестигранной открытой сверху башне, унифицированной с двухосными легкими бронемашинами Horch Sd.Kfz.222. Верх башни, как правило, прикрывался проволочной сеткой, которая защищала от попадания ручных гранат. Впоследствии пушку заменили 20-миллиметровой авиационной пушкой MG 151/20 имеющую большую скорострельность. Данная пушка была приспособлена для ведения огня по воздушным целям (при поднятии на специальном станке). Масса Sd.Kfz.234/1 - 11500 кг. Габаритные размеры: длина - 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Экипаж – 4 человека. В качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Было построено 200 единиц.



Sd.Kfz.234/2 «Пума» — самый знаменитый немецкий тяжелый бронеавтомобиль периода Второй Мировой войны. Признание к данной машине пришло благодаря удачному сочетанию значительной огневой мощи, живучести и подвижности. На данной модификации была установлена бронированная (впереди – 30 мм, и с боков и тыла – 14,5 мм) башня компании Daimler-Benz, первоначально предназначавшаяся для танка VK 1602 Leopard. В башне была установлена 50-миллиметровая пушка KwK39/1 длиной 60 калибров, первоначально предполагавшаяся к установке на разведывательном легком танке PzKpfw II «Leopard». Поскольку башня Sd.Kfz.234/2 имела меньший размер на пушке установили дульный тормоз, уменьшающий откат орудия. Справа от пушки был смонтирован пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Угол обстрела пушки составлял 360 градусов по горизонтали, и -10 .. +20 градусов по вертикали. Боекомплект пушки - 55 снарядов (28 осколочных и 27 противотанковых), пулемета – 1950 патронов. Подкалиберный снаряд данной пушки весом 1,09 кг на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 44 мм (бронепробиваемость на 100 метрах увеличивалась до 89 миллиметров). С обоих боков башни было смонтировано по три гранатомета выстреливающих дымовыми шашками. В обоих люках башни имелись перископы кругового обзора. На этих машинах в качестве радиостанции устанавливалась FuSprGer A или FuGer 12 SE. Машины оборудовались двумя антеннами – "метелкой" в гнезде, размещенной за башней в левой части корпуса и штыревой длиной 2 метра в задней части башни. Масса - 11740 кг. Габаритные размеры: длина - 6800 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2280 мм. Экипаж – 4 человека. Выпущена 101 бронемашина Sd.Kfz.234/2 «Puma».

Sd.Kfz.234/3 — самоходная установка, созданная на базе «234/1» и призванная заменить SdKfz 233. Основное вооружение самоходной установки Sd.Kfz.234/3 – пушка KwK 51 калибра 75 мм с длиной ствола 24 калибра. Как и в Sd.Kfz.233 (8 Rad) орудие устанавливалось в открытой сверху низкопрофильной рубке за штатным бронещитком. Сектор горизонтального обстрела составлял 24 градуса. Впоследствии эту гаубицу в войсковых ремонтных депо, в связи с неспособностью бороться с танками противника, стали заменять противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм. Боекомплект 50 выстрелов. Довольно часто пушка дополнялось пулеметом на шкворне. Масса - 11500 кг. Габаритные размеры: длина - 6000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2100 мм. Радиостанция – FuSprGer A. Экипаж – 4 человека. До 1945 года было произведено 88 единиц.



Sd.Kfz. 234/4 — самоходная установка вооруженная противотанковой пушкой РаК 40 калибра 75 мм установленной в открытом боевом отделении. Боекомплект состоял из 12 выстрелов. Масса, габаритные размеры и количество членов экипажа такие же, как и у Sd.Kfz.234/3. Было произведено 89 машин.

Немецкие полноприводные четырехосные бронеавтомобили, созданные в период Второй мировой войны, опередили значительно свое время. Правда, при сравнительно большой боевой массе (для своего класса), мощном артиллерийском вооружении и удобном расположении экипажа, данные машины обладали такими недостатками, как сравнительно большая высота и сложная конструкция шасси. Использованный в них движитель был революционной новинкой для того времени, когда и полноприводные двухосные бронеавтомобили были довольно редким явлением.




Подготовлено по материалам:
http://voenoboz.ru/
http://www.e-reading-lib.org/
http://www.thetankmaster.com/
http://tankimira.ru
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    21 января 2013 11:13
    Помните кадры немецкой кинохроники, как колона фашисткой техники завязла в грязи по борта ? Туда и эти вражеские броневики!
  2. biglow
    +2
    21 января 2013 11:16
    два водителя это весьма оригинально,хотя насколько такое решение усложняет всю механику.Любят гансы все усложнять до самых невероятных решений,а потом ломать голову как это исправить
    1. borisst64
      -1
      21 января 2013 16:02
      Цитата: biglow
      два водителя это весьма оригинально

      Не удивился бы если оказалось, что были помощники водителя для поворота направо и налево.
    2. +1
      22 января 2013 00:10
      Это не "гансов" решение, а австрияков.

      http://www.tank2.ru/country/germany/broneavtogerm/ADGZ
  3. AK-47
    +1
    21 января 2013 12:28
    У заднего водителя кроме...

    Цитата: biglow
    Любят гансы все усложнять до самых невероятных решений...

    Это сделано для того, что - бы не подставлять на поле боя слабозащищенный борт машины при маневрировании или отступлении.
  4. +1
    21 января 2013 16:18
    Второй (задний) пост управления и у некоторых наших броневиков был.
  5. 77bor1973
    +2
    22 января 2013 08:57
    У немцев и после войны о таких машинах не забывали.
    1. Dikremnij
      +2
      25 января 2013 11:36
      Да, у этой БРМ Лукс 2 водителя, причем задний - водитель-радист, а машина двигается и вперед и назад с одинаковой скоростью, так что 2 мехвода для разведывательных машин довольно-таки интересное решение.