Торпеда для лодок 3-го поколения

22
Торпеда для лодок 3-го поколения


В середине 60-х годов в постройке были лодки 2-го поколения. Для них уже были торпеды 53-61 и СЭТ-65. Проходила испытания торпеда 53-65. Но на повестке дня стояла задача формирования облика кораблей и подводных лодок 3-го поколения. Американцы уже испытывали системы обнаружения подводных лодок в низком частотном диапазоне с использованием буксируемых антенн. Были такие наработки и у наших акустиков. Дальность обнаружения подводных лодок обещала существенно возрасти. Для поражения подводных лодок на больших дистанциях требовалась и торпеда с большой скоростью и дальностью хода и большим радиусом обнаружения цели. И, конечно, универсальная по целям. С такими торпедами становились возможными атаки групповых надводных целей многоторпедными залпами на больших дистанциях. Перед торпедистами и была поставлена задача разработки соответствующей торпеды…

Серебро и медь для торпеды 2503

Для достижения заданной техническим заданием скорости и дальности хода потребовалась разработка электродвигателя вдвое большей, чем у серийных торпед, мощности и вдвое более энергоемкий источник питания. В диаметре двигатель не увеличишь: калибр торпеды изменить нельзя. Поэтому увеличилась его длина: в полтора раза. Решение проблемы разработки вдвое более энергоемкого источника питания существовало в лабораториях: это активируемые морской водой батареи на основе хлорида серебра. У американцев такие источники питания уже были. Это стало известно, когда была выловлена американская практическая торпеда Mk-44. Требовалась организация массового изготовления таких источников питания и у нас в промышленности. О сложности производства электродов для новых батарей говорит тот факт, что в их изготовлении принимали участие 4 организации.

Первые две батареи на основе хлорида серебра для торпеды 2503 были изготовлены еще в 1973 году. Для достижения заданной энергоемкости батарея должна была быть длиной 3 метра: меньше не получалось. Двигатель не укоротишь, от приборов управления не откажешься, от боевого зарядного отделения – само собой, от винтов и рулей тем более… Длина торпеды вырисовывалась такой, что торпеда не размещалась в торпедных аппаратах носителей. Что делать? Укоротить батарею до длины 2,6 метра. Пришлось несколько снизить требования по скорости и дальности хода. Выше головы не прыгнешь. Несколько сниженные технические характеристики по скорости и дальности хода были согласованы с заказчиком.

Практически все запасы серебра в стране находились в составе батарей восьми образцов торпед. В случае войны понадобятся торпеды, а не серебро. В ходе боевой подготовки имеют место некоторые безвозвратные потери серебра вместе с практическими торпедами. Но они незначительны: не более 1,5 тонн в год. Каждая страна хранит запасы драгоценных металлов в таком виде, в каком считает нужным. Мы хранили серебро в составе торпедных батарей. Американцы – в токоведущих шинах на электростанциях: у серебра электрическое сопротивление чуть меньше, чем у меди. Ох уж эти американцы! Из всего умеют извлечь прибыль.

Когда батарея только разрабатывалась, предполагалась закупка серебра у друзей: Китая и Чили – основных поставщиков серебра на мировой рынок. Только началось производство укороченных батарей, как на всех свалилось форменное несчастье: в стране не хватает серебра. Как такое могло случиться? А вот так.

Поссорились с Китаем – дело дошло до вооруженного столкновения но острове Даманский. В Чили власть захватил генерал Пиночет. Новые руководители Китая и Чили отказались продавать нам серебро. Что делать? Осталось одно: переходить на хлорид меди. В 1980 году началась работа по замене в батареях для торпеды 2503 серебра на медь. Торпеда уже нужна в серии – лодки-то вот-вот начнут вступать в строй – а мы еще только начали изобретать для торпеды источник питания! А это новое производство, так как физические свойства хлоридов серебра и меди отличаются. А носитель торпед – первая лодка 3-го поколения – вступает в строй. Чем вооружать ее? Для нее других торпед, кроме разрабатываемой, нет. И торпеда принимается на вооружение в конце декабря 1980–го года с условиями:

– изготовления одного боекоплекта торпед с батареями на серебре;

– организации производственной базы по замене в батареях серебра на медь.

И министерство электротехнической промышленности принялось создавать базу.

Следует отметить, что УПВ ВМФ могло бы смягчить ситуацию с нехваткой серебра. Растянуть во времени процесс перехода с серебра на медь. Серебро было. Причем в распоряжении УПВ ВМФ. И в немалом количестве. Суть вопроса в том, что к батареям электрических торпед поставлялись запасные элементы в немыслимых количествах: для батарей торпед СЭТ-65 поставлялось 16 запасных элементов – это 10%. (за 10 лет эксплуатации торпед на ТОФ потребовалась замена одного элемента), для батарей торпед САЭТ–60М поставлялось 28 элементов – это 18%. (за 15 лет не был заменен ни один элемент) и т. д. Еще в 1975 году МТУ ТОФ вышло с предложением в УПВ ВМФ прекратить поставку элементов батарей в ЗИПе за ненадобностью. Поставка запасных элементов была прекращена. Трудно даже представить, какой величины рационализаторское предложение было оформлено. Только на ТОФ (остров Русский) мертвый запас серебра в ЗИПе составил около 80 тонн, а по ВМФ более 300 тонн. Хватило бы торпед на 700-800. Позже, году этак в 1991-ом, оно очень пригодилось деловым людям в МТУ ТОФ. Они распорядились им красиво, в духе времени.

Как бы то ни было, а медно-магниевая батарея родилась.

1983 год. Первые шесть торпед с медно-магниевыми батареями изготовлены и испытываются: две – на Черном море, четыре – на Северном флоте. Батареи подтвердили заданные по току и напряжению характеристики, была определена зависимость мощности батареи от температуры и солености воды, зависимость скорости хода от пройденной дистанции. Таким образом, вопрос с "мускулами" для торпеды был решен. Сила есть… но и ум торпеде нужен!

Стрельбы дали не только важные и ожидаемые результаты, но и совершенно неожиданные.

Неожиданность вторая (очень неприятная)

Аппаратура самонаведения зачастую не "видит" цель. Вот это новость! И очень, очень плохая!

Для торпеды УСЭТ-80 в качестве основы была взята аппаратура, ранее разработанная по другой теме (Ю. Г. Иванов). По техническим характеристикам она вполне подходила для УСЭТ-80. Нужно было согласовать ее с цифровым автоматом, органами управления, испытать ее на полигонах. (А. И. Тамбулатов, Д. П. Климовец, Арламенкова) Согласовали, испытали, по основной технической характеристике – радиусу реагирования (дальности обнаружения цели) – получили вполне приличный результат. Соответствующий техническому заданию. Получили… на Черном море, где километровые глубины. А вот стоило выйти в Баренцево море, как начались проблемы. Двухсотметровые глубины Баренцева моря – это вам не километровые глубины моря Черного. Да и скалистое дно, да и температурные скачки, а то и лед на поверхности. Помех – выше крыши. И в таких условиях торпеда часто "не видит" цель. Хотя выстрелов было и немного, но достаточно авторитетные члены комиссии ощутили величину валившегося на них несчастья. (Ю.Л. Корунов, С. М. Маневич). Быстро доработать аппаратуру самонаведения – не получится. Быстро – хорошо не бывает. Необходимость замены аппаратуры самонаведения на торпеде стала неизбежной. Это был лишь вопрос времени.

Тем временем началась боевая подготовка. Выполняются боевые упражнения, а торпеда не наводится на цель.

Командир соединения подводных лодок 3-го поколения Герой Советского Союза адмирал Егор Томко (в обиходе Егор Советского Союза), отправлял лодки на боевую службу с тяжелым чувством. О командирах лодок что и говорить. Зная, что торпеды не наводятся на цель, при выполнении боевого упражнения так расположил стреляющую лодку и цель, что промахнуться было невозможно. А торпеда все равно не увидела цель. И крупно возмутился. Адмирала вполне можно понять, его позиция непоколебима: торпеда обязана наводиться на цель. Не наводится? Так это проблема разработчика торпеды. А помог ему возмутиться практически постоянный член Государственных комиссий по приемке подводных лодок капитан 1-го ранга Геннадий Дементьев. Кандидат технических наук, он знал "болевые точки" в науке и нажал на них самым эффективным способом.

Приходящее обстоятельство: главный инженер разработчика торпеды А. Т. Скоробогатов затеял защиту диссертации на акустическую тему. На защиту был представлен доклад по совокупности работ по проблемам акустики в мелководных районах моря, в ледовых условиях, в условиях температурных перепадов в слоях воды и пр. Все достаточно солидно. Само собой, положительный отзыв от Военно-морского института. Ученые – в основном – свои люди. У таких высокопоставленных людей, как один из руководителей разработчика и соискатель ученой степени, не может не быть недоброжелателей. Да и нормально по делу были критически настроенные ученые. Но друзей оказалось значительно больше и защита в Военно-морской Академии прошла успешно.

Со стороны адмирала Е. Томко и капитана 1-го ранга Г. Дементьева "наезд" на торпеду и на соискателя был очень мощным. "Донос на гетмана-злодея" в Высшую Аттестационную Комиссию (ВАК) звучал так:

"Защищенный в ВМА им. Гречко доклад не может быть принят в качестве диссертации, так как результаты работ автора не нашли реализации в разработках "Гидроприбора": аппаратура торпеды УСЭТ-80 не подтверждает заявленных характеристик, а разработанная ранее аппаратура самонаведения торпед СЭТ-65, СЭТ-72 не обладает новизной технических решений."


И ВАК предложил провести повторную защиту доклада на ученом совете при ВВМУРЭ им. Попова А. С. Защита состоялась. Но в "жюри присяжных" были уже другие ученые. Голосование было дружным и единогласным: все 15 шаров одного цвета: черного. Известно, где начинается акустика, там кончается наука. Объясняя научно, "бывает".

А что же Военно-морской институт? Куда смотрели и как смотрели? Как смогли оказаться в такой неприглядной ситуации? А вот так. В военно-морском институте был специальный отдел, наблюдавший за разработкой систем самонаведения в промышленности. Возглавлял отдел капитан 1-го ранга Смертин Борис Александрович. Это ему пришлось нести не уголовную, конечно, а моральную ответственность за все неудачи, связанные с разработкой систем самонаведения. Борис, конечно, знал истинное положение дел с аппаратурой самонаведения для торпеды УСЭТ-80. И чтобы, на всякий случай, не нести и уголовную ответственность, по достижении пенсионного возраста немедленно уволился в запас. А когда в дело вмешалась прокуратура, Борис уже два года был "не при делах". Знала кошка…

Главный акустик Торпедного управления доктор технических наук Разов А. К. При нем три кандидата. Доктор держался всегда солидно. Поначалу, как водится, испытания одной из новых систем самонаведения на Балтийском море были неудачными. В комиссию по испытаниям от Военно-морского института был назначен капитан 3-го ранга Христофоров. Нормальный офицер. Любители подначек на собраниях, случалось, с невинным видом говорили так: "А чего это там один неученый Христофоров? Что он может? Доктору Разову не худо бы со своим научным авторитетом разобраться, в чем там дело". Ученые не решались призвать к порядку шутников. А самым "крутым" из шутников оказался председатель комиссии по проверке секретного делопроизводства капитан 2-го ранга Журавский, который огласил акт проверки: "А у доктора Разова нет не только ни одной рабочей тетради, но нет даже секретного чемодана". После чего секретный чемодан был заведен немедленно. А вот тетради – что-то не припоминается. Так что, науку можно двигать вперед по-разному. Реального вклада в разработку систем самонаведения в 70-х – 80-х годах ученые Военно-морского института не внесли. Писали какие-то НИРы, отчеты, заключения. И на том спасибо. А смотрели туда, куда показывали. А показать разработчики могли только то, что имели: результаты работ на Черном море.

А что делать? Подтянуть аппаратуру самонаведения до заданных техническим заданием характеристик? Защитить от вылезших со всех сторон помех? Это годы работы и многие десятки – а может быть и сотни – выстрелов в северных и дальневосточных морях. В короткий срок – нерешаемая задача. В короткий срок можно только заменить аппаратуру на такую, какая есть, хотя и с меньшими техническими характеристиками. А потому: быть посему! Такое решение принимает руководитель ЦНИИ "Гидроприбор" Р. В. Исаков. Как временная мера, это вполне приемлемое решение. И это вовсе не помеха продолжению работы с аппаратурой: было бы финансирование и хорошее обеспечение работ на Севере и Дальнем востоке. А вместо продолжения интенсивной работы с аппаратурой разработчики опустили и руки и головы: в конце 80–х годов прекратилось финансирование всех работ.

Неожиданность третья (тоже очень нехорошая: вечный сбой)

Торпеда УСЭТ-80 так же, как и подводная лодка, разработка 3-го поколения. Для нее разрабатывался "мозг": бортовая вычислительная машина под названием "цифровой автомат". Любая новая разработка так вот сразу никогда не бывает совершенной. Вспомните первые пушки, самолеты, автомобили…

Для цифрового автомата потребовалась современная элементная база. Она уже была у ракетчиков: микросхемы. Для одинакового объема перерабатываемой информации логические устройства на микросхемах были в несколько раз меньше, чем аналогичные на лампах, реле и транзисторах. Для торпед весьма существенно.

Началась работа. Конструкция (Манусевич Л. Г., Аникин С. С., Кожин Цветков Л.С.), алгоритмы и программы (Гурьянов В.Н., Гохберг Н.А.), испытания в лабораториях института. 5-ый вариант исполнения показался приемлемым. Испытали на торпеде. Сбои в работе. Работа продолжалась. 15-ый вариант исполнения: кажется, годится. На торпеду его! И снова сбои в работе. Откуда они берутся? Анализ (С. М. Маневич) показал, что источником помех в работе цифрового автомата является… сама торпеда! Сила тока в токоведущих шинах от батареи к двигателю более 2000 ампер! Мощность двигателя более 300 киловатт! Искрение на коллекторах очень не маленькое! Мощное импульсное излучение. А чувствительные микросхемы – как Восток! – дело тонкое! Что делать? Защищать цифровой автомат от помех и дальше, что же еще? (Г.М.Сорока, Л.С.Цветков). Все технические решения по защите ЦА от помех нужно проверять стрельбами на полигоне. Работа продолжалась. Методом проб и ошибок. Наилучший вариант исполнения ЦА имел номер 28. К такой работе: разработать, изготовить, испытать 28 вариантов исполнения ЦА надо отнестись с уважением.

А у американцев что? Тоже так или как-нибудь иначе? У этих янки все не так, как у добрых людей: у их торпеды Mk-48 тепловой двигатель. Электрических агрегатов – разве что генератор для питания приборов торпеды. Это мощность порядка 1,5 – 2 квт. Какие уж тут помехи?
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +16
    21 декабря 2013 09:05
    Каперангу Бозину Л.М. мое искреннее уважение за прямолинейность, мужество и отсутствие трусости.
  2. +8
    21 декабря 2013 09:17
    Только на ТОФ (остров Русский) мертвый запас серебра в ЗИПе составил около 80 тонн, а по ВМФ более 300 тонн. Хватило бы торпед на 700-800.
    Так вот они где, ЗАКРОМА РОДИНЫ. belay
  3. Su-9
    +3
    21 декабря 2013 09:31
    Статья - класс. Так а как с торпедой сейчас обстоят дела? Доработали? Как с новой УГСТ ситуация?
    1. Vovka Levka
      -2
      21 декабря 2013 14:13
      Цитата: Su-9
      Статья - класс. Так а как с торпедой сейчас обстоят дела? Доработали? Как с новой УГСТ ситуация?

      В статье ещё скромно все описано. И в многих других сферах ситуация была не лучше. Но зачем людям такие мелочи знать, главное мы впереди планеты всей.
    2. 0
      22 декабря 2013 20:23
      Да, чего-то не вспомнил про УГСТ и про МГТ(малогабаритная тепловая торпеда). С ними то "всё хорошо" вроде. Характеристики у них вполне достойные.
    3. Комментарий был удален.
  4. caxapob
    +8
    21 декабря 2013 11:21
    В 1983-1986 г.г. я работал технологом на заводе Уралэлемент. В нашем цехе делали биполи на основе хлорида серебра. А на нашем участке началось изготовление катодов из монохлорида меди. Выпускалось несколько типов. Строилось большое производство, но похоже так и застопорилось все при Горби. А самое мощное изделие 561М-II предназначалось под ядерную боеголовку.
  5. vanaheym
    +11
    21 декабря 2013 11:28
    Практически все запасы серебра в стране находились в составе батарей восьми образцов торпед. В случае войны понадобятся торпеды, а не серебро. В ходе боевой подготовки имеют место некоторые безвозвратные потери серебра вместе с практическими торпедами. Но они незначительны: не более 1,5 тонн в год. Каждая страна хранит запасы драгоценных металлов в таком виде, в каком считает нужным. Мы хранили серебро в составе торпедных батарей. Американцы – в токоведущих шинах на электростанциях: у серебра электрическое сопротивление чуть меньше, чем у меди. Ох уж эти американцы! Из всего умеют извлечь прибыль.

    Как то странно. Россия находится на первом месте в мире по количеству разведанных запасов серебра и на пятом - по добыче. Только на "Дукате" разведанные запасы составляют что то за 14000 тонн. Как все запасы серебра СССР мобли быть в 8 торпедах весом по 2 тонны - не могу понять.
  6. +10
    21 декабря 2013 11:47
    Мы хранили серебро в составе торпедных батарей
    Не только в торпедах.
    ДЭПЛ проекта 651 изначально разрабатывлись под серебренно-цинковые батареи. После ухудшения отношений с КНР и прекращением поставок серебра, пришлось переходить на свинцовые батареи. В связи с этим ТТХ лодок резко снизились.Для повышения боевой эффективности дизельных субмарин пр.651 было предложено устанавливать на лодки минни-реактор. В 1985 году на из лодок это проекта была установлена вспомогательная ядерная энергоустановка. Реактор установили в хвостовой части лодки, вне прочного корпуса. Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. Применения ядерной установки позволило существенно увеличить время подводного хода. В серию ядерные миниреакторы не пошли, но эта разработка так и осталась уникальной.
  7. coserg 2012
    +2
    21 декабря 2013 14:51
    Спасибо автору,все по делу и без залихватских выбриконов!
  8. Махра
    +1
    21 декабря 2013 17:10
    Тяжёлая правда.
  9. +3
    21 декабря 2013 18:55
    При проектировании блоков управления могли быть допущены типичные ошибки,свойственные теоретикам.Наверняка при выборе микросхем они руководствовались справочником по микроэлектронным компонентам и выбрали кажущиеся им самыми современными микросхемы,сделанные по КМОП-технологии с полевыми транзисторами на входах(которые ужасно боятся наводок).Теоретики обычно плохо представляют реальные условия эксплуатации,а всю теорию в полном объеме тоже не помнят.При подключении большого тока на индуктивную нагрузку в силовых цепях генерируется ЭДС самоиндукции с амплитудой,в сотни раз превышающей напряжение питания устройства.Даже гальваническая развязка по цепям питания может оказаться недостаточной при наличии больших токов и ограниченного пространства.Такое явление трудно обнаружить,т.к. импульс ЭДС короткий по времени и не на каждом осциллографе можно увидеть такого типа синал.
    1. +1
      21 декабря 2013 20:07
      извините,но думаю многим,в в том числе и мне,будет трудно понять ваши техвыкладки.можно попроще.
      1. +1
        22 декабря 2013 01:37
        При включении электродвигателя(и выключении тоже)в его катушках вырабатывается электрический импульс высокого напряжения.Вспомним автомобильную катушку зажигания.К ней приложено напряжение 12-14 вольт.При размыкании контактов прерывателя в этой же самой первичной обмотке вырабатывается импульс противоЭДС напряжением около 600 вольт-и это при токе 9-10 ампер.Чем больше ток,тем мощнее будет этот импульс.Контакты прерывателя автомобиля поэтому шунтируются конденсатором,иначе на них будет возникать искра и они быстро сгорят.В торпеде происходит то же самое,только мощности в ней во много раз больше.Скорее всего во время включения ходового электродвигателя выходили из строя блоки управления.
  10. 0
    21 декабря 2013 18:59
    Статье +.
    Но, если подобное (не говорю о технических и организационных проблемах, коих всегда с избытком) творилось в научно-военном мире тогда (два-три десятка лет назад), то чего ожидать сейчас, после "коммерциализации всей страны"? Вот где "собака порылась". Мозги и научную школу за деньги не купишь.
  11. Quaric
    +4
    21 декабря 2013 23:21
    Даже для лодок 3-го поколения всякие САЭТы, УСЭТы были как неудачная попытка замены тепловых торпед. Весь этот хлам списан лет пятнадцать назад.. Читаешь статью и становится грустно, навивается мысль об отсталости Российского ВПК (наверно так задумано), хотя проблемы (детские болезни) описанные автором давно и с успехом решены. А новые российские торпеды ничем не уступают американским аналогам. Та же УГСТ с 2002 года поступает во флот.
    1. 0
      22 декабря 2013 01:04
      Цитата: Quaric
      А новые российские торпеды ничем не уступают американским аналогам. Та же УГСТ с 2002 года поступает во флот.

      В ноябре 2010 была статья за авторством
      Глеб Тихонов - начальник научно-производственного комплекса, главный конструктор торпедного направления; ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
      Валентин Шехин - начальник сектора, бывший начальник отдела ССН торпед (1988–1999); ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»
      Юрий Бухалов - главный специалист; ОАО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»

      где говорилось
      работоспособность ССН этой торпеды [УГСТ], по нашему мнению, пока оставляет желать лучшего


      Ситуацию с УСЭТ-80 не напоминает?
      1. -1
        13 января 2014 20:13
        Цитата: Незнайка
        Ситуацию с УСЭТ-80 не напоминает?

        Не напоминают.
        Господа брехуны далее вполне получили по сусалам.
    2. -1
      13 января 2014 20:14
      Цитата: Quaric
      Та же УГСТ с 2002 года поступает во флот.

      разумеется
      особенно с учетом того что она в юбилейном издании МТТ в 2007г. только ГИ прошла

      "чего их басурман жалеть" ...
  12. +1
    22 декабря 2013 19:37
    Да... Вообще этот текст, с одной стороны можно сразу посылать в ГенПрокуратуру РФ, особенно по поводу 80тонн серебра (и по поводу того, а как утилизируется серебро батарей списанных лодок и торпед), а с другой стороны, такова цена всяких хайтековских разработок - даются дорого и не с первого раза.
    1. 0
      22 декабря 2013 20:19
      Главой ранее из той же книги http://flot.com/publications/books/shelf/torpedolifeessays/56/

      И тут началась такая "перестройка", а позже и контрреволюция, что только держись. Какие уж тут торпеды! Денег ни на что, кроме воровства, не осталось. "Гарант" конституции призвал к управлению страной "молодых и талантливых", которые отдали страну на поток и разграбление. Делом чести доблести и геройства стала масштабная "прихватизация". Эпидемия воровства не обошла стороной и нашу службу.

      Начальнику торпедного отдела одного из Минно-торпедных управлений флотов работники прокуратуры надели стальные наручники прямо в кабинете. Так он и проследовал в машину, комфортом весьма отличающуюся от легковой. При его участии украли одну серебряно-цинковую батарею: что-то около ста килограммов серебра. Ну, кто в наше время крадет одну батарею? Украли бы штук 100, всем бы хватило. И не стальные наручники, а браслет из благородного металла золота, а то и – подымай выше! – из платины с часами от "Картье" или "Сейко" украсили бы его левую руку. Забыл он старую истину: "любить – так королеву, воровать – так миллион". Как-то отвертелся от тюрьмы. Может, на это и одной батареи хватило?

      Вот во Владивостоке это было обставлено солидно и законно. Одна из Владивостокских газет году этак в 1992 опубликовала статью. Серебро, содержавшееся в ЗИПе батарей (порядка восьмидесяти тонн), было сдано по назначению. Получены деньги. Очень не маленькие. Получатель денег (и не только за серебро) с подачи достаточно высоких начальников разместил эти деньги в Первом Приморском коммерческом банке под 0% годовых, когда инфляция была 20% в месяц. Через некоторое время банк рассчитался. Ясно, чем. А там: одна батарея. Мелко плавают. С размахом надо работать. Тогда и наручники не понадобятся.
  13. 0
    22 декабря 2013 20:23
    "Не всё в порядке в нашем торпедном королевстве" belay Мне, как инженеру САУ торпед по специальности в прошлом, уже далеком. - Печально.
  14. Тамбовские мы...
    0
    22 декабря 2013 20:57
    В 1986-1989 годах, на Ростсельмаше, в Ростове-на-Дону, проходила грандиозная модернизация промпроизводства. Фирма "Кука" ФРГ, поставляла линии робототехники для сварочных конвеерных работ - сварка подмоторной рамы новых комбайнов "Дон-1500", сварки элементов кабин, для тех-же комбайнов(я не говорю уже о новейших советских плазморезах для уничтожения брака и тем более о раскроечных немецких стендах на основе водородных резаков), и...одновременно рушились старые цеха, которые производили железки для старых комбайнов "Нива". А в электрооснащении тех цехов была куча всевозможных переключателей-выключателей и всяких коммутирующих устройств, напичканных по старым советским ГОСТам контактами из технического серебра. Если бы, вы видели, какие это были контакты... Серебра Советский Союз тогда не жалел, даже, не задумывался, что оно есть и его надо экономить...
  15. polkownik1
    0
    22 декабря 2013 21:45
    У специалистов, даже очень хороших, есть одно общее качество. Сказали им - делать батарею 2м.60см. - они зациклятся, умрут на работе, но будут делать такую батарею. Ещё Козьма Прутков говорил: "Специалист подобен флюсу". Я - авиатор. За свою лётную военно-испытательную жизнь запустил по мишеням более 40 авиационных управляемых ракет. В них уже давно нет никаких аккумуляторов; энергией всю электрику обеспечивают маленькие и лёгкие пороховые аккумуляторы давления (ПАДы). Горит не спеша пороховая шашка, выхлопные газы крутят турбинку, а та - генератор. Конечно, торпеда идёт к цели дольше, чем ракета; но в торпеду можно свободно поместить ПАД гораздо больший. При этом он будет весить всего килограммов 10 - 15... Это не рацпредложение, я далёк от мысли поучать конструкторов :))) Просто размышления на тему о том, что у нас межведомственные барьеры и секреты больше мешали делу, чем сохраняли военные тайны. Примеры мы все знаем.
    1. 0
      22 декабря 2013 22:19
      Уважаемый polkownik1, причину почему выпускали дорогущие электрические торпеды вместо тепловых (как американская Мк-48) описал Колядин в "Записках военпреда"
      http://topwar.ru/28188-direktor-cnii-gidropribor-protiv-ekonomista-nachalnika-4-
      glavnogo-upravleniya-msp.html


      У автора тоже есть
      Да и торпеда получилась невероятно дорогой. Батареи первых торпед содержали полтонны серебра каждая. Впрочем, для Главка это – красота, кто понимает! Система оплаты работы заводов была следующей: на все составные части торпеды, получаемые по кооперации от заводов – смежников, головной завод автоматически "накручивал" 20% их стоимости в свою пользу. Идеальный вариант: самому не делать ничего, а только соединить все полученное воедино, да проверить в сборе – и 20% стоимости ваши! На одной только батарее одним росчерком пера "накручивается" 20% ее стоимости. А стоит батарея примерно в два раза больше, чем содержащееся в ней серебро. Выгрузил из вагона присланную батарею – и стоимость 200 кг серебра твоя! Чем товар дороже, тем он лучше! Для Главка, естественно. А если товар и не лучше, так все равно надо сделать его дороже! И делали. Запросто! Завод в Алма-Ате изготавливал контейнеры для торпед. Стоили две тысячи рублей штука. Так начальник 4-го Главка прекратил производство контейнеров в Алма-Ате и организовал их производство в городе Петропавловске-Казахстанском. И продавал их Военно-морскому флоту (УПВ) уже по пять тысяч рублей. И УПВ платило! Четыре пустых металлических чехла стоили дороже, чем сложнейшее техническое изделие: торпеда! В те времена лозунги типа "Экономика должна быть экономной" были в ходу, но действовали в пределах партийных собраний. Конец собранию – лозунги забыты.
      1. polkownik1
        0
        22 декабря 2013 22:55
        М-да-а-а-а....Причина истинно российская. Жаль. Кстати, ещё пару слов о ПАДах. Мы запускаем наши реактивные авиадвигатели при помощи сложных турбостартеров. Это небольшой реактивный двигатель, который, визжа на оборотах 80000 в минуту, через редуктор раскручивает ротор запускаемого основного двигателя. После запуска отключается и далее мы возим с собой эту тяжёлую и более не нужную железку. Американы уже лет 50 запускают свои двигатели именно ПАДами. Представляете разницу ? Механик вставил в устройство пороховую шашку размером с консервную банку - и всё. Её мощности хватает, чтобы раскрутить через турбинку-редуктор тяжеленный ротор ТРД до оборотов запуска, а это около 3000-4000 в мин. Полагаю, такая штука могла крутить вал винта торпеды без всяких генераторов - электродвигателей. Правда, серебро уже не украдёшь :)))
  16. 0
    23 декабря 2013 13:21
    Цитата: polkownik1
    Мы запускаем наши реактивные авиадвигатели при помощи сложных турбостартеров. Это небольшой реактивный двигатель, который, визжа на оборотах 80000 в минуту, через редуктор раскручивает ротор запускаемого основного двигателя. После запуска отключается и далее мы возим с собой эту тяжёлую и более не нужную железку. Американы уже лет 50 запускают свои двигатели именно ПАДами. Представляете разницу ? Механик вставил в устройство пороховую шашку размером с консервную банку - и всё. Её мощности хватает, чтобы раскрутить через турбинку-редуктор тяжеленный ротор ТРД до оборотов запуска, а это около 3000-4000 в мин.

    То бишь отсутствие шашки размером с консервную банку, делает изделие стоимостью в миллионы, грудой бесполезного железа ?
  17. -1
    23 декабря 2013 16:55
    Так что на российском флоте нет нормальных торпед? Вот так да-а-а! В советские годы не успели довести и уж теперь и подавно это безнадежно сделать ... Вот результат АПЛ со стратегическими ракетами "Булава" нету ... подводных лодок с простыми торпедами - нету ... И как вообще страна собирается защищаться? А никак ... "эфективные менеджеры" защитият своей грудью ...
  18. Rotmistr8892
    0
    28 декабря 2013 19:36
    Как всегда затравлена уйма денег а на выходе ноль
  19. gunnerminer
    0
    19 января 2014 10:03
    К сожалению торпеда УСЭТ-80 не пошла.