Новая торпеда на смену «Шквалу»

45
В конце семидесятых годов на вооружение советского военно-морского флота поступила реактивная торпеда (также нередко применяется термин ракета-торпеда) ВА-111 «Шквал». Она имела большое преимущество в скорости перед существующими образцами. Во время движения боеприпас, образуя вокруг себя крупную кавитационную полость, мог разгоняться до скорости порядка 500 километров в час. В то же время, новая торпеда не была совершенной и имела несколько недостатков. Она была слишком шумной, а дальность стрельбы не превышала нескольких километров. Кроме того, система управления торпеды «Шквал» позволяла ей двигаться только в соответствии с заданной программой. Собственная аппаратура наведения не предусматривалась.

Новая торпеда на смену «Шквалу»


Комплекс «Шквал» состоял на вооружении около пятнадцати лет: в первой половине девяностых флот отказался от него. Примерно в это же время был создан экспортный вариант торпеды под названием «Шквал-Э». После снятия с вооружения регулярно появлялись слухи и новости отрывочного характера, говорившие о возможном создании новой версии высокоскоростной суперкавитирующей торпеды, которая в дальнейшем придет на смену списанному образцу. Однако до последнего времени факт разработки обновленного «Шквала» или даже полностью новой торпеды аналогичного класса оставался под вопросом.

На днях пришло подтверждение тому, что работы над новой торпедой уже идут, но пока находятся на стадии научных исследований и теоретических расчетов. В понедельник 17 июня РИА Новости опубликовало интервью с генеральным конструктором завода Дагдизель и первым председателем российского научного совета по торпедостроению Ш. Алиевым. Предприятие, где он работает, ранее выпускало торпеды «Шквал», а сейчас, как стало известно из интервью, ведет исследовательские работы по теме подобных боеприпасов. Судя по приведенной Алиевым информации, пока еще рано говорить о сроках воплощения проекта, поскольку он находится на самых ранних стадиях и ряд серьезных вопросов до сих пор не решен.

Так, в настоящее время сотрудники конструкторского бюро Дагдизеля совместно с несколькими научно-исследовательскими организациями работают над гидродинамическим обликом перспективной высокоскоростной торпеды. Самый важный вопрос на нынешнем этапе работ – граница кавитационной полости. При движении торпеды внутри полости отсутствует четкая линия, разделяющая воздух и воду, из-за чего проработка гидродинамической части проекта приобретает особую сложность. На решение этой проблемы требуется время и только после завершения формирования гидродинамического облика возможно продолжение работ.

Только после того, как будет определен гидродинамический облик перспективной торпеды, начнутся прочие конструкторские работы. Облик позволит сформировать основные черты проекта, как то полезная нагрузка, компоновка и т.п. Иными словами, в настоящее время рано говорить о характеристиках будущей торпеды. Единственный параметр, о котором можно строить предположения, – ее скорость. Поскольку перспективный боеприпас будет использовать эффект суперкавитации, то и скорость его движения будет соответствующей, несколько сотен километров в час.

Также можно предположить, что перспективная высокоскоростная торпеда в общих чертах будет напоминать сам «Шквал»: удлиненный корпус с максимальным диаметром 533 миллиметра, реактивный двигатель в хвостовой части и кавитатор в носовой. Под вопросом, однако, остаются конкретные технические решения, касающиеся того или иного элемента конструкции. Кроме того, при разработке перспективной реактивной торпеды нужно будет решить ряд проблем, свойственных предыдущему «Шквалу».

Вряд ли удастся избавиться от шума, производимого торпедой при движении. Реактивный двигатель является слишком громким для скрытого применения с подводных лодок. Ассиметричным решением проблемы шума может оказаться значительное увеличение дальности хода торпеды. Оригинальный комплекс ВА-111 «Шквал» позволял атаковать цели на дальностях не более 8-10 километров, что явно недостаточно для незаметного пуска. Прогресс последних десятилетий в области твердотопливных реактивных двигателей, вероятно, поможет сделать реактивную торпеду с радиусом действия, значительно превышающим аналогичный параметр «Шквала».

Значительное увеличение эффективной дальности стрельбы перспективной торпедой подразумевает создание некой новой системы управления. Боеприпас «Шквал» оснащался инерционной системой управления, которая удерживала его на расчетном курсе. При сравнительно большой дальности до цели подобные системы непригодны для практического применения. Инженеры Дагдизеля понимают это. В своем интервью Ш. Алиев вспомнил американские идеи относительно управления высокоскоростными торпедами. Так, предлагалось оснастить боеприпас несколькими группами датчиков и передавать информацию с них на пульт оператора, для того чтобы тот мог вносить коррективы в траекторию движения торпеды.

Имеются сведения о подобных работах и в нашей стране, но они носят крайне скудный и отрывочный характер. Более того, по нынешнему состоянию отечественных реактивных торпед можно сделать соответствующие выводы. Похоже, советским, а затем и российским конструкторам так и не удалось создать или, как минимум, довести до серийного производства высокоскоростную суперкавитирующую торпеду с какой-либо системой наведения. Таким образом, сотрудникам Дагдизеля придется решать и проблему управления боеприпасом на больших дистанциях.

Если проект завершится удачно, конструкторам удастся соединить все возможные преимущества и ликвидировать большую часть недостатков, то новая торпеда, несомненно, заинтересует ВМФ. Однако, судя по имеющимся данным, полноценная разработка технического проекта начнется не сегодня и не завтра. Поэтому в обозримом будущем военным морякам придется использовать не слишком быстрые, но имеющиеся в наличии торпеды традиционной схемы.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://globalsecurity.org/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-473.html
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ded10041948
    +1
    19 июня 2013 09:43
    Мысль интересная, но проблем в её осуществлении... Матрасники ведь так и не довели свою торпеду до ума.
    1. Атаман
      +11
      19 июня 2013 09:47
      В полной версии интервью Шамиль Гимбатович Алиев высказал и такую мысль:
      — Какая скорость должна быть у торпеды будущего?
      — Скорость черепахи. Одно из направлений современного торпедостроения – создание миниатюрных торпед длиной сантиметров 30. Это как "кусачки": их выпускаешь в воду, и они тихонечко идут и прилипают к объекту, а потом кусают, т.е. взрываются.
      Еще одно направление торпедостроения – создание миниатюрных самоходных необитаемых многоцелевых подводных аппаратов. Они могут не иметь взрывчатки, а могут использоваться в качестве подслушивающих устройств.
      Будущее за унифицированными, многоцелевыми подводными аппаратами. Нужны ведь и торпеды, которые из глубины 500 метров выходят из подводной лодки и пробивают болванкой 8-9 метровый лед.
      Другими словами, будущее за торпедами, которые будут представлять искусственный интеллект, воплощенный в универсальном самоходном аппарате, движущемся со скоростью от 3 до 300 километров в час. Для Каспийского моря, где пока нет подводных лодок, это может быть самоходный аппарат на небольших глубинах. В Черном море нужны торпеды, для океана могут использоваться имитаторы, которые крутятся в заданном районе и слушают: кто приходит в район, кто уходит, кто проходит мимо. Своего рода подводный автономный радар – антенна.
      Должно быть и ударное оружие, которое рассчитано на поражение подводной лодки врага. Причем торпеда должна не просто ударить по корпусу противника, а попасть в самое уязвимое место – командирский отсек или отсек управления. Не будем забывать, что подводную лодку можно уничтожить только торпедой, ракетой ее убить невозможно.

      РИА Новости http://ria.ru/interview/20130617/943381134.html#ixzz2WdctSxfE
    2. +2
      19 июня 2013 12:37
      Цитата: ded10041948
      Мысль интересная, но проблем в её осуществлении... Матрасники ведь так и не довели свою торпеду до ума.


      Амеры вобще склонны бросать перспективные проекты если возникают трудности с проектированием, а комерческий успех не гарантирован. Это наши ребята не парятся по таким мелочам как деньги ...
      1. ded10041948
        +3
        19 июня 2013 20:36
        Ну, насчет русского упорства все знают, а насчет русского упрямства... Бывают случаи, когда ослы отдыхают!
      2. Kosha
        +1
        20 июня 2013 00:27
        Не в деньгах там дело(в оборонке). Амеры склонны бросать такие проекты если не могут найти мозги, способные развивать такие проекты. На рубеже 20-21 века у амеров был невероятный всплеск в технологиях - мозги из СССР соединились с американским баблом.
    3. 0
      21 июня 2013 21:59
      Матрасники просто пытались сделать Шквал самонаводящимся.
      Но видимо далее повторения Шквала не продвинулись.
      Хотя ГСН вполне можно использовать в качестве кавитатора - он все равно создает "лоб" и контактирует со средой напрямую без мешка и является очевидным местом для размещения гидроантенн ГСН.
      И, надо думать, новая торпеда все же будет отталкиваться от среды, а не от газовой струи. Винтом или еще чем - не знаю, надо подумать. Может вентилятором, а может МГД движителем.
      А поворачивать можно без проблем, просто углы доворота нужны меньше.
      Круто не закладывать.
      1. 0
        10 марта 2017 11:59
        Может прокатит вариант сделать торпеду полой в центре, то есть водомет засасывает воду спереди и выбрасывает струю сзади, а кавитацию делать по кольцу на корпусе чтобы снизить трение корпуса со средой. Но тут могут возникнуть проблемы с размерами и возможным попаданием посторонних предметов в горло торпеды.
        1. 0
          15 апреля 2017 05:51
          Первая проблема полой торпеды, на вскидку, кавитация на входе в центральный канал и работа движителя в среде на сверхзвуковых для этой среды скоростях(жидкости несжимаемы).
          Лопасти турбины водомёта сдует в секунды.
          Гидрорезку успешно применяют при обработке металлокерамики, если вы не в курсе.
          Полая отпадает. В конце концов даже на гиперзвуковых атмосферных носителях(выше 4М) от пропуска среды сквозь аппарат отказываются - слишком высока термическая нагрузка.
          Возможно среду приводить в газообразное состояние(изменение фазы среды) и уже так использоваться её в качестве рабочей реактивной массы.
  2. +1
    19 июня 2013 09:53
    ШКВАЛ сняли, а новой ещё нет. Как же это все надоело.
  3. Барабас
    -8
    19 июня 2013 10:37
    на мой непрофессиональный взгляд, от торпед надо отказаться совсем.ракеты летят дальше, быстрее, и возможно незаметнее.а вот со средствами обнаружения подлодок надо заняться серьёзно!не знаю ,самолётом,дирижаблем,спутником наконец,но эту су...бмарину ,надо находить и сопровождать от точки базирования до точки пуска её ракет.такая задача должна быть решена!
  4. патрон
    +2
    19 июня 2013 10:42
    в обозримом будущем военным морякам придется использовать не слишком быстрые, но имеющиеся в наличии торпеды традиционной схемы.


    Учитывая, что последний раз торпеды по кораблям врага наши лодки пускали ещё в Великую Отечественную, то рискуя навлечь на себя неудовольствие записных мореманов, я всё-таки скажу, что этот вид оружия при всём уважении к подводникам не является стратегически важным для России. Так что пусть работают без спешки!
    Вот от исхода противостояния в воздухе судьба России зависит гораздо больше!
    1. Spiegel
      +9
      19 июня 2013 11:30
      А ничего, что торпеды сегодня это практически единственное средство для борьбы с ПЛАРБ вероятного противника? Ну не глубинными же бомбами из РБУ по ним стрелять :-)
      1. Барабас
        +1
        19 июня 2013 14:57
        ну если это единственное средство,то этих лодок должно быть столько же сколько у супостатов.если их на порядок меньше то не знаю, допустят ли их до торпедного залпа?
        1. Spiegel
          +5
          19 июня 2013 18:30
          Противолодочные торпеды используют не только подводные лодки, их также сбрасывают вертолеты и самолеты противолодочной авиации (у америкосов такие самолеты относятся к базовой патрульной авиации - БПА), ракета-торпеды запускаются в надводных кораблей - т.е. ракета доставляет торпеду в район поиска, и торпеда ищет цель. И везде только торпеды, и ничего другого, потому как все происходит в воде, а не в воздухе.
        2. НИКТО КРОМЕ НАС
          -1
          19 июня 2013 22:29
          По этой теме ,Барабас, вам плюс....
    2. негоро
      +1
      19 июня 2013 21:01
      Именно потому что военное руководство не считало торпеды стратегически важным для России предметом,мы в области торпедостроения значительно отстаём от супостатов.А коатегоричные заявлении о важности приоритетного финансирования того или иного рода военных разработок,надо принимать именно на основании отставания от противника.Поддерживать всегда проще чем наверстывать.
      1. Kosha
        0
        20 июня 2013 00:29
        Та точка, где мы остановились - она у амеров на горизонте пока что.
        1. негоро
          0
          20 июня 2013 18:38
          Ага! За спиной.
          1. 0
            21 июня 2013 22:05
            Они по гиперзвуку то еще только подбираются к этапу пройденному в СССР в середине 1960хх.
            А по гидродинамике - еще толком подводные крылья не освоили.
            И еще у них впереди гиперзвуук в воде...
  5. 0
    19 июня 2013 13:12
    Без условно,что торпеды как вид оружия имеют право на жизнь хотя бы потому,что у них нет прямых противников в виде средств поражения.У ракет-комплексы ПВО корабля,что довольно сильно сдерживает их развитие.К сожалению в статье сколько нибудь внятно не рассказано о перспективах торпедного оружия(?).И в принципе не описывается хотя бы круг задач которые должна решать новая реактивная торпеда.Видимо это объясняется секретностью,связанной с"эксклюзивностью"темы.Что ж пожелаем успехов нашим торпедостроителям.
  6. +6
    19 июня 2013 13:25
    Если шума много, то почему бы шум не взять на вооружение и еще больше шуметь так, что бы "слухачи" противника глохли? laughing
    1. +2
      19 июня 2013 13:54
      Ну да, просто ввести в штат профессионального оперного певца или дьякона и дать ему суперматюгальник. winked
  7. fartfraer
    +1
    19 июня 2013 14:57
    извиняюсь за глупый вопрос-ну и какая разница что шквал шумит?при скорости 500 в час он эти 10 км проходит за минуту.думаю время реагирования на шум(если не слышат подлодки,а только услышали как заработал двигатель шквала) ,принятие решения и т.д не позволят вражине нанести ответный удар.ну это лишь предположение,может есть подводники,поправте если что
    1. 0
      21 июня 2013 22:11
      Шумит во вполне в узком и идентифицируемом спектре - поставил к рулевой машине автомат увода - и судно само увернется от шквала.
      Время циркуляции современных судов с подруливающими винтами - менее 40 секунд - сильно то и поворачивать не надо 30-50 градусов на борт и шквал просвистел мимо.
  8. +2
    19 июня 2013 15:14
    Подводная ракета Barracuda впервые была представлена 17-20 мая 2005-го года на выставке IMDEX в Сингапуре. Разумеется, разработчики хвастатают, что Barracuda по своим возможностям не имеет себе равных в мире и что они как минимум на 10 лет опередили своих американских коллег. На этой выставке они не забыли вновь упомянуть, что новая немецкая подводная ракета Barracuda быстрее, маневреннее и точнее Шквала и благодаря уникальной системе самонаведения она способна перехватывать Шквал и другие высокоскоростные торпеды. По неподтвержденным данным, общая масса Barracuda составляет 110 кг, длина 2300 мм, калибр 160 мм, масса ВВ 10 кг, дальность хода 1000 м, при максимальной скорости хода время полной циркуляции составляет 3.6 секунды, диаметр циркуляции 120 м.
    1. 0
      21 июня 2013 22:12
      Очевидно ГК ДагДизеля про то же говорил имея в виду торпеды малютки.
  9. +2
    19 июня 2013 17:46
    На сколько я знаю немецкий "аналог шквала" живет и здравствует. Немцы решили проблемы наведения...
    1. Kosha
      0
      20 июня 2013 00:37
      Ну да. Правда не в серийном варианте. В перспективном. И ГСН там таки нет, только инерциальная. На вооружение не принята. А "Шквал" уже в резерве. Включаем мозг.
      P.S. Инерциальная система наведения так-то и на "Шквале" была.
  10. ed65b
    0
    19 июня 2013 18:15
    Заявить то заявили, но вроде никого не заинтересовало немецкое чудо.
    1. +1
      19 июня 2013 21:16
      Да и сказать все что угодно можно, например, что она гоняется за кораблями, подлодками и торпедами, но кто проверял? request
  11. -1
    19 июня 2013 18:45
    Цитата: ded10041948
    Мысль интересная, но проблем в её осуществлении... Матрасники ведь так и не довели свою торпеду до ума.


    А теперь доведут !

    Комплекс «Шквал» состоял на вооружении около пятнадцати лет: в первой половине девяностых флот отказался от него. Примерно в это же время был создан экспортный вариант торпеды под названием «Шквал-Э».


    Распродажа Родины оптом и в розницу - недорого !!!
    1. ded10041948
      +2
      19 июня 2013 20:47
      Насчет "доведут" не уверен, разве что наши спецы в которых их Родина "не нуждается" помогут!
      А вот насчет распродажи... Как пятнистая ... начала, так до сих пор остановиться не могут. Скоро ни хрена не останется!
      1. Kosha
        0
        20 июня 2013 00:41
        Блин. Ребята. В спецКБ молодые талантливые специалисты сейчас получают больше чем вы в своих офисах. Безусловно, меньше чем на Западе, да. Но вы что - правда думаете что вы одни тут патриоты... форумные.
    2. Kosha
      0
      20 июня 2013 00:38
      Не верещи. Благодаря экспорту оборонка выживала.
  12. +1
    19 июня 2013 18:55
    Сам по себе проект Шквал интересный и перспективный,но требующий серьезной доработки ,а это подразумевает и серьезное финансирование.А с финансированием всегда бывают проблемы.Дешевле будет сделать крылатую противокорабельную ракету с возможностью запуска из подводного положения,взяв за основу уже существующие образцы.А торпеды могли бы пригодиться для атаки с больших глубин,только в этом случае они должны быть скорее бесшумными,чем высокоскоростными.
    1. jjj
      0
      19 июня 2013 23:05
      Ну, в семействе "Клабов" еще не все родственники дали о себе знать
    2. +1
      21 июня 2013 22:15
      В России свои пути..
      Часто сильный эффект вылазит оттуда куда забывают деньги положить и все держится на энтузиазме.
      1. 0
        18 декабря 2014 11:20
        Совершенно справедливо. Благо энтузиазм в России время-от-времени встречается))))
  13. 101
    101
    +3
    19 июня 2013 20:03
    Только вот Алиеву 70 лет Здоровья и счастья Ну а кто у руля то Кто толкать и тянуть будет
    1. ded10041948
      +1
      19 июня 2013 20:49
      Вот это вопрос вопросов. Уйдут "мамонты", а смены нет.
      1. Kosha
        0
        20 июня 2013 00:42
        Давно ли ты в конструкторские отделы КБ заглядывал, милок... Я вот - недавно. И считаю что ты заблуждаешься.
  14. +2
    20 июня 2013 00:39
    У ракетчиков при нехватке одной ступени - делают две и больше. Посадка кавитирующей ступени на "обычную" торпеду или БППА в качестве БЧ решает проблему дальности и шумности.
    Далее надо прикинуть быстродействие систем обнаружения и уничтожения у противника. Но это уже через джеймсобондов.
  15. +1
    20 июня 2013 10:01
    wink У МЕНЯ ВОТ КАКАЯ МЫСЛЬ ПОЯВИЛАСЬ, А ЕСЛИ ВЫВЕСТИ СНАЧАЛА В ВОЗДУХ ПО ТИПУ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ? ЭТО ДЛЯ НАДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ И НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОИСКА ЦЕЛИ ОСНАСТИТЬ АКТИВНОЙ И ПАССИВНО ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ ? А ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ "ГАК" КАК ТОРПЕДЫ ТАК И ВЕРТОЛЁТОВ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ ? А НА КОНЕЧНОМ УЧАСТКЕ НАВЕДЕНИЯ, ЧТОБ ОНА ПОДНЫРНУЛА НА ЦЕЛЬ. КОНЕЧНО ЭТО ОГРАНИЧИТ ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ В НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ, НО ЗАТО РАСШИРИТ ДАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И МНОГОСРЕДНОСТЬ.
  16. +1
    24 июня 2013 00:45
    Шквал советского образца (не экспортный) вообще не имел обычной боевой части и системы наведения по сути тоже, торпеда шла по прямой.
    Дальность 10км в теории, реально это оружие было эффективно только на не больших дистанциях.
    Выпустив его корабль сам становился мишенью, своеобразное оружие последнего шанса, защититься от него не возможно, уцелеть самому после использования тоже мало вероятно.
    Новая версия скорее всего станет комбинированной, обычная торпеда на начальном участке и аналог шквала на конечном, такой вариант может и полноценную систему управления позволит разместить.
    1. 0
      24 июня 2013 01:15
      Соглашусь с Вами, торпеда должна быть двух ступенчатая с активным наведением! Пустил её в сторону супостата, потихоньку доплыла на 1-5 км, и там дальше родной "шквал"-У! а вот на дистанции в 2км увернуться будет сложнее! темболее если исполнителя(торпеды) две! и работают независимо!
  17. 0
    24 июня 2013 20:05
    Да при такой скорости увернуться на дистанции в несколько километров вообще почти не возможно, пока засекут, пока примут меры....не успеют что либо сделать.
  18. +1
    30 июня 2013 19:32
    Весьма сложно представить , что современные ученые ограничивают свои открытия на основе постулата о том , что вода является не сжимаемой жидкостью. Во всяком случае существует и метод и механическое устройство и новая методология расчета процесса сжатия жидкости. Как минимум для торпед и подводных аппаратов это представляется тем решением которое позволяет двигаться торпеде или др. аппарату в расширенной шкале диапазона скоростей и без ограничения дальности и глубины плавания. Решение состоит в том, что аэро оболочку можно создать не способом превращения отдельного вещества , а методом превращения самой воды , или среды в которой осуществляется перемещение. Вектор перемещения берется из потенциала того участка , который определяется как точкой напора или сопротивления среды движению. Это значит , что именно потенциал "напора" используется как потенциал энергии, который создает в устройстве энергию на основе которой осуществляется работа уже устройства влияющего на превращение воды и распределение потоков , создающих так наз . аэро динамическую "оболочку".
    Думаю , что технари сразу поймут, что управление скоростью становится легко доступным и не ограниченным. К тому же расширяются границы водоизмещения и веса таких плав. средств без пропорциональной зависимости их движения от кол. топлива.
  19. ka5280
    +1
    11 сентября 2013 05:38
    Вобшем по торпеде 65/76 возникла закономерная мысль. В корпусе торпеды 65/76 заменить всю элементную базу разработаную в 70х годах, на современную элементную базу. Пусть алгоритм боевой работы торпеды будет следуюший : ПЛ обнаруживает противника в аккустическом диапозоне, в систему наведения торпеды вводятся аккустические параметры цели, торпеда заряжается в ТА, производится пуск по цели. Дальше торпеда отслеживая цель маневрирует и приближается к цели на глубине 2-5 метров. При приблежении к цели торпеда подниривает на глубину 10-15 метров приближается к цели. Торпеда должна быть оснашена аккустическим и магнитним взривателями, с той целю, что бы подрив проишодил в зоне макс. значения аккустических и магнитних полей. Наилучшим местом подрыва считаю промежуток между МО и винторулевой группой. БЧ торпеды оснастить современними взривчатыми вешествами повышеного могушества.
    П.С. любая критика и аргументировоние доводы по модернизации торпеды приветствуются. Ибо одна голова хорошо, а боьше лучше.
    1. 0
      15 апреля 2017 08:17
      Пускать тихую торпеду носитель и наводчик Шквал.
      Торпеда двухступенчатая - тихоходный носитель со станцией поиска и наведения и БЧ в виде Шквал.
      Шквал(пусть пока так) тихие шумы цели не слышит, но принять инфразвуковой кодовый сигнал целеуказания может(у немцев так система работала, но команды давала ГАС корабля-носителя Баракуды).
      Шквал на тихом носителе выходит в район цели и грубо наводится.
      После прихода в зону цели тихий носитель отстреливается и Шквал в своём режиме идёт на цель по командам тихого носителя с системой поиска и наведения.
      А ПЛО цели пусть думает - прыгать уже за борт или пытаться найти откуда торпеды появились.
  20. gunnerminer
    0
    19 января 2014 10:01
    Разве Шквал торпеда?Противолодочная ракета.
  21. 0
    5 апреля 2017 11:19
    Даже не верится , что прошло три года. И ведь ничего не изменилось .Достижений в области совершенствования движения в воде . под водой в воздухе так и нет . Это может продолжаться десятки и десятки лет. При этом на наши разработки никто даже внимания не обращает. Ан нет, кое кто считает нас вредителями творчества . Даже усыпить рекомендуют. А ведь уже выработался иммунитет на бездарных и тупых. Открытие есть и есть методика , которую нужно уже осваивать и применять .Но сначала нужно правильно себя повести , чтобы получить информацию и воспользоваться оной. С другой стороны понимаем , "что любой плод должен созреть " Ждем далее!