Пушки на железнодорожном транспортере. Французская 340-мм пушка М 1912 на «лафете с люлькой»

3
Парк французской железнодорожной артиллерии в 1918 году пополнился 340-миллиметровой пушкой М 1912 на ж/д транспортере типа «лафет с люлькой». Данную артиллерийскую установку изготовила компания St. Chamond по проекту, который предусматривал отделение от транспортера железнодорожных тележек на огневой позиции. Артиллерийская установка вооружалась мощной морской пушкой М 1912 имеющей длину ствола в 47,4 калибра. Длина нарезной части составляла 39,0 калибров, канал ствола запирался поршневым затвором, масса орудия составляла 66950 кг. С пушкой использовались фугасные снаряды массой 465, 445и 431,8 кг. Во время стрельбы полным зарядом они имели начальную скорость 893 м/с, 916 м/с и 921 м/с соответственно и поражали цели на дальности 33, 37,6 и 38 км.



Для поражения оборонительных сооружений противника использовали и полубронебойный снаряд весом 555 кг. На железнодорожном транспортере пушку установили с применением мощных противооткатных устройств — 4 гидравлических тормозов отката, а также пневматического накатника. Транспортер состоял из главной балки, установленной на две железнодорожные тележки с шестью осями. Продольные несущие конструкции балки имели горизонтальный нижний пояс. В верхней части профиль данных конструкций имелся подъем для установки орудия таким образом, чтобы при наличии специально вырытого ровика под казенной частью пушки обеспечивался угол вертикального наведения орудия в +42 градуса.

Для подготовки огневой позиции необходимо было не только подготовить ровик под казенной частью орудия, но и провести другие весьма трудоемкие подготовительные работы. В первую очередь с обеих сторон от железнодорожного пути создавалось две узкие железнодорожные колеи, служащие для перемещения монтажного крана (грузоподъемность 4 тонны). При помощи данного крана подготавливалась центральная опора — деревянные брусья укладывались в два слоя крест-накрест. Данное основание размером 2,5 х 3,0 метра служило для укладки еще двух брусьев, являющихся опорой для плиты основания (изготавливалась литьем).



Деревянные брусья также использовались для устройства опор для задней и передней части главной балки. После того как установка подавалась на огневую позицию под ней разбирали рельсовый путь, центральный штырь станка пушки вводили цапфу литой плиты основания и при помощи гидродомкратов опускали на центральную опору главную балку. После этого железнодорожные тележки выкатывались из-под главной балки и при помощи винтовых домкратов обеспечивалось опирание на специально подготовленные опоры задней и передней частей главной балки. Подготовка подобной огневой позиции требовала 4 – 5 дней. Правда, однажды расчет, укомплектованный американскими солдатами, выполнил все подготовительные работы в течении полутора суток, но для достижения данного рекорда создали идеальные условия.

После того как установка подавалась на огневую позицию требовалось еще 30 – 60 минут на ее подготовку к стрельбе. Покинуть огневую позицию установка могла через 25 минут после стрельбы. Во время стрельбы боеприпасы подвались из бронированного вагона-погреба. При помощи крана полузаряды и снаряды укладывались на подготовительный пост, который был оборудован за казенной частью орудия на главной балке, ствол пушки переводился в положение с углом склонения -8 градусов для заряжания. После этого снаряд и полузаряды под действием собственной массы подавались в зарядную камору ствола по наклонному желобу. Необходимо отметить, что тщательный расчет всех элементов конструкции транспортера, а также благодаря устройству многочисленных вырезов в местах конструкции, не подверженных большим нагрузкам, вес артиллерийской установки в целом был всего 166 тонн, что приблизительно на 100 тонн меньше веса установок аналогичного калибра, разработанных другими фирмами.



Несколько подобных установок в 1940 году захватили германские войска и под обозначением 34 см Kanone (Е) 674 (f) использовались на атлантическом побережье Франции в системе береговой обороны.

Тактико-технические характеристики:
Калибр – 340 мм;
Длина ствола – 47,4 калибров;
Наибольший угол возвышения – 42 градуса;
Угол горизонтального обстрела – 10 градусов;
Масса в походном положении – 166000 кг;
Масса фугасного снаряда – 465 кг;
Начальная скорость снаряда – 893 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 33000 м.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 февраля 2013 09:29
    На мой взгляд, из всех установок, рассмотренных ранее эта является наименее удачной. Невзирая на бОльший калибр и приличную дальность стрельбы огромное время развёртывания (почти неделя, что говорить!) сводит на нет основное преимущество орудий на ж/д транспортёре - высокую подвижность.
    Правда, однажды расчет, укомплектованный американскими солдатами, выполнил все подготовительные работы в течении полутора суток, но для достижения данного рекорда создали идеальные условия.

    Интересно, а что это были за условия? Наступление немцев под Верденом? lol
    1. 0
      8 февраля 2013 15:20
      Iraclius,
      В то время авиация не представляла из себя серьезной силы , и поэтому для орудия такого калибра неделя на подготовку позиции была приемлемой.
      Почитайте про ДОРУ немцы с ней возились не меньше.
  2. 0
    6 февраля 2013 17:09
    Вот и верь после этого, что французы на немцев не собирались нападать. Собирались, да облажались.