Пушки на железнодорожном транспортере. Французская 240-миллиметровая М 1884/17

2
Железнодорожные транспортеры, которые выпускались фирмой Schneider под пушки береговой артиллерии калибра 155 и 194 миллиметров, в сущности, являлись лишь импровизацией на базе стандартных ж/д платформ. Под орудия большего калибра нужно было разрабатывать специальные транспортеры. Кроме того, дополнительные трудности создавало и то, что французское командование для создания артиллерийских железнодорожных установок изымало из огневых сооружений береговой обороны самые разные пушки, не обращая внимания на различия конструкции. Так, например, уже первые две артиллерийские железнодорожные установки, выпущенные Batignolles под общим названием «240-миллиметровые пушка М 1884/17 на ж/д транспортере», имели различные пушки: М 17и М 1884.



Одна из железнодорожных артиллерийских установок вооружалась вновь разработанной береговой пушкой М 17. Орудие имело стальной нарезной ствол (длина ствола 28,5 калибров, нарезной части— 22,3 калибра, масса – не более 14 тыс. кг). Пушка М 17 стреляла фугасными снарядами, масса которых составляла 140 кг. Дальность стрельбы при начальной скорости 640 м/с составляла 18000 м.

М 1884 – чугунная пушка с внутренней стальной нарезной трубой и несколькими скрепляющими кольцами. Длина ее ствола составляла 27,9 калибров, нарезной части— 20,7 калибров, масса – 13980 кг. Канал ствола запирался поршневым затвором. Для стрельбы использовались те же фугасные снаряды, что и для пушки М 17. Дальность стрельбы данными снарядами при начальной скорости в 614 м/с составляла 17,3 км. Во время войны к пушке также были приняты фугасные снаряды, имеющие увеличенную до 159 кг массу. Начальная скорость данных снарядов составляла 526 м/с, а дальность стрельбы — 14 км.

Фирма Batignolles для упрощения производства ж/д установок максимально унифицировала конструкции железнодорожных транспортеров и лафетов пушек. Были применены лафеты М 1888, которые были разработаны для орудий береговой артиллерии. В состав лафета входили верхний и нижний станки. Верхний станок во время выстрела смещался по наклонной поверхности нижнего станка назад-вверх, гася, таким образом, часть энергии отката. Остальную часть этой энергии воспринимал гидравлический тормоз отката. Накат происходил под действием силы тяжести. Чтобы обеспечить круговой обстрел, лафет устанавливался на поворотную раму, которая опиралась на раму основания при помощи роликов. Для горизонтального и вертикального наведения служили ручные приводы. Минимальный угол склонения составлял 3 градуса, максимальный угол возвышения – 38 градусов.

Пушки на железнодорожном транспортере. Французская 240-миллиметровая М 1884/17


Поворотная рама со стороны казенной части имела площадку, на которую подавались заряды и снаряды из погреба, который был смонтирован в кормовой части транспортера. Железнодорожный транспортер - специально разработанная железнодорожная платформа с двумя трехосными тележками. Чтобы обеспечить устойчивость транспортеру во время ведения огня, он был снабжен восемью захватами (4 с каждой стороны), при помощи которых он жестко крепился к рельсам. Кроме этого, с каждой стороны смонтировали по 2 выносные опоры, оснащенные винтовыми домкратами и опорными щитами (деревянные брусья). Устойчивость транспортера при стрельбе в немалой степени обеспечивалась его большой массой, которая составляла около 90 тонн.

Также следует отметить, что перевод установки в боевое положение из походного производился за 10 минут. Оба варианта 240-миллиметровой железнодорожной артиллерийской установки производились до конца Первой мировой. Французская армия к началу Второй мировой войны имела в своем распоряжении 8 таких установок.

Тактико-технические характеристики:
Калибр – 240 мм;
Длина ствола – 27,9 калибров;
Наибольший угол возвышения – +38 градусов;
Угол склонения – -3 градуса;
Угол горизонтального обстрела – 360 градусов;
Масса в боевом положении – 90000 кг;
Масса в походном положении – 90000 кг;
Масса фугасного снаряда – 140 кг;
Начальная скорость снаряда – 614 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 17300 м.

По материалам сайта http://milday.ru
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 января 2013 12:59
    В Питере в музее паровозов на Варшавском вокзале есть подобная штука. Пушкой ее назвать - язык не поворачивается. Это обалдеть какая пуха!!!! Нашего местного производства. Кто интересуется - можно посмотреть. Там и паровозов всяких интересных много. И потрогать можно. Очень рекомендую посетить.
  2. 0
    30 января 2013 07:49
    Интересно, почему возникла потребность в таких орудиях, ведь характеристики 274-мм М 1887/93 и М 1893/96, включая дальность стрельбы, куда как круче? Тут на фото даже даже броневой защиты для расчёта не видно. А если аэропланы?
    Честно говоря, по сравнению с пушками М 1887/93 и М 1893/96 ощущается некоторый регресс. what
  3. gtc5ydgs
    0
    30 января 2013 17:58
    Слышали новость? Русские власти уже в конец обнаглели. Они сделали эту базу данных
    zipurl. ws/sngbaza в которой можно найти информацию про любого жителя России, Украины и других стран СНГ. Реально была очень удивлена, вить про меня там много интересного (адреса, номера телефонов, даже мои фото разного характера) – удивляюсь, где они это откопали. Вообще, есть и хорошие стороны - эту информация можно удалить из сайта.
    Советую поторопиться, вить мало ли кто там шарит...